ШБК 1.5.9

Книга 1, том 5, глава 9


Отречение Пандавов

Действия в разлуке с Кришной




ШБК 1.5.9.1

Книга 1, том 5, глава 9, статья 1

От лица Кришны и к лицу Кришны


.1. Здесь Арджуна высказывается о применении Бхагавад-Гиты им. В первый раз он применил её, чтобы успокоиться перед битвой, где потрясением было то, что его родственники и старшие обернулись против него.  Сейчас он успокаивал себя от потери друга. Он говорит, что Бхагавад-Гита утешает его жар переживаний. Когда он разволновался на поле боя, Бхагавад-Гита утешила его. Сейчас он разволновался от потери Кришны и почувствовал снова необходимость в Бхагавад-Гите.


.2. ШБ 1.15.27.

«Сейчас для меня стали притягательными наставления, данные мне личностью бога, ибо они изобилуют поучениями, способными в любых обстоятельствах и в любое время охладить пылающее сердце.»


.3. Так что же такое Бхагавад-Гита? Это - лекарство от волнений и колебаний. Если вы в растерянности, вы должны просто повторить наставления Бхагавад-Гиты. Вспоминать Бхагавад-Гиту очень благотворно. Посмотрите на её эффект сами...

«Для души не существует ни рождения, ни смерти…»

«Мудрый не смущает ум невежественных людей…»

«Совершай свои действия для удовлетворения Вишну, тогда ты будешь свободен от материального рабства»


.4. Не правда ли, настраивает ум на определённый лад? Такая практика повторения стихов писаний называется мантра медитация. Имена Кришны следует петь, а тексты его наставлений можно повторять в качестве мантры. Мантра, это то, что умиротворяет ум. Ман – ум, трая – умиротворение или избавление от волнения. В данном случае Арджуна повторял стихи Бхагавад Гиты в уме, вспоминал то, что сказал Кришна.


.5. Мантра – набор заученных слов, формирующих мышление в определённом умиротворяющем русле. Иначе, какой в ней смысл? Веды ставят акцент, что если практика мантры не приводит к умиротворению ума или ощущению счастья внутри себя, то она бессмысленна. Когда мантра звучит для ума, как некое утверждение, модель деятельности, это оказывает  конструктивное воздействие. Неправильной мантрой или неправильными мыслеформами, наставлениями на непонятном языке можно разрушить человека и общество. И правильной мантрой, упрощающей и умиротворяющей можно создать хорошую конструктивную атмосферу. Поэтому руководители стран разрабатывают гимн, который мог бы иметь созидательное значение для людей.  Бхагавад-Гита – тоже своего рода гимн регуляции морали и духа. Гита, значит песнь.


.6. Бхакты предпочитают песнь бога в качестве психологической помощи друг другу и себе. Это важно отметить. Анализируя своё и чужое творчество на основе Кришна-бхакти, я пришёл к выводу, что все, что мы пишем, преходяще, а песнь бога притягивает всех тысячелетиями. По этому поводу я проделал следующий эксперимент. Я написал свободный пересказ избранных фрагментов Бхагавад-Гиты, т.е. своими словами. Идеи были те же, но слова другие. Я записал это на флешку в двух вариантах, от лица Кришны и от лица его представителя. Т.е. получалось в первом варианте «вручи себя мне», а во втором «вручи себя ему». Слушая оба варианта и сравнивая влияние, я обнаружил что тем же самым идеям веришь больше, если они говорятся от лица Кришны.


.7. То, что Бхагавад-Гита отличается от других писаний именно тем, что идёт от лица самого Кришны. Это бесспорно. Хотя, я встречал нечто подобное в писаниях бахаев, идёт обращение от лица бога, а не от лица его представителя. Это как-то сокращает дистанцию. Ум настраивается лучше. Наверное, это связано ещё и с верой, что я очень дружественен к Кришне. И речь построенная от его лица, в угоду ему, а не в желании с этого что-то для себя, меня вдохновляет. Когда бывший гуру пытался использовать слова Кришны, чтобы заставить выражать почтение себе, я отвергал эти слова Кришны.


.8. Он говорит, что Кришна сказал предаться гуру, а я не верю ему… Просто не могу. Но когда он говорил, что надо стать бхактой Кришны, у меня возникало доверие. От лица Кришны и к его личности, связывающее с ним, именно это имеет наибольший эффект умиротворения для ума.


.9. Перебрав Бхагавад-Гиту на этот предмет, я обнаружил, что не все тексты Гиты можно отнести к обоим критериям доверия бхакты. Есть слова Кришны, но не обращённые на его личность, а скажем на карму, на йогу, на гьяну. Это для бхакт и составляет лёгкое недоверие. Если оба критерия, и от лица и к лицу Кришны совпадают, то это составляет наивысший процент доверия бхакт.


.10. Так, если Кришна говорит предаться гуру, Бхакта может это сделать, но с большой неохотой. Например, Кришна Чайтанья сказал Нитьянанде уйти от него на другую территорию и там проповедовать Кришна-бхакти. Нитая это очень огорчило, но он подчинился. Подобные наставления «от лица, но не к лицу Кришны» не умиротворяют полностью. Бхакта может и пренебречь тем, что они от лица Кришны, например как это сделали гопи. Кришна сказал им возвращаться к своим мужьям, когда те прибежали через джунгли в лес к нему послушать его флейту. Они не согласились, и Кришна принял их всех на своём танце мадхурья-бхавы. Скорее бхакты согласятся слушать послания «не от лица, но к лицу Кришны», чем «от лица, но не к лицу Кришны». Так, когда Уддхава проповедовал Нанде, тот не стал его слушать, т.к. его речи были хоть и о боге, но не к лицу его сына Кришны. Такова суть умиротворяющая бхакт. Если бхакта любит Кришну, то умиротворить его может только речь, возвращающая его сознание к лицу Кришны.


.11. Арджуна был другом Кришны и то, что Бхагавад-Гита для него звучала как величайшее откровение, легко представить. Если с тем, кого наставления вы слушаете, есть хорошие отношения или очень близкие, эти слова вдвойне важнее становятся для восприятия. Таков принцип гуру. Если гуру хочет, чтобы ученик думал о Бхагавад-Гите в полную веру, то отношения с ним важно строить на основании взаимопонимания, заботы и снисхождения. Если гуру увеличивает дистанцию и ведёт себя с учеником надменно, «не от лица Кришны, не к лицу Кришны», то он тоже станет думать о наставлениях Гиты, но отколется от гуру. Он будет доверять только Кришне, как я, а впитать вариант воспроизведения наставлений гуру не сможет. Барьер будет.


.12. Гуру должен быть прозрачной средой, не барьером, как сейчас модно. Если гуру ведёт себя «не от лица Кришны, но к лицу Кришны», это ещё терпимо. Но если он ведёт себя «от лица Кришны, но в барьер» это настоящие Кришна-бхакты не могут вынести. Их разлука с Кришной не позволяет им этого. Они готовы отречься от царства, как Пандавы, если Кришны для них больше нет.



ШБК 1.5.9.2

Чего достаточно понять в Бхагавад Гите?


.1. Бхагавад-Гита - это краткое изложение Вед. Такое впечатление, что фрагменты Вед, самые стоящие и ключевые, вставлены в ряд повествования Бхагавад-Гиты. Но равнозначна ли она Ведам? Можно ли не углубляться в Веды, прочитав Гиту? Если Кришна сказал, что цель Вед - познать его, то если Гита дала нам это, тогда больше нечего изучать. В Бхагаватам говорится, что познавшему Кришну и ставшему его бхактой, нечего более постигать. Нужно посвятить себя служению целиком. Не нужно больше тратить время на изучение Вед. Жизни не хватит даже прочитать их, не то, чтобы подумать над ними и усвоить. В наш век дистанция к самосознанию сокращена бхакти, приносимой воспеванием Харе Кришна. Человек достигает того же результата, что и изучение Вед, если просто вдохновляется пением Харе Кришна. Эта любовь его умиротворяет, а следовательно, он достигает цели Вед.


.2. ШБ 1.15.27.ком.

«В этом стихе Арджуна говорит о наставлениях "Бхагавад-гиты", которые всевышний дал ему на поле битвы Курукшетра. Кришна оставил после себя наставления "Бхагавад-гиты" не только на благо одного Арджуны, но для всех времен и земель. "Бхагавад-гита", поведанная верховной личностью бога, -  суть всей ведической мудрости. Сам всевышний прекрасно изложил ее для тех, у кого мало времени для изучения всех обширных ведических писаний: Упанишад, Пуран и "Веданта-сутры". Она включена в великий древний эпос - "Mахабхарату", произведение, специально предназначенное для не очень разумных людей: женщин, рабочих и недостойных потомков брахманов, кшатриев и высших слоев вайшьев. Проблема, возникшая в сердце Арджуны на поле битвы Курукшетра, была разрешена наставлениями "Бхагавад-гиты". И вновь, после того как всевышний скрылся от взора земных людей, Арджуна, столкнувшись с тем, что его сила и высокое положение навеки утрачены, захотел вспомнить великие наставления "Бхагавад-гиты", только чтобы показать всем, что к "Бхагавад-гите" всегда можно обращаться в критические моменты, и не только за облегчением различных психических страданий, но и чтобы найти выход из больших затруднений, которые могут в критический час поставить человека в тупик.»


.3. Если мы бываем выбиты из колеи, как Арджуна, Бхагавад-Гита поможет нам быстрее, чем Веды. Пройдясь по их самым насущным понятиям, несомненно, мы не сможем изучить Веды. Мы должны попытаться понять просто Бхагавад-Гиту, точнее просто её одну строку, где просто представлено Кришна-бхакти без всяких барьеров: «Оставь все религии и просто вручи себя мне». Это – простой вывод Бхагавад-Гиты. В Шримад Бхагаватам есть множество выводов самого автора Вед, Вьясадевы и других бхакт, которые говорят именно об этом выводе Бхагавад-Гиты. Эти выводы прояснят наше сердце. И этого вполне достаточно, чтобы уже более не ломать себе голову на счёт противоречий писаний. Как я уже и говорил, противоречия возникают, если критерии доверия бхакты не соблюдены. Эти критерии – наставления от лица Кришны и ведущие к лицу Кришны.



ШБК 1.5.9.3

Общение с Кришной через наставления


.1. В этом комментарии Прабхупада описывает, что самостоятельное чтение Бхагавад-Гиты может быть непосредственным общением с Кришной, если человек верующий. Некоторые говорят, что нужен гуру, что без гуру прочесть Гиту будет неправильно. Это верно для неверующих. Но для бхакт, просто само чтение Гиты - личное общение с Кришной и полное утешение. У них есть вера в его наставления. Иначе бы Арджуне Гита без помощи гуру не помогала бы, когда он бы её вспоминал. Но он был бхактой и верил в Кришну.


.2. ШБ 1.15.27.ком

«Милостивый Кришна оставил великое учение "Бхагавад-гиты", чтобы можно было получить наставления от всевышнего даже тогда, когда он невидим для материальных глаз. Материальные чувства не способны воспринимать верховного всепривлекающего, но всевышний может воплотиться с помощью своей непостижимой силы, используя для этого материю, которая также является одной из форм проявленной энергии всевышнего, так чтобы обусловленные души могли воспринимать его с помощью своих чувств. Таким образом, "Бхагавад-гита" или любой другой звуковой образ всевышнего, явленный в словах истинных писаний, также является его воплощением. Нет никакой разницы между звуковым образом всевышнего и самим всевышним. Из "Бхагавад-гиты" можно извлечь то же благо, какое Арджуна получил от личного общения с ним. Верующий человек, желающий вырваться из тисков материального существования, может с легкостью воспользоваться "Бхагавад-гитой", и всевышний, имея это в виду, давал наставления Арджуне, как если бы тот нуждался в этом.»


.3. Потеряв Кришну из виду, Арджуна теперь находил с ним общение в таком виде. И Прабхупада говорит, что между личным общением и общением в наставлениях нет разницы. Это тождественно. Арджуна припоминал сказанное и огонь разлуки, который жёг его сердце, погасал. Так что для бхакты Кришна-катха - некоторое воспроизведение общества Кришны.


.4. А для не бхакт да, нужен гуру, чтобы добиваться у него значимости, как Кришна-бхакты. Они не верят в духовную, вечную связь с Кришной, т.е. они не бхакты и поэтому они хотят, чтобы кто-то их одобрил и благословил на это. Они неверующие. И если гуру им внушает, что они не бхакты, они легко поддаются этой иллюзии…


.5. И некоторые несерьёзные гуру смотрят на своих учеников, как на не бхакт специально, чтобы те продолжали быть их заложниками безверия. Такова майя, иллюзия. Выход из Майи только один, оставить сомнения в своей связи с Кришной, вручить себя ему и начать ему служить с любовью и бхакти прямо с этого момента. Это можно сделать как Арджуна, в своём сердце, просто перебирая наставления Кришны и веря в них. Это – бхакти. Это не получится искусственно, как подделка, вне реального общения с Кришной. Кришна присутствует в своих наставлениях. Если бы это не было служением Кришне и такая вера не доставляла ему удовольствия, то Кришна не просил бы «ман-мана бхава» - думай обо мне.


.6. Некоторые призывают не думать, а делать. Но они забывают, что Кришна-бхакти является действием в бездействии. Если мы думаем о Кришне, это служение делает много хорошего для других, т.к. Кришна – корень всего сущего. Нельзя отмести такое служение в угоду деятельности. Тем более, что я практически убедился, что пренебрегая размышлениями о Кришне или Кришна-бхакти, деятельность пусть даже в служении Кришне бренна и никому не приносит блага. Вы можете построить огромный храм, но в нём никто не захочет жить или возникнет ссора, если никто не научится думать о Кришне с любовью. Чего стоит такая деятельность, если ум остаётся неумиротворён? Этот вопрос задаётся в Бхагаватам. Мы должны задуматься над этим и решить, что для нас первостепенно, материя или сознание.  



ШБК 1.5.9.4

Дружба открывает доступ к учению, а не благоговение


.1. Прежде всего мы должны здесь понять, что получить наставления можно не только будучи смиренным слугой, но и будучи сыном, другом или возлюбленным Кришны. Обычно считается, что Арджуна принял роль ученика и на время забыл о дружбе. Но это не так. Может быть, на минуту он и забыл о дружбе во время явления вселенской формы, но далее Кришна снова говорит ему, что раскрывает тайны потому, что он его друг и не завидует ему. Как он мог забыть о дружбе и стать учеником, если Кришна его принял учеником лишь на основании дружбы?


.2. ШБ 1.15.28.

«Сута госвами сказал: Так, погрузившись в мысли о наставлениях Кришны, которые были открыты ему благодаря их дружеской близости, и размышляя о его лотосных стопах, Арджуна успокоил свой ум и очистил его от всей материальной скверны.»


.3. Естественно, что когда мы говорим кому-то, мы должны видеть, что человек нам не завидует и не станет принижать значения слов. В противном случае, зачем говорить с ним? А когда нет отношений и люди чужие, это происходит само собой. Вас хотят опрокинуть просто потехи ради. Если человек - просто гуру, какой-то дядька, ну отречённый и умный, скорее всего мы просто не услышим, что он скажет. Способность слышать зависит от степени близости или на сколько личности привыкают к друг-другу. Арджуна получил наставления от Кришны благодаря саухардена, т.е. глубокой дружбе, а не благодаря смирению.


.4. Доверять можно не только в смирении, но и в дружбе и в детской зависимости. Итак, Арджуна доверял из дружбы. Поэтому в постижении науки Бхагавад-Гиты важно понимать, а не занять некое искусственное положение гуру и ученика, в дань моде. Т.е. принятие гуру, монашеский постриг, житие в храмах, ничего не даст. Нужно самому вырабатывать доверенность. Эта доверенность исходит из простейшей практики Кришна-бхакти. Нужно служить. Я заметил, что ничего не делая для кого-то, мне трудно услышать то, что они хотят донести. Но что-то сделав простое для них, моё сердце раскрывается и их сердце тоже и потому я начинаю их понимать.


.5. Так, заботясь о Кришне в форме божества, мы можем быть его учениками. Точно так же, как Дхриштадьюмна, когда он сделал мурти Дроны и поклонялся ему, он стал экспертом в военном искусстве. Мы станем искусны в Бхагавад-Гите, если станем выражать почтение мурти самого Кришны, учителя Бхагавад-Гиты. Даже просто размышляя о лотосных стопах Кришны можно успокоить ум и очиститься. Более того, Кришна обещает это сам в той же Гите. Так к чему всё остальное, показушное и спекулирующее на том, что делает, в общем, Кришна?



ШБК 1.5.9.5

Укрепление в считанные минуты


.1. Здесь говорится о силе концентрации. Нирматхита - поглотила; ашеша - безграничная; кашайа - сила;  Для Арджуны можно было достичь цели йоги в считанные минуты, просто став вспоминать стопы Кришны. Васудева-ангхри - лотосные стопы всевышнего; анудхйана - постоянно вспоминая; его концентрация достигла апогея быстро и с огромной силой. Парибрмхита - расширил; рамхаса - с огромной скоростью; бхактья - в бхакти;


.2. ШБ 1.15.29.

«Постоянное памятование о лотосных стопах Шри Кришны быстро укрепило его бхакти, и в результате весь сор исчез из его мыслей.»


.3. Таково влияние близких отношений с Кришной. Арджуна описывал свою дружбу и поглощённый этими воспоминаниями, перестал замечать окружающее. Стало ясно, что пришло время для отречения и медитации, о которой он думал перед битвой. Теперь, его медитация была безусловной и однозначной. Благодаря опыту отношений с Кришной, он мог погрузить ум в него в считанные минуты, для чего йогам нужны сотни лет. Достичь такой бхакти в уме скорее всего через практические отношения с Кришной. И эта концепция может угомонить наши чувства, позволить внезапно отстраниться от всего.



ШБК 1.5.9.6

Бренность – это загрязнение


.1. Из-за материальных желаний, мы реагируем на приемлемые и неприемлемые вещи вокруг своего тела и это мешает духовному самоотождествлению или памятованию о Кришне. Сейчас вокруг нас волны всяческих временных проектов деятельности. И окунаясь в эти волны, мы не часто понимаем своё естественное состояние, по ходу играя роль того, что вынуждены видеть, отражая своё окружение. Общаясь с материалистами, проявляем их качества.


.2. ШБ 1.15.29.ком.

«Материальные желания, возникающие в уме, -  это сор материального загрязнения. Загрязняясь, живое существо сталкивается с великим множеством приемлемых и неприемлемых вещей, которые препятствуют самому существованию духовного самоотождествления. Из жизни в жизнь обусловленная душа попадает в ловушку многих приятных и неприятных вещей, которые иллюзорны и временны. Они накапливаются благодаря нашим реакциям на материальные желания, но когда мы посредством Кришна-бхакти вступаем в контакт с трансцендентным всепривлекающим через его различные энергии, все материальные желания предстают перед нами в самом неприглядном виде, и разум живого существа умиротворяется, возвращаясь в свое естественное состояние. Как только Арджуна обратился к наставлениям Кришны, изложенным в "Бхагавад-гите", проявилось естественное состояние его вечного общения с ним, и потому он ощутил себя свободным от всякого материального загрязнения.»


.3. Арджуна сражался с демонами т.к. пересекался с ними. Но чтобы культивировать Кришна-бхакти - достаточно чувствовать лотосные стопы Кришны и не пересекаться более ни с кем из этого бренного мира. Эта память формирует правильное мироощущение и самоосознание. Благодаря ему становится безразлична война и мир. Бытие переходит внутрь и все последствия кармы уничтожаются в огне этой концентрации на Кришне.



ШБК 1.5.9.7

Истинное знание в деяниях Кришны


.1. Разберём по словам. Гитам бхагавата джнанам - песнь личности бога, знание, йат тат санграма-мурдхани - которое во время битвы, кала-карма-тамо-руддхам - из-за времени и судьбы покрылось тьмой, пунар адхйагамат прабхух – восстановил, как хозяин. В рассмотрении санскрита мы видим, что знание покрылось тьмой не из-за игр и деяний Кришны, а из-за войны. Теперь, Арджуна имел время размышлять о наставлениях Кришны и воспользоваться высшими из них. Кришна и его игры сами по себе являются знанием и подобны солнцу в рассеивании недоразумений. Прабхупада же думает наоборот.


.2. ШБ 1.15.30.

«Казалось, что из-за игр и деяний Кришны и из-за его отсутствия Арджуна забыл наставления, данные личностью бога. Но на самом деле это было не так, и он вновь стал хозяином своих чувств.»


.3. Такого не могло случиться, чтобы из-за игр Кришны пропало знание. Смотря какого рода знание. Просто гьяна с набором материальных элементов - это невежество, т.к. это знание бренной связи с телом и миром. А знание о своих вечных отношениях с Кришной составляет истинное знание.


.4. Нередко в переводах можно найти подобные, не сразу бросающиеся в глаза невнимательному читателю, ошибки. Невнимательный читатель может, поэтому, принять, что так и есть, что из-за игр и деяний Кришны человек может лишаться знания. Он принимает идею остерегаться близкого общения с Кришной на основании этой обожествлённой ошибки. Как мы видим, по пословному переводу, не за чем этого делать. Иначе как тогда могло произойти, чтобы те же игры и деяния, которые он вспоминал привели Арджуну в себя? Итак, писания нужно читать очень внимательно и не всему что написано верить слепо… Я тоже могу ошибаться, как и любой другой бхакта т.к. мы не можем полностью постичь бога. Поэтому сахаджии не обожествляют свои комментарии к писаниям… Они действительно разумны.


.5. Конечно, кто-то может пытаться воспользоваться моим признанием в ошибках, чтобы указать на то, что лишь обусловленные души ошибаются, а стало быть и пытаются обмануть. Но это – абсурд. Достаточно вспомнить, как спутники Кришны ошиблись, войдя в пасть демона Агхасуры. Они пытались обмануть Кришну, зазывая его с собой. Они тоже обусловленные души? Арджуна ошибся, говоря о религиозности Кришне. Кришна сказал, что он говорит неправильные вещи. Он тоже получается обусловленная душа? Нет, конечно. Просто не нужно идеализировать. Попытка идеализировать – имперсонализм. В состоянии пустоты, имперсонального освобождения душа никого не может обмануть т.к. никого и нет. Как она может ошибиться, если нет разнообразия и всё – сплошное сияние? Однако, когда душа примыкает к разнообразию, ошибки и обман, естественны. Только в одном случае обман устраивается Маха-майей, а в другом Йогомайей.  Действие Маха-майи заключается в забытьи о Кришне, а Йогомайя позволяет его любить. Я всего-лишь признаю, что находясь в Йогомайе, не идеален во всех ситуациях. У всех есть недостатки. Даже у Кришны кто-то видит недостатки, если требует имперсональной идеальности. Не смотря на это, мы не боимся быть личностями и не пытаемся за это право отправлять кого-то в ад для воспитания полного смирения и послушания кому-либо. Мы, как и Кришна, уважаем желания друг друга в той мере, в какой можем.


ШБК 1.5.9.8

Правильное настроение


.1. Что произвела Бхагавад-Гита с Арджуной в данный момент. Мы можем обратить внимание на такие слова как вишоко брахма-сампаттйа - свобода от скорби и духовное преображение, санчхинна-дваита-самшайах - освобождение от сомнений в двойственности мира.


.2. ШБ 1.15.31.

«Благодаря духовному богатству, которым он обладал, все сомнения, присущие двойственности, стали совершенно чужды ему. Таким образом, он освободился от влияния трех гун материальной природы и утвердился в трансцендентном. Сети рождения и смерти больше не были страшны ему, ибо он освободился от материальной формы.»


.3. Нас ещё пока одолевает скорбь и сомнения, т.к. мы не такой концентрации на Кришне и его наставлениях. Нужно добиваться состояния вишоки, свободы от уныния, перестав отождествлять себя с телом - алингатвад, что описано во второй главе Бхагавад-Гиты. Так же можно избавиться от двойственности, если слить качества своего тела с природой - лина-пракрити-наиргуньяд. В действительности всё и хорошее и плохое выполняется природой. Так, Арджуна перестал беспокоиться о пракрити, запутываться в ней и отождествлять себя с различными энергиями бога. Он сосредоточился на своём положении вечного слуги Кришны.


ШБК 1.5.9.9

Эканта-бхакти


.1. Эканта-бхактья бхагаватй адхокшадже. Эка, значит единственное, анта - конечное. Кунти приняла Кришна-бхакти как конечное и единственное своё занятие. Такова чистая бхакти. Она эканта. Эканта бхакти не признаётся официальным движением сознания Кришны. Оно считается отклонением у них, извращённой сахаджией. Поэтому, следует быть очень осторожным, чтобы не попасть в такую среду общения с обманывающими верующими. При поверхностном знакомстве с ними, они это отрицают и говорят, что призывают любить Кришну. Но затем, они постепенно пытаются перевести ваш интерес к Кришне на прислуживание им с непременным оставлением Кришны, как недостойных его. Не оставайтесь в обществе, где Кришна недоступен.


.2. ШБ 1.15.33.

«Случайно услышав рассказ Арджуны о конце династии Йаду и уходе Кришны, Кунти, сосредоточив все свое внимание, погрузилась в Кришна-бхакти трансцендентной личности бога и таким образом избавилась от дальнейшего материального существования.»


.3. Стать в позицию эканта-бхактья Кришна-бхакте помогает разлука. От разлуки с Кришной возникает безразличие ко своему дальнейшему мирскому существованию. Единственное утешение - эканта-бхактья, где возможно думать  Кришне, слушать и служить. Ему более не нужны ни прекрасные женщины, ни последователи, ни богатство. Полное разочарование.


.4. Если кто-то думает, что вот я проповедую это и все сразу всё бросят, то они ошибаются. Невозможно оставить всё без милости Кришны. Эканта бхакти возникает скорее тогда, когда человек готовится покинуть мир. Это – специфическая вещь, учиться которой предстоит в течении жизни, фрагментами. Не у каждого хватит веры так быть поглощённым Кришна-бхакти, хотя бы несколько часов, не говоря о днях, месяцах и годах… Так что то, что я говорю об этом идеале, не является обязательным к соблюдению принципом прямо сейчас. Искусственно это невозможно. Эканта бхакти требует специфического опыта разочарований. И даже если кто-то оставит семью сейчас, общину или гуру, нет никакой гарантии, что где-то он снова не поддастся им. Эканта – конечная и нераздельная бхакти очень редка среди бхакт. Она не такая дешёвая вещь, как думают те, кому нужна эта эканта в отношении их гуру… Быть эканта бхактой Кришны очень – высокая цель, не чета служителям гуру. В Бхагаватам говорится, что милость всех гуру вместе взятых не может сравниться с одной десятитысячной милости Кришны. Эканта бхакты Кришны прекрасно это чувствуют. Остальные же вынуждены искать милости кого-то ещё…


ШБК 1.5.9.10

Битвы бхакт


.1. Если бы не этот комментарий то высказывание о Ядавах, как о колючке было бы трудно перевариваемым. Неужели вайшнавы или те, кто пытаются стать бхактами - это колючки? Но теперь всё становится на свои места. Те, кто занят как колючка другими колючками - просто полубоги на миссии по поддержанию порядка во вселенной. Но чистый Кришна-бхакта этим не занимает себя. Отсюда я делаю вывод, что в состоянии критики чего-либо я – не чистый бхакта. Для этой миссии я должен спуститься на уровень ниже. Кришна-бхакта становится эканта-бхактья только полностью поглощённый Кришной. А если идёт между ними выяснение отношений – это низшее занятие, заставляющее скатиться из духовного мира в рай и стать полубогами.


.2. ШБ 1.15.34.ком.

«Шрила Вишванатха Чакраварти тхакур предполагает, что такие риши, как Шаунака и другие, слушавшие "Шримад-Бхагаватам" от Суты госвами в Наимишаранье, огорчились, услышав о том, что Йадавы погибли в безумии опьянения. Чтобы избавить их от этих переживаний, Сута госвами заверил их, что это сам всевышний побудил членов династии Йаду оставить свои тела и тем самым облегчить бремя мира. Всевышний и его вечные спутники явились на этой планете, чтобы помочь управляющим полубогам избавить мир от бремени. Поэтому он поручил некоторым близким к нему полубогам явиться в семье Йаду и служить его великой миссии. Когда миссия была завершена, полубоги по воле всевышнего оставили свои материальные тела, перебив друг друга в безумии опьянения. Полубоги привыкли пить сома-расу, поэтому им знакомо вино и опьянение. Иногда из-за своей привязанности к одурманивающим средствам они попадают в трудное положение. Однажды на сыновей Куверы, за то, что они были пьяны, обрушил свой гнев Нарада, но позже по милости Шри Кришны к ним вернулся их изначальный облик. Этот случай описан в десятой песни. В глазах верховного всепривлекающего и асуры, и полубоги равны, но полубоги послушны всевышнему, а асуры нет. Поэтому пример колючки, которую вытаскивают с помощью другой колючки, вполне уместен. Одна колючка, впившаяся всевышнему в ногу, несомненно, досаждает ему, а другая колючка, с помощью которой можно вытащить этот досаждающий предмет, безусловно, оказывает всевышнему услугу. Таким образом, несмотря на то, что каждое живое существо – составная частичка всевышнего, тот, кто досаждает ему, словно колючка, называется асуром, а тот, кто добровольно служит всевышнему - деватой, или полубогом. В материальном мире деваты и асуры постоянно враждуют, и всевышний всегда спасает деват от рук асуров. Но и те и другие находятся во власти всевышнего. Этот мир полон живыми существами двух видов, и миссия всевышнего - всегда, когда бы в том ни возникла необходимость, защищать деват и уничтожать асуров на благо и тем и другим.»


.3. Способного на эканта бхакти Уддхаву, Кришна отправил подальше от Ядавов. И Арджуна и Юдхиштхира и Видура и Бхишма, наши герои рассказа, все они были воплощением полубогов, пришедшими к эканта-бхакти только после ухода Кришны, от разлуки с ним. Не смотря на это, такие колючки богу тоже нужны, как хирургу нужны его инструменты. Так что колючки тоже слуги бога. Хотя эти инструменты могут убить, они же и лечат. Просто это занятие для полувоплощений, для шакти-авеша аватар. Но чистый бхакта не хочет быть такой аватарой. Он хочет непосредственного общества Кришны, игр с ним. Однако, как правило, всем приходится проходить через должности для борьбы, чтобы выучиться отбрасывать престиж ради любви.


.4. Погрузиться в общение с Кришной бхакта может и сразу, перебирая его изображения или рассказы о нём, воспевая имена и вкушая прасад. Но это не так просто, если недостаточно упёртая вера. Поэтому множества беспокойств отвлекут. Сказано что Арджуна забыл о наставлениях Кришны и снова скорбел от мирских забот и двойственной игры природы. Тамах, его поглотила тьма. Но, отбросив свой лук в этот раз и став вспоминать о словах Кришны, он стал вновь собран и спокоен и теперь ему уже не надо было ни с кем сражаться. Мы должны делать так же, пока не избавимся от всех сражений.


.5. Чувствуя скорбь, нужно читать о Кришне и тогда мы будем высоко, т.е. достигнем положения вишока, избавимся от беспокойств. А полубогам, затрагиваемым беспокойствами, пусть будет это опьянение борьбой с двойственностью. Пусть они будут гуру, будут мудрецами, царями. Наша дорога с ними расходится на Кришна-катхе. Так и происходит. Это видно по тому, как те стараются препятствовать погружению в Кришну других, стараясь занять их энергию в своих полубожьих проектах.


ШБК 1.5.9.11

Скудные знания не приводят к поглощению Кришной


.1. Апрати-буддха-четасам, означает не проснувшийся. Т.е. Кали влияет на тех, чей разум не пробужден Кришна-бхакти. Арджуна пробудил своё Кришна-бхакти, вспомнив слова Кришны и его стопы. Точно так же мы пробуждаем высшие возможности разума благодаря такому поглощению Кришной. А именно, мы избавляемся от всего неблагоприятного, т.е. Кали перестаёт достигать результата, создавая неблагоприятные условия.


.2. ШБ 1.15.36.

«С того самого дня как личность бога, Кришна, оставаясь в своей форме, покинул эту планету, Кали, уже частично проявившийся, проявился полностью, чтобы создавать неблагоприятные условия для тех, кто обладает скудными знаниями.»


.3. Это пробуждение - отбросить всякое соотнесение себя с материей, с телесами, обществами и религиями и вручить себя Кришне чистым сознанием бхакты, пренебрегая условностями. Если мы вместо этого вручаем себя гуру, опять навязываем себе телесные ярлыки, то это называется кознями Кали. Учителя нужно принимать лишь как помощника и вдохновителя обращения к богу, а не как заместителя бога.


.4. Другой момент в том, что Васудева Кришна покинул планету в сва-танве, своём теле. Кришна - это верховная личность бога и он может делать что угодно. Ему не понадобилось оставлять тела, как полубогам и как даже Балараме Двараки. Баларама оставил тело, выйдя из него, как белый змей, что доказывает так же, что этот Баларама был в ипостаси Санкаршаны, просто играя роль Баларамы. Это не был изначальный Баларама. Изначальный Баларама остался во Врадже вместе с Гопалом. Точно так же как Сита похищенная Раваной не была изначальной Ситой, так и Баларама, ушедший из Браджа, не был изначальным Баларамой. Эту тонкость очень тяжело постичь не бхакте, но она всё объясняет бхакте.


ШБК 1.5.9.12

В эпоху кали нет смысла строить общество бхактам


.1. Если пять тысяч лет назад, только в начале кали-юги, бхакты даже Васудава Кришны предпочитали уходить подальше от людей, то что говорить о нынешней деградации общества?


.2. ШБ 1.15.37.

«Mахараджа Юдхиштхира был достаточно разумен, чтобы понять, как влияет на людей век кали, который отмечен распространением жадности, лживости, мошенничества и насилия в столицах, государствах, домах и среди отдельных людей. Поэтому он благоразумно приготовился покинуть дом и оделся подобающим образом.»


.3. Ожидать, что всё будет хорошо, от жителей кали-юги, бессмысленно. Наши общины будут несовершенны и убоги. Нужно хоть как-то собираться и просто подпевать Харе Кришна, не обсуждая ничего. Это может снимать мирское напряжение. Отречься мы не способны. Вместо этого лучше отключаться от суеты во время киртана.


ШБК 1.5.9.13

Сбрось ярлыки


.1. Нирмамо нираханкарах. Такова позиция бхакты, готовящегося вернуться к богу. Нирмамо - ничего моего, нираханкарах - ничто не я. Бхакта должен выбыть из игры жизни с таким отвержением мира, который не может дать ему Кришну. Единственное, что следует оставить себе, так эго считать себя Кришна-бхактам. Это – истинное эго.  Чтобы это сделать, Юдхиштхтра сбросил мешающие этому одежды царя. Мы так же должны быть одеты не обязующе нас быть кем-то. Привязанность к ярлыкам мешает духовному мышлению.


.2. ШБ 1.15.40.

«Mахараджа Юдхиштхира сбросил свои одежды, пояс и царские украшения и утратил всякий интерес и привязанность к чему бы то ни было.»


.3. "Я - не брахман, я - не шудра, не саньяси." - говорил Кришна Чайтанья. Поэтому, атрибуты саньясы запрещены, так же как и брахманов. Они символизируют некую обусловленность, царственность, все должны их почитать как царей, махараджей. Но Юдхиштхира наоборот, одел лохмотья и сделался неузнаваемым.  В кали-югу вы не увидите настоящих бхакт в каких-то ярлыках и погонах. Но шарлатанов хоть отбавляй. Они рядятся в одежды махараджей, обвешиваются золотыми украшениями и держат команду из множества слуг, хотя не способны им быть благодарными. Разлука с Кришной не позволяет чистым бхактам представлять Кришна-бхакти в таком виде. Это – манера полубогов, брахманов, но не чистых Кришна-бхакт. Даже во времена Кришны брахманы во главе с Брахмой, в основном, были против настроения Кришны. Нужно сбросить с себя их атрибуты с радостью и просто стать экатма-бхактья Кришны. Не бойтесь их гнева. Их гнев против веры в Кришну поджарит их самих изнутри. Пусть гневаются против самих себя в конечном итоге, что я им и футболю…



ШБК 1.5.9.14

Действие мышления о Кришне


.1. Если мы не имеем ничего общего с материей, то как мы можем действовать не как дух? Если всё выполняется гунами природы, даже речь, то что проявляет душа? Если даже ложное эго, сознание проявляется майей, то что остаётся нам? Как одухотворить то, что мы не видим и не понимаем, что оно и так духовно? Конечно, можно одухотворить всё, но одухотворится ли наше "я" тем, что мы будем пытаться делать телом и умом? Увидим ли мы себя вне тела и ума, когда мы одухотворимся? Скорее всего, что нет.


.2. ШБ 1.15.42.ком.

«Таким образом, тот, кто хочет получить возможность общения со всевышним, личностью бога, на одной из бесчисленных планет духовного неба, и особенно на Голоке Вриндаване, должен постоянно думать о том, что он отличен от материальной энергии. Он не имеет с ней ничего общего и должен осознать себя как чистый дух, брахмаджиотти, качественно равный верховному брахмаджиотти (Парамешваре). Разделив царство между Парикшитом и Ваджрой, махараджа Йудхиштхира уже не думал о себе как об императоре всего мира и главе династии Куру. Это ощущение свободы от материальных отношений, как и свободы от материального заточения в грубом и тонком окружении, позволяет даже в этом материальном мире свободно действовать в качестве слуги всевышнего. Эта стадия называется дживан-муктой, или стадией освобождения, достигнутого еще в материальном мире. Таков метод, с помощью которого можно положить конец материальному существованию. Нужно не просто считать себя брахмаджиотти, но и действовать как брахмаджиотти. Тот, кто всего лишь считает себя брахмаджиотти, является имперсоналистом, но тот, кто действует как брахмаджиотти, -  чистый бхакта.»


.3. Нужно отказываться от плодов деятельности тела и ума. Мы не являемся телом и умом. Они функционируют рефлекторно. Должна быть полная свобода от их материальных отношений и, не смотря на заточения в теле, следует мыслить о себе, как о бхакте Кришны.


.4. Т.е. т.к. тело навязывает нам определённый код эго, свободой от заточения является практика чистого Кришна-бхакти с сознанием любви, обращённым к играм, именам и качествам Кришны. Веды называют этот тип сознания - чистым сознанием живого существа. Именно оно, хотя и проявляется тем же тонким существом майи, будет выше неё, т.е. трансцендентным. Эта деятельность в любви к Кришне зависит от того, на сколько мы считаем себя связанными с ним.


.5. Иногда люди спрашивают друг друга о том, как их дела. И они отвечают, что делало их тело и разум. Но истинное я не является ими. Нужно отвечать пробуждалась ли любовь к Кришне, если речь о нас. Совершали ли мы пронизанное любовью служение?


.6. Я скажу иначе, чем Прабхупада на счёт осознания брахмаджиотти. Просто совершать служение, без любви - это имперсонализм, брахмаджиотти. Но даже сознавать Кришну с любовью - это чистое Кришна-бхакти. Это мышление о Кришне является действием души и бездействием на счёт кармы.

Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz