ШБК 1.5

Книга 1, том 5


Уход Кришны и Пандавов


Кришна покинул Пандавов не сразу. Его уговаривали остаться и он по доброте душевной задерживался. Однако, эта доброта к одним была немилостью к другим, ждавшим его жёнам в Двараке. В конечном счёте, он уехал. Его пышно встретили в столице Пандавов. Брахманы пели свои гимны, а женщины города осыпали его цветами с крыш своих домов, что ему больше нравилось. Но как бы хорошо ему не было, он сознавал, что его ждут другие. Пандавы провожали его взглядом, пока колесница не скрылась из виду. Это была последняя минута общения с ним. Больше они его не могли увидеть. Напротив, жителям Двараки повезло лицезреть его после долгой разлуки. К ним словно вернулась жизнь. Дети и жёны несказанно обрадовались. Это показывает, что у существующих групп Кришна-бхакт есть потребность в экспансиях Кришны. Это учение об экспансиях называется Рупа-виласа, игровые формы и в духовном мире душу ожидает личностное воплощение, Рупа-виласа Кришны. В этом же мире Кришна сворачивал свои игры. Узнав, что его семейство было проклято брахманами и перебило друг друга в стихийной ссоре,  Кришна счёл этот момент подходящим, чтобы уйти. Посланный Пандавами Арджуна вернулся с дурными вестями и более уже ни он, ни они, не могли вернуться к царским делам. Былая сила покинула Арджуну так, что тот не устоял, защищая жён Кришны от обычных разбойников. Всё было разрушено. Отрёкшись в пользу Парикшита, они отправились в Гималаи и, совершая аскезы, достигли небесных планет, а не Кришналоки. Таково последствие соблюдения аскез и попыток быть праведными. Бхакта теряет время на расхлёбывание сома-расы в раю. Практически все, некогда сплочённые Кришной, разочарованно разошлись по своим направлениям после его ухода. Даже неблагожелатель Пандавов покинул дворец вместе с женой и оставил тело в огне йоги, ощущая бессмысленность дальнейшей жизни.  


ШБК 1.5.1

Книга 1, том 5, глава 1


Женский взгляд на Кришну

Альтернатива мужскому ведизму




ШБК 1.5.1.1

Книга 1, том 5, глава 1, статья 1

Восстанови не династию, а своё Кришна-бхакти


.1. Во времена после Христа последовала религия войны. Сначала пытались уничтожать христиан, а затем эти христиане старались уничтожать всех других. Крестовый поход, множество инквизиционных мер. Но общество в основном так и не приняло глубоко христову веру. По-прежнему, вера - удел избранных. В основе своей люди мало знают о боге и не читают писания. Как было, так и осталось. Они интересуются политикой, психологией, магией. Не смотря на все усилия удержать общество и себя от деградации, папы римские не смогли этого сделать даже ценой самоистязания и истязания других. Так или иначе, эти войны вспыхивают по воле провидения.


.2. ШБ 1.10.2.

«Сута госвами сказал: Шри Кришна, верховная личность бога и хранитель мира, был доволен тем, что вернул царство махарадже Юдхиштхире и восстановил династию Куру, уничтоженную огнем гнева, который подобен пожару в зарослях бамбука.»


.3. В битве на Курукшетра собрались все полубоги и демоны. Сам Дурьёдхана был наделён демонами всеми силами для сражения и когда он хотел покончить с собой, демоны запретили ему это. Точно так же и многие его союзники были одержимы демонами. А с противоположной стороны были одержимые полубогами.


.4. Демоны хотели тайно завладеть нашей планетой и так стартануть на райские планеты с этой базы. Поэтому они стали вселяться в людей. Но полубоги это заметили и тоже стали проникать. Так, между ними произошла схватка. Эти битвы – занятия полубогов и демонов, их майя, уводящая от Кришны. Дело бхакты – просто быть сахаджией Кришны, не встревая в дурости полубогов и демонов.


.5. Дед Бхишма был одним из Васу, жителем небес, а Арджуна - проявлением Индры. Поэтому, наставления о войне относятся не к чистым бхактам на этой планете, а более к бхактам-полубогам. Чистым бхактам на этой планете желательно избегать стычек с врагами и не ввязываться в конфликты, идя путём безразличия ко всему властному или отречения от мира.


.6. Гнев подобен пожару, который сжигает изнутри, зажигает погребальный костёр и если его вовремя не потушить, он проламывает череп. Кришна не хочет, чтобы мы горели в этом огне.


.7. Для людей предусмотрен другой путь, путь Кришна-катхи. А если и есть необходимость в уничтожении врагов, то Кришна и материальная природа сама позаботится об этом. Известны случаи, когда это происходило, а бхакты оставались не тронутыми. Кришна ведь предупредил Арджуну перед битвой, что он уже всех врагов убил. Так что нет никакой нужды со всеми сражаться, тем более, не обладая образованием кшатрия и подготовкой воина. Чистые Кришна-бхакты не должны формировать военных группировок или совершать теракты против каких-то демонов. Это - удел полубогов или бхакт с примесями, которые должны тратить своё драгоценное время так и искупать свою вину так. Чистый бхакта должен быть выше этого всего.


.8. Васудева Кришна действовал ради полубогов. Но это не значит, что ему нужна была война. Уничтожив демонов, он помог полубогам и предотвратил захват рая и срединной планеты  этими демоничными правителями. Это не значит, что война - единственная божественная профилактика подобного. Как Кришна Чайтанья, бог никого не убивал. Он стал распространять движение санкиртаны, совместного воспевания святых имён. Так он  уничтожал одержимость демонами или идеями демонов и превращал людей в бхакт.


.9. Джагай и Мадхай тому подтверждение. Они были самыми грешными и стали смиренными бхактами. Всё демоническое умерло в них. Гауранга убил демонов в них. В этот век движение Кришна-бхакти ведёт тонкую войну против демонов, паразитирующих в людях. Кришна, изнутри избавляет людей от приступов гнева, вожделения и жадности, когда те слышат его имя и рассказы о нём. Постепенно они оздоравливаются в процессе битвы с Кришна-катхой. Наши брахмастры - према-нама-санкиртана, целенаправленно губят всё демоническое в наших сердцах и в сердцах окружающих. Такая война приносит свободу, радость и облегчение страданий. В этой войне на внутреннем уровне мы должны последовать по стопам Кришны Чайтаньи. Я лично пытался так поступить, но когда мне стали запрещать прославлять Кришну, я как и Чайтанья организовал движение неповиновения махараджам пытавшимся это останавливать, считая сантиментами.



ШБК 1.5.1.2

Общество разлуки с Кришной


.1. Мы не обучаем варнашраме. Наша школа не занимается дрессировкой учеников и проповедью так, чтобы нас понимали разные люди, заинтересованные на поприщах автократии, национализма, религии или бизнеса. Всё это - не наша цель. Наша цель - на сехире вимухйанто  вирахам, неспособность выносить  разлуку с Кришной. Если кому-то не нравится, можно закрыть эту книгу и идти заниматься теми, кого они больше всего боятся расстроить, своими гуру, странами, храмами и деньгами. Нас же расстраивает отсутствие личности Кришны. И с нами, осознавшие тщетность варнашрамы: Субхадра, Драупади, Кунти, Уттара, Гандхари, даже Дхритараштра, Крипачарйа, Накула, Сахадева, Бхимасена, общавшиеся с Кришной.


.2. ШБ 1.10.9-10.

«В этот момент все: Субхадра, Драупади, Кунти, Уттара, Гандхари, Дхритараштра, Йуйутсу, Крипачарйа, Накула, Сахадева, Бхимасена, Дхаумйа и Сатйавати - чуть не потеряли сознание, ибо разлука с Кришной была для них невыносима.»


.3. Тот, кто просто общался с ним, понимает, что всему порядку в мыслях и жизни они обязаны тому, что чувствует Кришна, как он думает о них. Они старались просто дарить ему душевное тепло и служить. И в присутствии Кришны им казалось, что все мечты сбылись т.к. есть тот, кто их благословляет. Разумеется, что разлука с ним для них казалась подобной смерти.


.4. Как умирать без Кришны от слёз, от молитв, от попыток воссоздать присутствие этого друга души, мы и говорим в этой книге. Нас не заботит остальная чепуха. Без Кришны всё не имеет никакого значения для человека в разлуке. Только благодаря ему, рядом всё кажется ещё терпимо. Но без него - это невозможно вынести. Всё кажется смертельным ядом. Вираха - это разлука. Что мы делаем в разлуке? Умираем от тоски? Или развлекаемся как можем? В любом случае, разлука невыносима.



ШБК 1.5.1.3

Комментарии ограничивают восприятие Кришна-катхи


.1. Здесь описаны стадии разлуки. У тех, кто лично общался с Кришной, она сильнее и невыносимее. У тех же, кто начал читать о Кришне, она проявляется в жажде читать снова и снова. Так они коротают разлуку. В этом тексте даётся истинный способ коротать разлуку. Нужно избавиться от дурного общения с карми, йогами и гьяни и постоянно слушать и пересказывать о Кришне и наслаждаться вкусами различных имён Кришны в связи с этими рассказами.


.2. ШБ 1.10.11-12.

«Разумные люди, постигшие верховного всепривлекающего в общении с чистыми Кришна-бхактами и освободившиеся от дурного общения с материалистами, не могут жить без повествований о славе всепривлекающего, даже если слышали их всего лишь раз. Так каково же было выносить разлуку с ним Пандавам, которые доверительно общались с ним, виделись с ним лицом к лицу, прикасались к нему, беседовали с ним, спали, сидели и обедали рядом с ним?»


.3. Имена Кришны даны ему в связи с его деяниями. Например, Партха-саратхи - означает колесничий Арджуны. Объясняя это имя можно рассказывать о случаях, в которых он был колесничим. Таким образом, имена Кришны - это сокращённый вариант рассказа об играх Кришны. Несколько подробностей к имени и получается бхаджан. Бхаджан - это вариант рассказа о Кришне в песне. А длинная поэма или проза - развёрнутый вариант.


.4. Если его ещё снабдить комментариями, выводами или молитвами, то получается Шримад-Бхагаватам. Краткий Шримад-Бхагаватам - это имя Кришны. Развёрнутый Бхагаватам - это рассказ с комментариями. Эти комментарии должны быть личным мнением и никому не представляться в качестве авторитета, т.к. это - просто пример, что каждый должен пропустить Бхагаватам через себя, сделать его частью себя, осмыслить и влиться в него.


.5. Сверять мысли бессмысленно, ибо каждый на своём уровне видит по-разному. Идея сверки и спора - идея гьяни имперсоналистов. В мире наполненном философией имперсонализма нельзя прийти к согласию т.к. его требуют авторитарно и дико, стараясь поглотить других. Идея Кришна-катхи на публике без комментариев - это идея наиболее миролюбивых бхакт. Т.е. в обществе разных по духу бхакт лучше пользоваться не вызывающим возражений сокращённым вариантом Бхагавата-катхи во избежание неприятностей.


.6. Лучше петь имена Кришны и бхаджаны, повторять стихи Бхагаватам, но не комментировать их каким-то образом, т.к. тогда возникает борьба двойственных вещей. Соблазн высказать свою точку зрения очень велик, но у неё есть противники т.к. мир разнообразен. Это неизбежно. Поэтому всё это превращается либо в лицемерие, либо в споры. Бхакте не нужно не то, ни другое. Он вполне счастлив тем, что можно извлечь из сокращённого Бхагаватам без комментариев. Этим он предоставляет каждому право размыслить о тексте самостоятельно. Так лучше всего.


.7. Разлука с Кришной - сильный стимул думать о нём, если он был в нашей жизни. Если мы забыли его, смысла в такой разлуке нет. Только когда есть повод вспоминать, разлука становится мощным средством очищения. Кришна приходит поэтому сам к каждому бхакте в форме Рупа-виласа. Особенно в самом начале, авансом. Я помню, каково мне было вначале. Я летал от ощущения Кришны. Потом всё стало дряхлеть от воздействия прабхупадизма, а чувство разлуки, как на зло, притупляться.


.8. Увы, я не плачу постоянно по Кришне, хотя чувствую, что мне его катастрофически порой не хватает в том виде, в каком это нужно. Мне удаётся как-то проявить плач по общению с ним в своих песнях и тогда, что-то просыпается такое. Просыпается прежний я, близкий к Кришне я. Если бы я не писал этих песен, то давно бы забыл о Кришне.


.9. Точно так же я знаю, что потом буду благодарить Кришну, что он дал мне этот мой комментарий, благодаря которому я не забуду о нём, потеряв чувствительную романтику от старости, как потерял её мой бывший гуру. Сейчас он упивается своими нравственными комментариями. Но мне они не нравятся. Мне нравятся мои собственные впечатления о Кришне. Они позволяют мне помнить его и дальше.



ШБК 1.5.1.4

Не мигая, смотри на Кришну


.1. Это я могу себе ещё представить. Живы ещё в памяти отношения подобного рода. Это трепетное отношение столь высшее наслаждение, что я готов обменять это чувство на материальную славу, успех и бессмысленное долголетие. Оно столь дорого, что жизнь кажется вечной, успех очевидным, а слава охватывает всю душу сплошным нектаром. Ты просто таешь в этом сосуде нектара. Когда тебя влечёт, по настоящему влечёт любовь, ты живёшь. А когда нет, ты не находишь себе места нигде. И таково моё теперь положение.


.2. ШБ 1.10.13.

«Их сердца таяли в сосуде влечения к нему. Не мигая, они смотрели на него и в замешательстве не находили себе места.»


.3. Я не нахожу себе места, как Кришна бросил меня сюда. Но когда он рядом, я боюсь мигать глазами, чтобы не пропустить лучик любви в свою сторону. Когда Кришна смотрел на Пандавов, им казалось, что они тают в океане нектара его лотосных глаз. Его добрый взгляд и улыбка утешала их. Стремление видеть Кришну должно быть именно таким в нашей школе отношений.


.4. Рассказывается случай, что один пуджари не мог выйти из храма, т.к. сильно был привязан к божеству. В самом начале со мной было именно это. Я не мог оторваться, а потеряв общение с божествами, не мог найти себе места, сгорая от разлуки. Сейчас этого нет, но ведь потенциал Кришна-бхакти не утрачивается никогда. При случае, со мной произойдёт тоже самое и ещё ярче и прочнее свяжет с Кришной. Не мигая, мы должны видеть Кришну. Не мигая. Не мигая на гьяну и карму, общество и религию.



ШБК 1.5.1.5

Кришна-катха развивает бхаву лично общаться с Кришной


.1. Есть прямое общение с Кришной. Это общение непосредственное. А есть эмоционально тождественное общение, общение с его именем, рассказами о нём, его божеством, которое благодаря любви бхакт может заменить прямое. И прямое и эмоционально тождественное общение пробуждает некий опыт близких отношений с ним. Духовная энергия пробуждает в нас способность общаться с Кришной напрямую. Кришна для нас оживает и как бы живёт рядом с нами, хотя для всего остального мира он - словно пустое место и загадка. Духовная энергия делает наши отношения с Кришной реальными даже в процессе эмоционально тождественного общения с ним сквозь одухотворяемую материю.


.2. ШБ 1.10.14.ком.

«Следовательно, каждый, кто думает о Кришне, говорит о Кришне или поклоняется Кришне, прямо или косвенно развивает в себе привязанность к нему. Поскольку Кришна абсолютен, между его именем, формой, качествами и проч. нет никакой разницы. Слушая повествования о Кришне, говоря или вспоминая о нем, мы можем чудесным образом возродить свои близкие отношения с ним. Это происходит под воздействием духовной энергии.»


.3. Звук материален, но сознание может его одухотворить. Божество материально, но наша бхава его одухотворяет во время обращения и выражения почтения. В нас заложена эта способность вдохнуть дух бога, свою Рупа-виласу в звук и форму. Это и называется вложить душу. Поэтому, если мы просто будем продолжать трепетно верить в то, что вызываем бога непосредственно в наши рассказы и в наши формы, мы несомненно обретём духовные качества и опыт непосредственного общения с ним. Но это не будет всеприемлемый бог. Это лишь Рупа-виласа, его игровая форма для нас. Мы должны это понимать в персонализме.



ШБК 1.5.1.6

Если нельзя, залазь на крышу и будет льзя


.1. Мы знаем, что мирские традиции запрещают нам страстное желание приблизиться к Кришне и потому мы поднимаемся на крыши домов, над миром, чтобы всё равно смотреть на Кришну. Мы будем смотреть на Кришну так или иначе. Женщинам не позволяется засматриваться на чужого мужчину. У каждой есть муж и они обязаны предлагать свои страстные взгляды только ему. Но Кришна побеждал эти запреты и не в силах остановиться, все женщины высыпали на крыши домов и под предлогом осыпания цветами смотрели на него вдоволь.


.2. ШБ 1.10.16.

«Сгорая от страстного желания увидеть всепривлекающего, женщины царского рода Куру поднялись на крышу дворца и, улыбаясь стыдливо и с любовью, осыпали его цветами.»


.3. Вообще, разграничения общения мужчин и женщин и эти религиозные ужимания их прав на развод, на личность и т.д. - прискорбные перегибы выхолощенных культур. Недополучая уважения и тепла, женщины всё равно найдут выход чувствам. Так что запрещай - не запрещай, они поднимутся на крышу. Лучше понять эту их потребность. В высшем своём проявлении она ведёт к Кришне. Они хотят видеть Кришну, прекрасного юношу.


.4. Кришна женился на 16108 принцесс. Удивительно, но он - супруг каждого живого существа уже потому, что он внутри них. В духовном мире биллионы супруг Кришны служат ему. Он способен на такое, потому что он - бог. Но в материальном мире в связи с этим возникают накладки. Никакой муж не согласится делить жену с Кришной, а о гуру я вообще молчу. Гуру считают свой "брак" с учениками - священными узами, которые не могут быть нарушены даже богом. Но это не так.


.5. Всё равно, людям нужен Кришна, а не гуру. Они поднимаются на крыши домов, чтобы побыть с Кришной хоть как-нибудь в этой тупой системе варнашрамы. Они не в силах её изменить, но находят силы обойти зависть полубогов, мудрецов и мнимых, временных хозяев и супругов.



ШБК 1.5.1.7

Будь готов считаться с разными видами отношения к богу


.1. В большом собрании разных людей царит такая неопределённость - нанурупанурупаш, т.е не подобающее и подобающее отношение одновременно. Кто-то видит истину так, кто-то иначе. Скажем, Кришна - бог. Он не может быть частью семьи Юдхиштхиры, но он вел себя как человек и был им. Можно и так и так о нём сказать. У кого-то поднимутся волосы на голове от кощунства, а у кого-то от экстаза. Такой сумбур в толпе неизбежен.


.2. ШБ 1.10.19.

«То там, то тут было слышно, что благословения в адрес Кришны не были ни подобающими, ни неподобающими, так как все они были обращены к абсолюту, который сейчас играл роль человека.»


.3. Ожидать от подобных церемоний эстетического вкуса бессмысленно и надо считаться со всякими проявлениями видения бога. Но самому, наедине с собой, можно прославлять Кришну в соответствии со своей реализацией.


.4. Зачем работать на хаос? Лучше делать всё избранным образом, никого самим не поправляя и не поддаваясь на поправки другими. Это - грубое занятие. Встречаешь беспокойства - просто смени толпу на одиночество. Не жди от толпы понимания. Это - утопия. Если идёшь в толпу, то будь готов к нанурупанурупаш - и к пониманию и к непониманию одновременно.



ШБК 1.5.1.8

Молись проще


.1. В этом тексте утверждается превосходство страстных разговоров о Кришне над гимнами Вед. В отличии от гимнов Вед речи этих женщин были мано-харах, пленяющими ум. Они изысканно отзывались о качествах Кришны, но без всяких выкрутасов его величия, что более характерно для гьянистых мужчин. Для Кришны слышать такое было приятно.


.2. ШБ 1.10.20.

«Поглощенные мыслями о трансцендентных качествах всевышнего, воспеваемого в изысканных стихах, женщины на крышах домов Хастинапура заговорили о нем. И их речи были привлекательнее, чем гимны Вед.»


.3. Если женщины смогли удовлетворить Кришну более этих ведических мантр и гимнов, то мы должны воспрянуть духом и, разговаривая о Кришне на своём языке, делать тоже самое. Некоторые не приемлют обычную речь, считая, что это - низший язык. Но дело не в языке, а в чувствах. В гимны Вед тоже может быть не  вложено чувств по Кришне, неуёмного влечения воссоединения. Если ещё человек не понимает перевода, то это вообще не привлекательно. А рассказ своими словами о Кришне может быть наполнен вкусом искренности. Как бы мы не прославляли Кришну, нужно вкладывать всю страсть и быть поглощёнными качествами Кришны всем сердцем. Так, песни Нароттамы для многих стали Ведами в песнях. И это – не единичный случай. Просто – наиболее известный в каких-то кругах.



ШБК 1.5.1.9

Пиши песни о Кришне и пой


.1. Претенденты новых Вед есть и это не только Нароттама дас тхакур. Всё, что поётся во славу Кришны - лучше шрути-мантр. Т.е. есть вещи лучше Вед. Некоторые очень гордятся, что они знают Веды, но есть вещи лучше их. Это - песни бхакти о Кришне, где бхакты делятся своими настоящими живыми чувствами.


.2. ШБ 1.10.20.ком.

«Все, что поется во славу всевышнего, есть шрути-мантра. Песни тхакура Нароттамы даса, одного из ачарьев гаудийа-сампрадайи, написаны на простом бенгали. Но тхакур Вишванатха Чакраварти, другой очень образованный ачарья из той же сампрадайи, считал песни тхакура Нароттамы даса практически равноценными ведическим мантрам. Язык не так существен, главное - содержание.»


.3. Не важно, признают нас ачарии или нет, истинной целью песен на нашем простом языке является передача содержания, любви к Кришне, которая одна нас и согреет и поведёт к Кришне. Без своих песен о Кришне, которых у меня уже около 700, я бы потерялся. Многие отношения с богом всплывают в моём сердце благодаря им. Они спасали меня  не раз, когда я их пел и слушал.


.4. Став глубокими и сокровенными, они вызывают стеснительность посреди прабхупадического мира и навряд ли когда-либо станут известны. Это – песни для Кришны. Скорее всего, они уйдут вместе со мной. Для меня они нередко выглядят странным бредом, но бывают дни, когда они приводят меня в чувства, возвращают в Кришна-бхакти, когда не срабатывает от усталости уже ничего.


.5. Мои песни о Кришне способны подавить мой гнев и вожделение. Они делают тонкими мои чувства, а желания благороднее. Несомненно, Кришна даровал мне это, чтобы спасти меня и занять в служении.


.6. Я записывал тексты Бхагаватам и тексты своих песен. В большинстве ситуаций, я был способен воспринимать лишь тексты песен. Чтобы воспринимать тексты писаний, нужен был покой и порядок, а это раз на раз не приходится. Вот и подтверждал себе практически, что в наш век кроме пения о Кришне нет иного пути.



ШБК 1.5.1.10

Веды не слишком личностны для нашей связи с Кришной


.1. У меня простая логика. Мне не нравится разговор не непосредственно о Кришне. Писания порой обсуждают что угодно, всяческие аспекты истины, но не непосредственно Кришну. Здесь устанавливается, что и для самого Кришны такие писания непривлекательны даже если в них нет и тени материального. Но сентиментальные речи каких-то женщин оказывают большее впечатление на Кришну. Совершенно естественно для бхакты отказываться слушать лекции, в которых нет рассказов о Кришне, нет молитвы к нему или описания его качеств, служения ему, что нынешние гуру считают кощунством над ними. Описывая гуны природы или варнашраму, каких-то гуру, последние резолюции джибиси, руководящего совета исккон, отношения между собой, другие конфессии, критерии своей философии, невозможно удовлетворить чистую душу. Лучше послушать сентиментальных женщин, чем грамотных ведических брахманов.


.2. ШБ 1.10.20.ком.

«Иногда в Упанишадах ведические гимны обращены не прямо к всепривлекающему. Но женщины говорили непосредственно о нём, поэтому их слова больше радовали сердце. Речи этих женщин оказались ценнее благословений ученых брахманов.»


.3. Гимны Вед, слышимые во время проводов Кришны в Двараку вызывали двоякие чувства. Всё было двойственно. Не поймёшь, толи Кришна - бог, толи родственник, толи и то и другое. Т.е. с примесями гьяны, прославления Кришны несовершенны. Так же несовершенны и лекции и комментарии, в которых сочетаются вместе порой не сочетаемые вкусы - бхавабхаса. Взявшись за комментарий, я признаю, что этого невозможно избежать. Любой комментарий будет несовершенен, т.к. при таком объёме информации трудно сделать всё цельной идеей, без множеств исключений, разоблачающих догму или так называемое единственно правильное решение. Всё сильно бестактно смешивается, как бы кто не старался. И поэтому, я не обожествляю свой комментарий. Я делаю его отдельно от писания, в виде отдельных статей, которые смогут служить частным образом отдельным людям. Для кого-то, для других ситуаций, я могу быть полностью неправ. Вспоминая себя в первые годы в храме, я бы не хотел, чтобы мою веру, пусть и обречённую на разочарование в будущем, кто-то разрушил раньше времени. В этом были и прекрасные моменты.  Я не пытаюсь разрушить веру тех, кто хочет верить в гуру и у них получается любить и быть любимыми. Я пытаюсь избавить себя от боли бытия прабхупадистом и помочь другим, пострадавшим от прабхупадизма.


.4. Звучит смешно: «Бхакта пытается избавиться от боли быть прабхупадистом.» Мне тяжело этим противоречивым языком объяснить всё так, чтобы было не смешно и идеально понятно, без недоразумений. Я и не берусь за этот идеализм. Просто не ставлю писание и свой комментарий на один уровень. Это – мой дар свободы Кришна-бхактам. Разрушая надменную власть одних гуру, я лишаю себя права воспользоваться их слабостью и самим превратиться в них. Я признаю свой комментарий бесполезным для чистых Кришна-бхакт. И всё это ради славы Кришна-катхи и святого имени.


.5. Весь мой комментарий, если его пытаться сопоставлять, может сбить с толка. Множество определений одной ситуации могут привести в замешательство в другой. Такова природа меняющихся условий восприятия людей. Меняются тексты, меняются условия, меняются подходы и выводы, меняется восприятие от каких-то событий. Попытки следования всему могут привести к замешательству. Не нужно следовать всему. Выберите наиболее толковое, если это помогло стать бхактой Кришны.


.6. Даже рассказы о Кришне могут запутывать ум. Кунти говорила об этом. Например, в одном месте утверждается, что Кришна-бог и тут же приводится фрагмент из другого места, где описывается, что он боялся Яшоды или украл одежды гопи т.к. ему всё можно. Страсть и юмор Кришны гасится тем, что рядом выражение, что он – бог, самый святой и достойный. Но когда он воровал те же одежды гопи, никто о нём не думал как о боге. В этом вся некондиция подобной Кришна-катхи. И в этом отношении вся проповедь практически – некондиция, т.к. имеет дело именно с этими сложными условиями. Гьяна, или попытка понять бога или себя при помощи умозрительных рассуждений, приводит к замешательству и пустоте. Поэтому, бхакты стараются составить стихи так, чтобы в них были просто изначальные бхавы, иррациональные чувства в том виде, как они проявлялись во Вриндаване. Они ценнее объяснений.


.7. Благословления и комментарии брахманов, что Кришна - бог, не так важны для него. В конце концов, мы должны научиться любить Кришну просто так, а не за то, что он - бог. Нужно стать сахаджиями.



ШБК 1.5.1.11

Девушки не философствовали. Они были мудрее мужчин…


.1. Девушки могут философствовать, но они поступают мудрее и не философствуют. Они могут прямо проявлять чувства к Кришне, что является результатом истинного понимания жизни. Более того, сам Кришна обычно старается отвлечь женщин от философских мыслей, навевающих скованность и тоску. Когда мать Яшода стала думать о своём сыне, как о боге, поражённая внезапным видением, Кришна обнял её и своим теплом полностью развеял этот благоговейный шок. Так что, девушки, поднявшиеся на крыши домов, видя Кришну, бросающего на них свои ласковые взгляды, не пытались философствовать. Они бросали лепестки цветов и любовались его внешностью.


.2. ШБ 1.10.21.

«Они говорили: Вон он, изначальная личность бога, такой, каким мы ясно помним его. Только он существовал до того, как проявилось творение гун природы, и в него одного все живые существа вливают свою застывшую энергию, как бы погружаясь в сон, ибо он - всевышний.»


.3. Это не они говорили. Там нет таких слов как "они говорили". Там написано "са ваи килайам - как я помню". Вначале перечислены гимны Вед, а затем речи женщин. Всё это сделано для сравнения. И мы можем сами определить по вкусу, когда именно заговорят женщины. Этот текст характерен как гимн Вед. Далее перечислены эти тексты.


.4. Личность бога, желая вновь дать имена и формы своим неотъемлемым частицам, живым существам, отдал их во власть материальной природы. Это благодаря его энергии материальная природа получает силу творить вновь.

«Это он - та самая верховная личность бога, чью трансцендентную форму постигают великие бхакты, посредством строгого соблюдения принципов Кришна-бхакти и полного контроля над своей жизнью и чувствами полностью освободившиеся от материального сознания. И это единственный путь к очищению своего существования.»


.5.    Так, девушки просто слышали подобные гимны и им они казались неподобающими, они стали переговариваться в несколько ином тоне. Они не могли резко поменять характер слов, как мы увидим несколько ниже.



ШБК 1.5.1.12

Нет ничего материального, есть неподходящее духовное


.1. Всё материально из-за нашего видения и надо всего лишь изменить видение на духовное, а не избавляться от полезных любви вещей, объектов чувств. Таков вывод. Многие глупые люди пытаются противостоять духовным вещам, считая их материальными. Это то, что происходит вместо того, чтобы использовать всё в служении Кришне, и высшее и низшее. Это происходит из-за гьяны. Развивается управляемая фобия попытками порицания того или иного явления. Например секса…


.2. ШБ 1.10.23.ком.

«Вишвамитра муни контролировал чувства с помощью йогического транса, но, встретив Mенаку (куртизанку с райских планет), пал жертвой вожделения, и искусственные методы управления чувствами подвели его. Однако, чистый бхакта не пытается искусственно удержать чувства от деятельности, а занимает их позитивной деятельностью. Когда чувства заняты более привлекательной деятельностью, никакое низшее занятие не сможет их привлечь. В "Бхагавад-гите" говорится, что чувства можно контролировать, только дав им лучшее занятие. Кришна-бхакти подразумевает очищение чувств, или, иначе говоря, вовлечение их в деятельность в бхакти. Кришна-бхакти не есть бездеятельность. Любое действие в служении всевышнему сразу же утрачивает свою материальную природу. Материальные представления - это результат исключительно невежества. Нет ничего, кроме Васудевы. Концепция Васудевы постепенно формируется в сердце ученого человека в результате длительного процесса совершенствования своих органов чувств. Но заканчивается этот процесс пониманием и признанием того, что Васудева есть все. В Кришна-бхакти это признается с самого начала, и по милости всевышнего, который подсказывает изнутри, в сердце бхакты открывается истинное знание. Поэтому контроль чувств с помощью Кришна-бхакти - единственный и самый простой метод.»


.3. Можно видеть, как общество реагирует на антирекламу, перестают покупать продукты, которые информационно загрязнили СМИ. Хотя, продукты нормальные, информационная пропаганда может сделать их средством бизнес-войны. Гьяна или знание может быть использовано как лжесвидетельство в этом. Хотя потом СМИ опровергают свои заявления, у народа уже сформировывается недоверие и стресс, необходимые, чтобы создать проблемы бизнесу этими продуктами. Например, недавно это проделали с овощами. Теперь взялись за сою, за хлеб. Но бывает и наоборот, что информацию скрывают, пропагандируя продукт, который направлен на спаивание населения… Например, пиво, квас. Рекламщики приписывают им прямо свойства панацеи от всех болезней. Но даже если и так, среди полезных веществ есть минимум 3% алкоголя. В отношении алкоголя я очень принципиален. Т.е. если что-то явно отдаёт некоторым хмелем, я отказываюсь от этого. Давая себе иногда некоторую поблажку в употреблении кваса ранее, я обнаружил, что он на меня дурно влияет. Интуитивно я отказался его далее употреблять, а позже нашёл информацию о постепенном привыкании к алкоголю через так называемый производителями пивной квас. Т.е. для меня эти вещи не приемлемы. Я так же подвержен определённой фобии.


.4. Имея такие факты нашей жизни, как понимать концепцию Васудевы, где всё есть бог, всё духовно для прозревшего? Означает ли это неразборчивость? Можно ли есть с тем же аппетитом землю, как хлеб, если всё есть дух? Нет. Мы всё равно должны придерживаться форм, не становиться имперсоналистами. Имперсоналисты пытаются игнорировать формы. Мы признаём, что всё исходит из бога, все формы, но принимаем лишь те, которые подходят нам. Васудева есть всё, но в ходе обретения опыта, мы склонны отвергать части этого Васудевы, которые нам приносят беспокойства, которые мы не в состоянии терпеть. Васудева необъятен, а мы ограничены. Мы принимаем позитивную для нас часть Васудевы и отвергаем нестыкующуюся и разрушающую нас. Эта часть для кого-то другого.


.5. В этой концепции, ограниченное не может принять полного или всего в полном виде. Это исключено. Даже бог вмещает в себя всё в неком складывающемся, имперсональном виде. Всё происходит из брахмаджиотти разной вибрационной частоты. Если убрать вибрацию, формы распадаются и становятся единой субстанцией, брахмаджиотти. Вместить в себя это гораздо проще, чем все формы. Т.е. даже бог не вмещает в себя всё в виде форм. Вначале творения из него исходит сияние и из сияния творятся формы, а в конце наоборот. Всё складывается и впитывается просто порами его кожи, все огромные вселенные. Для бога это высококонцентрично, а для нас разряжено вибрациями. Бог может сделать из малого огромное и наоборот. Из семени, вибрацией, запускается процесс распаковки, и упаковывается, когда вибрация чем-то гасится. Это подобно возникновению шторма на поверхности моря. Огромные волны поднимаются и при отсутствии вибраций вокруг, они исчезают. Так Рама может накалить океан, а Кришна проглотить пожар. Это описано в повествованиях. Но если мы, не обладая знаниями и способностями, будем пытаться проглотить лесной пожар, мы погибнем т.к. будем пытаться принимать его в высоко вибрирующем виде, огне, что будет менять вибрации нашего тела и оно сгорит.


.6. Например, мы не можем принять солнца и принимаем лишь его лучи. Если бы мы сейчас попытались принять планету солнце поближе, мы бы просто сгорели. Васудева в форме огня для нас в форме из воды – опасность. Поэтому персоналисты полагают: «Да, всё Васудева, но у нас с ним индивидуальный выбор подходящих проявлений.» Имперсоналисты говорят: «Нет. Примите всё.» Оно и понятно т.к. они хотят себя уничтожить, уничтожить индивидуальность. Кришна говорит, что идти этим путём трудно.


.7. Т.к. они сильно страдают от какой-то вещи не впопад, они в конце концов отделяют её от Васудевы и считают материальной. Им всё равно будет мешать двойственность. Но дело лишь в сознании. Эта вещь духовна, а их сознание не может трансформировать это в дух при неблагоприятных условиях. Следует находиться к этой вещи на расстоянии, чтобы не терять видения Васудевы. Если что-то есть бог, это ещё не значит, что это – бог из нашей Рупа-виласы. Такова концепция Васудевы персоналиста. Нам нужно подходящее нашим индивидуальным особенностям качество Васудевы.  


.8. Истинный мудрец считает, что отказываться от того, к чему люди привязаны сами по себе, не нужно, убеждать людей отрекаться от их индивидуального выбора и навязывать свой - бессмысленно. Всё, в том числе и он сам принадлежит Кришне. Если это так, то выполняя свою деятельность, человек всегда косвенно служит богу в подходящей только ему форме. Стоит изменить концепцию, как мирская прежде привязанность станет заботой об имуществе Кришны, и будет нести духовное благо. Такова концепция Васудевы. Для нас это означает развитие 3-й стадии сахаджии, когда окружающие становятся в наших глазах близкими Кришна-бхактами, воплощениями его спутников и им самим.


.9. Как только мы вручили что-то Кришне, это уже духовная субстанция, его имущество. Оно заботит Кришну и мы должны ему помогать, исполняя соответствующие обязанности по отношению к этому. Так материальная деятельность может полностью поменять эффект. Варнашрама может стать дайви-варнашрамой, если она нам подходит. В ней, если мы думаем о Кришне, нет ничего материального. Но если она не подходит, действует разрушительно, следует оставить варнашраму, как излишнюю для себя часть Васудевы. Следует быть реалистом и не пытаться в ограниченное впихнуть полное «Васудева есть всё». Лопнем…


.10. Йог для себя считает  секс, особенно материальным и пытается всего этого избегать. Но грихастха, семейный человек, наоборот. Бхакта занимает все чувства в бхакти. Секс он воспринимает, как энергию Кришны необходимую для регуляции тела и совместной жизни, особенно для зачатия детей. Секс, сам по себе, - тоже Васудева. Но для одних он несёт вред, т.к. неподходящий, а для других благо. Видеть, что эта часть Васудевы в какой-то пропорции составляет каждого, вполне естественно. Другой вопрос в том, что нарушение пропорции – это уже разрушительные отношения с таким Васудевой, проистекающие из гуны страсти и невежества. Тоже самое касается отношения со всем остальным.


.11. Человеку нужно есть прасад, правильно отдыхать и работать. Материальные представления об этом - это результат иллюзии ума, страха, сомнения, неосведомлённости. Тогда это вредит. Если это воспринимается позитивно и размеренно, то вреда не приносит. Как же всё-таки это одухотворить? В действительности всё духовно, но приходит к наказуемым людям, как явные перегибы, страдания, через иллюзорный разум. Если свои отношения очистить от перегибов, мы ощутим в любом положении духовное счастье. Т.е. нужно сознавать Кришну вокруг так, чтобы всё, что нам посылает судьба считать его позитивным приближением.


.12. В одиннадцатой песне Бхагаватам описывается, что даже духовные качества, если они неподходящие для души, считаются загрязняющими. Поэтому во всём этом нужно быть личностным. То, что для одного духовно, для другого может быть скверной. Это не значит, что это скверна и для первого и тот просто заблуждается.


.13. Например, на Вайкунтхе не принято хлопать бога по плечу. На Кришналоке можно. Когда Гопа-кумар с Кришналоки был на Вайкунтхе, он смотрелся для её жителей как  невежда, а он думал, как же ограничены они. Хотя обе бхавы духовны, между их носителями никогда не будет понимания. Поэтому, хотя такое случается, бхакты иной бхавы не могут оставаться в месте, где их не понимают.  В этом случае не нужно смиренно принимать «Васудева есть всё». Для нас справедливо лишь то, что выделено нам, как наша доля. Если не удаётся позитивного одухотворения, значит наша доля другая, бхава другая, обитель, божество, писание, всё другое. Нужно сменить обстоятельства и найти своего качества Васудеву, из своей Рупа-виласы.



ШБК 1.5.1.13

Божественность не отягощает Кришну


.1. Кажется, что всё описанное о нём, как о боге не оказывает никакого влияния на него. Девушки честно обращают внимание на это. Кришна начинает прислушиваться. Это уже интереснее. Кто-то замечает его личностную природу, а не некое божество. То, что он божество, может его нисколько не касаться. Он может забыть это ради бхакт и быть их другом, а не богом.


.2. ШБ 1.10.24.

«О подруги, вон та самая личность бога, чьи привлекательные сокровенные игры описали в сокровенных разделах ведической литературы его великие бхакты. Он один творит, поддерживает и уничтожает материальный мир, и все же это не оказывает на него никакого влияния.»


.3. Вот, что на самом деле говорили женщины на крышах домов. Они удивляются, что при всём своём могуществе и важности, он такой милый и ничуть не напряжён. Т.е. они услышали как брахманы описывали его эпитеты и отзываются, что он при этом не выглядит как после титанических трудов. Напротив, у него привлекательные и непринуждённые отношения и нрав.



ШБК 1.5.1.14

Особая милость верующим


.1. Только недавно завершилась битва на Курукшетре и сместили прежнее правительство. Женщины помнили случай с Драупади, когда-то правительство пыталось её публично раздеть и потому справедливо называет их животными, находящимися под влиянием низших гун. Хотя среди них оказались великие стоики, учителя, они не смогли противиться власти над ними людей с низшими гунами. Кришна лишил их власти, проявляя своё могущество, защищая верующих в него, спас Драупади от позора. Они восхищаются тем, как Кришна защищает их, являя качества в соответствии с их нуждами.


.2. ШБ 1.10.25.

«Когда бы ни появлялись цари и правители, живущие под влиянием низших гун природы, подобно животным, всевышний в своей трансцендентной форме проявляет свое верховное могущество, абсолютную истину, оказывает особую милость верующим, совершает чудесные деяния и являет различные трансцендентные формы в соответствии с требованиями времени и века.»


.3. Кришна являет свои различные трансцендентные формы в соответствии с нуждами века и времени. Кришну призвал Брахма, спасти эту планету от бремени демонов. Гаурангу призвал Адвайта, распространить любовь к богу. В форме Васудева Кришны бог убивал демонов, а в форме Гауранги он менял сердца.


.4. Мы должны думать, что в соответствии с нашим временем засилья властителей с низшими гунами над целомудренной бхакти, всепривлекающий уже проявляет себя в виде Рупа-виласы, устанавливающей отношения с нами индивидуально, чтобы лишить монополии системы гуру, вытравляющей это ради власти и денег. Разве не так? Кришна распространит себя во множества экспансий в сердцах бхакт, в виде их божеств и утвердит веру в свою милость каждому.


.5. Интересно отметить, что бхакты отмечают день явления Кришны и других воплощений, отвергая то, что Кришна действует и сейчас. Они не верят в него, являющегося каждый день в жизни бхакты. Как аргумент, они приводят то, что в писаниях не указаны современные проявления Кришны, их даты приходов и деяния. Но они глупцы. Божества в храме – воплощения Кришны. Имя Кришны – воплощение. Где в писаниях указано каждое возникающее такое современное  божество? Может они поубирают свои божества с алтарей, не находя свидетельств их явления в своих толмудах? Это – не аргумент. Кришна является к каждому по-своему и не раз в день Брахмы, а каждый наш день по своему. Нас приучили думать с позиции Брахмы брахманы, но Кришна и в нашей жизни каждый день. И вот они в это не верят т.к. являются неверующими. И некоторые их этих неверующих брахманов вообще демоны, старающиеся уничтожить нашу веру и наших божеств.  



ШБК 1.5.1.15

Славность окружения любимого


.1. Женщины славят землю, по которой гулял Кришна и его семью. Это естественно для женщин, думать о семье и семейных связях. Они вспоминают Лакшми, супругу Нараяны, которая славна тем, что служит ему. Она отличается от всех полубогов этим. Как Лакшми придаёт ценности родство с Нараяной, так и семье Яду и земле Матхуры это придаёт ценности. Как поётся в бульварной песне: "Я готов целовать песок, по которому ты ходила" Если мы любим, то любовь выражается и к земле, по которой ходит любимый человек и к его семье.


.2. ШБ 1.10.26.

«О, как велика слава династии царя Йаду и как добродетельна земля Mатхуры, на которой родился и по которой в детстве гулял верховный предводитель всех живых существ, супруг богини процветания.»


.3. На самом деле, если этот сантимент естественный, т.е. не религиозный, а любовный, то почтение к святой земле настоящее. Я помню, как это пронизывало меня. Я выражал уважение песку, по которому ходили бхакты, которых я ценил. Это было святое место. Просто от того, что те как-то были связаны с Кришной, я кланялся из благоговения и прославлял песок, ставший их следами. Таков сантимент тончайшей любви. Почитать так дхаму может только развивший свои духовные чувства бхакта. Он может войти во двор Нанды махараджа и зарыдать, сжимая в руке пыль… Материалистичному, ещё не развившему чувств бхакте это трудно понять… Для него фраза «целовать песок» - это не более прикола.



ШБК 1.5.1.16

Цени улыбку Кришны


.1. Кришна отправляется к себе в Двараку. Девушки славят её жителей, которым, как им кажется, повезло больше. Как хозяин, муж, отец, он там окружён горожанами и постоянно находит время одарить их улыбкой. Они очень восхищаются милостивой улыбкой Кришны. Она освежает чувства и благословляет.


.2. ШБ 1.10.27.

«Не удивительно ли, что Дварака затмила славу райских планет и прославила эту планету. Жители Двараки всегда видят душу всех живых существ [Кришну], обращенную к ним своим милостивым ликом. Он бросает на них свой взгляд и благословляет их своей ласковой улыбкой.»


.3. Такой милостивый взгляд Кришны очень ценен и жители Двараки им наслаждаются, чем на самом деле благословляют свои жизни. Мы должны понять, что благословения великой личности не обязательно получать некой грамотой с подписью. Если Кришна нам улыбается, это - лучше любых грамот. Я хочу сказать, что улыбка Кришны ценнее сотен инициаций, посещений мест паломничества, изучения сотен писаний и воспевания сотен мантр. Увидев эту улыбку, нечего из этого совершать и не видя этой улыбки, нечего совершать.


.4. Есть отличительная особенность лица Кришны. Оно не оставляет сомнений в милости. Когда мы смотрим в лицо какого-нибудь садху, гуру, мы можем заметить черты зависти. Они ни за что не хотят, чтобы вы служили Кришне, минуя их. Они хотят вас обмануть и потому, лицо их не излучает милости. Они искусственно улыбаются и такие улыбки символизируют лишь их оскал. Кришна же искренне делится своей улыбкой и заботой. Когда его улыбающееся лицо попадает в поле нашего зрения, мы видим, что он нам не завидует и благословляет наше Кришна-бхакти.



ШБК 1.5.1.17

Смотри, не упусти шанс


.1. Получить этот проникновенный взгляд Кришны - равнозначно получению освобождения от всех грехов. Привязавшись к этому ласковому взгляду Кришны, мы уже не родимся вновь. Поэтому, так важно строить с Кришной непосредственный контакт, а не быть за спинами других, боящимися поднять голову.


.2. ШБ 1.10.27.ком.

«Всепривлекающий - душа всех живых существ, и он всегда хочет, чтобы все живые существа в своей сварупе, изначальном состоянии, вели трансцендентную жизнь в его обществе. Его притягательный облик и ласковые улыбки глубоко проникают в сердце каждого, и как только это происходит, живое существо получает доступ в царство бога, из которого никто не возвращается. Это подтверждается в "Бхагавад-гите".»


.3. Если мы за спинами других, кто-то или что-то запрещает нам Кришну, наоборот надо как эти женщины влезть на крыши и смотреть на улыбку Кришны. Можно влезть даже на плечи понимающих нас людей, как однажды одна старуха взобралась на плечи Гауранге, чтобы посмотреть на Джаганнатху. Запрещающие были и будут. Просто мы должны влезть.



ШБК 1.5.1.18

Поцелуй Кришны


.1. Что говорить поцелуях и объятиях Кришны, если взгляд столь ценен? Если можно терять сознание от одной мысли об этом, то обычные наши поцелуи и объятия – это жалкая тень духовного мира.


.2. ШБ 1.10.28.

«О подруги, только подумайте о тех женщинах, на которых он женился. Какие они должны были соблюдать обеты, совершать омовения и огненные жертвоприношения, какого совершенства должны были достичь в поклонении всевышнему, чтобы теперь постоянно наслаждаться нектаром с его уст [целуя его]. Девушки Враджабхуми часто теряли сознание от одной только мысли о такой милости.»


.3. Эти женщины безусловно испытывают страсть изначальной реальности чувств, к такому Кришне - супругу и гадают: «Что же стало причиной этой удачи женщин Двараки? Возможно, они соблюдали какие-то обеты, совершали омовения и жертвоприношения, поклонялись всевышнему в прошлых жизнях?»


.4. Чувствуется влияние брахманизма… Но достоинством или привилегией личного общения с Кришной является только развитая способность близости. Более ничего. Никакими аскезами и жертвоприношениями это не развивается. Это развивается лишь по милости Кришны. Будь мы тысячу раз достойны, если не будем естественны в высшей бхаве, мы не подарим Кришне таких чувств. Не умея играть и танцевать, как мы будем это делать для Кришны? Аскезы, омовения нас научат играм с Кришной? Нет. Только любовные взаимоотношения являются тренингом их.



ШБК 1.5.1.19

Ищи своё


.1. Методы Вед не рассматривают восстановление духовной формы индивидуальности. Поэтому Вьясадева был неудовлетворён. Ему пришлось отождествлять объект самоосознания с грубым телом и имперсоналистичным разумом. Сварупа при этом оказывалась нереализованной за ритуалами и гьяной. Нарада посоветовал ему просто прославлять игры Кришны. Вот это занятие – настоящее средство восстановления сварупы, особенно в наш век. Говорится, что если в результате следования Ведам, человек не развивает интереса к слушанию о Кришне, то все его усилия напрасны. А если интерес есть, то зачем другие усилия? Т.е. следовать Ведам необходимо лишь до того уровня очищения или концентрации, когда вам станет интересно слушать о Кришне.


.2. ШБ 1.10.28.ком.

«Ритуалы как таковые не являются самоцелью, так же как и кармическая деятельность, приобретение знаний и мистические совершенства. Все это - средства, с помощью которых можно достичь высшей ступени совершенства сварупы, чтобы нести трансцендентное служение всепривлекающему, отвечающее нашей природе.»


.3. Следование Ведам – возможные средства, а не критерии истинного духовного развития. Кто-то может не следовать им и быть в сварупе, а кто-то следовать и не быть. Например, бхактам в духовном мире не надо повторять мантру на чётках. Это может быть просто невозможно для их сварупы. Они заняты пахтанием масла и при этом просто напевают песни о Кришне собственного сочинения. Там реализована концепция Кришны Чайтаньи «на калау» - нет строгих правил воспевания. Здесь же, полоумные гуру требуют от других строгого следования регламенту, не взирая на сварупу, стараясь отклонить её восстановление.


.4. Тот, кто корова или телёнок в духовном мире, развивается в правилах и предписаниях до определённого положения, достаточных признаков почитания Кришны характерных для данной сварупы. Они счастливо пасутся возле Кришны, слушают его флейту, любуются им, дают молоко и это – вся их может быть садхана.


.5. Да, они иногда поют своим быкам гуру-пуджи, но даже когда пастушки пытаются их удержать при виде Кришны, у них ничего не получается. Только Кришна может попросить их идти стадом какого-либо друга, но когда он играет на флейте, все коровы становятся одним большим стадом Кришны. Это очевидно, что владение стадами другими хозяевами – лишь формальность. Пастушки хотят помогать Кришне пасти телят и поэтому Кришна просит их делать вид, что они подчиняются им. Всё это в духовном мире основано на любви к Кришне, а не на авторитарности, как здесь...


.6. Всё индивидуально на высшей ступени духовного развития. Несомненно, что в супружеских обязанностях, жёны Кришны уже не проявляли тягу к этому вспомогательному следованию традициям писаний. Они непосредственно служили Кришне в своей сварупе. Мы должны занять именно это положение отношений в конце концов и не задерживаться на нормах Вед. Это - поиск себя, а не прикручивание себе всех правил искусственной практики ради сварупы. Из всего, мы должны выбрать соответственное нашей природе.



ШБК 1.5.1.20

Смущение госвами Кришной


.1. Ну да. Как ещё госвами описать поцелуй бога? Конечно же это не поцелуй, а акт веры и прочее, прочее, прочее. Ясно, почему это так в глазах гуру. Гуру смущён тем, что его бог, объект святости, целуется с девушками. Это ведь непорядок для саньяси, общаться с тем, кто целуется. Саньяси ведь не должен общаться с женщинами и теми, кто к ним привязан. Вот и придумывают они, что Кришна не любит целоваться, или что в поцелуях Кришны нет какой-то там скверны и ничего общего с поцелуями в материальном мире это не имеет. Ну и пусть себе так думают. Кришна замечательно целуется назло всем саньяси, трясущихся за свои данды и престиж железного калиюжного йога.


.2. ШБ 1.10.28.ком.

«Каждое живое существо может занимать свое уникальное положение в одном из пяти упомянутых выше видов взаимоотношений со всевышним, и в чистой духовной форме сварупы эти отношения проявляются без материальной близости. Когда всевышнего целуют его жены или юные подружки, желающие, чтобы он стал их женихом, их поцелуи свободны от любых извращенных материальных качеств. Если бы эти действия были мирскими, освобожденная душа, Шукадева, не стремился бы насладиться ими, а всевышний Шри Кришна Чайтанья, отрекшийся от мирской жизни, не участвовал бы в обсуждении этих тем. Этой стадии можно достичь после многих жизней, посвященных аскезе.»


.3. На самом деле Шукадева тоже смущался тем, что абсолют идёт на поводу красивых женщин т.е. привязан к ним. Он говорил, как это вводит его в недоумение.Таково последствие прошлого имперсонализма. Было принято описывать эти игры абсолюта как не имеющие некой скверны. Но для кого это имелось в виду? Для саньяси, чтобы это не значилось как поблажка чувствам, если они читают об этом. Нам же думать о таком извращённом ради них понятии, как то, что Кришна не привязан или не впадает в скверну, не имеет смысла. Поцелуи, как поцелуи, а не отсутствие некой там скверны. Всё это придумано ради оправдания саньяси, которым надо восполнять отсутствие секса неким подобным, завуалировано эротичным образом. Так и говорится, что тот, кто понял привлекательность танца мадхурья-бхавы, более не стремится к мирскому сексу.


.4. Но, когда неугодные им неофиты пытаются читать тоже самое, они называют их гадкими сахаджиями, ругаясь, что те не контролируют чувственные наслаждения в этом эпизоде. Вот такое лицемерие. Хотя действие то – поцелуи и объятия, их выворачивают, то как скверну для неофитов, то как не скверну для себя, по собственному усмотрению, различные духовные жулики.  Они говорят, что вначале неофит должен изучить величие Кришны. Только потом он поймёт его сладость. Ага. Когда будет уже поздно об этом думать.


.5. На самом деле не стоит изучать величие бога на ряду с его сладостью. Это всегда будет вести к скованности. Поэтому предписание, что перед чтением десятой песни Бхагаватам надо прочесть все предыдущие, если вы не собираетесь быть гуру и умело бороться против Ведизма – это глупость, ведущая к хаосу впечатлений сахаджие. По возможности мы должны избавиться от первых песней и читать только десятую. Она сама нас очистит. Избавиться от десятой и читать только первые, не касаясь сладостных игр Кришны, что и делал Бхактисиддханта Сарасвати тхакур, стараясь поставить на поток проповедников прабхупадизма, есть обман и загрязнение.



ШБК 1.5.1.21

Кришна не брезгует женщинами


.1. Дело в том, что так же, как женщины, Кришне достались после схватки с другими царями, так же и за нас у Кришны идёт война с различными царями в этом мире, гуру, знатоками Вед, просто прайдохами. Если мы думаем о нём, как Рукмини, что жизнь без него бессмысленна и мы не пойдём в услужение никому другому, то Кришна думает, как спасти нас и забрать к себе.


.2. ШБ 1.10.29.

«Дети этих женщин - Прадьюмна, Самба, Амба и другие. Рукмини, Сатьябхаму, Джамбавати и других женщин он силой увез с церемоний сваямвары, одержав победу над многими могучими царями во главе с Шишупалой. Другие женщины также были захвачены им, когда он убил Бхаумасуру и тысячи его слуг. Все эти женщины прославились.»


.3. Все эти женщины просто слышали о Кришне и просто начали о нём так думать и Кришна спас их всех. Рукмини была похищена им с церемонии выбора жениха, когда её насильно хотели выдать замуж за Шишупалу. Бхаумасуру он убил, т.к. тот захватил 16100 принцесс с разных мелких царств и держал их в заточении.


.4. Эти ситуации подобны нашей в плане гуру или мирской морали, не слишком приветствующей служение Кришне. Власть приветствует служение Родине, производство и торговлю. Но не приветствует прославление бога. Если и приживается какая религия, то та, которая почитает их и находится под их влиянием. Остальные же объявляются деструктивными сектами, т.к. не служат целям некой государственной группы людей. А всё общество начинает верить, что так и должно быть, хотя не имеют никакого знания и даже желания разобраться, что там на самом деле.


.5. Демоны хитростью и силой всегда пытались и будут пытаться стать на место бога. Через власть общественную или власть бытовую, они хотят занять место бога, место духовной власти, чтобы люди им поклонялись. Так они становятся духовными лидерами с тысячами последователей. Бхаумасура был одним из таких. Он был царём и безусловным лидером. Но это его лидерство разлетелось в щепки от лидерства Кришны, когда то стало насильственным.


.6. Мы должны понимать, что захваченные глупыми царями, супругами или гуру, мы всё равно принадлежим только Кришне. Они не смогут нами владеть вечно, а Кришна - единственный достойный. Поэтому, если есть такая возможность, нужно думать о Кришне и не сдаваться просто так глупцам и лицемерам. Точно так же, как Кришна внял молитвам тысяч женщин, от которых бы отвернулись другие за то, что они были с другим мужчиной, мы должны понять, что только Кришна любит нас не смотря ни на что. Он не посмотрит на то, кем мы были. Если мы искренне и упоенно вручаем себя ему, он защищает нас и принимает под своё покровительство, реально пряча от набегов разных царьков.


.7. Кришна отстроил крепость Двараку и до своего ухода защищал её. Но после его ухода, крепость утонула, эти женщины были захвачены в плен толпой воров, отбиты у самого Арджуны, пытавшегося охранять их. Даже Арджуна, великий спутник Кришны не мог стать им защитником. Как можно надеяться, что какой-то гуру защитит нас и спасёт? Это может сделать только Кришна, пока он того желает. Не нужно выражать почтение никому другому.



ШБК 1.5.1.22

Простушка имеет значение для Кришны


.1. У них не было особого характера и чистоты, ни образования, ни чести. Они были служанками Кришны, подметая полы и одновременно были жёнами. Кришна сделал жёнами простодушных женщин, которые нежно его любили. Не было такого, чтобы кто-либо из них ему изменил. Да как это возможно, если Кришна прекрасно удовлетворял каждую, даря любовь и уважение, даря подарки и бывая с ним очень часто, как и подобает мужу.


.2. ШБ 1.10.30.

«Не обладая ни индивидуальностью, ни чистотой, эти женщины тем не менее были увенчаны доброй славой. Их муж, лотосоокий Кришна, никогда не оставлял их дома в одиночестве. Он всегда радовал их сердца, преподнося им дорогие подарки.»


.3. Для многих эти женщины считались падшими, но Кришна облагодетельствовал их и прославил благодаря себе. Ему ничего не стоит собою очистить и освободить от всех пятен любую женщину. Если мы выберем Кришну своим мужем, мы никогда не будем разочарованы. Даже если мы не подходим по качествам, чтобы быть жёнами бога и кто-то говорит нам это, здесь видно, что это совершенно не значит, что Кришна нас не примет.


.4. Мы можем рассчитывать на милость Кришны даже тогда, когда мы горбатые и уродливые. Например, Кришна превратил Кубджу в красавицу. Кришна способен презреть все условности и разглядев задатки бхакт, вытянуть нас до подобающего положения за одно мгновение. А другие нет. Могут лишь критиковать и смеяться т.к. они завидуют Кришне… Нужно только верить Кришне не смотря ни на что.



ШБК 1.5.1.23

Лучше славить Кришну по женски, чем по мужски


.1. Таким образом, мы видим, что есть разница между словами в начале, которые более напоминают мужские гимны Вед и этими заключительными, где чисто по-женски обсуждаются любовные дела Кришны. И это обсуждение лучше гимнов Вед. Мы должны уяснить, что Кришна бросит благодарный взгляд на нас, не за то, что мы его обзываем богом и высшей личностью, создавшим все миры, а за то, что мы считаем его возлюбленным, сыном и другом бхакт. Это  радует его сильнее.


.2. ШБ 1.10.31.

«Так приветствовали всепривлекающего и разговаривали между собой женщины столицы Хастинапура. Улыбаясь, всевышний принял их добрые приветствия и, одарив их милостью своего взгляда, покинул город.»


.3. Кришна подарил им улыбку, взглянув на них с любовью, и это значит, что им более не придётся рождаться в этом мире. Привлекая Кришну, подобно этим женщинам, разговорами о его качествах и отношениях с бхактами, мы получаем истинное освобождение. Нет нужды в соблюдении обетов, аскез, жертвоприношений, как это считается по Ведам. Веды и все эти аскезы не привлекательны для Кришны, если в них нет этой любви, прославления его как прекрасной личности.


.4. Просто взывая к нему в этой форме, наслаждаясь пересказами о нём, мы обретаем все плоды жертвоприношений и аскез, развития знания и отрешённости. Отдельно прибегать к ним - просто признак безверия в могущество Кришна-катхи.



ШБК 1.5.1.24

Каждому бхакте своё место


.1. Только ближайшие спутники, такие, как Дарука и Уддхава, могли сопровождать Кришну чаще остальных. Пандавы пытались последовать с ним до какого-то предела и далее не смогли. Точно так же наши возможности служить Кришне ограничены пространством и временем. Согласно нашему виду отношений мы можем находиться в определённых только условиях.


.2. ШБ 1.10.33.

«Движимые глубокой любовью к Кришне, Пандавы, принадлежавшие к династии Куру, провожая его, долго следовали за ним. Они были поглощены мыслями о предстоящей разлуке. Но Кришна уговорил их вернуться домой и в сопровождении своих ближайших спутников продолжил путь в Двараку.»


.3. В целях исключения бхавабхасы, Кришна и Йогомайя тщательно следит, чтобы бхакты оставались в своих условиях. Например, гопи предпочли остаться во Вриндаване. Точно так же, Пандавам лучше было оставаться в Хастинапуре. Мы можем попытаться сопровождать неограниченного Кришну всюду, но он попросит нас вернуться домой, зная, что нам лучше оставаться там, куда нас поместили законы природы и выполнять тот долг, который в нас заложен природой. Пандавы должны были править империей. После трогательных провожаний, они вернулись к своим обязанностям.



ШБК 1.5.1.25

Обряды не нужны. Выражай чувства


.1. Те, кто считают, что выражение чувств не является служением богу – грубые люди, бесчувственные, недоразвитые духовно. Развитый человек ощущает, что когда кто-то ему выражает добрые чувства, это важнее всего того, что человек предлагал бы ему физически. Такова отличительная особенность развитых людей. Если свинье выражать чувства, она не оценит. Это и понятно. Но развитый человек считает за огромное служение себе мысли и чувства, выражаемые ему при помощи каких-либо даров или просто так. И Кришна таков. Он не свинья, как о нём думают прабхупадисты.


.2. ШБ 1.10.36.

«Когда он проезжал через эти провинции, жители приветствовали его, поклонялись ему и подносили различные дары. По вечерам Кришна, где бы он ни был, останавливался, чтобы совершить вечерние ритуалы. Он неизменно делал это после захода солнца.»


.3. Я удивлён. В санскрите нет того, что Кришна совершал ритуалы. Там сказано, что жители совершали ритуал выражения почтения ему. Приносили дары и почтительно кланялись. В комментарии же Прабхупада возводит в пример то, что Кришна в действительности  не делал. Мол, он показывал пример, что надо совершать ритуалы по вечерам. Однако, надо не ритуалы совершать, а подобно этим жителям нести Кришне дары и почтительно кланяться. Они делали это из чувств, а не из ритуализма. В их действиях не было замороченности ритуалами. Они чествовали дорогого гостя. Кришна-бхакти – не религия, а выражение счастья общения. Если мы любим Кришну, мы идём выразить чувства. Если религия нами движет, это смотрится неестественно для Кришны. Он старается освободить душу от страха.


Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz