ШБК 1.6.7

Книга 1, том 6, глава 7


Встреча с Шукадевой

Нет убедительнее убеждённых



ШБК 1.6.7.1

Книга 1, том 6, глава 7, статья 1

Мукта самаста сангах


.1. Мы можем освободиться прямо сейчас. Мукта, значит освобождённый. Санга – это общество. Пока мы находимся в обществе, на нас влияет чужое присутствие, привязанность и отвращение. Живя в миру, общаясь с мирскими людьми, мы можем часто чувствовать, как опутываемся их сетями помимо нашей воли. Освобождение, значит просто выйти из этого общества, подобно тому, как сделал Парикшит, строго нацелившись на Кришну.


.2. ШБ 1.19.7.

«Итак, царь, достойный потомок Пандавов, решился раз и навсегда обосноваться на берегу Ганги, чтобы поститься до самой смерти и вручить себя лотосным стопам Кришны, который один способен даровать освобождение. Так, освободившись от всевозможных связей и привязанностей, он дал обеты мудреца.»


.3. Мы должны понять эти два элемента чистого Кришна-бхакти. Они взаимосвязаны.

дадхау мукундангхрим ананйа-бхаво

Вручил себя стопам Мукунды в неуклонном духе

муни-врато мукта-самаста-сангах

Мудреца обетом освободился от всего общения

Неуклонная бхава по Кришне порождает оставление всех связей, кроме связи с ним. Особенно это резонно в материальном мире. Даже потомку Пандавов во многом превосходящему других, тут нет места. Его в кали-югу готовы проклясть за любой пустяк. Поэтому Кришна-бхакта должен оставить это общество и посвятить себя Кришне так, чтобы не отклоняться. Т.е. нужно перестать обожествлять значение сообществ для себя, значение отдельных других божеств и лидеров, всех, кроме Кришны.


.4. Нужно постоянно себя занимать чем-либо для Кришны. Обеты бхакты заключаются в том, чтобы исключить излишнее мирское общение или примитивно-религиозное на основе тела. Мы должны быть заняты приготовлением еды для Кришны, шитьём одежд, строительством дома Кришне, зарабатыванием денег для различных проектов в служении своему алтарю. Мы должны знать, что как только мы отвлечём ум от такой ананья-бхавы по Кришне, Майя воспользуется его податливостью и уведёт в сторону.


.5. Те или иные общественные лица или гуру будут пытаться увести, очень тонко подражая чистому Кришна-бхакте. Но, в конце концов, выяснится, что это было майей, когда всё притворство иссякнет. Идолы их самодержавия окажутся мнимыми. Мы снова останемся у разбитого корыта наших неразвитых отношений с Кришной и поймём, что вместо служения им нам стоило служить ему, не реагируя на обусловленных божков, жаждущих его места либо индивидуально, либо коллективно. Нужно понимать, что даже если некий идол не желает сам быть вместо бога, прабхупадисты вокруг него предпочитают сделать его таковым, поскольку так они самоутверждаются. Только и всего. Дело не в истине, а в том, как самоутвердится в противовес Кришне, которому они завидуют. Так возникают религии множеств полубогов и множеств гуру. Так что, взвесив это, мы должны готовиться к мукта-самаста-сангах - оставлению всего религиозного общения.


.6. Искусственное отречение не выйдет. Душа деятельна. Мы должны всё просто полноценно направлять на Кришну. И начинать нужно с того, чтобы регулярно слушать о Кришне самом. Должно быть прославление, попытки петь. Потом должно быть выражение почтения и служение. В первые годы меня занимали в служении с утра до ночи. Я еле успевал дочитать круги джапы. Потом я занимался служением на алтаре напропалую, но уже по своему влечению и вкусу.


.7. Я старался использовать всё, чтобы увлечься Кришной. В том числе я стал писать стихи о Кришне, писать статьи, играть на музыкальных инструментах, ставить спектакли, готовить, убирать храм. Дел было очень много. Однако, некая напряжённость и недоверие коллектива постепенно уничтожили весь мой запал т.к. я надеялся разделить свои чувства с ними. Этого необязательно было желать. Майя просочилась из-за такого сообщества так называемых старших бхакт и нанесла мне урон.


.8. Это не было мукта-самаста-сангах, когда я оказался зависимым от них и те расшатали моё доверие к процессу Кришна-бхакти лживыми обещаниями. Надо понять, что общество бхакт так же беспокойно, если не больше, чем мирское. Кто-то в иллюзии уверяет, что это не так. Но почему тогда надежды все разбиты? Вот и Парикшита надежды все разбиты таким обществом брахманов. Он пришёл уединиться и думать о Кришне остаток дней. Он не стал слушать брахманов, не избрал ни одного из них своим учителем. Он избрал не прошедшего обрядов и посвящений Шукадеву т.к. он был свободен от мирской религиозности.



ШБК 1.6.7.2

Прощение через первоисточник


.1.  «По вере вашей да будет вам.» - так говорил Христос. И я согласен с ним. Если человек не верит, что Кришны достаточно, чтобы очиститься, он не очистится. Если он полностью убеждён, то одного взгляда Кришны или имени достаточно, чтобы сердце избавилось от всех грехов. Кришна отвечает так, как к нему относятся.


.2. ШБ 1.19.7.ком.

«Кришна - первоисточник принципа Вишну-таттвы, и потому, если человек находит прибежище у его лотосных стоп, он может освободиться от всех грехов, в том числе и от такого оскорбления, которое царь нанес брахману. Поэтому махараджа Парикшит решил медитировать на лотосные стопы Шри Кришны, Mукунды - того, кто дарует любое освобождение.»


.3. Я считаю, что оскорбления, нанесённые бхактам, смываются только развиваемыми в бхакти Кришне качествами любви. Когда мы сможем петь Харе Кришна в экстазе, все наши оскорбления будут нейтрализованы. Таков метод. Так или иначе, сам Кришна дарует освобождение от всех печатей греха. В это надо твёрдо верить. Прабхупада сам признаёт, что оскорбление брахмана смылось в решительности Парикшита посвятить себя Кришне. Итак, бхакти отстраняет от страха и страданий.


.4. Кришна говорит, что все грехи может отстранить от бхакты вручающего себя ему одному. Такова его особая милость. Йогам обычно нужно самим устранять грехи аскезами, т.к. пытаться быть богом. Но бхакте нет нужды стараться, т.к. все последствия устраняются пожеланием Кришны. Он может это делать мгновенно. Как только мы с готовностью служить вручаем себя Кришне, наших грехов более не существует, их кремировали в печи веры наши горячие отношения с Кришной.


.5. Даже если бхакта падает, это более не является его проблемой, т.к. он вручил себя Кришне. Кришна, желая воспитывать высшие качества, сам имитирует его плохую карму, чтобы тот ещё больше предался ему. Так в случае с Парикшитом, эти качества бхакты проявились в полную силу лишь в кризисе.



ШБК 1.6.7.3

Неудачники в Кришна-бхакти не проигрывают


.1. Ранее я не понимал, как же можно пасть и оставить служение Кришне. Люди во множестве покидали храм и не возвращались. Я не находил времени осмыслить их боль разочарования. Но теперь я убедился, как сложна жизнь в материальном мире, что тебя может выбить из колеи минутная слабость так, что ты более не сможешь остаться в обществе бхакт. Вот у тебя было всё и вот уже ничего через минуту т.к. ты сорвался и назад дороги нет т.к. проклятия не позволяют более верить в общество.


.2. ШБ 1.19.7.ком.

«Условия материального мира таковы, что заставляют человека вольно или невольно совершать грехи, и лучший тому пример - сам махараджа Парикшит, которого все знали как безгрешного и праведного царя. Но и он стал жертвой нанесенного им оскорбления, несмотря на то, что всегда стремился избегать подобных ошибок. Так он был проклят, но поскольку он был великим бхактой всевышнего, даже такие превратности судьбы обернулись для него благом.»


.3. Мы не сможем избежать случайных грехов и слабостей проявляющихся сквозь наше несовершенное тело. Скользко – вот мы и падаем. Если не телесно, то ментально. Многое толкает нас в волнах гун природы. Где-то устанем, где-то потеряем контроль над праведным гневом. Где-то будем прокляты и повержены. И бхакты бога не исключения в этом. Тело подвержено влиянию гун природы, даже тело великих бхакт.


.4. Пока они с Кришной, то конечно, их невозможно повергнуть. Но Парикшит был повергнут не в служении Кришне, а на охоте. Арджуна после ухода Кришны тоже был повергнут, когда попытался вместо Кришны защитить его жён.


.5. Мы должны понять, что мир бхакт не идеален, когда он вне Кришны. Там есть всё. Сомнения, обиды, гордость, иллюзия, страсть, упрямство, ложь, двуличие, слабость, стяжание. Но... Бхакты вручают себя Кришне всё равно. Расходятся, но всё равно предаются ему. Так, даже неудача приносит им благо.



ШБК 1.6.7.4

Отлучение от греха


.1. Невольно, значит, когда мы не нашли в себе силы воли оставить грех. Например, наговорили на кого-то плохо в чувствах. Потом раскаялись. Одумались. Такое бывает. И если мы так служим Кришне, одумываясь в своих действиях, которые возможно не лучшим образом выпали на нашу долю, то Кришна стирает их, позволяет нас прощать и не замечать неказистости, как при видении сквозь пальцы. Вроде бы они есть, но Кришна делает вид, что их не видит, пока мы привязаны к нему. Именно это позволяет остаться в прибежище Кришны и попытаться ему служить.


.2. ШБ 1.19.7.ком.

«Принцип заключается в том, чтобы по собственной воле не совершить в своей жизни ни одного греха и постоянно помнить о лотосных стопах всевышнего, не отвлекаясь ни на что другое. Только в том случае если бхакта настроен подобным образом, всевышний поможет ему постепенно двигаться по пути освобождения и достичь своих лотосных стоп. Даже если бхакта и совершает невольно грехи, всепривлекающий спасает предавшуюся ему душу от всех грехов, что подтверждается во всех писаниях.»


.3. Принцип закрытия глаз на грехи сформулирован Кришной в Бхагавад-Гите так:

Сарва дхарман паритйаджа мам экам шаранам враджа

Ахам твам сарва папебхйо мокшаишйами ма шучах

Все религии оставь. Мне одному предайся, придя.

Я твоих всех грехов освобождение. Не беспокойся.


.4. Последовательность действий очевидна. Сначала мы должны отречься от чужеродного общения, отмести от себя всё, стать свободным от религиозного страха и неудовлетворённости. Затем подойти к Кришне и сосредоточиться на нём всеми чувствами, сделать его центром или источником своей жизнедеятельности. Это называется шаранам, прибежищем.


.5. Некоторым кажется, что отречься, значит обрубить все свои склонности чувств. Некоторые думают, что отречение – это некое обручение с системой варн и ашрамов, в том числе и принятие гуру. Но так не получится. Нужно изменить объект своих чувств. Чтобы не совершал, делай это как подношение Кришне и тогда ты будешь свободен от рабства греха. Уже существующее нужно посвятить Кришне, а не пытаться следовать чужеродному долгу. Наслаждаясь отдельно от Кришны, мы страдаем, но получая его милость, мы не просто наслаждаемся, мы уже служим Кришне. Грех, это воровать у Кришны, а получать его милость – это не грех. Грех – отказаться от милости, неумение извлекать милость Кришны – грех. И когда эту милость извлекать не удаётся, бхакта отрекается.



ШБК 1.6.7.5

Обман смирением


.1. Хорошо сказано. Шираса ваванде, значит склоняя голову к земле. Парикшит кланялся всем, не только чистым бхактам. Зачем, если он решил посвятить себя только Кришне, выражать почтение тем, кто склонен выгораживая что-то своё, игнорировать бхакти? Ведь было сказано, что он оставил общение ради неё. Что же это за оставление общения, если приходится кланяться тем же брахманам, род которых так подвёл царя?  


.2. ШБ 1.19.11.ком.

«Земные поклоны, демонстрирующие почтение к высшим, -  это замечательный обычай, трогающий почитаемого гостя до глубины души и заставляющий его чувствовать себя обязанным. Даже закоренелый оскорбитель прощается благодаря одному этому, и махараджа Парикшит, хотя его и почитали все собравшиеся риши и цари, приветствовал этих знатных людей в такой смиренной манере, чтобы получить прощение за любое оскорбление. Обычно на последней ступени жизни каждый благоразумный человек смиренно следует этому обычаю, чтобы перед уходом получить прощение. Так махараджа Парикшит попросил у всех благословить его на возвращение домой, обратно к богу.»


.3. Это смирение было попыткой не приносить никому беспокойств в таком контингенте людей, которые прилипли к Парикшиту. Все они жаждали его почитания и стремились, чтобы он признал именно их церковь. Ведь от этого зависело бы, какая религия стала бы государственной. Если бы Парикшит предался их религии, то это было бы неплохим козырем, которым можно манипулировать другими. Мол, посмотрите, такой великий царь стал слугой нашего гуру…


.4. Мой бывший гуру так и поступал. Встречаясь с известными людьми, он затем использовал в свою пользу малейшее их признание, зачастую подтасовывая факты. Мне, только в непосредственной близости удалось это определить. Затем он говорил, что проповедовал академикам, множеству профессоров и социологов. Но я прекрасно понимал, что те парировали его учение, что он скрывал естественно. Он никого из них не сделал бхактой. Просто используя дипломатию, он с ними фотографировался, а затем писал под фотографиями что хотел, набивая себе цену. Поэтому, быть предвзятым, выдавая некие авансы, довольно опасно. Очень много обмана.


.5. Чистый Кришна-бхакта должен стать нейтральным, как Джада Бхарата, не различая ни высших, не низших. Соответственно он не принимает гуру. Если Кришна – корень всего, а у Ганги собрались тысячи мудрецов, нужно выразить им всем почтение через стопы Кришны. Достаточно было поклониться сверхдуше в своём сердце или божеству Кришны, и потому не отвлекаясь продолжать целенаправленно развивать Кришна-бхакти. Кришна говорит, что его бхакта более ничего никому не должен. Это – высшее понимание, позволяющее ревностно относиться к служению ему. Все религии можно оставить и принять исключительными отношения с Кришной.  


.6. Но если мы допустим пренебрежение каким либо человеком или гуру, тот устроит массу неприятностей, чтобы прервать нашу медитацию. Так было всегда. Дурваса муни пытался выбить из медитации Амбариши, не оказавшего ему почтения, Дакша Шиву, Хираньякашипу Прахлада. Поэтому, некоторая формальная обходительность помогает предотвратить лишние беспокойства в среде мнимых божков. Кришна так и поступает, формально выражая больным брахманутостью почтение. Фанатичное же отречение, с надменным холодом, как мы видим в случае с Парикшитом, что счёл транс Шамика риши оскорблением, оказалось причиной больших раздоров.


.7. Смирение часто избавляет от необходимости общаться с мудрыми дураками, мудха мате. Но Кришна и Кришна-бхакта выказывает его в качестве милости, а не некого признания себя ниже. Если Кришна почитает Шиву, это не значит, что это – истина. Просто Шиву лучше не злить. Вот Кришна и выражает ему почтение. Ради мира. Но выразив почтение, он сам не общается с ним долго, как он склонен общаться с обычными бхактами. Шива получает небольшой даршан иногда, когда требуется его поддержать в спокойствии. Но с простыми бхактами Кришна живёт и свободно общается.


.8. Поэтому смирение меня сильно оскорбляет, не менее, чем гордость. Только если человек общается на равных, мне приятно разговаривать. Я понимаю, что если человек благоговеет, он блокирует своё доверие ко мне, старается избегать единства. Многие знают тайну смирения. Вам никогда не скажут нет, сохраняя почтительность, но все их поклоны могут быть обманчивыми. Они просто боятся сказать вам нет. Такие отношения не стоят ни гроша. Когда я заметил, что бывший гуру добивается именно этого от учеников, я отрёкся от него. Стало невозможно задавать вопросы, т.к. тот норовил запугивать. Я долго терпел, обходя конфликт, а потом сломался.


.9. Он пренебрёг мной, пытаясь заставить играть в уже известные мне игры лжи. Я взамен осуждаю таких гуру и я не единственный так называемый оскорбитель таких предвзятых деятелей. Есть массу людей, кого обманули и кому наплевали в душу, презрев любопытство, непосредственное развитие и даже бхакти. После такого обращения остаётся только проклинать в ответ и расчищать себе спёртый воздух молниями. Невозможно нормально себя чувствовать в обществе, в котором нет элементарных свобод. Поэтому в результате будет такое или смиренный суицид. Смирение – это суицид личности.


.10. Парикшит отрёкся в преддверии смерти, но желая благословений извне, вынужден был всё же взаимодействовать с мудрецами. Он хотел, чтобы все они благословили его на возвращение к богу. Однако, мне известно, что ни гуру, ни полубоги не давали свои благословения просто так. Их приходилось отрабатывать, заслуживать. Однако, единственный, кто действительно ответственен за наше возвращение к богу, это – бог. К чему маскарад, по взаимодействию с теми, кто мнит себя стражей Вайкунтхи? В третей песне мы увидим, как мнение стражи Вайкунтхи и Вишну расходятся. Из-за этого те и оказываются в материальном мире, чтобы и далее не пускать никого к богу за глаза.  


.11. Пренебрежение нашей верой не кончится от того, что мы всех победим. Лучше победить хитростью, иллюзией внешней победы. Не отождествляя себя с поражением, подаваемым на блюдечке мудрецам,  нужно погрузиться в Кришна-бхакти и отождествлять себя только с этой независимостью. Соответственно, если кто-то нападает на это отождествление, лучше выказать своё презрение смирением, обманывая таким образом нападающего. Это – своеобразное айкидо, победа не силой, а сачкованием с битвы. Податливое игнорирование просто опрокидывает все атаки. Так думают все сахаджии.


.12. Они не хотят тратить время бхаджана на борьбу с дураками т.к. она бесконечна. Вместо этого они жаждут общаться с Кришной. Поэтому они выражают дуракам формально почтение, могут поклониться какому-нибудь глупому гуру, саньяси, брахману и покидают их благополучно, живя своей чистой духовной жизнью.


.13. Мы не тело, но это не значит, что мы не Кришна-бхакты т.к это Кришна-бхакти  связано с телом. Люди видят только тело и судят по нему о Кришна-бхакти. Эти суждения всегда ошибочны и бренны. Если они хотят судить о вечном по бренному – это их иллюзия, завеса иллюзии, которой мы скрываем свою истинную суть. Точно так же Кришна скрывает завесой иллюзии свой образ. Представляя, как всепривлекающий прячется за оболочкой от глумящихся, мы должны делать точно так же, предоставляя глумливым оболочку майи, с которой бы мы себя не отождествляли и нам не было больно, когда бы те тешились ей. Однако, хитрым смирением лучше побыстрее покинуть это место со словами: «Извините. Я не достоин с вами общаться и даже смотреть на вас.»


.14. Чтобы нам никто не мешал, лучше сразу признать себя самым падшим и никчёмным, применяя высокую степень гибкости, чтобы лишить равновесия обидчика. Поверьте, с мудрецами иначе нельзя. Говоришь им, уходя: «Я отвратителен и безбожен. Даже животное меня святее. Я недостоин с вами разговаривать и прибежища вашего недостоин.» Мудрец остаётся обескураженным тем, что всё, что он хотел доказать, чтобы заставить вас покаяться и принять у него прибежище, вы уже признали, но парировали его предложение. Так Парикшит кланялся всем, но никого не принимал в действительности за милую душу.



ШБК 1.6.7.6

Бог в форме проклятия


.1. Так Парикшит, усмирённый, стал считать проклятие брахмана одной из форм бога, двиджа-шапа-рупо. Он сделал вывод, что бог пришёл в такой форме, чтобы он из страха отрешился от мира. Подобная ситуация случается с теми, кто очень дорог Кришне, но запутался. У таких всё не клеится. Расклеившись полностью, они не имеют более выхода и вручают себя Кришне, так побеждая Майю и сбрасывая суету.


.2. ШБ 1.19.14.

«Всепривлекающий, верховная личность, правитель и трансцендентного, и материального миров, милостиво одолел меня в форме проклятия брахмана. Я был слишком привязан к семейной жизни, и потому всепривлекающий, чтобы спасти меня, пришел ко мне в таком облике, что только от одного страха я отрешусь от мира.»


.3. Нужно расценивать свои неудачи подобным образом. Двиджа-шапа-рупо тогда станет у нас в сознании просто одной из форм бога. Кришна хочет забрать меня домой, и потому вся моя духовная жизнь теперь зависит только от него.


.4. Мы будем молиться в отчаянии: «Я - порочный материалист полный мирских желаний и нет у меня ни одной добродетели. Ты - один моя надежда.» Так молится Бхактивинода тхакур Гопинатхе. Эти неудачи бхакты – одна из форм бога, помогающая обратиться к Гопинатхе. Трансформируя таким образом действительность в отношения с ним, мы всегда будем в Кришна-бхакти.


.5. Единственное исключение в таком смиренном поведении, это если тебе будут пытаться запретить обращаться к Гопинатхе. Двиджа-шапа-рупо может касаться лишь мирского существования, а не отношений с богом. И если кто-либо старается вызвать ощущение пустоты в этом отношении у бхакты, то он здесь не должен проявлять смирения. Как Прахлад отказывал отцу, пытающегося заставить его прекратить упоминать имя Вишну. Бхакта не терпит неудачи в отношении своих занятий в служении Кришне. Он может отречься от всего остального, но не от бога. Это значит быть бхактой. Даже если он и попытается отречься от Кришны, он не сможет этого сделать. Это – бхакти.



ШБК 1.6.7.7

Считайте меня Кришна-бхактой


.1. Может возникнуть мнение, что Парикшит даёт наставления старшим. Там собрались такие великие мудрецы, как Нарада, Вьяса, Девала, Парашара, Майтрейя и др.. Мой бывший гуру часто меня обрывал при подобных фразах, будто я ему даю наставления и будто нагло возомнил себя Кришна-бхактой. В этом тексте Парикшит нагло объявляет себя Кришна-бхактой перед всеми гуру и даёт им всем наставление петь славу Вишну.  Таков экстаз чистой бхакти. Он выглядит, как наглость, но это - величайшее смирение.


.2. ШБ 1.19.15.

«О брахманы, считайте меня полностью вручившей себя Кришне душой, и пусть мать-Ганга, представляющая всепривлекающего, так же относится ко мне, ибо я уже поместил лотосные стопы Кришны в своем сердце. Пусть летучий змей или любое другое магическое творение - что бы там ни создал брахман - сейчас же ужалит меня. Единственное, чего я хочу - чтобы вы все продолжали воспевать деяния Вишну.»


.3. Посмотрите. Он счёл проклятие - формой Вишну. Он счёл мудрецов посланниками Вишну. Он хотел, чтобы его ужал змей, которого он считал наказанием от Вишну. Он просил всех петь славу Вишну. Он был очень смирен на самом деле. Точно так же и любой из нас, если призывает прославлять Кришну, даже кого-то старше себя, проявляет истинное смирение. Но видеть это способен только бхакта. Хираньякашипу не видел в призывах Прахлада смирения.


.4. Ну и что, что старшие порой жалят за это. Нужно продолжать призывать их просто прославлять Вишну. Как Парикшит нужно научиться видеть в жалах брахманов волю бога и единственное, что не позволять им у себя забирать, так это веру в то, что стопы Кришны мы лично можем поместить в своё сердце сами и стать поэтому бхактами. Несомненно, найдутся гуру не признающие этого. Но ма упайатам пратийанту - меня нашедшим прибежище считайте. Это сказано не для доказательства бхакти, а для предупреждения всех, что ничто другое нам просьба не предлагать. Отбросим.


.5. Если я предупреждаю, что считаю себя Кришна-бхактой, разумные люди должны извлечь из этого не то, что я нагл и горд, а то, что я хочу сосредоточения и не стану слушать пустую болтовню. Мне интересно лишь то, что связывает меня с Кришной. Да, для соперников Кришны я нагл. Но для искренних бхакт, я смел. И так и будет.



ШБК 1.6.7.8

Пусть следующая жизнь будет для Кришны


.1. Парикшит выражает почтение всем и просит благословить его дружественной средой, а так же влечением к Кришне в следующей жизни. Он не рассчитывает, что сможет освободиться в этой жизни, т.к. видит, что данные его качества не были полностью дружелюбными. Из-за этого он цеплялся за материю.


.2. ШБ 1.19.16.

«Вновь выражая почтение всем вам, о брахманы, я молюсь о том, что если мне будет суждено снова родиться в материальном мире, то я хотел бы быть безраздельно привязанным к безграничному Кришне, общению с его бхактами и находиться в дружеских отношениях со всеми живыми существами.»


.3. Теперь, вручая себя Кришне, он собирается выражать почтение всем -   маитрй асту сарватра. Как уже было сказано, это духовное айкидо смирения нужно, чтобы не запутываться и легко медитировать на Кришну. Снисходительность ко всем позволяет отречься от мирского общения, не запутываться в нём. Краткое обхождение, как с испражнениями. Осторожно, чтобы не задеть, мы обходим унитаз с испражнениями и смываем. Точно так же нужно обходить самомнение людей и смывать с глаз долой, продолжая думать о Кришне.


.4. Говорится в Бхагавад-Гите, что человек, который никого не беспокоит и сам не беспокоится, тот дорог Кришне. Быть дружественным - это служение Кришне. Можно быть обходительным, чтобы поменьше концентрироваться на дерьме и побольше думать о Кришне.


.5. Но дружественность не означает быть сообщником отхода от Кришны и уведения от него других. Даже друзья Кришны однажды на основе этой дружественности вошли в пасть демона Агхасуры. Кришне пришлось их выручать. Наша дружественность даже среди бхакт, может уводить нас от Кришны. Поэтому, следует быть более привязанным к Кришне, чем к солидарности с обществом.


.6. Я уже говорил, что хитрого смирения достаточно. Склониться достаточно и извиниться, что не видишь жизни иначе и уйти выражать почтение Кришне. Таков боевой комплекс духовного айкидо. При нём не нужно прямо критиковать и гнобить кого-то. Это никому ещё не помогало. Если всё-таки это произошло, то раскайтесь и принесите всем поклоны, а затем выбросьте их из головы, чтобы с чистой совестью прийти к поклонению Кришне. Помнится, в Библии говорилось, что нельзя приходить к алтарю, если обидел брата своего. Надо сперва помириться. Так и Парикшит, хочет майтри сарватра, дружбы со всеми, освобождая себя для Кришны.


.7. Парикшит просит Кришну о нормальном общении с его бхактами, которое не загораживало бы его полную привязанность к Кришне. Только на такую жизнь бхакта соглашается. Ему не нужна жизнь, где он будет даже царить. Главное для бхакты – чтобы Кришна был воцарён в нём. Следовательно, он может общаться только с теми, кто делает тоже самое. Такой фразой Парикшит выразил всем мудрецам от ворот поворот, т.к. они все были погружены в Веды, но не прямо в игры Кришны. И подтверждая свой выбор, слушать он стал лишь наиболее полного играми Кришны Шукадеву. В нём он увидел действительного Кришна-бхакту, который может усилить его влечение к Кришне.



ШБК 1.6.7.9

Смиренное парирование ненужного общения


.1. Всё зависит от тона. Некоторые умудряются так это преподнести, что ничего хорошего не ощущаешь. Нельзя насильно вернуть детей к отцу, привести в наручниках. Они снова сбегут. Нужно научить чувствовать любовь и внимание к Кришне и только это - истинный разум проповедника. Проповедь о том, как все греховны, как их ждёт наказание - это проповедь жестоких детей. Но проповедь разумных - это ощущение милости Кришны и его защиты. Она является сильнейшим магнитом.


.2. ШБ 1.19.16.ком.

«В этом стихе махараджа Парикшит объясняет, что бхакта всевышнего - единственное совершенное живое существо. Бхакта ни к кому не относится враждебно, хотя многие могут считать его своим врагом. Бхакте не по душе общаться с не бхактами, хотя он и не относится к ним враждебно. Он жаждет общения с бхактами бога. Это совершенно естественно, поскольку птицы одного полета держатся вместе. А самое важное для бхакты - быть безраздельно привязанным к Шри Кришне, отцу всех живых существ. Хороший сын своего отца дружен со всеми своими братьями, так и бхакта, будучи хорошим сыном верховного отца, всепривлекающего Кришны, видит связь всех живых существ с их высшим отцом. Он старается вернуть блудных сыновей своего отца в нормальное состояние и убедить их признать высшее отцовство бога.»


.3. Не стоит вести людей к Кришне в наручниках проповеди. Пусть они идут по доброй воле. Если смогут, то значит стали чистыми Кришна-бхактами. А не смогут, то даже пригнанные к Кришне, что они могут воспринять? Снова уйдут.


.4. Чистый бхакта не должен близко общаться с не бхактами, оказывая им почтение так, чтобы не запачкаться их настроениями. Точно так же как к дерьму мы относимся осторожно, чтобы не наступить, настроение грубых материалистов и религиозников следует обходить. Например, не надо за компанию смешиваться с курящими или пьющими спиртное людьми, даже если они расспрашивают о Кришне. Можно оскверниться. Так же не следует смешиваться с прабхупадистами, даже если те рассказывают о Кришне. И как им возразить? Бросить в лицо как они осквернительны? Нет. Духовным айкидо. У нас должны быть культурные критерии того, как выйти из под затягивающего общения мира и снова думать о своём Кришне. Прежде всего нужно извиниться, чтобы не переживать потом о своём пренебрежении кем-то. Затем нужно с твёрдой верой начать петь или повторять Харе Кришна, танцуя к выходу. Все поймут, что вы человек посвящённый и не станут беспокоить. Со мной это было не раз.


.5. Дружественность ко всем и в тоже время сохранение бхакти как-то не сочетается. Но если использовать духовное айкидо, это возможно. Такая вынужденная дружественность должна быть как можно более короткой, не затягивающей. Если вас затянули всё-таки, стоит вам начать петь святое имя или повторять его, двигаясь к выходу, никто вас не остановит. Кришна-бхакти невозможно остановить. Правда, мужья гопи пытались их останавливать, но те на столько стремились к Кришне, что оставили тело в разлуке. Если мы не можем в разлуке с Кришной оставить мирское общество, даже спутников Кришны, которые по долгу дхармы препятствуют встречам с Кришной, что говорить об оставлении тела в свой срок, об этом испытании привязанности к Кришне?


.6. Дружественность к не бхактам должна быть условной. Я раньше мог уделить внимание неприятным людям, от которых разило спиртным и сигаретами. Но затем, я чувствовал, что пропах всем этим смрадом и надолго испортил себе самочувствие. Им я так и не помог, а сам осквернился без толку. Поэтому, я стал обходиться с такими смиренно отстранённо, даже если они просят рассказать о Кришне. Т.е. терпеть я переставал на своё благо.


.7. Это – не мой уровень общения. Я говорю им: «Извините. Мне нужно на службу. Молитесь просто. Вот и вся вера. Храни вас бог.» Этого достаточно, чтобы уйти из их пагубной атмосферы.  Иначе, они, как правило, задают вопросы о политике, философии. Мне так и не удаётся подступиться к разговору о славе Кришны. Так какой в этом общении тогда смысл? Его нужно дружески парировать.



ШБК 1.6.7.10

Радость и не радость за Кришна-бхакти


.1. Когда мы пытаемся основать свою религию веры в Кришну, это вызывает массу нареканий соперников Кришны и нас объявляют сектой. Но когда Парикшит объявил, что будет выражать почтение Кришне, вместо всего-всего религиозного, что собралось вокруг, мудрецы ему зааплодировали. Такое происходит не часто. Человек, избравший своим методом, ни йогу, ни гьяну, ни карма-канду, а бхакти, встречается редко. Основой практики обычных людей является либо обряд, либо безудержное изучение писания с последующей политикой и бубнением молитв без всякой бхакти и реализаций общения с богом. Мало кто развивает искреннюю привязанность к богу и истинное миротворчество поэтому. Люди ходят в церкви и храмы, но после этого и даже во время этого говорят не о боге, а обсуждают друг друга. Мирская религия – это обсуждение друг друга. Но истинная вера – это Кришна-бхакти, когда ты не говоришь ни о чём, что не связано с Кришной.


.2. ШБ 1.19.19.ком.

«Естественная красота живого существа возрастает, когда оно поднимается на ступень Кришна-бхакти. Привязанность к Кришне полностью захватила махараджу Парикшита. Видя это, собравшиеся мудрецы были очень довольны и выражали свое одобрение словами "Очень хорошо!". Такие мудрецы по природе склонны делать добро обыкновенному человеку, а когда они видят, как человек, подобный махарадже Парикшиту, прогрессирует в бхакти, их радости нет границ, и они благословляют его всем, что в их силах. Кришна-бхакти настолько благоприятно, что бхакта удовлетворяет всех полубогов и мудрецов, вплоть до самого всевышнего, и все для него становится благоприятным. Все неблагоприятное устраняется с пути прогрессирующего бхакты. Встретить всех великих мудрецов в час смерти, несомненно, было благом для махараджи Парикшита, и потому так называемое проклятие сына брахмана обернулось для него благословением.»


.3. Мы видим, что таким шагом можно заслужить признательность всех умудрённых опытом гуру и всех полубогов. Просто нацелившись правильно, мы попадаем по всем целям. И такая цель - стопы Кришны. Если отбросить всю ту гьяну, которой я привожу себя к этой цели, то мой последний бросок будет самым точным. Как в баскетболе, я стучу мячом по полу и отталкиваю соперников, чтобы подобраться к корзине поближе. Затем я подпрыгиваю и бросаю мяч точно в цель. Я не стучу просто так своим мячом, я подбираюсь поближе. Главное забросить мяч, даже если тот часто бьётся о землю. И тому найдётся достаточно болельщиков. Они будут со мной рядом в одной команде.


.4. Поразительно то, что ныне собрания гуру, не то что общин бхакт, не одобряют подобные мысли. Если вы скажете им, что хотите служить Кришне, а не им, то они будут очень недовольны, и будут считать вас вероотступником, сахаджией. Представьте, что собравшиеся вокруг Парикшита мудрецы сказали бы ему: «Сахаджия ты, простофиля. Сначала сделай нас столбовыми дворянками, а лучше сразу владыками мирскими, а затем иди к богу.» Ну, не смешно ли это? А ведь именно так сейчас на полном серьёзе поступают гуру.


.5. Поэтому искренние бхакты покидают такие коллективы. Они предпочитают отдельно слушать о Кришне, т.к. в кали-югу настоящие святые перевелись и препятствуют искренним душам. Их выговоры в общем-то оборачиваются для бхакты благом, т.к. оставляют его одного и тогда тот может спокойно заниматься бхакти к Кришне. Так, Харидаса тхакура не пускали в храм Джаганнатхи. Но Кришна Чайтанья приходил к нему лично, чтобы послушать о славе святого имени. Т.к. Харидас видел неприязнь к нему брахманов храма Джаганнатхи, он обходил их другой дорогой и тем самым избавлялся от необходимости общаться с этими мирскими верующими. Это одиночество очень полюбилось Адвайте Ачарие и Кришне Чайтанье, которые приняли его в свою компанию даже под угрозой отлучения их из церкви брахманов. Адвайта сказал на это: «Спасибо Кришне, что меня выгоняют из брахманов. Не придётся общаться с мирскими людьми.»


.6. Религиозники не впервой впадают в гордыню и думают, что они – единственные верующие. Даже гопи прямо на танце мадхурья-бхавы возгордились, считая себя самыми лучшими бхактами, т.к. Кришна танцевал с ними. Когда Кришна это увидел, он исчез. Думаете Кришна не исчезает из храма Джаганнатхи или других гордецов?


.7. Зачем тогда он говорит, что ему требуется нисходить, если повсюду храмы с его божествами? Он нисходит в виде Чайтаньи и признаёт всех тех, кого брахманутые отвергли. Конфликт бхакт с брахманутыми был всегда и всегда будет. Мы должны твёрдо знать, что Кришна заботится даже о них, пытающихся быть богом вместо него. Он даёт им такой вид освобождения. Но пользуются они этим порой не как бог из-за чего теряют власть и падают.



ШБК 1.6.7.11

Авадхутизм, как защита от пренебрежения


.1. В этом стихе интересны два момента. Первый то, что слово балаих указывает на мальчишек. Вокруг Шуки были дети и не было женщин, как указано в переводе. Целомудренные женщины или девушки не позволили бы себе бродить за обнажённым авадхутой. А мальчикам было невтерпёжь посмеяться. И с этим связан второй момент.


.2. ШБ 1.19.25.

«В этот момент там появился могущественный сын Вьясадевы, который путешествовал по планете, безразличный ко всему и самоудовлетворенный. Он не проявлял никаких признаков принадлежности к какому-либо социальному укладу или статусу. Его окружали женщины и дети, и одет он был так, как будто никто не обращал на него внимания.»


.3. Слово авадхута означает того, кем пренебрегают. От этого человек перестаёт следить за собой и проявляет свой протест дурачась, подыгрывая тем, кто над ними смеётся. Поэтому, Шукадева не проявлял никакой принадлежности ни к чему и был одет только в воздух. На нём не было даже брахманического шнура и кантхимал, по которым можно было бы это определить, что он из мудрецов. Т.е. он как ребёнок шёл полностью голым.  


.4. Способность не стесняться своей наготы хорошо проиллюстрирована в Библии. Там первые люди не стеснялись наготы. Но, познав добро и зло, стали прикрываться и пали из рая. Малые дети так же не знают, что ходить обнажённым, некультурно. Они улыбаясь выбегают порой на улицу перед прохожими в чём мать родила. Только потом, они учатся и в определённых странах их учат стесняться одной условности, в других странах другой, порой противоположной. Где-то бродить голым считается нормой, а где-то - нарушением порядка. Где-то к этому обязывает климат. Всё так условно и относительно, что суды над этим - просто некая человеческая тупость, а не закон бога.


.5. Правда нигде не говорится, чтобы женщины были авадхутами. Разве что богиня Дурга. Но в принципе, бродить растрёпанными женщины пытаются кое где. Общество других слоёв культуры не готово и не сможет это принимать. Тем более, чтобы те бегали за обнажённым мужчиной возле столицы Парикшита, блюстителя нравственности.


.6. Нередко люди обнажаются, нарушают все нормы общества, выражая тем самым свой протест. Просто в некоторых вещах, довольно навязчивый контроль за проявлениями чувств любви приводит к именно такому поведению, полному сбрасыванию условностей. Папарацци охотятся за горячими снимками и тем самым доводят многих звёзд до белого каления и те просто всё скидывают с себя и ведут себя как авадхуты, кем много пренебрегали и кому всё стало до лампочки. Им стало безразлично стараться быть чем-то культурным т.к. папарацци всё равно сделают их хуже, чем они есть. Психика человека защищается от этого отталкиваясь от противного.


.7. Например, меня втаптывали обидными словами, что я – сахаджия. Однажды психика сломалась и я перестал протестовать и стал подыгрывать прямо. Стал всюду говорить, что я сахаджия. А если я сахаджия, то зачем мне стараться для общества тех бхакт, что смеются надо мной? Я тоже буду смеяться над ними. Мне можно. Я ведь теперь сахаджия. Море по колено. Точно так же Шукадева и Джада Бхарата. Когда они поняли основные тенденции социальных отношений, они отмели даже религиозные условности, ходили голыми и никого не слушались. Бесполезно стараться удовлетворить общество. Это относительно. Одним угодишь, других обидишь.



ШБК 1.6.7.12

Посвящение без инициации


.1. Важно отметить, что Шукадева не проходил инициации. Именно поэтому его нет в парампаре. Т.е. парампара, которую имеют в виду Бхактисиддханта с Прабхупадой это - формальная парампара. Но тут Прабхупада признаёт, что посвящение возможно просто от того, что человек слышит о Кришне. Официальное же посвящение необходимо для тех, кто чтит условности, т.е. неудовлетворён и не расположен в истинном "я".


.2. ШБ 1.19.25.ком.

«Слово бхагаван иногда употребляется, когда речь идет об отдельных великих бхакт всевышнего, каким был Шукадева госвами. Такие великие души не интересуются мирскими делами, так как благодаря высочайшим достижениям в бхакти они обрели самоудовлетворение. Как уже говорилось, Шукадева госвами формально никогда не принимал духовного учителя и не проходил никаких очистительных церемоний. Его отец Вьясадева, естественно, был его духовным учителем, поскольку от него Шукадева госвами услышал "Шримад-Бхагаватам". После этого он обрел полное самоудовлетворение, и поэтому он не зависел ни от каких формальностей. Формальности необходимы тем, кто еще не достиг стадии полного освобождения, но Шри Шукадева госвами уже находился в этом состоянии по милости своего отца. Поскольку он был уже юношей, ему полагалось быть должным образом одетым, но он ходил обнаженным и был безразличен к общественным условностям. Люди, как правило, не обращали на него внимания, считая его сумасшедшим, и его окружали только любопытные дети и женщины. Так, странствуя повсюду, куда глаза глядят, он появился на сцене.»


.3. Направляя внимание на своё материальное тело, человек жизнь за жизнью пытается принимать для него конкретно гуру формально, так и не удосуживаясь искренне понять, что принял уже до этого в прежнем десятки гуру, сформировав уникальное мировоззрение. Сначала гуру становятся родители. Они вкладывают в наши сердца определённые навыки и качества и оставляют свой отпечаток. Общение с друзьями так же заставляет порой отражать, как зеркало то, что мы в них находим. Учёба в школе, позволяет присматриваться к лидерским качествам штатных учителей и иногда доводится послушать об их личных и свободных от общей системы образования взглядах.


.4. Так или иначе, хороший учитель пытается научить детей самим анализировать информацию и подходить к ней  научно-практично. На сегодняшний день, в интернете мы можем найти обилие информации и нехватки в ней нет. Но если человек не умеет анализировать и применять её согласно своему положению, то можно считать, что как ученик, такой тип не состоялся. Некоторые типы пытаются копировать все идеи гуру и ломают себе характер, созданный условиями нашего существования. Но на самом деле нужно приложить услышанное к тому, чем мы являемся сами.


.5. Например, Шукадева всё сделал по своему, согласно своему уровню освобождения. Он не стал проходить обрядов инициаций и примыкать к школе Вьясадевы. Он не стремился к этим формальностям. Что касается нас, обусловленных, то мы и подавно не должны менять свой характер жизни. К ней нужно приложить только элементы Кришна-катхи, избегая разговоров о периферичных темах. К сожалению, пишутся множества книг и статей, критикующих Кришна-бхакти, критикующих бхакт за эту привязанность к Кришна-катхе. Даже рассказ о том, как Кришна участвовал в битве на Курукшетра отталкивает людей, не говоря о том, что разговоры о чувственной слабости бхакт делают.


.6. Сейчас мы разбираем рассказ о Парикшите и вы видите, что проясняются его ошибки, проясняются ошибки брахманов и доверие к ним резко падает. Мы ведь согласились слушать весь этот негатив, критику брахманов. Оказывается сын брахмана нанял килера-Такшаку, чтобы убить бхакту, праведного царя. Бррр... Это ужасное повествование. И существует множество таких рассказов. Интернет пестрит подобными несовершенствами, обидами и нарушениями.


.7. Чтобы этого не слушать, нужно слушать о самом Кришне и желательно только те элементы, которые соответствуют его вриндаванскому характеру. Там, где он во Вриндаване убивает демонов, Кришна проявляет ипостась Вишну. Но для вриджабаси он остаётся просто мальчиком, которого хочется называть своим сыном, другом и любимым.  Именно рассказы о любовных похождениях Кришны и составляют основу потенциальной бхакти.


.8. Если мы не поняли эти личностные качества любви Кришны, то не сможем простить Кришне то, что он делал помимо этого, наказывая демонов и полубогов. Мы просто не сумеем рассмотреть его милость за шоком того, что ещё он был вынужден делать в образе.


.9. Некоторые гуру говорят, что вначале должна быть философия Кришна-бхакти, а потом Кришна-катха. Но я не согласен. Вначале мы должны, пока не поздно, любой ценой, полюбить характер Кришны, его личностные качества для бхакт и хорошо к ним привыкнуть. А затем мы сможем фильтровать любовью все кажущиеся недостатки. Будем читать по диагонали, фильтруя текст, наводнённый смежной с Кришной информацией. Мы захотим черпать только молочный океан Васудева-катхи, избежав бессмысленных споров вокруг бхакт и разных воплощений бога. Так было бы в идеале. Но на сколько нам позволят это наши грехи, мы не знаем. Я так только надеюсь думать, но как вы видите, занят никчемными комментариями.


.10. Я отказался от посвящений, выбросил брахманский шнур, отказался от общения с так называемыми прабхупадистами. Они меня собственно выгнали. Если я был в храме, меня можно было заметить чаще всего среди играющих детей, возле своих божеств или поющим бхаджаны. Никто не смотрел на меня серьёзно.


.11. Я освободился от мирской религии так же как и Шукадева, разве что я не ходил голым, но теперь посвящён в Бхагаватам. До этого я не мог чувствовать что-нибудь ценное в инициациях так же, как и он. Только теперь, читая Бхагаватам, я по-настоящему посвящаю себя вере в бога. Раз уж приходится это делать как авадхута, что с того? Шукадева принял Бхагаватам вообще голым. Я то хоть одет. Что с того, что у меня нет ни родословной, ни титула гуру? Разве это меня остановит? Даже если буду голым, всё равно буду посвящён Бхагаватам.


.12. В действительности душа ничем не обладает. Она всё равно, что голая. Покрывает её тело или кора дерева, не важно. Она остаётся Кришна-бхактой. Тело может быть не в деятельности бхакти, вынужденное находиться в других условиях, но душа всегда в бхакти, лишь погружённая в сон отождествления себя с этой корой или карой, что на санскрите и значит тело.


.13. Как это отождествление снимается? Инициациями? Нет. Вы просто слушаете о Кришне и могущество Кришна-катхи пробуждает вас. Вы видите, что ничем не являетесь, кроме этого пробуждения. Если однажды вы попали в это состояние, обратите внимание на то кто вы на самом деле и какая нужна вашему телу инициация.



ШБК 1.6.7.13

Привлекательные качества бхакт


.1. Не случайно описывается красота Кришна-бхакты. Красота определяет порой сознание. Т.е. в прошлой жизни Шукадева думал о красоте. Те, кто думают о недостатках, получают уродливое тело. Если мы будем преимущественно думать о Кришне, мы получим очень красивое тело не только в следующей жизни, но и в нынешней наше тело приобретёт блаженное сияние, признак развивающегося духовного тела. Глаза Кришна-бхакты похожи на лотосы и в них приятно смотреть. На лице экстатическая улыбка.


.2. ШБ 1.19.26.

«Сыну Вьясадевы было всего шестнадцать лет. Его ноги, руки, ладони, бедра, плечи, лоб и другие части тела имели совершенную форму. У него были прекрасные большие глаза, а нос и уши были расположены высоко. Вид его лица был очень привлекательным, а шея своей прекрасной формой напоминала раковину.»


.3. Духом и телом бхакта напоминает о духовном мире. Поэтому, даже видеть его тело благоприятно. Сознание бхакты продиктовывает каждому члену тела служить Кришне и быть привлекательным для него. Гопи наряжались для Кришны. Желая быть привлекательными для Кришны, однажды мы станем гопи или гопой, прекрасными вриджабаси. Давайте думать об этом сейчас.


.4. Избегайте принимать своим гуру отталкивающе выглядящих людей. Это говорит о том, что они недостаточно сосредоточены на красоте Кришны. Чем ярче нектарное Кришна-бхакти, тем благороднее выглядит человек. Например, некоторые дети и молодые люди просто феноменально красивы подчас и родителям доставляет удовольствие заботится о них пока они невинны. Но как только проходит фаза привязанности к родителям, они становятся самостоятельными, беспокойств становится больше и их лицо меняется. Мы должны понять, что в аналогии с этим, качества бхакты притягивают по мере его зависимости от Кришны, всепривлекающего.  Однако, демонов эти качества отталкивают, т.к. они  завидуют Кришне.


.5. Бхагаватам утверждает, что уродство создано проклятиями. Даже бхакты могут быть уродливыми. Это значит, что они не избавились от последствий своих грехов. Им в пору было бы смирение и всецелое обращение к Кришне, а они купаются в радиоактивных отбросах религиозно-мирских тем. Поэтому порой на них тошно смотреть. От лица моего бывшего гуру меня воротит. Не понимаю, как я мог раньше быть таким слепым и принять его? Его сознание оказалось в точности таким, какой эффект вызывает его лицо. Вампир и всё.



ШБК 1.6.7.14

Опыт не от возраста тела, а от перерождений души


.1. Яйца курицу не учат. Но в данном случае учитывается то, что душа вечна. В Кришна-бхакти это официально почему-то не рассматривается и если бы появился ребёнок, бхакта как Прахлад, навряд ли люди бы его приняли как более опытного, чем старшие гуру…


.2. ШБ 1.19.26.ком.

«Уважаемого человека описывают, начиная с ног, и эта признанная система применяется и здесь, в случае с Шукадевой госвами. Ему было всего шестнадцать лет, но человека почитают не за преклонный возраст, а за достижения. Один человек может превосходить другого опытом, хотя и быть младше по возрасту. Шри Шукадева госвами, которого называют здесь сыном Вьясадевы, по своим знаниям превосходил всех собравшихся там мудрецов, хотя ему было всего шестнадцать лет.»


.3. Человека слушают не по возрасту, а по его опыту. То, что он зависит не совсем от лет, а от количества перерождений, утверждает Кришна в Бхагавад-Гите. "После многих рождений и смертей, посвящённых неудачным попыткам самоосознания, тот, кто достигает мудрости, вручает себя мне."


.4. Опыт неудач заставляет того или иного бхакту отвергать те или иные элементы жизнедеятельности. Шукадева уже проходил все обряды и все виды знаний в прошлых жизнях. Опыт Кришна-бхакти, который он получил, слушая о Кришне, был новым и ради него он отверг то, что в прошлом не принесло ему успеха. Теперь, не тратя времени ни на что, он собрался штудировать Кришна-катху.


.5. Если мы присмотримся, то не всё сказанное в Бхагаватам составляет речи Шукадевы. Ведь Шукадева не записывал Бхагаватам. Это сделал его отец. Позже, добавилось повествование Суты госвами, которое словно комментарий вплелось в пересказ того, что говорил Шукадева. Т.е. бхакты того времени стремились просто пересказать Бхагаватам без комментариев, допуская небольшие отступления на вопросы. Но каков изначальный рассказ Шукадевы?


.6. Это можно вычислить по словам «шука увача». В первой песне идёт предыстория и слов Шукадевы там нет. Первая песнь дописана Сутой госвами и Вьясадевой. А рассказ Шукадевы собственно начинается со второй песни  и сразу после окончания комментирования этого вступления в Бхагаватам, я буду обращать внимание на тот уникальный уровень самоосознания, который отличал Шукадеву от всех собравшихся мудрецов.


.7. С первых слов он говорит, что не хочет занимать ум человеческими темами и собирается говорить только о Кришне. Возможно, его устам принадлежит лишь десятая песнь, начала которой разбросаны по девяти вступительным песням, чтобы привлечь внимание к комментариям точно так же, как это делаю я. Мой пересказ из-за комментариев обрастает словами, как снежный ком. Но ценно ли это? По-крайней мере я чувствую себя занятым Кришна-бхакти, пусть и путём философии. Путь чистой бхакти исключал бы мои попытки комментировать. Я бы служил божествам, пел бы им и всё. Но здесь я пытаюсь доказывать себе и другим, что такая практика оптимальна, т.к. хочу защититься и неуверен в себе, т.е. не достиг ещё полного освобождения. Таким образом, мой рассказ ниже уровнем, чем просто пересказ слов Шукадевы, которым смог достичь совершенства Парикшит. Поэтому я не публикую как Прабхупада Бхагаватам с вшитыми комментариями, делая их одним уровнем. Нет. Бхагаватам сам по себе, мои статьи сами по себе, частное мнение. Это ни в коем случае не повод авторитарности, как любят затем учинить другим прабхупадисты.


.8. Тогда зачем я проповедую и сам выражаю недостатки себе и другим этим? Я нахожу только одно сильное соображение в пользу этого. Да. Я признаю, что бхакта не должен никого беспокоить ни словами, ни делами, ни даже мыслями в идеале. Однако, говорится так же, что когда вокруг страдают и мы не пытаемся их избавить от боли, то так же совершаем насилие. Очень большой процент беспокойств возникает в следствии невежества и необразованности, неспособности к научному анализу. Научный анализ не лишён какой-либо критики, т.к. противостоит заблуждениям. Эти заблуждения приносят беспокойства и мера борьбы с ними так же приносит беспокойства, как действия хирурга над больным. Однако в последствии, человек выздоравливает и перестаёт быть зависимым от многих искусственных вещей.


.9. Я вижу на сколько общество порой самими медиками содержится в невежестве, чтобы пропагандировать их зависимость от их препаратов. Но это - неправильная позиция. В конце концов, надо помочь людям освободиться и от зависимости от врачей. Разве не так? Итак, когда мы имеем дело с болезнью, с опухолью, мы приносим вначале беспокойства, оказывая первую помощь. Затем оставляем рану в покое, чтобы она зажила правильно. А после в наших хирургических действиях нет необходимости. Таким образом, ранящая критикой проповедь оправдана лишь вначале, пока человек постоянно испытывает боль. Его нужно оперировать и спасать. Ежели он стал гармоничен и старается слушать о Кришне, нет нужды подвергать его сознание репрессиям на религиозной почве, ломая и перестраивая зажившие кости туда сюда.


.10. Например, недавно встретил очень интересное высказывание подобного рода иллюзорных перестраиваний. Надо сказать, что даже Кришна Чайтанья ничего не смог с этим поделать и ему пришлось признать это личностное разнообразие. Мурари Гупта поклонялся Раме и болезненно воспринимал превознесение над Рамой Кришны. Теперь я нашёл откуда растут ноги этой тенденции. В Рамануджа сампрандайе считается, что изначальный бог - Рама, а Кришна - его воплощение. И я уже упоминал, что некогда мудрецы Дандакараньи встретив Раму, возжелали стать его супругами в следующей жизни. Рама согласился, что придёт, как Кришна в следующую эпоху и исполнит их желание. На этой основе выдвигается идея, что Кришна - воплощение Рамы, а не наоборот.


.11. Когда я пытался на форумах объяснять обратное, то наткнулся на проблему. Множество тех, кто выражают почтение другим богам, буквально проклинали меня за это. Каждый говорил, что его бог высший. И попытки перестроить моё восприятие заканчивались моим снисхождением, так же, как попытки Кришны Чайтаньи перестроить сознание Мурари Гупты. Тот хотел только Раму и никого другого. В конце концов Кришна Чайтанья признался, что просто проверял бхакти Мурари и принял форму Рамы, чтобы доставить ему удовольствие.


.12. Это - пример того, на сколько разнообразна личность бога и как разнообразны могут быть бхакты. Если не пытаться всех перестроить под своего Кришну, под своего Раму, под своего Шиву, Аллаха, Христа и т.д., то в мире может быть мир и взаимопонимание. Идея объявлять своё божество лидерским приносит боль другим так или иначе. А значит и создаёт беспокойства нам, т.к. те будут нам препятствовать. Поэтому, Кришна по своей сути не требует его обожествления. Ему не нравится, когда им унижают других. Он старается своим служением другим наоборот придать различным бхактам ценности.


.13. Бог проявляет себя и как Рама и как Вишну и как другие. Нужно ли христианину объяснять, что Кришна выше? Нужно ли кому-то слушать, что их надежды несовершенны и что выбранный путь выражения почтения ложен? Боюсь, что нет. Поэтому уважения заслуживают те, кто никому не проповедуют в общем-то таких идей. Их называют уттама-адхикари. Они всех считают бхактами так или иначе. Ни с кем не общаясь близко, они культивируют своё собственное чувство к богу. В общении оно не сможет формироваться свободным и потому искренним. Я хочу стать на подобную платформу любви. Это - есть состояние с зажившими ранами. А пока до этого я провожу операцию самому себе и что-то критикую.


.14. Это ни в коем случае не несёт глобальный характер. В моих ранах воспалено только чужеродное и я его отвергаю. Но для кого-то это чужеродное - его родное. Мне очень жаль, если это приносит им беспокойства. Но пусть они поймут, что если я не прочищу свои раны от их родного, то я буду страдать. Даже в пересадке органов бывает отторжение. Это не есть некое несовершенство того, кто отторг донорский орган. Это говорит о том, что всё индивидуально и очень тонко.


.15. Нам не удастся пересадить кому-то Кришна-бхакти вместо сознания Христа или Рамы. Они могут быть другими, с другими совершенно связями, изначально посвящёнными Христу или Аллаху, Раме или Вишну. Кришна-бхакта - лишь личность посвящённая личностно Кришне по изначальному положению. Скажем, мне нравится Кришна за его детскую непосредственность и отсутствие религиозности. Но в Раме это сквозит и потому мои лично чувства к нему не столь нежны. Рама может пойти против любви ради религиозности, а Кришна нет.


.16. Как Кришна, даже если это и было воплощение Рамы, он сказал, что чувства к нему омрачаются религиозностью и он не может считать их чистыми. Даже если это и был Рама, то он понял, что быть Кришной приятнее. У тебя будет больше любящих бхакт и они будут безмерно близкими.


.17. Я не хочу принижать нежность Рамы, т.к. у него было достаточно случаев такой снисходительности к бхактам. В процентном соотношении Рама проигрывает Кришне всего лишь 4 качества. Он не играл на флейте, не был окружаем тысячами близких, не был так же обворожителен, и самопожертвованным любви.


Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz