ШБК 1.6.4

Книга 1, том 6, глава 4


Наказания Кали и встреча мудрецов

Мудрость не помогает исправить мир



ШБК 1.6.4.1

Книга 1, том 6, глава 4, статья 1

Полезная роль Кали


.1. Эти слова, хотя и сказаны Кали, имеют некоторое значение. Всё должно быть на своих местах и если всё на своих местах, то не должно быть беспокойств. Например, крокодил в вольере не представляет опасности для тех, кто за его пределами. Но ему кого-то надо есть?  Итак, если уж ты влез в вольер, отвечаешь сам за свою безопасность. Кали нужен был такой вольер.


.2. ШБ 1.17.37.

«Поэтому, о главный среди защитников религии, молю тебя, отведи мне такое место, где бы я мог постоянно жить, защищаемый твоей властью.»


.3. Убивать всех хищников неразумно. Обычно их вывозят на своё место обитания или сажают в вольер. Ответственность за наши места несут правители. Они должны предоставить каждому место, при котором они могли бы вести свою жизнь согласно уровню своего развития. Так у преступников есть место жизни - тюрьма и места пропитанные пороком, от которых нормальные люди держатся на расстоянии. Т.е. невинные не ходят в бары, казино, мясокомбинаты и бордели. Так или иначе, те, кто ходят туда, у них не всё в порядке и потому им суждено быть наказанными такими хищниками обитающими там.


.4. Иногда преступники убивают проституток и оправдывают это тем, что они сами виноваты, т.к. были проститутками. Так, в общем-то такие криминальные элементы выполняют профилактику и устрашают от шагов по пути порока некоторых людей. У них своя в этом роль, которую может выполнять только хищный грешник. Царь Парикшит дал таким людям это задание, предусмотрительно рассчитывая на это. Он согласился, чтобы жестокость процветала там, где золото, азартные  игры, незаконный секс, мясоедение и интенсикации. Это было сделано затем, чтобы люди хотя бы из страха за свою жизнь не ходили туда.


.5. Так бы пришлось ему лично отпугивать людей от этого. Но таким образом, за него это будет делать Кали, устраивая там дебош. Фактически, тут произошёл раздел власти между правителем обычными людьми и криминальным миром. Криминал может править борделем, барами, приисками золота и т.д. Нормальный человек не пойдёт туда ни за какие коврижки.


.6. Я помню, как отправился за компанию с бхактами в бар петь Харе Кришна и больше не пойду. Весь был пропахшим сигаретами и в некой тревоге. Всё это негативно, даже если там петь святые имена. Есть массу мест, где можно петь. Почему именно выбирать ночные клубы, если не из привязанности к греховности, не из услужливости Кали?



ШБК 1.6.4.2

Защита, став бхактой Кришны


.1. Если мы греховны и живём в страхе, мы всё равно должны рассчитывать на милость Кришны. Если мы будем делать это искренне, то Кришна избавит нас от грехов и их последствий. Всепривлекающий оказывает защиту сдавшимся на милость. Это может показаться странным, но он бы не был богом, если бы не мог очистить любого.


.2. ШБ 1.17.37.ком.

«Олицетворение кали обратился к махарадже Парикшиту как к главному из защитников религиозности, ибо царь воздержался от убийства того, кто сдался ему. Сдавшемуся на милость следует оказывать всяческую защиту, даже если он враг. Таков закон религии. Можно только вообразить, какую защиту оказывает личность бога тому, кто вручает ему себя не как враг, а как бхакта слуга. Всепривлекающий избавляет предавшуюся ему душу от всех грехов и их последствий (Бг. 18.66).»


.3. Здесь мы видим, что милость просто царя была оказана даже тем, кто не собирался менять свой греховный образ жизни и предался ему, что нельзя назвать истинным вручением себя. Ему было предоставлено место для разгула. Точно такое же место будет предоставлено по милости Кришны любому негодяю, если он не хочет меняться, но предаётся из страха.


.4. Часто бывает так, что сами того не замечая, мы занимаем хорошее положение благодаря притеснениям нас другими. Скажем, змей Калийя поселился в Ямуне и отравил её воды. Кришна прогнал его и очистил воду. Калийя покорился Кришне, но не смог войти в круг его общения. Кришна отправил его в другое место. Он не мог измениться, обладая обычной природой змеи. Однако, существуют змеи – слуги Вишну. Это – Ананта-дева. Вишну возлежит на кольцах Ананты, когда отдыхает на воде. В духовном мире богу могут служить даже змеи т.к. все там очень любят его. В материальном мире порой даже люди не способны любить бога. Так, многие демоны были отбрасываемы им и только после смерти те получали тело, которое могло бы служить Кришне. Например, как произошло с ведьмой Путаной. Если мы хотим измениться, Кришна может нас очистить и принять в своё окружение. Пусть сейчас это невозможно, но после оставления тела, мы обязательно продолжим Кришна-бхакти Кришне в лучших условиях.



ШБК 1.6.4.5

Места обитания Кали


.1. Дьютам панам стрийах суна - азартные игры, пьянство, женщины, убийства. Это - места обитания Кали. Примечательно, что фактически мы не видим там этого эпического существа, но его дух, а именно способность к жестокости над невинными, там летает и входит в сердца любого. Т.е. общение в этих кругах чревато неизбежным осквернением морали.


.2. ШБ 1.17.38.

«Сута госвами сказал: В ответ на мольбу олицетворения кали, махараджа Парикшит позволил ему жить там, где играют в азартные игры, пьют, занимаются проституцией и убивают животных.»


.3. Однако, я живу в доме, где частое пьянство. Иногда бывают вспышки жестокости, но уже не так часто. К сожалению, всё общество пронизано пьянством и скрыться от этого нет никакой возможности даже если ты священник. Я живу среди этого всего т.к. это и есть эпоха кали. Несомненно, я порой страдаю, подвергаясь атакам кали. Однако нахождение в обществе так называемых садху я считаю ещё большим осквернением, т.к. они более скверные на поверку из-за философии прабхупадизма, жестокой к спонтанным бхактам Кришны.


.4. Из Нового Завета…

10 И, призвав народ, сказал им: слушайте и разумейте!

11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

17 еще ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон?

18 а исходящее из уст -- из сердца исходит -- сие оскверняет человека,

19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления --

20 это оскверняет человека; а есть неумытыми руками – не оскверняет человека.


.5. Христос относился к религиозникам так. Он считал, что лучше быть грешным, чем быть набожным и от этого хулить других. У такого грешного есть шанс каяться и содержать сердце в любви, а у набожного нет шанса. Нельзя лучше проиллюстрировать это, чем словами Христа, этого яркого примера.


.6. Мы видим, что Кришна-бхакти или любовь к богу может быть распространена среди даже тех, кто в силу своих грехов живёт неправедно. И так же мы видим, что Кришна-бхакти может быть испоганено праведниками, насилием, грубостью, лицемерием, потому что те связаны с деньгами и недвижимостью.


.7. Христа распяли именно из-за денег и религиозной власти. Такое впечатление, что Парикшит забыл упомянуть в своём списке мест обитания Кали - храмы. Впрочем, не трудно понять, что богатые храмы - это золото, т.е. ещё одно место обитания Кали в кали-югу. И там царят грехи и лицемерие хулить грешников при этом. Поэтому, быть простым грешником не так уж и плохо. Хуже быть лицемером, торгашом при храме. Вот, где логово Кали. Поэтому, лучше занять своё положение и стать бхактой Кришны, какие мы есть, у себя дома, среди даже пьяниц, чем в храмах, где из-за калиюжности перебита последняя нога религии, правдивость.


.8. Т.к. я живу с пьяницами, мой дом защищён от посещения людьми из храмов и им не удаётся морочить мне голову. Я называю это щитом невежества. Если Кришна-бхакта носит маску невежды, он защищается от вмешательства ведизма и брахманизма в его отношения с богом. Люди, привязанные к гьяне и карме, перестают общаться с ним, когда он не позволяет благоприятным условиям их бытия быть вокруг него. Сам он не оскверняется, не падает, не обращает внимания, а карми и гьяни не могут проникнуть за такой щит, боясь оскверниться. Так, даже посреди грешников, бхакта может заниматься Кришна-бхакти, используя их, как щит невежества против ведистов. Так поступал Джада Бхарата, рассказ о котором мы изучим позже.



ШБК 1.6.4.6

Утопия государства в Кришна-бхакти


.1. Прабхупада хочет построить идеальное общество из, извините, мусора кали-юги. Единственный шанс – это петь святые имена и отбросить все религии. Как только начинаешь требовать от говна быть конфеткой, начинаются разочарования. Эти завышенные ожидания ещё хуже, чем заниженные возможности т.к. лишают людей надежды.


.2. ШБ 1.17.38.ком.

«  1. Установить как минимум два дня обязательного поста в месяц (аскетизм).

Даже с экономической точки зрения эти два постных дня позволят сберечь тонны продуктов и, кроме того, в целом улучшат состояние здоровья людей.

  2. Ввести обязательное бракосочетание юношей и девушек, достигших соответственно двадцати четырех и шестнадцати лет. В их совместном обучении в школах и колледжах нет вреда при условии, что юноши и девушки состоят в законном браке, а в случае возникновения интимной связи между обучающимися совместно юношей и девушкой, они должны вступить в брак, чтобы исключить недозволенные отношения. Развод поощряет проституцию, и его следует отменить.

  3. Граждане как индивидуально, так и совместно должны жертвовать до пятидесяти процентов своих доходов на создание духовной атмосферы в стране или обществе. Они должны проповедовать принципы "Бхагаватам" посредством: а)   карма-йоги, то есть посвящения всей своей деятельности удовлетворению всевышнего; б)  регулярного слушания "Шримад-Бхагаватам" от авторитетов, то есть осознавших себя душ; в)  совместного воспевания славы всепривлекающего дома или в местах богослужения; г)  служения бхагаватам, занятым проповедью "Шримад-Бхагаватам"; д)  проживания в таком месте, где атмосфера насыщена сознанием Бога. Если управлять государством указанными выше методами, сознание бога естественно распространится повсюду.»


.3. Прабхупада не понимает простой вещи. Всё должно быть согласно времени, месту, личности и обстоятельствам. Даже Вишвамитра был вынужден питаться мясом собак, когда его жизни грозила опасность. Адхарма, которая служит защитой, не является адхармой при стечении обстоятельств. Поэтому, не всё так однозначно.


.4. Например, язвенникам нельзя поститься. Как можно ввести обязательный пост? И как можно контролировать молодёжь в учебных заведениях? Будто это не пытается делать семья и общество…  Некоторые надевают паранджу даже на женщин и запрещают им получать образование. И это поощряет торговлю ими впоследствии. Их выдают замуж в раннем возрасте за калым, откуп. Вот тебе и контроль за беспорядком. Из огня да в полымя.


.5. А налог в 50%, это помимо ещё государственного тоже где-то 50% - просто дурость. Такого не может быть. К тому же им нужно ещё и проповедовать. Т.е. это - некий утопизм, рушащий общественную структуру и нормальный ход жизни.


.6. Что значит запретить развод? Многие женщины живут под издевательствами мужей. Запретить им развод - это значит потворствовать разложению общества и деморализации вырастающего в таких семьях детей. Моя мать и без этого запрета боялась развестись, т.к. муж готов был её избить. Поэтому, в результате я ушёл из дома, а брат спился вместе с матерью. Когда я вернулся сильным и взрослым, я защитил мать и заставил отца развестись. Лучше пусть мать воспитывает ребёнка порой одна, чем со скандалистом - мужем. В западном обществе это возможно. Но восточное общество в силу своего костного невежества, вынуждено терпеть и скрывать свой ущерб, наносимый особенно женщине и детям.


.7. Прабхупада пишет, что развод поощряет проституцию, основываясь на индийской традиции отправлять вдов в монастыри, которые были и публичными домами по совместительству. Им запрещали выйти замуж повторно. Это считалось грехом. И поэтому их склоняли к торговле собой и даже к самоубийству через обряд сати. В западном обществе такого безумия удалось избежать. Поэтому развод – это мера исправления греха неправильного выбора, а не грех.


.8. Женщины живут в Индии лицемеря, и ждут момента, когда им можно будет вырваться из этого рабства условностей. Какая может быть нравственность в таком религиозно обусловленном обществе, ориентированном на подавление греха похоти, ещё большим грехом, грехом насилия? Пытаться реализовать подобную программу Кришна-бхакти на уровне политики и государства - это недальновидность. Во - первых, губится благородность в людях, способность спонтанного и осознанного выбора служить или не служить. Во-вторых, устанавливается лицемерие и атмосфера гонений на тех, кто отказывается. Это - совершенно неправильная форма. Всеобщий стандарт порождает больший раздел в обществе. Государству это не выгодно и поэтому в нём должна быть нейтральная позиция по отношению ко множеству сообществ людей, объединяющихся на добровольной основе.


.9. Достаточно посмотреть на раскол сравнительно небольшого общества сознания Кришны, чтобы понять, что предлагаемая идеология совершенно не годится для мира даже небольшой кучки людей. Люди не смогут ей следовать и вынуждены будут протестовать, рано или поздно, борясь за свои права человека, а не раба этих догматов, разрушающих их.


ШБК 1.6.4.7

Не нужно лезть в саньясу, брахманство и менеджмент


.1. Саньяси и брахманы считаются учителями общества. Прабхупада хотел восстановить класс брахманов, чтобы те могли обучать людей. Но что такое быть брахманом? Быть брахманом, значит смотреть одинаково на учёного и на невежду. Тот, кто познал брахмаджиотти, смотрит одинаково. Тогда, где он найдёт учеников в брахмаджиотти?


.2. ШБ 1.17.41.ком.

«Брахманы - религиозные наставники всех каст, а санньяси - это духовные учителя всех каст и укладов жизни в обществе. Подобно этому, царь и вожди народа ответственны за материальное благополучие всех людей. Прогрессивные религиозные деятели и просто ответственные люди, то есть те, кто не хочет загубить свою драгоценную человеческую жизнь, должны отказаться от всех безбожных принципов, особенно от недозволенных связей с женщинами. Если брахман не правдив, все его притязания на брахманство не имеют под собой оснований. Если санньяси состоит в недозволенной связи с женщинами, все его притязания на титул санньяси сразу становятся лживыми. Аналогично этому, если правитель или общественный деятель чрезмерно высокомерен или питает пристрастие к вину и табаку, он, безусловно, утрачивает способность действовать на благо общества. Правдивость - главный принцип любой религии. Следует тщательно проверять личные качества четырех лидеров человеческого общества: санньяси, брахмана, царя и общественного деятеля и то, насколько они соответствуют своему положению. Прежде чем принять кого-либо в качестве духовного учителя или светского руководителя общества, нужно проверить, соответствует ли его характер вышеупомянутым критериям. Уровень академических знаний таких лидеров может быть и невысоким, но, прежде всего, они должны быть свободны от четырех пороков: склонности к азартным играм, пьянству, разврату и убийству животных.»


.3. Как учитель может обучать, если он - настоящий брахман? Настоящих брахманов нет в таком случае, если они учат просто материальную оболочку обратным видам обусловленности в двойственности, ломающим природу тела. Тем более, если критерием их титула является правдивость, то уча других обратному, они обманывают их, просто ради гуру-дакшины, тогда как ни душу, ни природу не изменишь и они вечно обладают знанием той природы, что в них вложена богом.


.4. Никто не способен быть идеальным в силу разнообразия, приводящего к сравнению. Тот, кто сравнивает, тот пытается учить тому, что по его опыту лучше, тогда как на самом деле истинный брахман смотрит одинаково на глупца и мудреца. В результате, те, кто называют себя в кали-югу брахманами или саньяси, в действительности ими не являются.


.5. Саньяса в этом век запрещена. Неудачные обстоятельства склоняют к лицемерию на основе этого титула. Вот и всё. Брахманов квалифицированных не осталось, которые способны вкладывать трансцендентальную веру в людей. Правители не соответствуют идеалам, очень высокомерны. Так что переживать об этих ярлыках не о чем. Раз уж никто идеалом быть не может в кали-югу из-за влияния свыше, то можно быть, кем можем мы, а не кто-то там великий. Кришна об этом и говорил, что нужно исполнять свой долг, пусть даже несовершенный, чем чужой, даже если тот совершеннее.


.6. Так саньяси, какие есть, продолжают рядиться в одежды саньяси, брахманы наматывать шнуры, а правители управлять, хотя в реальности у них нет качеств. Ну а мы… А мы ими никогда не будем. А мы будем просто бхактами Кришны, как он и просил. А мы будем слушать о Кришне, как он родился, как проводил детство во Вриндаване. Нам не нужны ни брахманы, ни саньяси, ни правительства. И тщательно закапываться в отношениях с ними нам не нужно. Это – фикция обучения Кришна-бхакти. Настоящее Кришна-бхакти в стороне от этих вещей.



ШБК 1.6.4.8

«Упрочение» религии золотом…


.1. Золото несомненно порождает ложь, но Прабхупада говорит, что мы им восстановим религию. Смешно, но таков смысл фрагмента его комментария ниже. И тогда люди кали будут снова и снова перебивать золотые ноги быку религии, чтобы поживиться. Разумные люди наоборот, видя жадность людей кали-юги, прячут золото, снимают его с древних памятников архитектуры, с храмов. Было бы неразумно ставить храм под удар жадных людей, украшая его золотишком. Люди достаточно грабили такие храмы. Настоящий же храм делается не золотом, а верой людей в бога. Что за извращённое мнение о восстановлении религии золотом? Где золото – там Кали ещё пройдётся, если не уже. Религию может восстановить только вера, а не золото. Золото может как раз её опорочить. Невозможно совместить эти два объекта, веру и золото. Вера в бога и мамона не сочетаются. Большой храм и вера в бога не сочетаются т.к. в таком храме мотивы уже другие, имущественные и тщеславные.


.2. ШБ 1.17.42.ком.

«Размышляя о благе людей во всем мире, он понял, что запас золота может быть использован для упрочения религии. Золото, несомненно, порождает ложь, опьянение, проституцию, вражду и насилие, но под руководством истинного правителя, общественного деятеля, брахмана или санньяси это золото можно правильно употребить для восстановления недостающих ног быка (олицетворения религии).»


.3. Ещё глупее требовать, чтобы золотом распорядился брахман или саньяси, которые по определению не должны брать больше, чем им необходимо на сегодня.  


.4. Уже было сказано, что Кали живёт там, где золото. Как можно его использовать для религии? Если у вас есть немного золота, вас могут убить или обмануть льстивыми приставаниями. Поэтому, золото изъято из обращения и хранится в банках. Люди пользуются бумажками, которые в случае войны или краха банка невозможно будет обратить в ресурсы. Т.е. взяв золото банки уже воцарили ради него в этой системе ложь, ведущую общество к неминуемому рабству долгов.


.5. Денег печатается больше, чем есть золота. Отсюда инфляция, продешевление валюты. Саньяси нельзя иметь дело с богачами, тем более с деньгами. Так поступал Кришна Чайтанья и ему не следуют. Брахман не должен брать больше, чем необходимо для поддержания себя на день. Тут явная нестыковка с принципами таких должностей и деньгами. И я знаю почему. Хитрый бенгалец пытается обобрать весь мир, хотя сам саньяси. Он хочет выражения почтения всего мира, хотя говорит о боге.



ШБК 1.6.4.9

Что жертвовать на распространение веры


.1. Могут ли деньги вернуть людям милосердие? Однажды, к уже богатому Прабхупаде обратились индусы с просьбой пожертвовать денег на борьбу с засухой в Индии, где несомненно проживали и его ученики . Он отказался помочь этим людям. И я обращал часто внимание, что бедняки охотнее жертвуют деньги, нежели богачи.


.2. ШБ 1.17.42.ком.

«Мирские люди, как правило, ничего не смыслят в духовной науке, в особенности в бхакти ко всепривлекающему, поэтому систематическое распространение трансцендентного знания о бхакти - величайшая милость, какая только может быть явлена в этом мире. Если каждый приучится жертвовать пятьдесят процентов накопленного богатства на служение всевышнему, три недостающие ноги олицетворения религии - аскетизм, чистота и милосердие - восстановятся сами собой. Когда аскетизм, чистота, милосердие и правдивость распространены достаточно широко, мать Планета, естественно, всем довольна, а у Кали почти не остается возможностей проникнуть в структуру человеческого общества.»


.3. Можно ли за зарплату заставить людей не заниматься сексом или не играть в азартные игры и посвятить себя Кришна-бхакти? Люди всё равно устроят себе выходные или отгул от такой работы. Почему-то некоторые думают, что всё делается при помощи денег и труда. Но на самом деле, без Кришна-бхакти даже миллион долларов ничего не сделает. Не зря миллионеры наживают халатность в отношении религии.


.4. Истинный вклад в веру - это любовь. У Христа не было денег, но была вера и любовь, и с ней он вдохновил некоторых людей. Если нет любви, нет и отклика ни богатого, ни бедного. Деньгами вы, конечно, можете привлечь бедных, как некогда распространяли христианство крещёные прабхупадисты. За крещение давали денег. Но давало ли такое крещение веру? Точно также даёт ли веру людям просто то, что вы их накормите? Да, они будут подкуплены, но не уверовавшими.


.5. Пятьдесят ты процентов пожертвуешь на такое распространение веры или десять, если ты не ощущаешь любви сам, то всё это такая чепуха. Что ты хочешь распространять? Без настоящего Кришна-бхакти ничто не восстановит веру. А если будет настоящее Кришна-бхакти, в золоте и искусственной стимуляции не будет никакой необходимости. Люди будут кипеть что-то делать для Кришны. Их души больше таких мелочей, как золото.



ШБК 1.6.4.10

Роль правителей


.1. Для того, чтобы окунуться в настоящую духовную жизнь, ранее люди уходили не в храмы, а в лес и горы, чтобы предаваться там молитвам в одиночестве, независимости от людей и тем более правителей. Нельзя было больше никак ощутить себя ближе к богу. Обычно, если правитель пытался даже пообщаться с таким бхактам, ему это не всегда удавалось. Трудно было заинтересовать монаха в общении со знатью, т.к. это всегда выливалось в некий мирской соблазн тщеславия, богатства или просто царь искал дочери пару среди мудрецов.


.2. ШБ 1.17.45.ком.

«Брахманы и санньяси заботятся о духовном совершенствовании общества, а кшатрии (администраторы) обеспечивают материальный мир и благополучие. И те, и другие -  опора счастья всех людей, поэтому ради общего блага они должны во всем сотрудничать между собой. Mахараджа Парикшит был достаточно опытен, чтобы очистить поле своей деятельности от Кали и тем самым открыть дорогу для духовного просвещения своей страны. Если простые люди невосприимчивы к духовному просвещению, очень трудно внушить им, что это необходимо. Основные принципы религии: аскетизм, чистота, милосердие и правдивость - подготавливают почву для получения духовного знания, и Mахараджа Парикшит создал такие благоприятные условия. Поэтому риши Наимишараньи смогли совершать жертвоприношения в течение тысячи лет. Иначе говоря, без поддержки государства никакие философские доктрины или религиозные принципы не смогут успешно распространяться. Ради этого общего блага брахманы и кшатрии должны во всем сотрудничать друг с другом. Этот дух сотрудничества преобладал вплоть до времени правления махараджи Ашоки. Будда получил от царя Ашоки необходимую поддержку, поэтому его учение распространилось по всему миру.»


.3. Махарадж Ашока завоевал обширные земли и философия, которая ему нравилась, была буддизмом. Он был последователем Будды, как ни странно, хотя тот был далёк от темы завоеваний. Так, на какое-то время в Индии распространился буддизм, строились храмы, возводились статуи Будды. Но т.к. всё это было посеяно искусственными стимулами, позже буддизм вытеснили вместе с этой властью. Где-то буддизм пустил корни, а где-то нет.


.4. Определённо, что без поддержки правителей, трудно защитить себя от притеснения другими религиями. Христа распяли из-за этого. Если мы пытаемся действовать широко без поддержки и защиты правителей, то это чревато конфликтом из-за зависти других. Например, когда Кришна Чайтанья начал движение санкиртаны, мусульманский правитель приказал это остановить. Они даже разбили мриданги. Тогда Кришна Чайтанья отправился с многотысячной толпой к правителю и поговорил с ним. Только заручившись одобрением правителя, он продолжил санкиртану. Мы должны усвоить это и договариваться прежде чем они решат что-нибудь нам разбить. Если люди не понимают, они боятся вас. Если вы с ними не умеете разговаривать как люди, как вы будете им доносить вашу веру?  


.5. С одной стороны, отшельникам не нужны правители. Но если мы хотим широко представлять Кришна-бхакти, тогда может понадобиться их защита и содействие. Например, во время церемоний Ратха-ятры в Нью-йорке, правительство организовывало охрану порядка. Каким бы оно не было светским, оно может внести свой вклад в поддержание порядка, а это не мало значит в сложной политической обстановке. В некоторых странах идёт просто напросто война между верующими. Если мы имеем мир между конфессиями, это – вклад мудрых правителей в религию.


.6. Правительство взимает налоги с населения, чтобы поддерживать такой относительный порядок, некую устойчивость в сообществе, очерёдность, некие законы отношений между людьми. Оно распределяет эти средства  по разным департаментам, среди которых есть и социальные работники, чей совет вовремя может пригодиться в анализе ситуации. Чтобы давать хорошие советы, эти работники должны получать деньги не от правительства, заказывающего советы. Только тогда советы будут объективны. Поэтому, относительно финансов, религия и государство должны быть разделены. Если правительство станет содержать жрецов, они будут вырождаться в духовном смысле и строить свою пропаганду в зависимости от целей государства, а не веры.


.7. Пожертвования в гуне благости, это то, что не жалко и не обязывает, что подано бескорыстно и достойной личности. Без любви деньги превращаются в ярмо для садху. Он не принимает пожертвования поданные с недобрыми помыслами. Следовательно, кшатрии могут помогать брахманам, но из смиренной любви, а не расчёта, что могут восстановить религию и контроль над гражданами благодаря этому.


.8. И сами брахманы должны видеть для чего им даны деньги, чтобы не подпасть под проекты вещественного пафоса, отрабатывая деньги. Они должны сами излучать такую любовь, чтобы им хотелось давать деньги бескорыстно, т.е. в благости и любви. Хотя, брахману лучше их не брать вовсе, а делать всё руками кшатриев, руководя проектом раздачи прасада, например, со стороны. Эти общественные задачи благотворительности, такие как массовая раздача прасада - задача правителей, а не брахманов.



ШБК 1.6.4.12

Самообладание бхакты


.1. Кришна-бхакти может помочь сохранить самообладание. Во-первых, мы должны понимать, что мы вечны. Во-вторых, должны знать, что тело не является нами. А в третьих, постигнув свои отношения с Кришной, мы должны знать, что они неистребимы, даже если брахманы впадут на нас в ярость и все их змеиные языки отравят наше тело проклятиями. Мы должны знать, что укрывшись у стоп самого Кришны, мы, как душа, не получим никаких реакций на грехи. Нас не достанет даже брахмастра, как было в случае с Парикшитом. Тело может быть истреблено проклятием, но не бхакти души.


.2. ШБ 1.18.2.

«Кроме того, махараджа Парикшит был всегда сознательно посвящён личности бога, и потому он не утратил самообладания и не испугался летучего змея, который должен был ужалить его из-за того, что сын брахмана впал в ярость.»


.3. Просто сохраняя Кришна-бхакти, мы можем не бояться смерти и ожидающих нас беспокойств. Можно просто читать рассказы о Кришне и не обращать внимания ни на что.  Бхагаватй арпиташайах - значит личности бога сознанием посвящённый. Вместо какого-то ещё мышления, мы должны мыслить о Кришне.



ШБК 1.6.4.13

Бесстрашие бхакты


.1. Помнить Нараяну - это главное для нараяна-параяны или чистого Кришна-бхакты. Есть просто нараяна вайшнавы, а есть нараяна-параяны, чистые Кришна-бхакты. И чистые Кришна-бхакты не взирают на иллюзорное господство в этом мире, а напрямую полагают, что всё происходящее зависит от бога. И даже если им грозит гибель, они считают, что бог хочет их куда-то переместить и смиренно принимает это. Если им грозит бесчестие, они понимают, что бог хочет избавить их от общения с материалистами. В бесчестии остаются рядом только бог и истинные друзья. Поняв это, Парикшит оставил царство.


.2. ШБ 1.18.2.ком.

«Бхакту, полностью вручившего себя всевышнему, называют нараяна-параяной. Такой человек никогда и нигде не испытывает страха ни перед человеком, ни даже перед смертью. Для него нет ничего выше, чем верховный всепривлекающий, поэтому он не видит разницы между раем и адом. Он хорошо знает, что и рай и ад - творения всевышнего, так же как жизнь и смерть – всего лишь разные состояния существования, созданные всевышним. Но во всех состояниях и при любых обстоятельствах главное - помнить Нараяну. Нараяна-параяна делает это постоянно. Mахараджа Парикшит был таким чистым бхактой.»


.3. Поэтому, такой бхакта не склоняется ни перед человеком, ни перед брахманами, готовыми его проклясть в любой момент, ни перед самой смертью, Ямараджем. Вместо этого он терпеливо служит самому богу, поливая корень древа вселенной, даже если его проклинают.


.4. Примечательно то, что Парикшит мог бы организовать компанию против нерадивых брахманов, но не стал связываться. Для меня это - пример того, что лучше забыть гуру обманщиков и просто отправиться на берег Ганги повествований о Кришне, как отшельник. По воле Кришны приходит и честь и бесчестие и жизнь и смерть, все наслажденья и страданья, если мы связали свою судьбу однажды, вручив себя ему.


.5. Существует мнение, что духовная жизнь начинается с принятия гуру и что до этого служение Кришне является кармической деятельностью. Так как раз считает мой бывший  гуру. Тем самым он наносит оскорбление святому имени. Нельзя считать повторение святых имён карма-кандой. Более того, сам Кришна утверждает, что сам берёт на себя ответственность за человека, у которого нет гуру, который оставил все религии, сарва-дхарман притьяджа.


.6. Кришна, поскольку он в сердце, замечает даже незначительное служение. Гуру же замечает подчас только самого себя. Поэтому именно с принятия гуру начинается кармическая деятельность по раскрутке его организации, к которой он слеп и сопутствующей этому мирской статус неудовлетворённости в духовной жизни.


.7. Пока человек не примет своим повелителем Кришну и будет замещать его материей, всякими бренными телами гуру, он не будет адекватно признан из-за слепоты и ограниченности людей. Освобождение начинается с отвержения телесных отношений во имя Кришны, во имя личных отношений с высшей личностью.



ШБК 1.6.4.14

Принять опасность, чтобы найти бога


.1. Парикшит понял, что некогда милостивый Кришна спасший его от брахмастры, сам придёт к нему на помощь, если потребуется. Он был Парикшитом, т.е. испытующим, постоянно искал Кришну и не мог найти пока был в порядке. В первый раз он увидел бога, когда был в опасности. Теперь он понял, что он снова придёт к нему, чтобы защитить и не стал защищаться от проклятия.


.2. ШБ 1.18.2.ком.

«Его несправедливо проклял несмышленый сын брахмана, попавший под влияние кали, но махараджа Парикшит увидел в этом руку Нараяны.

Он знал, что Нараяна (Кришна) спас его, когда он должен был сгореть в утробе матери, и если ему суждено было погибнуть от укуса змеи, то это должно было произойти по воле всевышнего. Бхакта Кришны никогда не идет против его воли. Все, что посылает всевышний, -  благословение для бхакты. Поэтому все это не могло ни испугать, ни ввести в замешательство махараджу Парикшита. Это признак чистого Кришна-бхакты.»


.3. Проклятый Парикшит отправился на берег Ганги и сел поститься до самой смерти. Слух об этом разнёсся и стали приходить великие мудрецы с советами. Парикшит не слышал от них о Кришне. Одни говорили о йоге, другие о гьяне, третьи о карме, четвёртые об аскезах, отречении. Говорящих было много. Но его сердце не лежало ни к одному из них и так же не объединяло их всех воедино, пока не пришёл Шукадева.


.4. Шукадева стал говорить о Кришне и бхакти ему, выходящей за рамки религиозности и знания с отречением. Такая манера говорить присуща только чистым бхактам, поднявшимся над освобождением. Те, кто не превзошёл уровень имперсонального освобождения, глаголют о религиозности и знании. Но чистый бхакта стремится рассказывать о Кришне.


.5. По физиогномике, все поняли, что этот бхакта достиг совершенства. Т.е. на его лице не сходила улыбка и духовное блаженство. Полностью выпутавшись из мирского клубка самоотождествлений к Кришне, бхакта становится счастлив всегда. Иные же, как в паутине барахтаются в карме и гьяне, не в силах достичь умиротворения. У Шукадевы был дух свободы. К тому же внешне он напоминал Кришну.


.6. Было приятно взирать на лотосоокого юношу цветом тела грозовой тучи, улыбающегося, как Кришна. Постигать науку Кришна-бхакти нужно в подобных условиях, от подобных людей. Глядеть на измождённых йогов, гьяни и карми просто оскверняюще. Мы всегда будем видеть, как они недовольны, даже просто своей собственной деятельностью. У них полно невыполнимых желаний связанных с тем, что объектом самоосознания они считают свой утильный разум и тело.


.7. Нацелившись на высшее совершенство, на защиту веры в Кришну, мы не должны бояться неудовольствия даже великих святых, которые потеряли основу бхакти Кришне. Они не удовлетворены были и до нас. Не нужно соотносить их неудовольствие со своими действиями отвергающими их услуги. Нам достаточно милости Кришны или чистого Кришна-бхакты, который поёт ему славу.



ШБК 1.6.4.15

Условия посвящения


.1. Это - очень важный текст. Тут пример Парикшита. Чтобы постичь Аджиту, непобедимого и непостижимого бога, нужно утсриджйа сарватах сангам - отвергнуть всякое общение и посвятить себя лишь тому, где представляется или прославляется Кришна непосредственно. Т.е. не просто кому-то предаться титулованному, а найти общение в котором прославляется Кришна.


.2. ШБ 1.18.3.

«Более того, покинув всех своих близких, царь посвятил себя сыну Вьясы [Шукадеве госвами], став его учеником, и так получил возможность постичь истинное положение личности бога.»


.3. Так Парикшит избрал того, кто посвятил себя Кришна-катхе и стал его шишья, учеником. Это был сын Вьясадевы. На берегу Ганги Парикшит так же отвергнул своё материальное тело, как и Шукадева, ваийасакер джахау шишйо  гангайам свам калеварам. Т.е. он постился и не спал, слушая о Кришне с неотрывным вниманием.


.4. Скорее всего, мы не способны будем на подобные подвиги. Санкцию на это даёт сам бог. Он хотел прославить своего бхакту и потому давал ему такое шакти. Без дозволения бога никто не способен совершать аскезы и отказаться от тела, которое тяжким грузом висит на душе, как тело во сне.


.5. Скорее всего, послушав в течении нескольких часов нам захочется подвигаться, поесть, поспать, поработать, отдохнуть. А если послушать сутки, мы можем и возненавидеть такое времяпровождение из-за дискомфорта, в котором оказывается тело. Чувство беспокойства или дискомфорта - это важный признак того, что это занятие требуется прекратить. Даже в спорте, тренировка лишь тогда эффективна, когда совершается до наступления дискомфорта в мышцах, постепенно наращивая нагрузку. Если её превысить, можно повредить мышцы и сухожилия. Возникнет ненависть к занятиям спортом. Точно так же, если бездумно резко заставить человека отречься от всего ради Кришна-катхи, разовьётся к ней ненависть. Он сам должен определять свою интенсивность занятий. Не нужно навязывать ни количество чтения, ни количество воспевания. Всё должно быть так, как он сам чувствует и не контролироваться обществом или гуру.


.6. Парикшит мог сохранять бодрость семь дней. Это не значит, что мы можем так же. Хотя пример Парикшита замечателен, мы должны подходить к этому без фанатизма. Нужно постепенно развить всепоглощающее состояние Кришна-катхи и при этом не забывать о контроле за здоровьем. Нужно понимать, что Парикшит собрался умирать, т.е. отвергнуть тело и потому это было билетом в один конец. Но вы то, надеюсь, не собираетесь умереть сразу же после чтения Бхагаватам? Если мы пока не собираемся умирать, такие действия должны быть регулярно размеренными.



ШБК 1.6.4.16

Постоянная Кришна-катха защищает от падения


.1. Это замечательное предложение должно стать нашим девизом жизни. Если мы будем слушать рассказы о Кришне в пересказе чистых бхакт, которые не снабжают их своими болячками, а дают играть роль самому Кришне, мы не будем рисковать пасть жертвой неверных представлений. Знание придёт из рассказов о Кришне. Более того, оно легко усвоится и будет контролировать наш духовный путь без всякого дискомфорта, исходя из любви и привязанности. Именно поэтому я считаю свои комментарии пагубными для чистых бхакт. Вместо них им нужно просто читать рассказы о Кришне. Мои комментарии направлены на пострадавших от нечистой проповеди гуру. И как только они им помогут очиститься от страха перед прабхупадистами, следует просто утвердиться в Кришна-катхе.


.2. ШБ 1.18.4.

«Так случилось потому, что те, кто посвятил свою жизнь трансцендентным повествованиям о всевышнем, воспеваемом в ведических гимнах, и постоянно помнит о его лотосных стопах, не рискуют пасть жертвой неверных представлений даже в последний миг своей жизни.»


.3. Моя цель только в том, чтобы привести читателя к этому выводу и уверенности, что вопреки всему, они не падут, если будут просто слушать о Кришне рассказы. Кто-то обязательно будет считать нас падшими, но это всегда так в этом скорбном мире. Мы сами будем ощущать милость и комфорт благодаря Кришна-катхе и асат-санга перестанет что-либо значить по мере нашего блаженства.


.4. С Кришна - катхой мы должны стать неуправляемы религией и обществом, навязываемым свой негатив к этому. Кришна-бхакти - это не религия. Это – любовь к богу. Религия - это ненависть к людям. Не впасть в ненависть может помочь только общество без ненависти. Это общество Гопала во Врадже, которого можно любить до безумия.


.5. Мы должны примкнуть к нему ушами и глазами неотрывно, как только возможно. Тогда даже если случайно мы травянёмся ядом ненависти, Кришна возвратит нас к жизни лучистым взглядом, как после отравления в водах озера Калийи вернул к жизни пастушков. Ни один гуру на это не способен. И если они говорят не о Кришне - они только травят душу.



ШБК 1.6.4.17

Мы не празднуем уход


.1. Стоит нам отвлечься от Кришны, Кали воцаряется в наших отношениях, в наших делах. Когда личность бога покидает поле нашей деятельности, там появится Кали. Точно так же, как оставление поля деятельности, планеты Кришной, послужило явлению Кали, адхарма-прабхавах, поддерживающего и развивающего безбожие. Мы должны знать, что безбожие в нас самих разовьётся, стоит отклониться от личности бога, от повествований о нём, от его форм, прославления и служения в любви. Выбившись из ряда, мы будем перехвачены Кали. Теперь мы перехвачены Кали, в неблагоприятных обстоятельствах. Противостоять ему можно только оставив всё и вновь вручив себя Кришне.


.2. ШБ 1.18.6.

«В тот самый день и час, когда личность бога, всепривлекающий Шри Кришна покинул планету, Кали, поддерживающий все виды безбожной деятельности, пришел в этот мир.»


.3. Существует ли способ вернуть Кришну на нашу планету? Да. Великие бхакты способны призвать его или, лучше сказать, приоткрыть завесу иллюзорной энергии. Кришну от нас скрывает просто иллюзия, майя. Своими молитвами, бхакты могут выпросить у Кришны открыть завесу майи. Только и всего. Узрев так Кришну рядом при любых обстоятельствах, мы не станем более добычей Кали. Главное вновь его узреть. Способность держаться с ним рядом - наша гарантия безопасности.


.4. Мы празднуем день явления Кришны. День ухода Кришны бхакты не празднуют. Это горько и к тому же это - день явления Кали. Так что празднуют день ухода Кришны только последователи Кали. Тоже самое касается дней ухода Кришна-бхакт. В этот день бхакты поют песню Нароттама даса тхакура, «Плач в разлуке с богом», где он «празднует» уход вайшнавов желая броситься в огонь от разлуки. Но в некоторых «духовных» организациях, уход вайшнавов празднуют фестивалем, пируют по этому поводу. Это - бхавабхаса. Как если бы гопи праздновали отъезд Кришны из Вриндавана.



ШБК 1.6.4.18

Интерес в связи с Кришна-катхой


.1. Васудева-катхопетам - разговор о том, что связано с Васудевой. Что к этому относилось? Не только эпизод где Вишну защитил от брахмастры Парикшита, единственный эпизод личного общения. Это - Васудева катха. А Васудева-катхопетам - это нечто другое. Это рассказ о том, какие обстоятельства легли в основу приведшие к Васудева-катхе. Т.е. рассказ о жизни бхакт. Улавливаете разницу?


.2. ШБ 1.18.9.

«О мудрецы, отвечая на ваш вопрос, я рассказал почти все, что в повествовании о благочестивом махарадже Парикшите связано с Кришной.»


.3. Есть Кришна-катха и Кришна-катхопета. В эту катхопету входило проклятие Парикшита сыном брахмана, его встреча с Кали. Кришна лично не фигурировал. Тем не менее, опыт бхакты и его пример, приводящий к Васудева-катхе, поучительны. И только поэтому это ценно. Бхагаватам так и говорит, что всё не приводящее к Кришна-катхе - бессмысленно. Поэтому если нам помогает прийти к Кришна катхе чей-то пример, это - Васудева-катхопета или Кришна-катхопета и мы можем об этом говорить. Но лучше этого – сама Васудева - катха. Если Васудева-катхопета не приводит к интересу к Васудева-катхе, то эта катхопета бесполезна.



ШБК 1.6.4.19

Полное совершенство в слушании о боге


.1. Йа йах катха бхагаватах - такие повествования о всевышнем, катханийору-карманах - рассказывающих о его чудесах, гуна-кармашрайах пумбхих - качествах и деяниях, составляет, самсевйас та бубхушубхих - слушание тех, кто желает себе блага.


.2. ШБ 1.18.10.

«Тем, кто стремится достичь полного совершенства в жизни, следует смиренно слушать все, что связано с трансцендентными деяниями и качествами личности бога, действия которого необычайны.»


.3. Т.е. пока мы слушаем Кришна-катху мы исполняем свои желания всех благ. Не слушая, мы тормозим все благословения. Особенно разборки между истинным и неистинным, духовным и недуховным, авторитетным и неавторитетным отнимают Кришна-катху, а стало быть и результаты этих обсуждений.


.4. Да даже если всё неправильно, но о Кришне идёт катха, лучше она, чем эта разборка. Кришна для каждого свой, т.к. у каждого свои отношения с ним. Для кого-то он мягок, а для кого-то бравый. Вместо разборок между бравым и мягким Кришной, нужно каждому пойти на своё место и верить в своих мягкого и бравого Кришну по отдельности, без бхавабхасы. Это вполне в наших силах.


.5. Чем больше толпа, тем больше шанса бхавабхасы. Для других мы неизбежно извращенцы по любому поводу. Не так выглядим, не так говорим, не так едим, не так устроены, как им угодно. Но есть и те, для кого мы соизмеримы. И на это тоже следует обращать внимание, особенно борясь с сомнениями в себе. Каким-то частицам Кришны мы подходим, а каким-то нет. Это неизбежно. Слушать о Кришне стоит в компании соизмеримых бхакт. Иначе будет бхавабхаса.


.6. Лидер обязан поделить общество на такие ячейки близких по духу людей и предоставить им соответствующую катху. Подобная организованность отсутствует и потому в обществе царит критика от тесноты взглядов. Все несоизмеримы. Поэтому вместо Кришна-катхи люди выясняют у кого данда длиннее.



ШБК 1.6.4.20

Объяснение блаженством


.1. Наше занятие постепенно должно стать - культивирование блаженства. Чем возможно это сделать? Попробуйте... Найдите это средство. Скорейшим окажется слушание рассказов из сборников о Кришне. Есть замечательные книги, такие как "Источник вечного наслаждения", «Кришна», "Гауранга", "Вену - Гита", которые окунают в непрерывный нектар отношений с Кришной. Вы это заметите. Эти мои комментарии ничего не значат в сравнении с тем, что сознаёшь в непосредственной Кришна-катхе. Даже при комментировании 10-й песни, объяснения всё-таки будут служить прерыванием сплошного потока блаженства уже заложенного Кришной в свои поступки. Чистые Кришна-бхакты не могут мириться с подобным морганием глаз, когда они впиваются ими в Кришну, его образ и его игры.


.2. ШБ 1.18.10.ком.

«Регулярно слушая повествования о трансцендентных действиях, качествах и именах Шри Кришны, человек приближается к вечной жизни. Регулярно слушать эти повествования значит постепенно постигать его таким, как он есть, а это, как утверждается в "Бхагавад-гите", означает достижение вечной жизни. Трансцендентные, овеянные славой деяния Шри Кришны - предписанное средство для излечения от рождения, смерти, старости и болезней, которые считаются материальным вознаграждением для обусловленных живых существ. И кульминация этой стадии совершенства - цель человеческой жизни, обретение трансцендентного блаженства.»


.3. Следует стремиться читать без комментариев в таком случае. Я так делал и это приносило эффект. Лишь, если что-то непонятно, можно обращаться к изучению мнений различных учёных вайшнавов по этому моменту. Но можно и обойтись, если просто регулярно слушать Кришна-катху в чистом виде. Постепенно всё прояснится само собой, ибо это - самое очищающее, что может быть. Все затруднения в гьяне снимаются одним этим. Блаженство - это цель развития знания. Наслушавшись блаженства, нам не надо много объяснений, а слушая объяснения, нам всё будет казаться нереализованным без блаженства, сколько не объясняй.



ШБК 1.6.4.21

Нектар бессмертия для смертных


.1. Мы видим, что слушатели Кришна-катхи прославляют рассказчика.

йас твам шамсаси кришнасйа  мартйанам амртам хи нах

Твой рассказ о Кришне для смертных - нектар бессмертия.


.2. ШБ 1.18.11.

«Мудрецы сказали: О почтенный Сута госвами! Долгих лет жизни тебе и вечная слава за то, что ты замечательно рассказываешь о деяниях Кришны, личности бога. Эти рассказы - как нектар бессмертия для смертных, подобных нам.»


.3. Таково должно быть трепетное чувство к Кришна-катхе и к тому, кто её несёт. Чем более мы будем благословлять таких рассказчиков, тем более они будут нести нектар в благодарность к смертным. Стоит сказать: "Сказав о Кришне, ты принёс спасение моей душе, ты спас меня." Тогда вера в культивирование Кришна-катхой побеждает культивирование гьяной и кармой. Иначе, как бисер перед свиньями, такой драгоценности будет не сыскать.


.4. Людей склонных к гьяне и карме, а таких среди вайшнавов большинство, ещё нужно победить. И победить их невозможно, т.к. они привыкли защищаться гьяна-астрой и карма-астрой. Их можно попробовать обезоружить любовью. Сам Гауранга поступал так. Например, с Кешава Кашмири, выдающимся пандитом, он обошёлся прославляя его за прославления Ганги. Этот случай замечательно описан в трёхтомнике "Гауранга". С гьяни можно поступить подобным образом. Можно пойти по пути прославления их за случайную Кришна-катху, прославления Кришны, не взирая на их недостаток становиться гуру или какой-либо ещё огрех погружаться в мишуру Вед. Но тем не менее, Кришна Чайтанья указал и на недостатки так, что пандит понял, что такой разбор мог сделать лишь бог. Так он согласился принять критику и раскаяться. Люди могут сдаться только всепривлекающему, если тот их наказывает не совсем жестоко. Люди не сдаются жестоким критикам.  


.5. Нимай сделал так и Кешава Кашмири своим любящим единомышленником. Тот составил свой комментарий к Веданте и стал проповедовать бхакти. Точно так же и мы можем попытаться победить дигвиджаев прабхупадизма методом признания их заслуг Кришной, чем не гнушался сам Кришна Чайтанья. Это - пример того, как из рассказа  о Кришне можно вынести знания, приводящие к миру и блаженству. Гьяна на такой ход не способна. Она до победы спорит, безжалостно. Но бхакти обезоруживает даже величайших гьяни.


.6. Мудрецы Наимишараньи были обезоружены им. Являясь муни, они могли бы возражать, приводить свои доводы, развести дискуссию, но они были пленены тем, с каким чувством Сута госвами говорил. Характер бхакты порождает почтение к нему, саумья. Если в его характере шамшаси кришнасья, это вызывает почтение. Бхакту отличает особенность говорить только о Кришне. И мы должны помогать всем говорить о Кришне, не только говоря сами, но и прославляя попытки окружающих, говоря им: "Живите долго и счастливо в нектаре бессмертия Кришна-катхи."



ШБК 1.6.4.22

Нектар смывает дым


.1. Искренние слова. Мне приятно их слышать на страницах Шримад-Бхагаватам. Так и есть, все наши процедуры, которым мы можем следовать в процессе даже арчаны и панчаратрики, ягьи, несовершенны. Мы не можем гарантировать результат. Но благодаря Кришна-катхе, нектару лотосных стоп Говинды, мы сразу же можем почувствовать его. Это будет блаженство. Мы можем просто наслаждаться рассказами о Говинде, не тая этого удовольствия. Тут, бхакты выражают его смело. Несомненно, это радует рассказчика.


.2. ШБ 1.18.12.

«Мы только что приступили к исполнению этой кармической процедуры, разожгли жертвенный огонь, но так как наши действия несовершенны, у нас нет уверенности в том, каков будет его результат. Наши тела почернели от дыма, но мы, поистине, наслаждаемся нектаром лотосных стоп личности бога, Говинды, который ты раздаешь.»


.3. Бхакты не должны быть сухими имперсоналистами, скрывающими чувства, боясь показаться сахаджией или имитатором удовольствия. Приносит ли имперсональный слушатель удовольствие рассказчику? Нет, конечно. Тем более он не приносит его Кришне, т.к. ему служат проявлением экстаза на него, на то, что с ним связано. Выражение чувств удовольствия - это тоже служение. Бхакта полностью вручивший себя Кришне, даже наслаждение использует для служения Кришне. Он притягивает этим удовольствием к методу Кришна-бхакти. Здесь, мудрецы притянуты нектаром Кришна-катхи и отвлеклись от своих процедур, в коих у них даже нет уверенности.


.4. Непосредственный, "здесь и сейчас", результат возможен только в Кришна-катхе. Остальное может и не быть столь же счастливым. Скорее всего, наши тела почернеют от дыма мирских занятий, если мы не окунём себя в нектар разговоров о Говинде. Так легко уйти от цели Кришна-катхи в какой-либо дым, если не занимать себя ей.


.5. Однако, мы не приучены наслаждаться Кришна-катхой. Стесняемся. В нас изъеден этот сантимент философией и усталостью от бесконечной карма-йоги, нарабатываемой по кругу жизнь за жизнью. Их следует оставить за ненадобностью, как мудрецы Наимишараньи. Осмотрев, в каком мы состоянии из-за них, мы должны их отложить и просто слушать рассказ о Кришне. Это покроет все простои и упущения, недоследования и недочёты познания, т.к приведёт к цели, блаженству.


.6. Этот текст интересен для разбора по словам. Карманй асминн анашвасе - их деятельность здесь была без уверенности. Дхума-дхумратманам бхаван - Сута повлиял на их ум, окутанный дымом. Апайайати говинда-пада-падмасавам мадху - услаждая Говинды стоп лотосных нектаром настроение. Ум бхакты должен быть услаждён этим нектаром, иначе он будет неуверенным. Мы должны понять это и отработать на практике.



ШБК 1.6.4.23

Сомнительные церемонии Вед


.1. Я часто замечал, что современные огненные жертвоприношения - какая-то фикция и отказывался от этого. Оказывается, что и древние это видели. Меня смущало, что бхакты этим занимаются. Из этого фрагмента становится ясно, что такое совершается из жадности и стремления опутать людей рабством, а не ради любви к богу. Даже инициации совершаются столь же формально, через огненное жертвоприношение. Отступить от этих правил Прабхупаде, означало навлечь на себя фанатичную критику брахманов-жадин Индии. Поэтому он использовал ягьи. Но мы сейчас не нуждаемся в подкармливании индийских жадин. Можно обойтись без ягьи. Можно просто слушать о Говинде.


.2. ШБ 1.18.12.ком.

«Вокруг жертвенного огня, разожженного мудрецами Наимишараньи, действительно клубилось много дыма и много сомнений из-за множества изъянов в их деятельности. И главный недостаток заключается в том, что опытные брахманы, способные правильно проводить подобные церемонии, в этом веке встречаются крайне редко. Любое отклонение в проведении таких жертвоприношений портит все дело, и результат, как в сельском хозяйстве, бывает трудно предсказать. Хорошие результаты возделывания рисового поля зависят от посланных провидением дождей, и потому исход дела не ясен. Так и при совершении любых жертвоприношений в этот век кали нельзя быть уверенным в их результате. Бессовестные жадные брахманы века кали побуждают простодушных людей совершать подобные сомнительные показные жертвоприношения, скрывая от них утверждения писаний, которые гласят, что в век кали ни одна жертвенная церемония не приносит плодов, кроме жертвоприношения, заключающегося в совместном воспевании святого имени всепривлекающего. Сута госвами рассказывал о трансцендентных деяниях бога перед собранием мудрецов, и они явственно ощутили плоды этого. Это можно ощутить так же непосредственно, как можно ощутить результат вкушения пищи. Духовное самоосознание действует аналогичным образом.»


.3. Самый честный человек, не несущий ответственности ни перед гуру, ни перед Индией, может, наконец, говорить о Говинде, минуя все проволочки. Поэтому бхакте крайне важна свобода от мирского и в тоже время религиозного затягивающего общения. Вся духовная практика должна определяться не на основании традиций, коим были привержены мудрецы Наимишараньи, а на основании эффективности, благотворного влияния на ум, на Кришна-бхакти. Этим Кришна-бхакти отличается от религии.


.4. Как во вкушении пищи, мы должны получить эффект насыщения от практики. Так вот. Достаточно прослушать рассказ, попеть о Кришне, посмотреть на украшенное мурти, разумеется почтить прасада и всё это от души, а не за деньги или из страха потерять честь. Милость Кришны не может быть передана за деньги или прислуживания, неким жадным до монополии брахманом-бизнесменом. Милость Кришны передаётся из бескорыстной любви.


.5. Но, когда я столкнулся со своим бывшим гуру, то обнаружил его стремление использовать ягьи, чтобы зарабатывать. Он говорил прямо, что будет совершать их ради денег, в то время, как Веды говорят, что в этот век в них нет прока. Меня это сильно смутило. Видя такое поведение, я не смог больше руководствоваться таким гуру в своём Кришна-бхакти. Если он сумел поставить перед бхактами ягью выше Кришны из-за денег или престижа жертвоприношения, которым он красуется, то точно так же он ставит и своё положение гуру, завоёвывая престиж, а не распространяя Кришна-бхакти. Я это часто замечал, особенно, когда он сталкивался по вопросам авторитарности его мнения с теми, кто хотел служить Кришне иначе. Он требовал подчинения его программе.


.6. Когда мы встречаем подобные сомнительные церемонии, мы не можем ясно заметить, что движет подобным только жадность и обман. Гуру, таким образом, завлекает глупых людей, как мотыльков на огонь. И вокруг этого огня, он вещает свой дым гьяны, вместо Кришна-катхи, так же как и свами Прабхупада, которому тот решил следовать. От того тоже было не услышать о Кришне, если исключить его повторения имён в тексте. Он практически не говорил Кришна-катхи. Т.е. она не была основой. Основой была церемонность Вед. Тем не менее, он сам сознавался, что это ничего не приносило. И не приносило эта церемонность ничего даже таким опытным брахманам как мудрецы Наимишараньи. Не было гарантии, как нет гарантии, что ваше возделывание поля, принесёт урожай. Если не будет дождей, то какой смысл в вашем возделывании поля? И это символично. Если нет дождя милости Кришна-катхи, всё бессмысленно. Не вырастет ни духовность, ни благосостояние. Разумные люди в наш век вместо ягий читают об играх Кришны и поют ему славу. Глупцы же ходят на ягьи, думая, что они – вечное вложение в душу. Ягьями зарабатывают временное богатство и славу. Любовь к Кришне ягьей не получают.



ШБК 1.6.4.24

Ценность мгновения чистой бхакти


.1. Сколько стоит одно мгновение времени чистого Кришна-бхакты? Оно стоит больше чем билет в рай. Но продаёт ли бхакта своё время за эти достижения? Продаёт ли он своё время за деньги, за престиж благочестия, за учёность? Нет. Он продаёт его подчас за мусор. Окружающие люди, будто не слыша его сердца, стараются заставить его слушать о мирских своих действиях. В этом неудобство становиться гуру. Так велик соблазн говорить мусор далёкий от Кришна-катхи.


.2. ШБ 1.18.13.

«Ценность одного мгновения, проведенного в общении с бхактой всепривлекающего, невозможно сравнить даже с достижением райских планет или освобождением от материи, не говоря уже о мирских благословениях в форме материального благополучия, которые предназначены для тех, кому суждено умереть.»


.3. Приходится выслушивать мусор, но все проблемы учеников снимаются простой Кришна-катхой. Не рядясь в гуру, можно просто служить Кришне, час за часом рассказывая о нём. Так умиротворится ум. Но, как правило, люди приходят вывалить на гуру свои проблемы, а гуру пытается решать их при помощи ума, отошедшего от истинного решения. И ничто не сдвигается с мёртвой точки.


.4. Каждое наше мгновение стоит больше билета в рай, если мы просто думаем о Кришне. Не продавайте эти мгновения за мусор. Именно таким бхактам мы должны себя сделать. Такой бхакта ценнее всех очищающих процессов. Он может убедить за одну секунду своим блаженством, что Кришна - нектар жизни. С Кришной, он обладатель сокровища. Увидеть это - настоящее приобретение. Увидеть даже мгновение жизни такого бхакты – огромное благо. Это приобретение большего, чем достижение рая.


.5. А бездарная трата времени, уводящая внимание людей от Кришны, есть ограбление. Несоизмеримый ущерб на каждой секунде, если нет бхакти к Кришне. Когда у нас есть некоторое свободное время, мы не должны позволять ворам грабить наше сокровище, даже если те делают вид бхакт. Это время нужно потратить в Кришна-катхе, даже если всё вокруг горит к этому занятию огнём безбожия.



Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz