ШБК 1.5.3

Книга 1, том 5, глава 3


Раскованность

Или общественная зависть к близости




ШБК 1.5.3.1

Книга 1, том 5, глава 3, статья 1

Мы не идолопоклонники


.1. Арча-мурти имеет духовное значение. Точно так же, как памятная фотография дорога близкому человеку, так и божество дорого бхактам. Сходство с богом бывает условное, так же как сходство с фотографией, но поскольку это - память, бхакта относится к божеству точно так же, как к богу.


.2. ШБ 1.11.24.ком.

«Духовную природу всепривлекающего невозможно воспринять материальными чувствами, поэтому он принимает форму арча-виграхи, которая только кажется созданной из материальных элементов - в частности, глины, дерева и камня, -  но в действительности не осквернена материально. Поскольку всевышний - каивалйа (единый), в нем нет материи. Он один и только один, и потому всемогущий может явиться в любой форме, не оскверняясь материальной концепцией. Поэтому праздники в храме обычно проводятся так же, как праздники, проводившиеся в Двараке около пяти тысяч лет назад, когда всевышний лично присутствовал там. Авторитетные ачарьи, досконально знающие эту науку, в соответствии с регулирующими принципами, закладывают такие храмы, чтобы помочь простому человеку. Однако малоразумные люди, незнакомые с этой наукой, смотрят на их великое начинание как на идолопоклонство и суют свой нос в то, что им недоступно. Поэтому женщины или мужчины, принимающие участие в празднике в храме всепривлекающего чтобы только взглянуть на его трансцендентную форму, в тысячу раз достойнее тех, кто не верит в существование его трансцендентной формы.»


.3. Прабхупада пишет, что форма только кажется созданной из глины, дерева или металла и что она не осквернена материей. Точно так же, фотография для фотографов состоит из бумаги, фотореактивов и т.д. в соответствии с регулирующими принципами фотоискусства. По определённой технологии фотомастера проявляют фотографии. Для обычных людей, это не имеет значения. Им памятно то, что изображают фотографии. Для них картинка - это не бумага и фотореактив, а какие-то личности. Точно так же, вполне понятным языком можно объяснить духовность образа арча всевышнего.


.4. По описаниям, скульптор делает форму, и люди видят в ней личность бога. Такое одухотворение известно всем с детства. Дети одухотворяют любой предмет, разговаривая с игрушками. Это интуитивное свойство сохраняется с нами до конца дней. Только мы этого не замечаем.


.5. Что же на самом деле идолопоклонство? Люди чтят фотографии умерших, делают им памятные надгробья и памятники, скульптуры. Для них это становится свято. И те же христиане, борющиеся с идолами, замещают эту потребность в одухотворении формы бога освящением таких памятников или если уж совсем ничего нельзя им, то одухотворения креста или книги, кусочек хлеба начинают считать телом бога. Потребность общаться с чем-то одухотворённым таким образом, естественна. А само по себе желание уничтожать эти памятные вещи исходит из невежества и фанатизма религиозных дебилов.


.6. Например, мусульмане под этим предлогом разрушили множество индийских храмов. Да и в нашей стране, коммунисты под подобным предлогом разрушили множество христианских святынь. Со временем, все эти святые, памятные места восстанавливаются всё равно. Что даёт чванливым людям подобная злость на памятные для других вещи? Это – не совсем верующие, а просто священные уродцы в рясах, которые кроме как разрушать, ничего в этой жизни не могут делать. Много ума не нужно, чтобы враждовать. Но создавать взаимопонимание - удел махатм, великих духовных людей. Поскольку иконоборцы таковыми не являются, они сеют ненависть и аллергию на нормальные для духовного человека вещи.


.7. Основав свою позицию на заповеди: "Не сотвори себе подобия бога из дерева, металла и т.д.", кому они выражают почтение? Они выражают почтение образу, который рисуют в воображении, либо книге, либо её проповеднику. Но они ведь созданы так же из человеческого, а не божественного материала. Книга создана из дерева, а человек из красок праха. Воображение точно такое же, как если бы оно изваяло скульптуру или написало икону. Какая разница и что с того? Разумеется, что божество или изображение бога имеют условное сходство. Но чтить в памяти это не мешает, а помогает. Такова должна быть нормальная человеческая позиция.


.8. Другой вопрос в том, что фотографию мы можем как хочешь смотреть, но в отношении божеств существуют ритуалы и ради этих ритуалов священство готово пренебрегать людьми. Это и имеется в виду под идолослужением. Такое пренебрежение людьми во имя формы бога, даже в Бхагаватам называется идолопоклонством или бессмысленным делом. Божества - прежде всего память о Кришне, способ оживить в служении им отношения с богом. Поэтому и такое почтение из сердца. Одухотворяет именно сердце. Как бы вдыхается жизнь в форму тем, кто верит.


.9. Ребёнок верит, что его игрушка говорящая и отнимать у него такую веру - кощунство. Это - часть его потребности в общении. Кто-то может сказать, что наш ум даёт такую альтернативу, если у нас недостаток общения. Но это Рупа-виласа проявление, а не некий ум.


.10. Он позиционирует дух бога живущий в нём в окружающие формы. Это интуитивно. Если мы вспомним, как мы молимся, если ничего рядом нет, то обязательно заметим, что ищем бога взглядом в небе, смотрим на облака, на луну, солнце. Всё равно есть объекты, которые становятся нашими идолами. Невозможно побороть эту привычку.


.11. К тому же, это не ново для имперсоналистов. Они отвергают все формы и скиснув в конце концов от этого, снова обращаются к позитивной духовной практике.


.12. Духовная иллюзия предпочтительнее материальной просвещённости. Если человека лишить детской веры в одухотворение всего, то он почувствует себя конечно свободным и в то же время одиноким и бессмысленным сгустком материи.


.13. Иконоборчество или имперсонализм, любые споры с личным выбором человека иной веры, называется религией. Кришна советует оставить такой подход и просто вникать в него по-своему, так, как нам занимательнее всего. Мы должны занять Кришна-бхакти сознание. Для этого мы используем и звук и форму, и все остальные объекты чувств. Для бхакт, даже запах - это Кришна. Например, Кришна сказал, что запах земли - это он. Как это может быть? Непонятно. Но становится понятно другое, то, что даже патриоты своей земли, на самом деле защищают Кришну. Они привязаны к своей земле, т.к. она представляет Кришну. Земля становится их идолом по любому. Но когда мы из глины этой земли делаем божество, они отвергают его. Просто они глупцы, размышляющие стереотипами, стереофразами, оторванными от тонкости происходящего. У них нет своего мышления и всестороннего анализа. Слушать их - бесплодное занятие.



ШБК 1.5.3.2

Наше право насыщаться Кришной


.1. Созерцание Кришны приносит полное удовлетворение глазам. Он выглядит безупречно, как источник всей красоты. Бхакты хотят созерцать её постоянно. Но это невозможно, т.к. Кришна постоянно перемещается между разными группами бхакт в этом мире. Вот, он был в Хастинапуре, где женщины прославляли его, стоя на крышах своих дворцов. Теперь Кришна точно так же радует взгляд женщин в Двараке, тоже поднявшихся на крышу. Женщины же Хастинапура чувствуют жажду вновь узреть Кришну. Это как воздух. Надышаться впрок невозможно. Даже если мы наберём воздуха, чтобы нырнуть под воду, то всё равно вынуждены будем всплыть и вдохнуть снова.


.2. ШБ 1.11.25.

«Жители Двараки привыкли постоянно созерцать источник всей красоты - непогрешимого всепривлекающего, и все же никогда не пресыщались этим.»


.3. Точно так же, как пить и есть мы должны снова и снова, так же мы должны слушать о Кришне и созерцать его божества. Не поев вовремя, мы обычно чувствуем дискомфорт. Точно такой же дискомфорт, но в душе, а не в желудке, мы почувствуем нарушив свой ритм общения или погружения в Кришна-бхакти. Человеческая жизнь предназначена для наполнения души такой красотой и любовью.


.4. Зла, ненависти, вожделения и жадности полно в животном бытии. Но в человеческом теле мы можем рассчитывать на совсем другие эмоции, на милость Кришны, на красоту, на бхакти и внимательные отношения, организовав свою духовную жизнь вдали от хаоса. Устраняющий все печали Кришна - наша духовная сытость. Не сытые им, будут искать себе удовлетворения в мирском, странном бытии, временном и абсурдном, так и не насытив себя. А у бхакты всегда будет вечно обновляющийся свежий вкус от образа Кришны.



ШБК 1.5.3.3

Медведи и пчёлы в Кришна-бхакти


.1. В качестве закрепления темы, я хочу привести эту молитву Рупы госвами. Она, как раз, символизирует все виды человеческих стремлений к мёду, находимому в Кришне. Рупа госвами пьёт наслаждение Кришны, как пчела мёд. Он ищет покровительства и поддержки у него одного, упоминая полубогов побирающихся перед ним. Он так же находит утешение у его стоп.


.2. ШБ 1.11.26.ком.

«О мой Кришна, позволь мне вознести тебе молитвы. Мой ум подобен пчеле: он всегда ищет меда. Поэтому смилуйся надо мной и дай моему уму-пчеле приют у твоих лотосных стоп - единственного источника трансцендентного меда. Я знаю, что даже такие великие полубоги, как Брахма, не видят сияния ногтей на твоих лотосных стопах, хотя и погружены в медитацию долгие годы. И все же, о непогрешимый, я стремлюсь к этому, ибо ты очень милостив к душам, предавшимся тебе. О Mадхава, я знаю, что у меня нет истинной бхакти, чтобы служить твоим лотосным стопам, но поскольку ты непостижимо могуществен, ты можешь сделать невозможное. Твои лотосные стопы могут затмить даже вкус нектара небесного царства, и поэтому они так привлекают меня. О верховный вечный, позволь же моему уму закрепиться у твоих лотосных стоп, чтобы я вечно мог наслаждаться вкусом трансцендентного служения тебе.»


.3. Искренняя молитва всегда предпочтительнее философии. Всё же я попытаюсь её разобрать, чтобы понять принципы искренности.


.4. Когда мы обращаемся к Кришне, мы можем ощутить смущение от того, что одновременно с приглашением к нему, людей обучают тому, что тот, кто пытается наслаждаться этим – грешник, демон. Но на самом деле  он – пчела, а Кришна - мёд. Привлекательность образа Кришны по сути табу для простых смертных лишь потому, что они ведут себя как медведи, ломая улей.


.5. Если присмотреться, то табу на красоту представлено той категорией людей, которые рассматривают её со своим негативным опытом использования красивых людей. Им кажется, что с Кришной будет тоже самое, эксплуатация. Поэтому они учат людей не поднимать глаза выше стоп Кришны. Но это нереально. Голод по красоте всё равно возьмёт своё. Либо вы будете смотреть на Кришну, либо на что-то ещё. Но смотреть вы будете.


.6. В таком воспитании общества, как сейчас, если Рупа госвами будет упиваться красотой юноши Кришны, то его не правильно могут понять. Они могут обвинить его в извращениях. Действительно – это единственная вера, где восторг красотой личности одного с тобой пола, даже если это бог, является моральным запретом и высшей ценностью одновременно.


.7. Мне трудно судить, но с течением времени я вижу, как люди ощущают себя отнюдь не пчёлами с мёдом Кришны, а демонами. Это очень странно. Грешнофикации подвергается всё, что не предложено Кришне и что не представляет его и в то же время сам Кришна так же грешнофицируется, если человек думает о нём, как о своём мёде. Люди очень злые и нервные. Они готовы любовь к Кришне называть извращением т.к. сами извратили свои невинные чувства медвежьим обращением с красотой. Если ты не медведь, а пчела, твоё обращение с красотой не является демонизмом. Запомни это и не верь медведям…


.8. Да, мы потребители мёда. Да, мы обожаем сладкого Кришну. Но мы не демоны, мы не разрушители красоты, как медведи. Мы пчёлы. Это запрещающие и ворующие наш мёд медведи – демоны. Более того, среди этих пчёл, самые признанные святые - самые большие почитатели медовухи Кришны. Этот мёд поэтому и привязанность к нему трансцендентны. Мы наслаждаемся этим мёдом по милости Кришны, а не потому что алчем. Кришна делится милостью с бхактами. Они черпают её из любви к нему, ценят его образ, ценят игры. А медведи косыми лапами бьют по ним, называя это соблюдением религиозной чести. Позже они, как свиньи с земли пожирают брошенные пчёлами сладости. Такова лицемерная религия.  Кто бы не отгонял вас от вашего мёда, это медведи.


.9. Слово медведь очень смешно составлено. Мёд ведаю. Ведать, от слова Веды. А мёд от слова мад. Кришну называют порой Мадхавой, медовым. В нашем случае, Мадху-вади, те кто знают или ведают Кришну варварским образом – это медведи.  Они разглагольствуют о боге, но ранят пчёл, отгоняют их от их улья стоп Кришны. Такой медведь, как правило - гуру. Как только он видит, что вы присосались к мёду, он ранит вас. Обратите внимание на это свойство медведей-гуру.  У пчелы есть не только мёд. Есть ещё и яд. Если бхакту что-то заставило пустить в ход своё жало, запомните, это было против медведя разрушившего её улей. Пчела предпочитает погибнуть, чем жить в рабстве мадху-вади. Но они могут её обмануть.  


.10. Чистый бхакта никогда не терпит разграбления его чувств к Кришне. Он бросается на защиту нектара. Но мадху-вади пускают дым, затуманивают свои варварские действия. Так гуру способны обойти бдительность пчёл умов бхакт и отвлекая их на всякий дым гьяны и кармы, они крадут мёд Кришны.


.11. Рупа госвами говорит, что у него нет истинной бхакти. Это потому, что мадху-вади всегда наготове обокрасть бхакт и он это знает. Чтобы те не громили улей с мёдом, он говорит, что у него его нет.


.12. Не смотря на это, пчела ведь может вылететь в поле и найти много мёда и в этом её бхакти. Но если зима, пчеле остаётся надеяться на то, что она собрала достаточно мёда по милости Кришны, чтобы выжить.


.13. Мы должны уважать алчность пчелы к мёду, если хотим, чтобы она делилась им с нами как-то. Но если так называемые гуру не хотят этого и ведут себя как медведи, а не пасечники, жальте их напоследок. Они хотят просто уничтожить улей вашей бхакти Кришне т.к. у них нет мозгов. Только боль может заставить их понять, что так делать нельзя.


.14. Лотосные стопы Кришны могут затмить вкус нектара райского царства. Сок сома-раса и прекрасные  гандхарвы и апсары небесных царств не могут сравниться по прелести образа Кришны. Не удивительно, что человека манит рай. Удивительно, если его не манит Кришна. Впрочем, не смотря на то, что великие полубоги пытаются медитировать на него, это редко им удаётся, т.к. даже там, в раю, полно мадху-вады, полно тех, кто предпочтёт ограбить бхакту пафосными призывами к религиозности вместо Кришна-бхакти. Мы не из тех моралистов. Нас откровенно интересует только нектар и наше отличие в том, что мы не хотим сломать улей, мы жалим критикой косолапых на нём.  



ШБК 1.5.3.4

Описание игр бога и философия


.1. Солнце, луна, молнии, радуга, туча, все материальные природные явления можно как-то связать с Кришной в прославлении его. Но всё же, Кришна всё равно не сравним ни с чем прекрасным в этом мире. Не смотря на это, это описание, попытка сравнения образа Кришны с природой - достойнейшее занятие. Описывать, что делал Кришна и как он выглядел - это занятие чистых бхакт. Не бхакты заняты описанием гун природы, а бхакты заняты описанием гун Кришны, связывая это с гунами природы. Такова разница между ними. Одни концентрируются на самой природе, а другие на образе Кришны, используя гуны природы, как украшения.


.2. ШБ 1.11.27.

«Когда всепривлекающий ехал по дорогам Двараки, его голову защищал от солнца белый зонт. Белые пушистые опахала описывали в воздухе полукруг, а на дорогу ливнями сыпались цветы. В желтых одеяниях, с гирляндами цветов, он казался темной тучей, которую одновременно окружают солнце, луна, молнии и радуги.»


.3. Когда я написал свой спонтанный дневник о божествах, то обнаружил, что он целиком состоит из описания того, как великолепно выглядели божества. Это было сплошным восхищением. Само участие было нектаром. Описание тоже стало нектаром. Я описывал, как Гаура Нитай путешествовали, как я служил им, обмахивая чамарой, как выглядели украшением бхакты вокруг них. Я чувствовал настоящее блаженство, описывая это. Я хотел, чтобы это длилось вечно.


.4. Это - моё высшее качество. Я норовлю описывать и прославлять Кришну, а не философию. Только испытывая недостаток этого, я философствую, чтобы отстоять своё и право других на спонтанное Кришна-бхакти, на его основы в чувственном прославлении, считающиеся выше гимнов Вед. Просто так называемые бхакты препятствуют мне. Поэтому я решил бросить им вызов и серьёзно разобраться в наших идеалах.  



ШБК 1.5.3.5

Отец и мать


.1. Здесь сказано, что у гуру может быть жена. Вообще, не принято было становиться гуру саньяси. Саньяси должен отречься от организаций. Но в этот век всё перевёрнуто с ног на голову. Такая саньяса запрещена. Если саньяси управляются организацией, то какие это саньяси? Это - наёмники. Высшая форма саньясы - парамахамса, а её разновидность - бабаджи. Бабаджи не носят знаков различия вайшнава или саньясы. Т.е. эти люди возвысившиеся над материальными представлениями о себе и других. Они не делят людей на высших и низших на основании одежды, тела и ума. А гуру должен это делать. Гуру - это просто учитель или проповедник неких разделов знания, в том числе и духовных. Он должен различать, кому что и как преподносить.


.2. ШБ 1.11.28.ком.

«Согласно писаниям, у человека есть семь матерей:

1) родная мать, 2) жена духовного учителя, 3) жена брахмана, 4) жена царя, 5) корова, 6) кормилица, 7) земля. Каждая из них - мать. Даже из этого указания шастр следует, что мачеха, будучи женой отца, ничем не уступает родной матери, поскольку отец также является одним из духовных учителей. Всепривлекающий Кришна, владыка вселенной, выступает здесь в роли идеального сына только для того, чтобы научить других, как нужно относиться к своим мачехам.»


.3. Саньяси безразличны к этому и потому они не могут быть гуру. Поэтому получается так, что под руководством саньяси общество Харе Кришна выглядит сиротливо. У гуру должна быть жена и жена гуру должна помогать ему заботиться об учениках, как о своих детях. Только такая система может выиграть доверие людей. Фактически, принять ученика, означает усыновление и удочерение. Поэтому, это не для саньяси. В прошлые века, саньяси не принимали тысячи учеников т.к. как показывали исключения, такие ученики становились разорваны между материальным и духовным, не достигали ни там, ни там успеха.


.4. Сначала саньяси проводит обряд инициации, а потом забывает об всех тысячах учеников. Такое инициирование, как и такое усыновление - это фикция. Прабхупада об этом тоже говорит. Что гуру не способный найти подхода к ученику - просто фикция. И эта фикция взята за основу как в гаудиа-матхе, так в ритвицизме и в искконе.


.5. Другой момент в том, что если есть хороший отец, усыновления более не требуется. Если отец может дать ребёнку веру и научить духовной жизни, то он и является гуру. Т.е. уходить от хорошего отца, чтобы найти гуру – это глупость. Если помимо своих детей он может давать воспитание и внимание другим, то это - гуру. Гуру должен действовать как отец. Саньяса это исключает. Саньяса - это разрыв связей для концентрации на Кришне.


.6. Другой момент о матерях. Здесь говорится, что их семь разновидностей. Точно так же, как можно по-отечески относиться к ученикам, можно по-матерински относится к неродным детям. Жена гуру, жена царя, жена священника, кормилица, корова, земля, все они матери поэтому. Они заботятся. Ватсалья или забота старших - означает быть отцом или матерью.


.7. Отец должен обучать и воспитывать тому, что необходимо в жизни. Мать должна заботится, кормить и утешать. Все, кто так делают - наши отцы и матери. Кришна относился ко всем испытывающим к нему ватсалью, как к матерям и отцам. У Васудевы было 18 жён, из которых Деваки была настоящей матерью Кришны. Когда Кришна вернулся в Двараку, его обнимали все 18 матерей, а он им одинаково кланялся, как старшим. Это - очень трогательные отношения. Когда ребёнок чувствует хорошую заботу, он благодарит мать знаками почтения. Это - много значит для чувств родителей.


.8. Вид ребёнка тянущегося к стопам папы и мамы, символизирует благодарность. Конечно, это не стоит имитировать и просто превращать в обряд. Благодарность может выражаться по всякому. Дотронуться до стоп - это символ признания заботы. Отец и мать дают нам тело и мы вырастаем по их милости. Такие основоположники жизни заслуживают прикасания к их стопам с почтением. Но тот, кто даёт духовное наполнение жизни, смысл жить, так же её основоположник. Поэтому мы должны быть благодарны им.


.9. Например, Прабхупада написал замечательные книги о Кришне, хотя и с присущими всему несовершенствами. Я не встречал его лично, исключая свои сны. Но когда я читаю его книги в некоторых местах, я чувствую что он как отец основал мой смысл жизни, наполнил внутренний мир. Он - духовный отец, но саньяси, полный отчуждения от меня. И таковы же его ученики. Я им не нужен. Однако, не напиши Прабхупада свои книги, я бы не знал, что такое Кришна-бхакти и просто оставался бы сентиментальным человеком, боготворящим бренные человеческие отношения. Так или иначе, всё ведёт меня к Кришне.


.10. Я знаю, что мой потенциал боготворить людей предназначен только для Кришны в конечном итоге, т.к. люди уходят, а Кришна остаётся в сердце. Он - истинный отец и мать. Кришна - истинный гуру, являющийся памятью и знанием всех духовных учителей. Когда у нас нет никаких родителей, мы можем найти эту опеку в нём.  



ШБК 1.5.3.6

Застенчивость бхакт


.1. В отсутствии мужа жёнам не полагается выходить из дому и наряжать себя. Жёны Кришны, как видно из текста, так же следовали этим обетам. И как только они услышали, что Кришна вернулся, они прервали обеты медитации и повскакивали со своих мест, застенчиво глядя по сторонам. Чистый Кришна-бхакта так же должен быть настроен. Без Кришны он должен оставаться застенчивым и не наряжаться ни для кого, не выходить из дома без необходимости. Всё что у нас есть предназначено для Кришны т.к. именно он будет доволен этим. И этому надо ревностно следовать, развивая бхакти. Для этого дают некоторые обеты. Например, обет молчания предназначен для того, чтобы отвадить от себя пустые разговоры ни о чём и сохранить речь для прославления Кришны.


.2. ШБ 1.11.31.

«Царицы Кришны возрадовались в сердце, снова видя своего мужа дома после долгого отсутствия. Они тотчас же повскакивали со своих мест, прекратив медитацию. Как было принято, они стыдливо закрыли свои лица и застенчиво смотрели по сторонам.»


.3. Разговаривать можно, если прославлять Кришну, если описывать его. Он прерывает все обеты, как мы видим из этого текста. Ради Кришны мы можем прервать любой обет. Можно дать обет не смотреть на лица людей и тоже лишь для того, чтобы смотреть на Кришну. Можно дать обычные для вайшнава обеты, такие как есть только прасад, заниматься медитацией и чтением Бхагаватам. Бывает, что случай заставляет нас оказаться в гуще празднеств, фестивалей. Но когда мы без Кришны, не в сва-бхаване с ним, ни в своём дворце, я думаю, это не праздник, а возможная измена. Если мы это чувствуем, то должны быть застенчивы.



ШБК 1.5.3.7

Целомудрие бхакт


.1. Жёны Кришны следовали этим обетам. Не принятие участия в торжествах без Кришны и необщительность с родственниками даже, это - норма для сильной любви в разлуке. Ниже будет описано, что они находили для себя лучшим занятием транс или размышления о Кришне. Но даже если рядом с Кришной, жена не должна оставлять его ради родственников. Такова позиция чистой бхакти. Поэтому, нахождения в собраниях бхакт, это ещё не является подтверждением Кришна-бхакти.


.2. ШБ 1.11.31.ком.

«Согласно религиозным наставлениям Йаджнавалкйи, женщине, муж которой находится вдали от дома, ни при каких обстоятельствах не следует принимать участие ни в каких общественных торжествах, украшать свое тело, смеяться и посещать дома родственников. Таковы обеты женщины, чей муж находится вдали от дома. В то же время говорится, что жене не следует показываться мужу в нечистом виде. Она должна надеть украшения и хорошее платье. В присутствии мужа жена всегда должна быть счастливой и радостной.»


.3. Общинное сознание это ещё не Кришна-бхакти. Это хорошо для проповеди, но не всегда даёт нам возможность быть в трансе. Возникает множество накладок. Чтобы этого не происходило, следует стремится к уединению и трансу, дав обет. Когда нам не хватает Кришны, нужно дать обет и отвергнуть всё, чтобы благодаря трансу насытиться Кришной. Насытившись, мы должны служить ему и если требуется помочь другим, поддерживать Кришна-бхакти других рассказами о нём, идя только на такой компромисс.


.4. Обратите внимание, что быть удовлетворённым Кришной – это основа непринуждённой атмосферы в общении с ним. Жена должна быть радостной и удовлетворённой, если муж дарит ей подарки и знаки внимания. Муж должен чувствовать, что его усилия приняты, что они очень важны и дороги. Бхакта, который принимает милость Кришны без эмоций, на самом деле не общается. Кришна хочет видеть, как радуются его бхакты в общении с ним. Поэтому, теория о том, что бхакте ни в коем случае нельзя эгоистично наслаждаться в присутствии Кришны, это идея не для бхакт. Это - идея для саньяси имперсоналистов. Но простым бхактам это совершенно ни к чему и они должны выражать удовольствие увлекательно радуясь чему-то в присутствии Кришны. Кришна не какой-то эгоист, который признаёт лишь свою радость. Он признаёт, если бхакта радуется увлечению искусством и разделяет его. Точно так же как мы разделяем робкие увлечения своих детей. Если дети увлечены чем-то и испытывают радость, родители тоже радуются. Кришна такой же. Он испытывает радость за радость бхакт. Тем более, если они радуются его присутствию.  



ШБК 1.5.3.8

Неразлучность с Кришной благодаря трансу


.1. Нормальное состояние бхакт - транс качеств и игр Кришны. Вместо размышлений о философии, материи или общинах, бхакта думает о самом Кришне. Как я уже и говорил, это состояние личных спутников Кришны. Люди обычно жадны и потому, прочитав о нескольких спутниках, думают, что других быть не может, т.к. Кришна имеет только одну форму. Все остальные должны быть слугами слуг слуг слуг. Но это - материальное воззрение. Даже благодаря трансу Кришна становится личным и выделяет биллионы экспансий. Существует форма Кришны в уме. Существует так же форма божества, которое тоже может быть личной. И тот, кто обрёл божеств, чтобы ухаживать, уже проявляет качества спутника.


.2. ШБ 1.11.31.ком.

«Жены Кришны пребывали в медитации, размышляя о разлуке с ним, и постоянно медитировали на него. Бхакты Кришны не могут прожить ни мгновения, не медитируя на него, и особенно это касалось цариц, так как все они были богинями процветания, которые приняли облик цариц, чтобы участвовать в играх всепривлекающего в Двараке. Они всегда неразлучны с ним, благодаря либо его личному присутствию, либо трансу. Гопи во Вриндаване не могли забыть о Кришне, когда он пас коров в лесу. Когда мальчика Кришны, не было в деревне, оставшиеся дома гопи с тревогой думали о том, как он ступает по жесткой земле своими нежными лотосными стопами. Думая об этом, они иногда впадали в транс, и их сердца замирали. Таково состояние чистых спутников Кришны. Они всегда пребывают в трансе, и потому в его отсутствие царицы тоже находились в трансе.»


.3. Занятые лично Кришной, такие личности даже в покое думают о нём лично и не любят праздные компании. К сожалению, мирское общество не понимает этого и считает признаком несовершенства. Впрочем, нужно ведь как-то майе придерживать прогресс обусловленных душ. Если бы они сразу всё поняли, то некого бы было мучить. Все посели бы в медитации. Ни майе, ни Брахме это не нужно. Надо чтоб вселенная не барахлила и все плодились и размножались.


.4. В этой тюрьме Майи существуют меры пресечения транса и одна из них - иллюзия, духовная слепота. Люди ослепляются обществом и религией, чтобы не думать о Кришне. Но бхакты думают о Кришне, даже с тревогой о том, как он ступает босыми ногами по камешкам. Это занимает ум. Они думают, как он ест, как ходит, поёт, танцует, шутит, играет на флейте. Чтобы бхакты не делали, они думают, что Кришна рядом благодаря трансу.



ШБК 1.5.3.9

С Кришной не нужны условности религии


.1. Кришна снимает обязанности обетов, условности религии. Это не правильно соблюдать обеты, когда Кришна всем видом ожидает к себе общительности, их нарушения. Например, Юдхиштхира дал обет правдивости. Но Кришна попросил солгать. Тот мялся-мялся, кое как типа соврал. Это сомнение стало препятствием на пути Кришна-бхакти. Он не мог быть чистым бхактой из-за религиозности, которую боялся предать. Религиозность становится препятствием, если мы её не отбрасываем, служа Кришне. Ей мы пренебрегаем дружбой и любовью с богом и бхактами т.к. она имперсональна. Чувство долга или обязанностей нередко становится препятствием личностного общения.


.2. ШБ 1.11.31.ком.

«Теперь же, завидев издали всепривлекающего, они сразу оставили все свои занятия и забыли обо всех упомянутых выше обетах. Как утверждает Шри Вишванатха Чакраварти тхакур, это было нормальной психологической реакцией на такое событие. Хотя они жаждали увидеть своего мужа и вскочили со своих мест, их остановила женская стыдливость. Но глубокий экстаз помог им преодолеть эту слабость, и они стали представлять себе, как обнимут Кришну. Размышляя об этом, они фактически перестали воспринимать окружающее. Эта начальная ступень экстаза заставила их забыть обо всех формальностях и социальных условностях. Тем самым они преодолели все препятствия на пути к Кришне. Таково совершенство встречи с другом души, Шри Кришной.»


.3. Яшода могла оставить Кришну из-за чувства долга, чтобы хлопотать по дому. В это время голодный Кришна капризничал и бил горшки с маслом. Ему хотелось внимания мамы. Брахманы совершавшие жертвоприношения так же не смогли нарушить обет и тем самым не получили милости Кришны, в отличии их жён, которые оставили все обеты и стали служить Кришне как он того хотел. Мы должны понимать, что наш общественный долг и многое из обетов может становиться препятствием на пути служения Кришне. Т.е. некое служение определённым образом, может быть препятствием тому образу, который требуется Кришне сейчас. Это называется обет.


.4. Обет подходит только, когда Кришны нет рядом. Но когда он рядом, мы должны смотреть что хочет Кришна и быть готовыми оставить ради него обеты. Конечно, это вызывает стыд, показывает не принципиальность. Так оно и есть. Ради совершенства отношений в любви, мы не должны быть упрямы. Например, Кришне нужно потанцевать, а мы можем сослаться, что джапа не читана и не танцевать. Это значит, что обет становится препятствием в служении.


.5. Или Кришна хочет есть, а мы можем подумать, что надо совершить длинную ягью. Это тоже препятствие. Надо всё бросить, приготовить еды и поднести Кришне. Вот это - ягья. Возникает вопрос, как увидеть чего хочет Кришна? Обычно говорится, что нужно видеть через гуру, но мы развинтили эту систему и вопрос о гуру не стоит. Мы должны увидеть это в собственном трансе. Точно так же, как мы ощущаем доволен ли ребёнок по его лицу и по атмосфере его игр, точно так же можно считать барометром наш транс. Если он не блаженен, значит что-то мы делаем не так и Кришна внутри нас не доволен. Мы не угадали и действовали механично.


.6. Нужно отбросить механическую практику Кришна-бхакти и впредь делать то, что соответствует трансу. Если прёт пение Харе Кришна из груди, не стоит это сдерживать, даже если идёт лекция. Лучше выйти с лекции и петь для Кришны. Хочется готовить, значит Кришна хочет есть. Мы должны готовить. Так или иначе, Кришна даёт некоторые намёки нашей Рупа-виласой, заметные этим барометром транса.


.7. Барометр обычно показывает атмосферное давление. Оно понижается и повышается, меняя погоду. Таким образом, мы берём либо зонт, либо легко одеваемся. Точно так же, пониженное ощущение удовольствия Кришны означает, что надо что-то менять, брать зонт чего-то другого, чтобы служить. А повышенное настроение означает, что можно облегчать путь. Кришна улыбается нам. Мы можем быть в экстазе. Особенно если экстаз, это - свидетельство успеха в служении Кришне.


.8. Кришна-бхакта достигающий успеха в бхакти, постоянно испытывает экстаз. А тот, кто упрям в обетах, постоянно не попадает в тему. Став старшими бхактами и потому упрямыми бхактами, они думают, что так лучше и авторитетнее, но только спонтанная и безалаберная позиция будет правильной в отношениях с Кришной. Это - живая позиция, по обстоятельствам. Даже если нужно оставить социальные условности, бхакта безразличен к своей чести и потому ради Кришны переходит на чувства и нарушает закостенелые правила и обеты. С Кришной это можно и даже нужно. С Нараяной нет.



ШБК 1.5.3.10

Непреодолимое желание встречи


.1. Экстаз встречи с Кришной непреодолимо приводит к слезам. Это прекрасные чувства. Тот, кто может плакать для Кришны, пусть никому не отдают это знамение оскорблять. Это прекрасно. Это - лучшее служение, которое только есть. Бхагаватам описывает, что тот, кто не может плакать о Кришне, вообще не может служить на самом деле. Это не искреннее служение. Поэтому, наша цель добиться слёз, глядя на Кришну. Глубокое развитие любви приводит к этому. Жёны достигли этого благодаря трансу. Они настраивали себя долгое время в разлуке, оценивая каждый жест милости Кришны и скучая по нему. Поэтому, увидев его, они заплакали от прилива ценности их глаз.


.2. ШБ 1.11.32.

«Непреодолимый экстаз был так глубок, что застенчивые царицы сначала обняли всепривлекающего в самом укромном уголке своего сердца. Затем они обняли его взглядом, а потом послали своих сыновей обнять его [что равнозначно собственным объятиям]. Однако, о предводитель Бхригу, хоть они и пытались сдержать свои чувства, слезы против их воли потекли из их глаз.»


.3. Возбуждения экстаза у разных бхакт по разному. Одним Кришна показывает одно качество, вызывая экстаз, а на других это не действует так же. Согласно отношениям в бхавах, всё по-разному. Например, матери Кришны позволяет погрузиться в экстаз - кротость Кришны. Но жене не нужна кротость мужа и она жаждет его ответственности, а друзьям нужна его храбрость и смешливость. Кришна по-разному проявляет себя бхактам.


.4. Встретив глазами своего Кришну, жёны обняли его в сердце. Это означает, что их что-то сдерживало, а именно царская атмосфера. Они не могли просто броситься на шею. Точно так же в храмах. Мы не можем обнимать божеств. Даже пуджари не может этого делать, т.к. если это будет замечено, то его выгонят из храма. Но на самом деле это - болезнь зависти к чувствам, развитая страхами и недоверием. И Кришна лечил свои семьи от этого, возвращаясь и раскрепощая всех. Поэтому ему поклонялись.


.5. Например, его дети стеснялись смотреть на него, считая себя недостойными. Но Кришна подбадривал их, говоря, что дети должны взирать на лицо отца. Религиозное воспитание заставляет презреть многие чувственные вещи, которые могут быть применены на Кришне. То, что чувства неблагоприятны, когда они касаются временных мирских вещей, это не означает, что они так же неблагоприятны в Кришне. Только зависть делает их нежелательными.


.6. Для детей в общем было проще всего донести непосредственность  в ведическом обществе, но и они стеснялись бросаться Кришне на шею и обнимать его. Из этого можно сделать вывод, что среда храма или дворца негодна для искренних отношений с богом. Когда я общался с детьми в храме и дома, одни и те же дети вели себя по-разному. Дома они обнимали меня и баловались, а в храме с задумчивыми взглядами стояли у стен. Они стеснялись своей чувственности, словно это было чем-то неприличным. Меня это расстраивало и не только меня. Один из гуру как-то сказал общине: «Уровень ваших отношений виден по несчастным лицам ваших детей. Вы безразличны и недоверчивы.»  



ШБК 1.5.3.11

Смотреть на стопы Кришны можно бесконечно


.1. Обычно все ищут что-то новое в отношениях. Узнав всё о любимом или любимой, люди расходятся. Богиня процветания даже не остаётся долго на одном месте. Посмотрев немного и найдя всё исчерпанным, она уходит. Но рядом с Кришной такого не происходит. Ему нет края. Его стопы даже постоянно обновляются и кажутся новыми на каждом шагу.


.2. ШБ 1.11.33.

«Хотя Шри Кришна постоянно был рядом с ними, и никого другого подле них не было, им казалось, что его стопы все время обновляются. Богиня процветания по своей природе непоседлива и подвижна, но и она не может оторваться от стоп всепривлекающего. Так какая же женщина, однажды найдя себе прибежище у этих стоп, сможет оставить их?»


.3. Как долго можно смотреть на те же стопы человека? Ну, минуту. Обычно на стопах не зацыкливаются и смотрят более на лицо или фигуру. Но на стопы Кришны возможно смотреть бесконечно. Это потому, что эти стопы обладают притягательностью для всего, как магнит для железа. Находить приют у стоп Кришны естественно.



ШБК 1.5.3.12

Как определить нормальность гуру


.1. Мы полагаемся на то, что получаем от Кришны на посту его слуг. Просто петь имена Кришны и рассказывать о нём - это значит трудиться на него. И неужели бог, который заботится о тех, кто не трудится на него, не позаботится о своих тружениках? Им достаётся такая забота без всяких дополнительных усилий. В этом секрет процветания. Богиня удачи всегда ускользают, когда за ней охотятся. Но когда люди просто служат её мужу, она сама просит принять её заботу.


.2. ШБ 1.11.33.ком.

«Как правило, люди, занятые служением, стремятся получить от правительства, являющегося высшим наслаждающимся в государстве, какой-либо пост. Поскольку всевышний - верховный наслаждающийся всем, что находится внутри вселенной и вне ее, служить у него - истинное счастье. Получив однажды возможность нести высшую правительственную службу всевышнему, ни одно живое существо не захочет оставить эту деятельность. Высочайшее совершенство человеческой жизни - искать какой-либо деятельности в высшем служении всепривлекающему Кришне. Это сделает человека счастливым. Постоянно ускользающую богиню удачи не стоит искать вне отношений со всевышним.»


.3. Бхакта не ищет специально благосклонности богини или богов каких-то вещей. Он просто бескорыстно служит Кришне, строит отношения с ним и довольные искренностью любви к нему вдохновлённые всевышним полубоги всё сами даруют бхакте. Точно так же и гуру. Нормальный гуру, который привязан к Кришне, если он будет видеть служение Кришне ученика, он будет доволен. Но, к сожалению, сейчас полно ненормальных авторитарных гуру, которые глядя на личные отношения с богом кого-то, завидуют и стараются стянуть до своего уровня. Таких гуру легко вычислить. Они хотят, чтобы вы служили богу, служа им, а не ему. В таком случае богиня процветания не хочет общаться и ни один чистый бхакта не примет участия в таком обществе.

Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz