ШБК 1.5.2

Книга 1, том 5, глава 2


Встречи с Кришной

У тебя есть доступ




ШБК 1.5.2.1

Книга 1, том 5, глава 2, статья 1

И раковина Кришны дорога бхактам в разлуке


.1. Без Кришны естественное состояние бхакт - уныние. Хотя говорится, что уныние - признак гуны невежества. Поэтому, любой невежда, может обвинить бхакт, находящихся в разлуке с Кришной, невеждами. Кришна-бхакты на самом деле становятся слабыми без Кришны и не способными ни на что. И когда Кришна вернулся в Двараку и затрубил в раковину, это подействовало воодушевляюще на всех. Поэтому, возвещая о Кришне, мы действуем подобным образом. Красиво распевая его имена и рассказывая о нём, мы шествуем впереди него, возвещая о его прибытии в сердца обусловленных душ. Если они в разлуке, то их это воодушевляет.


.2. ШБ 1.11.1.

«Сута госвами сказал: Достигнув границ своей цветущей области, называемой страной анартов [Двараки], Кришна, возвещая о своем приезде, затрубил в свою приносящую удачу раковину, звук которой заметно развеял уныние жителей.»


.3. Я помню, как в храме мне надоели раковины. Я был пуджари и должен был в них дуть довольно часто. Мне не особо нравятся громкие звуки. А на праздниках так вообще мне надоедали они, т.к. трубили на каждой минуте. У меня просто возникла фобия на них, как аллергия от постоянного употребления. Но после разлуки, как-то услышать издалека раковину было приятно и воодушевляло.  Прославление не должно быть чрезмерно фанатичным, превращаясь в восприятии в сплошной шум и гам.



ШБК 1.5.2.2

Одухотворение раковины


.1. Прабхупада пишет, что от прикосновения рук и губ Кришны раковина покраснела не случайно. В этом есть духовный смысл. Всё, к чему прикасается Кришна, особенно его губы, обретает неземные качества, одухотворяется. Так можно судить об истинности общения с Кришной.  Бхога, которую Кришна пробовал, становится неземной. Её пронизывает прикосновение Кришны, как в случае с этой раковиной и еда преображается, меняет структуру с материальной на духовную.


.2. ШБ 1.11.2.

«Когда Кришна, сжимая в руке эту белую и округлую раковину, подул в нее, она как будто покраснела от прикосновения его трансцендентных губ. Казалось, будто белый лебедь играет среди стеблей красных лотосов.»


.3. Но с другой стороны, там, в тексте написано, что раковина блестела и отражала красноватые руки и губы Кришны. Она не меняла свой натуральный цвет. Так что можно по-разному комментировать это место. В любом случае, отражаются или приобретаются духовные качества Кришны, это происходит благодаря личному соприкосновению с ним.



ШБК 1.5.2.3

Бог – не бог


.1. Пусть личность одна и та же, но форма другая и она делает эту личность как бы уже другим персонажем. Например, актёры, играющие в спектакле, на сцене бывают разными, согласно гриму и одежде, бутафории вокруг, окружению и сценарию. Это - одна личность, которая играет других личностей. Людям должно быть понятно, что они играют разные роли в соответствии с гримом и сценой. Точно так же Кришна может играть разных личностей бога и эти роли и есть его модели для воплощений, что в данном случае принимали участие в играх Кришны на этой планете.  


.2. ШБ 1.11.3.ком.

«Один известный бенгальский романист утверждает, что Кришна Вриндавана, Кришна Mатхуры и Кришна Двараки - разные личности. С точки зрения летописи, этот вывод абсолютно неверен. Кришна Курукшетры и Кришна Двараки – одна и та же личность.»


.3. С точки зрения летописи, этот вывод неверен. Но летописи базируется на базовых для среднеразвитого человека понятиях. Их же переписывают иначе, для более высоких понятий, которые доступны поэтам и вдохновенным писателям. В частности, в самом Бхагаватам есть утверждение, что Кришна Курукшетры и Кришна Вриндавана – это разные воплощения бога.


.4. Больше всего Кришне нравится играть танец мадхурья-бхавы, где он - возлюбленный тысяч девушек. Люди, связанные с Кришной разными бхавами видят его по-разному. Каждый уверен, что Кришна только такой, какой им кажется т.к. это – их Рупа-виласа переводчик. Причём, между ними возникают противоречия. Например, Кришна бывает смешлив и в тоже время рассудителен. Одним кажется, что Кришна - баловник, а другим, что учитель. Одни ему не доверяют и смеются, а другие принимают всерьёз. Между ними противоречия. Потому существуют соответственные воплощения. Есть Кришна баловник и Кришна учитель.


.5. Мы будем придерживаться того, что нам достаточно, того Кришны, который нам надо, а все остальные его проявления не для нас, т.е. как бы другие личности, хотя между ними есть связь. Это – существа высшего уровня. Благодаря связи они одно, но это – разные личности. Ведь темперамент другой, форма другая, всё может быть не тем. Нам нужна определённая Рупа-виласа, не весь бог, не все воплощения. Вполне естественно при этом, что бхакта начинает считать всего остального бога не богом, а некой другой личностью. Таковы каверзы любви.



ШБК 1.5.2.4

Кришна может быть кем угодно для бхакты


.1. В Двараке были те, кто поклонялся божествам Кришны, кого Кришна наставлял, были его дети. Но кому он мог быть матерью? Он был отцом. Однако в тексте его называют мата - мать. Имеется в виду, что по своим качествам внимательности и доброты он некоторым заменял мать. А может, он действительно был матерью, родив кого-то. Для бога это естественно из него всё и изошло. Это подтверждает точку зрения о том, что в Кришне есть все типы личностей, даже женские. Но мы не боги и потому нам для рождения кого-то нужно участие кого-то ещё.


.2. ШБ 1.11.7.

«О творец вселенной, ты - наша мать, наш благодетель, всевышний, отец, духовный учитель и божество, которому мы поклоняемся. Следуя по твоим стопам, мы во всем достигли успеха. Поэтому мы молим, чтобы ты продолжал одаривать нас своей милостью.»


.3. Все типы, кого бы мы не хотели найти, есть в Кришне. Если нам кто-то нравится и мы не можем обрести эти отношения с ограниченным существом, мы найдём их, если обратимся к Кришне, который явится в такой Рупа-виласе. Он творец и последователь, учитель и отец, сын и друг, любящий супруг и царь гармонии. Кого бы мы не хотели найти, чтобы служить, все типы отношений мы можем выстроить через него. Тогда мы почувствуем успех. Все наши желания будут удовлетворены сами собой, если мы общаемся с совершенным.



ШБК 1.5.2.5

Всё что ты хочешь, может благословить только Кришна


.1. Может возникнуть мнение, что мы через чур фанатичны в том, что всё возлагаем на Кришну. Он нам и друг и царь и учитель и всё всё всё. Но раз Кришна абсолют, то он не может быть меньше, чем всем для бхакты. И если вера бхакты совершенна, то он не ищет ни у кого другого, даже у других форм Кришны поддержки. Но даже если попытаться изменить Кришне, сколько это будет продолжаться? Не более одной жизни. Затем в новом рождении - новые связи. Разве не лучше избрать изначального Кришну вечным другом, возлюбленным и т.д.?


.2. ШБ 1.11.7.ком.

«Нет необходимости выражать почтение каким бы то ни было иным божествам, кроме всевышнего. Он всемогущ, и если он доволен нашим послушанием у его лотосных стоп, то он способен даровать нам все благословения, так чтобы наша материальная и духовная жизнь увенчалась успехом. Человеческая форма жизни - это шанс для каждого постичь свои вечные отношения с богом и обрести духовное бытие. Наши отношения с ним вечны, их нельзя ни порвать, ни уничтожить. Их можно забыть на некоторое время, но по его милости мы можем и возродить их, если последуем наставлениям всевышнего, явленным во всех писаниях всех времен и народов.»


.3. На самом деле так и есть и эти отношения невозможно порвать. Мы интуитивно возлагаем на других наши потребности в Кришне и страдаем. Мы обожествляем тех или иных личностей как гуру, возлюбленных, друзей, детей. Но проходит время и эти наши такие божества умирают, разрушаются связи, меняются отношения и те оставляют нас, хотим мы это или не хотим.


.4. Следует быть предусмотрительнее и думать, что эти искры божественности притягивающие нас, но быстро меркнущие, исходят от Кришны в некий мир иллюзии. Т.к. мы хотим вечных чувств, то это естественно, что они могут быть только в духовном, вечном бытии, по отношению к высшему существу. Что бы мы не делали, эта тяга восстановить различного рода отношения с ним, останется. Нам нужен Кришна - друг, Кришна - сын, Кришна - учитель, Кришна - божество, Кришна - супруг, Кришна - защитник. Это всё есть в его воплощениях Рупа-виласа, которых мы своей верой призываем воплотиться в словах, красках или неком ещё отражении из нашего сердца.



ШБК 1.5.2.6

В чём полная защита Кришны


.1. Здесь перечисляются различные особенности Кришны. Ахо санатха бхавата сма йад вайам - он становится повелителем и защитником бхакт. Траивиштапанам апи дура-даршанам - среди полубогов и других господ его редко можно видеть. Према-смита-снигдха-нирикшанананам - его лицо выглядит любящим и улыбка всегда с любовью.   Пашйема рупам тава сарва-саубхагам - в этой форме вся благодать.


.2. ШБ 1.11.8.

«Как нам повезло, что с сегодняшнего дня мы снова защищены твоим присутствием, ибо твоя божественная милость редко посещает даже небожителей. Теперь мы можем видеть твое улыбающееся лицо и глаза, глядящие на нас с любовью. Мы опять можем созерцать твой трансцендентный облик, исполненный благодати.»


.3. Кришна-бхакты молятся, прося взглянуть на него, на эту улыбку полную любви. И это так же - утоление и всех наших печалей. Просто взгляд на Кришну способен утешить и наполнить любовью. Он смотрит на других с любовью. Общение с Кришной может полностью излечить сердце от мирского усердного гнева. Всё становится никчемным, когда мы увидим лицо Кришны и улыбку. Мы уже не станем тратить время на философию, сплетни, ритуалы и общество. Это станет хламом по сравнению с Кришной. Хламом не в том смысле, что мы будем всё это отвергать и критиковать. Нет. Это - ещё не хлам. Мы перестанем замечать это. Вот, что такое хлам. Уведённые улыбкой Кришны, мы просто не заметим ни философии, ни политики, ни зла, ни добра, ничего.


.4. Любовь укроет от двойственности. Уже не надо будет что-то кому-то доказывать, куда-то идти, добиваться признания. Трансцендентный облик Кришны видоизменит нашу сущность до полной благодати. Если мы становимся наполнены ей (рупам сарва самбхага), если защищаемы Кришной (санатха), то что может быть ещё нашим делом, кроме наслаждения этим и благодарности?



ШБК 1.5.2.7

Бессилие бхакты без Кришны


.1. Для спутников Кришны характерно такое поведение. Они чувствуют острую разлуку с Кришной. Другие бхакты, которые не находятся в тесных отношениях с ним изначально, а действуют через бхакт, это не так волнует. Но для непосредственных спутников их глаза кажутся им бессмысленными, когда им не видно Кришны. Точно так же уши становятся бессмысленны и другие чувства тоже, в том числе и руки, ноги, которые нечем занять в связи с Кришной.


.2. ШБ 1.11.9.

«О лотосоокий, всякий раз, когда ты отправляешься в Mатхуру, Вриндаван или Хастинапур, чтобы встретиться со своими друзьями и родственниками, каждое мгновение без тебя тянется миллион лет. О непогрешимый, наши глаза тогда становятся бесполезными, как будто у них отняли солнце.»


.3. Когда бхакта одевает Кришну, он чувствует пользу своих рук. Когда он подходит к нему, он чувствует пользу ног. Когда Кришна целует в щёку, бхакта чувствует пользу щёк. Все проявления чувств предназначены для Кришны каким-то образом, т.к. он – хозяин сердца. Его милость неуёмна и именно этим он привлекателен. Поэтому ему возможно служить всем живым существам. В отличии от нас, он умеет наслаждаться бхактами и выражать удовольствие даже от незначительного служения и заботы.


.4. Разлука бхакт с Кришной в том, что никто кроме него не может принять и признать их служения, их чувств с такой милостью и любовью. Поэтому вся жизнь становится контрастной иллюзией, когда любящий Кришна покидает их, хотя они продолжают оставаться в столь пропагандируемом как спасение обществе бхакт. Нашу потребность в любви может утолить только бог. Он лишь в состоянии совладать с истерикой чувств, с депрессией духа. Его энергия присутствия рассеивает печаль, как ночь перед солнцем. Однажды взглянув на свой день с Кришной, наша ночь без него будет казаться нам вечностью, но это не так. Солнце снова взойдёт, так же как Кришна снова вернулся в Двараку.



ШБК 1.5.2.8

Начните нуждаться во взгляде Кришны


.1. Интересны слова, твайи прасанна-дриштйакхила-тапа-шошанам - твой удовлетворённый взгляд всеобщие несчастья преодолевает. Несчастья или тапасья - аскеза перестаёт быть изнуряющей благодаря удовлетворённому взгляду Кришны. Кришна-бхакте, чтобы стать сильным в духовном и материальном смысле нужна уверенность, которая может исходить только от этого взгляда Кришны. А чтобы он бросил свой трансцендентный взгляд, мы должны вступить в эти отношения нужды.


.2. ШБ 1.11.10.

«О повелитель, если ты постоянно будешь вдали от дома, мы не сможем смотреть на твое привлекательное лицо и видеть твои улыбки, устраняющие все наши страдания. Как же нам жить, не видя тебя? Кришна, неизменно благосклонный к своим подданным и бхактам, выслушав их слова, вступил в Двараку и поблагодарил их за приветствия, бросив на них свой трансцендентный взгляд.»


.3. Бхакты говорят ему: "Как нам жить, не видя тебя? Это невозможно для нас." Услышав это Кришна одарил всех своим взглядом, милость взглядов раздал - ануграхам дриштйа витанван. Почему? Потому что он - Бхакта-ватсала, милостивый к таким нуждающимися в нём бхактам.



ШБК 1.5.2.9

Жестокая жизнь от жестокости к духовным людям


.1. Человеку трудно что-либо противопоставить возникшей системе выживания, а со временем, когда правители, в том числе и религиозные полностью и в наглую превратятся в воров и бандитов, обращаться к возвышенным чувствам вообще станет немыслимо. Они будут давать слабину для атаки таких врагов. Все будут только выживать, словно животные. Работа на заводах и фабриках подобна бойне для возвышенных чувств людей. Она утомляет, эксплуатируя человека до последнего, оставляя ему только несколько часов сна, несколько часов отдыха. Так не остаётся времени на то, чтобы постичь, зачем это всё и каково высшее право человеческой жизни. Разум дан человеку не для того, чтобы он потратил его, заняв себя как белка в колесе оборота денег. Истинный разум - выйти из колеса и увидеть, что много усилий не нужно, чтобы быть счастливыми. Угра-карма - это гигантская работа, до седьмого пота, лишающая ритма жизни и рассудительности ума от утомления.


.2. ШБ 1.11.12.

«Критерием прогресса цивилизации является не рост заводов и фабрик, разрушающих в человеке возвышенные чувства и способности, а развитие потенциальных духовных способностей людей и предоставление им шанса вернуться к богу. Развитие фабрик и заводов носит название угра-кармы, отвратительной деятельности. Она разрушает возвышенные чувства в человеке и в обществе, превращая мир в темницу для демонов.»


.3. Когда я пошёл на работу, оставив храм много лет назад, я работал сварщиком в цеху и очень уставал, получая немного денег, общаясь с людьми, которые дурно на меня влияли. Я перешёл на другую работу. Стал работать в офисе. Но работа потребовала ещё больше усилий и выбивала из графика, но уже другим образом, более психологическим и организационным. Мне не хватало Кришны и возвышенных чувств. Я хотел делиться знаниями о Кришне, но в обществе совершенно не предусмотрены для таких людей какие-то места. Это плохо. Даже в храме Кришны вам не особо будут рады с этим, т.к. там уже есть кому вещать о Кришне. Вы будете лишни.


.4. Поскольку к духовным людям безразличие или даже жестокость, то дух всего общества становится в целом мятущимся. Эти духовные люди – регулятор против паники в обществе и если им не назначить каких-то защищённых мест, чтобы они могли вести свою благотворную деятельность, то общество будет грубеть всё больше и больше.



ШБК 1.5.2.10

Не шумите. Уважайте уши Кришны


.1. Если ритуал не создаёт чувства почтения или мешает неким более значимым позициям отношений, то это - бесполезно. Для нас ритуал должен быть попыткой, а не обязанностью выражать почтение и внимание. Ведические процедуры включают в себя строгое исполнение гимнов и мантр, трубление в раковины и рожки. Требования того времени соответствовали таким возможностям, но нынешнее подражание этому в выражения почтениях божествам - просто шум и гам. Гораздо приятнее сказать хорошие слова в сторону Кришны, чем дудеть в раковины, просто кто громче.


.2. ШБ 1.11.18.ком.

«Ведические ритуалы, которыми встречают великого человека, создают атмосферу почтения, которая пронизана любовью и благоговением. Благоприятная атмосфера такой встречи зависит от перечисленных выше атрибутов, в том числе раковин, цветов, благовоний, украшенных слонов и опытных брахманов, декламирующих стихи из ведических писаний. Такая встреча исполнена искренности как со стороны встречающих, так и со стороны того, кого встречают.»


.3. И трезвон мантр, без отношения и понимания слов - тоже не придаёт особой атмосферы искренности. Просто мешает думать с любовью. Люди стараются все паузы заполнить подобным шумом, называя это почтением. Поэтому, Кришна не считает такое выражение почтения ему чем-то важным. Он говорит в Бхагавад-Гите, что его нельзя достичь, поклоняясь ему  храмовым образом. Потому что это - не то почтение. Истинное почтение в понимании и любви, выражающихся в заботе и словах конкретно подходящих к данной ситуации. Это больше всего ценно, а не шум и гам.


.4. Истерически настроенные люди предпочитают заполнить свои уши шумом и гамом, считая это прозрением. Просто они боятся тишины и своего естественного хода мыслей, где с ними может заговорить бог и сказать, какие они тупые. Их почтение  к великим заканчивается после их шума. В реальных взаимоотношениях они быстро проявляют своё истинное лицо.



ШБК 1.5.2.11

Религия закрыта. Кришна-бхакти открыто


.1. В Кришна-бхакти сложились стереотипы, что служить Кришне возможно только неким брахмачарским типом. Все остальные способы подвержены критике и осмеянию. Но Кришна смотрит на всё по-другому, не как разные вайшнавы, ограниченные умом и телом, вернее определёнными в нём гормонами. Ни род занятий, ни низкое происхождение не погашает результата любовного Кришна-бхакти. Человек может совершить служение и пасть, но результат останется с ним. Человек может служить и быть падшим, но результат принесёт ему благо умиротворения, как в этой жизни, так и в следующей.


.2. ШБ 1.11.19.ком.

«В "Бхагавад-гите" (9.32) Кришна говорит: "О сын Притхи, даже низкорождённые чандалы и те, кто родился в семьях неверующих, и даже проститутки достигнут совершенства жизни, если найдут себе прибежище в беспримесном бхакти мне, ибо Кришна-бхакти не препятствуют ни низкое происхождение, ни род занятий. Этот путь открыт каждому, кто согласен следовать по нему".»


.3. Кришна-бхакти - это прибежище для всех падших обусловленных душ, хотя некоторые люди постоянно пытаются сделать его привилегией своей касты, парампары или своего уровня элитарной жизни. Полубоги по-своему, люди по-своему. Все возможные несчастные и проклятые, слабые и сбитые с толку люди могут просто став бхактой Кришны найти утешение в любви и на этой основе, воспрянув духом, расти в какой-либо деятельности, а не чахнуть от депрессии двойственности. Не нужно только пытаться общаться с теми, кто не понимает милости Кришны, кто считает происхождение и род занятий препятствием, т.е. с философами-догматиками лучше не общаться.


.4. Кришна просит нас вручить себя только ему одному, оставив все страхи и принявших их религией. Этим всё сказано. Страха не должно быть. Страх - это мирская религия отождествления себя с телом и его окружением. Манипуляция наказаниями и Кришна-бхакти - несовместимы. Наказания полубогов не могут препятствовать Кришна-бхакти, даже если личность полностью демонична, как Вритрасура. В то время как боги, такие как Вишну, Парвати, Ямарадж, Брахма, Шива, Индра, занимаются наказаниями вселенной, изначальный Кришна проливает милость сразу и не взирая на телесные условности. Двойственность только отвлекает от истинной духовности – Кришна-бхакти.


.5. Все мы знаем, что обычно падших в религии порицают и этим можно определить религия это или Кришна-бхакти. В Кришна-бхакти даже падших, если они могут как-то служить Кришне считают бхактами. Но в религии прабхупадизма, даже если не падший служит Кришне, его считают всё равно не бхактой, просто за то, что тот так думает, т.е. причисляет себя к бхактам и погружён в Кришна-катху, бхаджан и арчану. Особенно религиозные прабхупадисты считают не бхакти, если человек развивает одну из бхав к Кришне, например дружескую или родительскую. Это для них сразу же означает, что такой человек совсем не бхакта. Таковы эти больные люди. Но сам Кришна и его спутники расценивают не только такое посвящение как бхакти, но и даже незначительные усилия не читающего ни кружочка мантры и не соблюдающего ни один принцип, но плачущего при звуке имён Кришны, бхакти.


.6. В Евангелии есть описание того, как народ согласно религии хотел побить камнями проститутку. Но Иисус Христос не позволил им этого. Такова разница между религией и сознанием бога. Если так получается, что человек вынужден заниматься даже проституцией, чтобы жить, это не является дисквалификацией его как бхакты.  Человек может найти прибежище в Кришне не смотря на род своих вынужденных судьбой  занятий. Но в религии этого прибежища не будет. Мы должны это учитывать и не пытаться найти какое-то прибежище в обществах или храмах, если есть какие-то проблемы. Религии – это осколки бога в человеческих сердцах, а сам бог – прибежище каждого.



ШБК 1.5.2.12

Все профессии могут вносить свою лепту в служение Кришне


.1. Каждый человек может что-то сделать для удовольствия Кришны, прославляя его тем способом, который является для него профессией и талантом. Не обязательно всем  становиться брахмачари и саньяси, чтобы прославлять Кришну. Здесь сказано, что можно стать артистом или учёным. Везде возможны изыскания на прославления Кришны.


.2. ШБ 1.11.20.

«Профессиональные драматурги, артисты, танцоры, певцы, летописцы, знатоки генеалогии и ученые ораторы - все вносили свою лепту, вдохновляемые сверхчеловеческими деяниями всевышнего. И этому не было конца.»


.3. Разумеется, что для артистов важна тематика и образ того, кого они хотели бы играть или прославлять. В то время деяния Кришны на столько были популярны, что он был героем множества театральных постановок и песен. Люди и по сей день любят играть этот образ, воссоздавать сцены прошлой славы Кришны. По правде говоря, нет лучшего способа прочувствовать и погрузиться в размышления о Кришне, чем видеть его в актёрах, в какой-либо игре бутафории. Это всё очень сильно воздействует.


.4. Многие лишённые воображения люди нуждаются именно в таком донесении игр Кришны. Не склонный к чтению и слушанию о Кришне, особенно от эрудированных схоластов, они предпочитают ходить в театр или на концерт, где люди хоть и не играют Кришну, но передают эмоции, возвышающие им настроение. Такие люди, занятые драматургией-ната, музыкой-гандхарвы или молитвами-вандины, очень важны. И если мы станем отвергать то, что делают артисты, то окажемся просто не способны  в полной мере насладиться Кришна-бхакти.


.5. Кришна-бхакти это - состояние сознания, в котором человек видит себя и других связанными с Кришной. Таких связей множество. Их невозможно систематизировать в религию. Это не только религия. Это и артисты и руководители и торговцы и военные и врачи и нет конца этим профессиям, которые можно направить на прославление Кришны.



ШБК 1.5.2.13

Служение артиста


.1. Простые люди не склонны читать священных писаний. Но они с удовольствием посмотрят фильм или постановку игр описываемых там. Разум несовершенен и у многих людей просто отсутствует способность воображения во время чтения. Некоторые склонны к чтению, а некоторые нет. Поэтому, вместо того, чтобы освещать преходящую деятельность обусловленных душ, артисты должны изучить и поставить игры из пуран и в частности, Шримад-Бхагаватам, т.е. о Кришне и его спутниках. Тогда их искусство будет носить вечный и совершенный  характер.


.2. ШБ 1.11.20.ком.

«Еще сто лет назад в Индии основной темой всех театральных представлений были сверхчеловеческие деяния всевышнего. Простые люди получали истинное удовольствие от театральных представлений, а группы ятр ставили замечательные пьесы о сверхчеловеческих деяниях всевышнего, так что даже неграмотный крестьянин, несмотря на почти полное отсутствие академического образования, знакомился с ведическими писаниями. Следовательно, профессиональные артисты театра, танцоры, певцы, ораторы и т.д. необходимы для духовного просвещения простого человека.»


.3. На обычных, вымышленных персонажей люди хотят быть похожими, но это не на долго. Т.к. вымышленная личность не цельна духовно и бренна, это быстро уходит из моды. Но Кришна - древнейшая фигура и очень подробно описанная летописцами, как верховная личность бога. Думать и стремиться к нему не только полезно, но и приятно, цельно. Нет ничего плохого в том, чтобы сочинять, но если мы хотим истинного наслаждения от творчества, то надо попробовать открывать качества и деятельность Кришны в нём. Это принесёт вечное благо всем. Такие творческие люди, посвятившие себя театру в Кришна-бхакти - так же являются проповедниками Кришна-бхакти, слугами Кришны.


.4. Не нужно считать, что раз человек артист, то не искренен и притворяется, играя роли в Кришна-бхакти. Если человек принимает участие в сценках о Кришне, он имеет более прямое отношение к Кришне, чем тот, кто читает Веды. Он погружается в игры бога.



ШБК 1.5.2.14

Взаимность будет


.1. Возникает вопрос, как занять талантливых людей в Кришна-бхакти. Ответ в том, что всякому таланту важно выражать подобающее почтение. Если его будет выражать Кришна, они будут воспевать Кришну. Поэтому, нужно дать этим людям Кришну. Нужно позволить им приветствовать Кришну и завязать отношения родственников, друзей и т.д. Без ощущения такой связи с Кришной никто не станет его прославлять вечно.


.2. ШБ 1.11.21.

«Кришна, личность бога, приблизился к ним и выразил подобающее почтение каждому из друзей, родственников, горожан и всех, кто пришел встретить и приветствовать его.»


.3. Человек, который немотивированно прославляет Кришну - безусловно одарённый милостью Кришны близкий спутник бога. Одарённый некогда милостью Кришны, он выражает себя в прославлении Кришны по-своему. Можно петь, можно читать поэмы, можно рисовать или лепить диарамы. Можно рассказывать, можно играть. Всем этим движет милость Кришны или стремление её получить.


.4.  Мы видим, что Кришна отзывчив и приближается, упасангамья, чтобы ответить. Не нужно думать, будто Кришне безразлично, что как бог, он не нуждается ни в чём и имеет право никому не отвечать. Возможно это и так, но ради других он делает всегда вид, что нуждается. И таким образом ему служит множество живых существ. Точка зрения имперсоналиста такова, что Кришна не нуждается в служении. А бхакта думает, что без его заботы Кришна пропадёт. Бхакти - это особый вид иллюзии, духовной, основанной на играх любви всевышнего.


.5. Вместо материальной иллюзии, мы должны избрать такую, духовную, которая будет благодарна, в отличии от мирской. Каждый получит благодарность Кришны - сарвешам манам ададхе. По крайней мере улыбку. Ежели мы хотим большего, то Кришна ответит йатха-видхи, как подобает.



ШБК 1.5.2.15

Кришна отвечает, как подобает


.1. Мы должны понять, что согласно нашему выбору истина остаётся той, какой мы хотим, чтобы она была. Даже имперсоналист получает то, во что верит. Он верит, что бог безличен и потому, Кришна стремится не расстраивать его и не проявляет свою личность. Кто-то верит, что бог многолик и он отвечает ему ото всюду. А кто-то верит, что он один и всевышний отвечает ему индивидуально. Йатха-видхи, согласно особенностям, а не так как должно быть в определённой одной избранной вере. Это мы должны хорошо понять ради мира на планете.


.2. ШБ 1.11.21.ком.

«Всевышний, личность бога не безличен и не является пассивным объектом, неспособным отвечать на чувства своих бхакт. Здесь следует отметить слово йатха-видхи, "как подобает". Он "как подобает" отвечает своим поклонникам и бхактам разных категорий. Конечно, все чистые Кришна-бхакты относятся только к одной категории, ибо у них нет иного объекта служения, кроме всепривлекающего, и поэтому всевышний подобающим образом отвечает таким чистым бхактам взаимностью, иначе говоря, всегда проявляет интерес к деятельности своих чистых бхакт. Но есть люди, которые считают его безличным, поэтому всепривлекающий тоже не принимает в их судьбе никакого личного участия. Он удовлетворяет каждого в соответствии с уровнем его духовного сознания, и здесь приводится пример такой взаимности в отношениях с разными людьми, которые приветствовали его.»


.3. Все религиозные войны возникают на основе мнения о том, что какая-то религия должна быть лидером для всех. Нет. Лидером должны быть личные отношения с богом, а не религия. Религии могут быть разные, согласно ступеням развития человека. Точно так же, как есть много классов и много учителей, разных школ, должны быть разные религии, удовлетворяющие уровни интересов граждан в познании бога. Между ними не должна быть борьба и дедовщина, ныне распространённая на почве бизнеса и влияния на общество.


.4. Здесь сказано, что бог в равной мере проявляет интерес к деятельности бхакт разных категорий. Объявлять себя лидером на том основании, что ты более древний или более праведный, более такой-то и сякой-то, может и оправдано для людей этой ступени развития, но не все же находятся на ней. Из этого не нужно делать вывод, что вера присущая нам - неправильная. Даже на самых лидирующих ступенях, вера всегда условная. т.е. даже величайшие мудрецы не в состоянии постичь бога в его других отношениях с бхактами. Это признаётся писаниями. Подобное занятие по дискриминации других ступеней веры носит характер стремления человека занять свою ступень чётко и без сомнений. Просто не нужно смущать себя и других, если мы не способны переваривать другие мнения. Мы ведь не Кришна. Кришна мог отвечать взаимностью всем. Но от нас этого не требуется.


.5. Не смотря на то, что мы являемся все верящими в бога, категории  этой веры различны. Сохраняя свой уровень и честно соблюдая принципы характерные для него, мы не должны ввязываться в религиозные споры и конфликты, где просто качается лодка ума бессмысленно из стороны в сторону. Имея свою точку зрения, мы должны плыть на своей лодчонке, даже если она квадратная, даже если это просто бревно, плыть к берегу прибежища бога. Мы пристанем к тому месту необъятного царства бога, к которому себя причисляем, если вера наша будет крепка.



ШБК 1.5.2.16

Уважение к самым падшим


.1. Всемогущество проявляется в том, что бог способен почтить каждого. В духовном мире, самый выдающийся в служении другим - Кришна. Он общителен со всеми и потому он - выдающийся слуга каждого. Никто не может затмить его в этом качестве. В материальном же существовании, господство извращено тем, что люди выглядят рабами и действительно неприкасаемыми от общения с сильными мира сего. Боги не возвышают, а унижают достоинство людей. Т.е. сильные мира сего - не являются всемогущими, они не способны ответить взаимностью какому-нибудь бомжу, например. Но Кришна может обратить внимание на бомжа и воодушевить его взглядом, улыбкой.


.2. ШБ 1.11.22.

«Всепривлекающий приветствовал каждого из собравшихся, склоняя голову, обмениваясь с ними словами приветствия, обнимаясь с ними и пожимая им руки, глядя на них, улыбаясь, давая заверения и одаривая благословениями даже самых последних из людей.»


.3. Прахва-склоняя свою голову; абхивадана-приветствуя словами; ашлеша-обнимая; кара-спарша-пожимая руки; смита-икшанаих-глядя с улыбкой; ашвасйа-воодушевляя; ча-и; ашвапакебхйах-вплоть до самых последних из собакоедов; вараих-благословляя; ча-также; абхиматаих-как те того желают; вибхух-всемогущий.


.4. Взгляд Кришны обладает огромной энергетикой. Бхактам кажется, что Кришна смотрит на них с огромной любовью. Просто взглянув на Кришну, любой нищий может почувствовать себя ценным. Такова особенность всемогущего бога. И тут мы видим ещё, что Кришна не только не брезговал общаться с низшими людьми, но и обнимал их. Как Иисус Христос, Кришна так же не зависел от общественных условностей и для него важна была душа, а не выгода от человека. Даже если человек был никем, Кришна его тепло принимал. Вот только окружение Кришны, не всегда соответствовало уровню своего повелителя. Это естественно и для христианства.


.5. Когда к нему пришёл брахман Судама, его друг детства, как нищего его не пускали во дворец слуги Кришны. Но Кришна сам вышел к нему, услышав шум. Он принял нищего с почтением и сам служил ему. Бог выдающийся не потому, что ему все служат, а скорее потому, что он стремится служить каждому и способен на это. А другие - его слуги, т.к. не способны понять, и почтить других. Поэтому, действительно сознавать Кришну, значит не препятствовать никому в отношениях с Кришной. Не нужно за Кришну решать, как поступить с кем-либо. У нас не та природа. Мы оскорбительны из-за своей ограниченности. Чтобы изменить такое отношение, мы должны полагаться на Кришну во всём, признавая, что сами не способны быть совершенны и должным образом относиться к кому-либо.



ШБК 1.5.2.17

Прославители царей в рясах


.1. Некоторые брахманы устраивались подле царских дворцов, открывая за их счёт школы, а так же участвуя в пропаганде за это их власти и авторитета. Это понятно. Такой симбиоз действует и поныне. Священники стремятся получить поддержку правительства и всячески пытаются затесаться в доверие, прославляя не всегда совершенные их проявления. Так или иначе, после получения материальной и правовой поддержки правительства они вынуждены проводить определённые нравственные проповеди, которые не соответствуют духу истинной веры, а носят характер национализма, патриотизма, трудаголизма и прочих социально выгодных правительству, а не народу проектов. Раньше правители были благочестивы и их было за что уважать. Сейчас это ужасное недоразумение – прославлять их. Если правители не хотят платить своему народу достойную зарплату, а нужно обмануть, они заводят подле себя убедительных, «богоугодных» деятелей.


.2. ШБ 1.11.23.ком.

«Брахманы никогда не заботились о том, чтобы сделать сбережения на будущее, когда придет время удалиться от дел. Когда они старели и становились немощными, они обычно приходили на собрания царей и просто восхваляли их славные деяния, так что и сами брахманы, и их жены получали все необходимое для жизни. Такие брахманы не были, так сказать, царскими льстецами, потому что цари действительно славились своими делами, а брахманы своими возвышенными речами еще больше воодушевляли их на праведные дела. Шри Кришна достоин всяческих похвал, и молившиеся брахманы и все те, кто возносил хвалу богу, сами удостаивались славы.»


.3. Надо сказать, что тоже самое делали коммунисты, только без рясы. Они воспевали власть. Теперь же это делают люди в рясах. А что касается самой веры, то ничего кроме страха бога, насилия над иноверцами и чувства вины за грехи, развить в людях им не удаётся. И если вера не помогает миру, а является просто заработком священников во дворах царей, то это - просто святые политинформаторы.


.4. Кришна-бхакти не требует признания властей. Мы не хотим заниматься рекламой правительства, как и антирекламой его. Богу богово, кесарю кесарево. Даже президенты храмов Харе Кришна - такие своеобразные кесари. Когда приезжают проповедники, они диктуют им что и как проповедовать. Так что ни общество Кришна-бхакти, ни община нации, не представляют ориентир для Кришна-бхакт, поскольку это - ложь, обман и лицемерие, т.е. реклама на взаимовыгодных условиях.


.5. Как мы видим, Кришна закрывал на это глаза. Он выражал почтение всем. Но для нас это практически невозможно. Из страха мы вынуждены будем заниматься рекламой или чем-то ещё, что не соответствует нашему истинному пониманию вещей. Мы не спорим, когда в стране нет нравственности, нужны некие священники, чтобы влиять на ситуацию и воспитывать хотя бы дух патриотизма, любви к земле, что является рудиментом настоящей веры. Когда люди не способны любить бога, их провоцируют любить и выражать почтение земле. Мы не против этого. Для них, неспособных, пусть это будут эти священники. Но не всем же быть такими.


.6. Не всем же быть такими брахманами и их учениками, учащимися у них как прославлять царскую династию махараджей. Есть ведь куда более значимые занятия. Например, прославлять деяния всепривлекающего. В нашем случае, этим брахманам повезло. Их царём был Кришна. Поэтому, прославляя своего царя, они были и на работе и в истинной духовной практике.



ШБК 1.5.2.18

Кришна – величайший праздник


.1. Созерцание Кришны это - величайший праздник маха-утсава. Когда есть выбор, нужно выбирать маха-утсава, созерцание Кришны, даже если для этого понадобится подняться на крыши дворцов. Выбор бывает следующим. Обычно, придя в храм общества Кришна-бхакти, человеку предлагается пройти в алтарную и посмотреть на божества, а так же послушать лекцию, купить прасада или что-то ещё в магазинчике вайшнавских и просто экзотических вещей. Но если человек оценил маха-утсава просто созерцание Кришны, божеств, то всё остальное для него не так уж важно.


.2. ШБ 1.11.24.

«Когда Кришна проезжал по главным улицам, все женщины из уважаемых семей Двараки поднялись на крыши своих дворцов, только чтобы взглянуть на него. Для них это было величайшим праздником.»


.3. Я помню период, когда я служил божествам в храме. Пока шли лекции, я мог постоянно, не отрывая глаз, смотреть на божеств, предлагая им что-либо и прислуживая. И даже когда я слушал лекцию со всеми, то неотрывно глядел на них. Такова была моя привычка. Меня не интересовало всё остальное и даже когда были какие-нибудь социальные реформы в храме, меня не касались потрясения, пока со мной были божества. Всё необходимое я получал в маха-утсаве божеств. Они были для меня и учителями и повелителями и детьми и друзьями. Я ни в чём не нуждался.


Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz