ШБК 1.6

Книга 1, том 6


Испытания Парикшита


На долю Парикшита ещё до рождения выпали испытания. Он претерпел угрозу быть убитым брахмастрой завистливых брахманов. Его спас сам бог, явившись перед ним и укрыв от опасного излучения. Ему предстояло царствовать в таком месте, где брахманы не отличались особой гуманностью и их оскорбительные кастовые предрассудки нередко становились причиной религиозных столкновений. Став править, он нередко применял силу, чтобы урезонить даже брахманов. Однажды, объезжая владения, он увидел, как некто Кали издевается над коровой и быком. Это было воплощение безбожия. Наказывая его, он отвёл ему места для обитания, где царят алчность, обман, похоть и процветают убийства. Так он изгнал его из своего царства, если бы не одно но. Эти грехи стало невозможно удержать из-за наступившей эпохи кали. Так, сам Парикшит стал жертвой проклятия брахмана, в доме которого он повёл себя неучтиво. Защищая порядок, он сам стал источником беспорядка. По проклятию он должен был погибнуть через семь дней. Воспользовавшись тем, что ему известно, Парикшит отрёкся от престола, посвятил остаток жизни слушанию о Кришне, обратившись к Шукадеве.  Глядя на эти судьбы, невольно приходишь к выводу о неизбежности краха любого царства в этом мире, даже царства бхакт. И потому усилия, особенно в век кали, построить общество бхакт  являются утопичными. Люди будут прокляты за эти усилия в век кали. Единственное занятие, которое относится к благу души, является санкиртана, слушание и прославление Кришны с оставлением всех царств и их религий.


ШБК 1.6.1

Книга 1, том 6, глава 1


Подготовка Парикшита

Формальности и реальности




ШБК 1.6.1.1

Книга 1, том 6, глава 1, статья 1

Формальные гуру-посвятители


.1. Таким образом, практика формального посвящения существовала даже со времён Парикшита. Гуру Парикшита был Крипачария. Но Парикшит обрёл милость Кришны через Шукадеву госвами, который рассказал ему о Кришне. Крипачария провёл жертвоприношение коня.


.2. ШБ 1.16.3.

«Избрав Крипачарию своим духовным учителем, махараджа Парикшит совершил на берегу Ганги три жертвоприношения коня.

Все, кто присутствовал на них, были достойно награждены. На этих жертвоприношениях даже простой человек мог видеть полубогов.»


.3. Парикшит не мог обрести этим милость Кришны. Никакие ягьи не заменят Кришна-катху. Поэтому, разумный человек может понять, что он с лёгкостью может получить милость Кришны, даже не принимая гуру опытного в ягьях и дающего посвящения даже чтобы видеть полубогов. Просто слушая о Кришне он может достичь связи с богом и видеть Кришну вдохновением любви, преманджана.


.4. Даже Бхактивиноде тхакуру пришлось принять гуру формально. Это был Випина Бихари госвами. Затем он прислушался к другому, который обладал духовным чутьём, Джаганнатхе дасу бабаджи. Так что эта система посвятителей в ученики, как правило, не работает, хотят это глупые прабхупадисты защищать или нет.


.5. Давно пора это понять. Нужно принимать гуру не формально, из страха оказаться без гуру, а на основе вдохновения. И менять его на основе вдохновения, не привязываясь к обязательствам. С помощью вдохновлявшего его гуру, Бхактивинода открыл место явления Кришны Чайтаньи. А с помощью формального что вы сможете сделать? Ничего. Формальные гуру задушат ваше бхакти, влечение к Кришне. Вот и всё.



ШБК 1.6.1.2

Зачем повествования не на прямую о Кришне?


.1. Чистые Кришна-бхакты избегают даже этих тем, которые косвенно связаны с Кришной, но повествуют более о каких-то царях или шудрах. Махабхарата была таким произведением, где Кришна был таким фактором очищения к рассказам о царях. Но в Пуранах и того было меньше, а в Ведах, так вообще почти не было повествований напрямую о Кришне.


.2. ШБ 1.1.1

«В любом случае, хотя великим риши было не очень интересно слушать о шудраке, негодяе, который обижал корову, они все же хотели знать об этом, чтобы понять, связан ли этот случай с Кришной. Их интересовали только повествования о всепривлекающем Кришне, ибо все, что связано с повествованиями о Кришне, заслуживает внимания. В "Бхагаватам" часто описываются темы, связанные с социологией, политикой, экономикой, культурой и т.д., но все они связаны с Кришной, и потому заслуживают внимания. Кришна - это очищающий элемент во всех этих повествованиях. Все в материальном мире загрязнено, так как порождено тремя материальными качествами. Кришна, однако, является очищающим фактором.»


.3. В самом Бхагаватам чистый вкус, неомрачаемый ничем мы найдём лишь в 10-й песни. Если Кришна - очищающий фактор повествований Бхагаватам, то почему бы не сосредоточиться на нём одном? Зачем слушать о кали-юге? Это предложение подобно предложению отказаться от мяса христианам, если в великий пост они должны отказаться от него для очищения. Итак, пусть Кришна - очищающий элемент для повествований о чём угодно, если есть десятая песнь, зачем чистому Кришна-бхакте столько очищенного информационного мусора до этого?


.4. Действительно, элемент бхав к Кришне в повествованиях - подобен стиральному порошку для одежды ума. Несомненно, что в этом есть смысл. Одежда ума, которую мы носим, становится грязной. Нам нужна стирка. Всем этим повествованиям, перечисленным в Бхагаватам, нужна стирка, чтобы направить ум на Кришна-бхакти. Но почему бы не поддерживать чистоту  в полностью чистой одежде для ума, десятой песне, где сознание одевается в отношения с Кришной напрямую?


.5. Прабхупадисты говорят, что это – занятие для демонов лицемеров, если не очистившись они пытаются одеть чистую одежду. Я согласен, если речь о теле. Однако, речь не о теле, а о душе, которая не связана с телом и умом. И если вместо сознания тела она одевает хотя бы на время десятую песнь, Кришна-бхакти, это значит, что она снимает всю грязь и одевает всё чистое. Разве не так мы делаем все в повседневной жизни? Разве нет у нас чистой одежды, которую мы одеваем после работы, приняв душ? И разве само Кришна-бхакти не душ для души? Какое ещё очищение необходимо до того, как соприкоснуться с душем Кришна-бхакти? Нужно снять грязное отождествление и одеть чистое, духовное.


.6. Прабхупадисты – негодяи и глупцы. Они пытаются кривыми лапами Вед лезть в тонкие сердечные вопросы. Они подобны средневековым знахарям-колдунам, которые пытаются лечить сердце настойками из лягушек, пользуясь невежеством людей. Читать десятую песнь и забыть о политике всего остального, очистившись – смысл духовной подготовки. А они её тормозят искусственно и лицемерно, т.к. такая ясность сразу же исключает необходимость и в них, как гуру. Милость Кришны заменяет милость гуру.


.7. Тогда, как им зарабатывать на хлеб? Пока люди будут сбиты с толка, можно будет морочить им голову и зарабатывать на хлеб.  Зачем давать настоящий рецепт? Врачу выгодно, чтобы вы походили к нему подольше. Профессиональные гуру не станут вам давать прямого средства, очищающего вас. Если вы достигнете бога, то вы перестанете им выражать почтение.



ШБК 1.6.1.3

Мёд на лотосных стопах Кришны


.1. Шаунака риши признаётся Суте госвами, что его не интересует рассказ о шудре и царе Парикшите, если оно не связано с Кришной. Он говорит, что нет проку, если не удастся слизать мёд со стоп Кришны. Так он называет слушание о Кришне. Слушая о Кришне, бхакта чувствует, что он слизывает мёд. Это невозможно спутать. Повествования о Кришне вечны. А повествования о гуру, о полубогах и тем более шудрах - асати, иллюзорны, если не направляют ум к Кришне.


.2. ШБ 1.16.6.

«Бхакты всепривлекающего привыкли слизывать мед, находящийся на его лотосных стопах. Что проку в повествованиях, слушать которые - пустая трата драгоценного времени, отпущенного нам на жизнь?»


.3. Разумному человеку понятно, что требуется слушать только о Кришне. Нам отпущено некоторое время. От нашей веры зависит, как мы распорядимся. Мы можем вникать в материю, а можем вникать в Кришну. Можем либо черпать высший вкус, либо тупо занимать ум и время обилием мирской информации, мимолётной и потому никчёмной для души.


.4. Слушая о шудре, мы видим образ этого шудры. Но, слушая о Кришне, мы видели бы образ Кришны. Нам нужно слушать о Кришне непосредственно, т.е. быть падамбходжа-  макаранда-лихам, слизывающими мёд непосредственно со стоп Кришны. Не со стоп шудры, не со стоп царей каких-то или полубогов. Кришна-бхакте следует быть бхактой Кришны. Мы должны питаться бхавой со стоп Кришны или его рук, его слов, улыбки... Этим наполнять свой ум.


.5. Сознание чистого Кришна-бхакты иногда называют парамахамса, что означает, что в нём не могут осесть грязные и бессмысленные вещи. И высказывание Шаунаки свидетельствует о том, что он готов слушать лишь только в том случае, если из ила слов возможно найти хоть немного драгоценного, Кришны.


.6. Где драгоценное в рассказе о Парикшите? Несомненно, что вначале его жизни, где его защищал сам Васудева-Кришна и в конце, где он посвятил себя слушанию о нём. Как вы думаете, это делает всю его жизнь годной для пересказа бхакт? Интерес бхакт – общая тема, их Кришна. Зачем им знать всё, что делал Парикшит управляя царством? Возможно, политикам это интересно, но чистым бхактам это не к чему приложить. Им будет интересно лишь то, как бхакта направился к Кришне, как Кришна его защитил.


.7. Поскольку частично это затрагивает предысторию, они иногда спрашивают: «А как и что произошло до того, как Парикшит направился к Кришне? Что  произошло, что послужило такому шагу?» Они хотят знать, как бхакты идут к Кришне, какие трудности проходят. Это необходимо, чтобы самим опираться на опыт предыдущих поколений, идти по стопам, причём разных бхакт, преодолевать похожие препятствия и находить свой выход к чистому Кришна-бхакти Кришне, что несомненно явится слизыванием мёда со стоп Кришны.



ШБК 1.6.1.4

Разница между повествованиями о бхактах и Кришне


.1. Здесь Прабхупада описывает, что политика и социология могут быть использованы в Кришна-катхе. Так в Бхагавад-Гите описанию её отведена целая первая глава. Но т.к. главные действующие лица Кришна и его бхакта, то это приемлемо. Но в Бхагаватам говорится, что бхакты не любят политику и социологию.


.2. ШБ 1.16.6.ком.

«И всепривлекающий Кришна, и его бхакты пребывают на трансцендентном плане. Следовательно, повествования о Кришне и его чистых бхакт равноценны. В описании битвы на Курукшетре много места занимают политические ходы и дипломатические уловки, но поскольку все это связано с Кришной, "Бхагавад-гитой" восхищаются во всем мире. Нет необходимости исключать политику, экономику, социологию и т.д., которые кажутся мирскими лишь для мирских людей. Для чистого Кришна-бхакты, действительно связанного с ним, такие мирские предметы трансцендентны, если они связаны со всевышним или его чистым бхактой.»


.3. ШБ 5.12.13. Кто эти бхакты, чистые Кришна-бхакты? В собрании чистых бхакт нет вопроса об обсуждении материальных предметов, подобных политике и социологии. В собрании чистых бхакт обсуждаются только качества, формы и игры верховной личности бога. Они восхваляют его и выражают почтение ему с полной сосредоточенностью. В общении с чистыми Кришна-бхактами, постоянно почтительно слушая обсуждение таких совершенных тем, даже та личность, которая желает слиться с существованием абсолютной истины, оставляет эти идеи и постепенно становится привязанной к служению Васудеве.


.4. Бхакты, которые очистились полностью, больше не могут слушать о Кришне то, что пронизано политикой и социологией. Более того, они способны отличать имперсональные идеи в этом. Нередко какой-нибудь имперсоналист пытается говорить о Кришне в жёсткой манере, считая его слащавость майей и привязанность к нему бхакт - сахаджией. Кришна-бхакта не может слушать подобных людей. Многие гопи Вриндавана не знали Бхагавад-Гиты и не хотели её знать. Им достаточно было рассказов о Вриндаванском Кришне. Как мы уже говорили, Кришна из Двараки был другим воплощением, которое вот пронизывало всё идеологией и политикой. И всё же, даже он сказал, что настоящей бхакти является оставление всех этих дхарм и принятие общения с ним напрямую через Кришна-бхакти.


.5. Это понятно, что политики и социологи обращают внимание на политику и социологию Бхагавад-Гиты. Но Кришна-бхактам более нравится обращать внимание на самого Кришну. Как эти повествования могут быть равноценны? Скорее они связаны, а не равноценны. С солнцем связано множество планет. Оно их освещает и они светятся, но это не значит, что они становятся солнцем. Связь есть, они светятся, но это не солнце, а отражённая частичка солнца.



ШБК 1.6.1.5

Не связанное с Кришной


.1. Бывает так, что слушая о Кришне, мы ничего не чувствуем к нему. Не наша бхава. А иногда, даже мирские фильмы пробуждают внезапную память о Кришне. Как ни странно, нас пробуждает наша бхава с Кришной, а не сам Кришна в иной бхаве. Поэтому я бы сказал, что любое повествование, не приводящее к торжеству нашей бхавы, даже если оно духовное и оно не представляет особой ценности и может даже осквернить.


.2. ШБ 1.16.6.ком.

«Продолжительность нашей жизни невелика, и никто не знает, когда ему будет велено оставить все, чтобы начать новую страницу жизни. И потому наша обязанность - следить за тем, чтобы ни одно мгновение нашей жизни не было потрачено впустую на слушание повествований, не связанных с всепривлекающим и всерадующим Кришной. Любое повествование, каким бы приятным оно ни было, не стоит нашего внимания, если оно не связано с Кришной.»


.3. Если сердце встречает эту бхаву не в Кришне, а на стороне, это может вернуть Кришна-бхакти и любовь к нему. Я это практически усвоил. Для меня мои отношения с детьми были отношениями с Кришной т.к. именно ватсалья-бхава наиболее близкое и облагораживающее настроение для меня. Я испытывал экстаз и думал, что Кришна ещё добрее.


.4. Известно, что для ватсалья-бхавы стимулом экстатической любви является доброта ребёнка. Когда я видел добрых детей, я чувствовал стимул позаботиться о них, просыпалась ватсалья. Но я не просто заботился о них. Это напоминало мне о Кришне и моём служении ему. В противном случае, я не смог бы в таком тренинге чувствовать смысла. Преманджана чхурита бхакти вилочанена… Бхава ватсальи застилала мне глаза, и я видел Кришну в других, о ком заботился точно так же как учат видеть Кришну в божестве.  


.5. Материалист никогда не поймёт этого парадокса. Он будет склонен считать это гадкой сахаджией, т.к. система, которая его контролирует, не позволяет ему по настоящему изучать тонкости бхакти. Они не знакомы с таким понятием как косвенные признаки экстатической любви к Кришне, порождаемые даже облаками или деревьями Тамала.


.6. Гопи путали эти деревья с Кришной и обнимали их.  У моих противников, обвиняющих меня в материалистичности, нет глубокого Кришна-бхакти. Запомните это.  Поэтому, видя его тонкости, они грубят. Глупцы никогда не помирятся со мной. Кришна говорил, что они будут глумиться над его проявлениями в человеке. Следовательно они будут глумиться и над проявлениями Кришна-бхакти в человеке на той же основе, считая сантименты глупостью. Этот глум и есть завеса иллюзии, которой Кришна будет скрыт от них. Именно из-за привычки глумиться над такими тонкостями, даже когда Кришна является, его не узнают даже полубоги. Что говорить о нас, кому написанное дороже непосредственного опыта явления Кришны?



ШБК 1.6.1.6

Настоящий бхагаван


.1. Перевод следующего ниже текста неправильный.

ихопахуто бхагаван  мритйух шамитра-кармани

Слово бхагаван отнесли к Ямараджу. Но Ямарадж сам боится всевышнего и не является в полной мере обладающим всеми достояниями. Он это сам признал перед ямадутами, когда те не смогли забрать Аджамилу. Этот случай  будет описан позднее.


.2. ШБ 1.16.7.

«О Сута госвами, среди людей есть те, кто желает освободиться от смерти и обрести вечную жизнь. Они избегают гибели, призывая повелителя смерти Ямараджу.»


.3. Линия повествования никак не вмещает Ямараджа. При чём здесь этот занятой полубог? Он на работе. Как ему тысячу лет слушать тут  нечто в Наимишаранье? На самом деле имеется в виду бхагаван, т.е. тот, о ком была речь выше, без кого даром тратится время жизни. И продолжая тему, говорится, что эта бесполезность, фактически смерть, подавляется благодаря тому, что в повествованиях присутствует настоящий бхагаван, а не Ямарадж. Ямарадж не избавляет от смерти. Он её посылает. Как можно быть таким глупым, чтобы счесть присутствие бога смерти бессмертием? Присутствие Вишну может быть бессмертием. Ямарадж же сам смертен.



ШБК 1.6.1.7

Ошибки перевода и возникновение противоречий


.1. Здесь так же слова бхагаван стало Ямараджем. Возвращаем первоначальный смысл. «Никто не умрёт, пока приглашает всевышнего и пьёт нектар бессмертия из повествований о его играх» - пийета  хари-лиламритам вачах. Пийета, значит питие. Есть в русском языке слово пиит или поэт. Повествования о Кришне должны быть изысканными и поэтичными. Они делают ум глубоким и чистым. И вся болезненность, граничащая со смертью, исчезает.


.2. ШБ 1.16.8.

«Пока Ямараджа, который несет смерть каждому, присутствует здесь, никто не встретится со смертью. Великие мудрецы пригласили повелителя смерти, Ямараджу, который является представителем всевышнего. Живым существам, находящимся в его власти, нужно воспользоваться нектаром бессмертия в форме этого повествования о трансцендентных играх всевышнего.»


.3. Если ум омывается в эликсире или нектаре бессмертия, как может быть он болезненным? Хари лиамритам вачах - это лекарство. Мы должны его пить в качестве противоядия смерти. Вся наша жизнь состоит из укусов змей и насекомых, различных собак и идиотов. Поэтому, встречая болезненную угрозу, мы должны не к Ямараджу бежать на поклон, а пить нектар игр Кришны, смывать кризис, боль, сомнения. Эти повествования о Кришне сладки как мёд и полезны как мёд.


.4. Мы поймём очень быстро, что значит выздороветь. Наша жажда неотрывно слизывать этот мёд будет увеличиваться. Ни о чём другом мы не захотим слушать. Какое дело нам до Ямараджа? Он, конечно, может приходить послушать Кришна-катху, но это не значит, что лишь благодаря его присутствию не будет смерти. Кришна сказал, что его бхакта никогда не погибнет. Не улавливаете связь? Истинная причина бессмертия – Кришна, а не бог смерти. Бог смерти - как раз причина смерти. И как можно было подумать, что непосредственная близость смерти является гарантом бессмертия? Причина этого – неправильная трактовка в переводах. И подобного в переводах ачариев, которым потом тупо следуют, хоть отбавляй. Когда ты их поправляешь, то, чтобы не потерять лица они говорят, что умом писания не понять. Глупцов с их переводами умом не понять, а писания понять можно.



ШБК 1.6.1.8

Войны против глобализации и за неё


.1. Так мы видим, что только недавно завоёванные дедами Парикшита страны, вновь оказались неподвластны единому правителю. Т.е. люди не сдаются на самом деле единой власти, глобализму. Их не убеждает сила или некий общий для всех закон бога или махараджей. Они хотят суверенности и возможности своего творчества. Рано или поздно они хотят независимости и такой правитель, как Парикшит, не мог убедить их в необходимости сообщества.


.2. ШБ 1.16.12.

«Mахараджа Парикшит покорил все части планеты - Бхадрашву, Кетумалу, Бхарату, северную страну Куру, Кимпурушу и другие и обложил их правителей данью.»


.3. Пришлось воевать. Так каждому поколению царей приходится воевать за власть. Но чистому бхакте это чуждо. Он не пытается устроить без Кришны рай для всех. Ясно, что таким образом рай не сделаешь. Летопись подтверждает. На долго ли такие раи, что создаются на крови? Таким образом, цари выглядели как агрессоры в чужих странах и так их религии отвергались, даже если несли некий позитив и благо. Не стоит забывать, что глобализм ведёт к невнимательности между людьми, а стало быть к войнам за право самостоятельности. Дети протестуют против непреклонных родителей, нация против авторитарного правительства, которое не учитывает их интересов. Так, нации, желающие сохранять свою самобытность, рано или поздно возвращаются к борьбе за суверенность, если видят, что их культуру и летопись просто стирают в пустое место.


.4. Итак, у тех же мусульман есть своя культура. Есть в ней и хорошее и плохое, как и в любом обществе, где человеческий фактор трансформирует любую идеологию в чёрную и белую. Что бы мы не начали, это будет подхвачено как чёрными, так и белыми силами и соответственно будет воспринято неоднозначно. Из-за того, что чёрное и трагичное более акцентирует внимание человека, то в основном о культуре мусульман складывается негативное впечатление. Однако на самом деле там очень много белого. Там столько же белого. Там есть разумные люди, чья культура и составляет ценность. И если люди, как христиане пытаются затереть эти ценности мусульман, тогда чем они лучше их чёрного?


.5. Парикшит пытался покорять подобные народы со своей культурой. На мой взгляд, этого не следовало делать, если он хотел подтвердить свою власть. Достаточно было организовать связи, где люди могли бы делиться культурой, товарами, обмениваться ими. Но древние правительства были недостаточно дальновидны, стараясь всего добиваться насилием над вассалами. Поэтому их царства потерпели крах. Это неравноправие не приводит к процветанию. Мы можем воспевать славу таких царей, но как глухари на току не замечать очевидных изъянов в подходах к отношениям с другими.


.6. Война не служит целям укрепления государства. Она делает её нелюдимой. В период войны люди становятся особенно ожесточены друг к другу по любому поводу. И да, вы можете на этот период взять их в заложники силой, но когда нет уважения, после войны они не станут помогать вам и ваша война никогда не кончится, как не кончилась война со злом после битвы на Курукшетре.

Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz