ШБК 1.4.6

Книга 1, том 4, глава 6


Раненый Кришна

Бог познанный в бою




ШБК 1.4.6.1

Книга 1, том 4, глава 6, статья 1

Сначала драка. Потом любовь


.1. Шаранагати это - путь обретения высшего прибежища. Вначале мы можем даже подраться с Кришной, но в конце концов пожелать чистого Кришна-бхакти. Бхакты порой играют роль врагов Кришны и это - самое удивительное, трудно-перевариваемое поведение. Однако такой вкус наслаждения в играх Кришны есть. Иногда друзья устраивают соревнования, соперничают. Им нравится меряться силами. Кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, но главное, что интересно и ярко проводят время.


.2. ШБ 1.9.38.

«Пусть же он, Шри Кришна, личность бога, дарующий спасение, станет моей конечной целью. На поле битвы он напал на меня, якобы разгневавшись из-за ран, нанесенных моими острыми стрелами. Щит его был разбит, а тело залито кровью от ран.»


.3. Хотя Кришна был ранен стрелами Бхишмы, обоим было интересно, погневаться в полную силу. Бхакты знают об этой потребности личности и потому позволяют Кришне гневаться, бросая ему вызов. Но каково же после этого удивление материалистов, когда подравшиеся выражают почтение друг другу в следующий момент. Бхакти нельзя ограничить просто благостью. Там есть и страстность и даже гнев. Когда это проявляется в бхакте и он остаётся бхактой, такие проявления гнева или страсти не считают материальными. Их называют трансцендентными, желая подчеркнуть разницу. Хотя по каким-то меркам это смотрится странно, учитывая внутренние переживания, это тоже считают Кришна-бхакти, только косвенным. Иногда, даже гопи, хотя они относятся к Кришне, как к возлюбленному, впадают в гнев на Кришну т.к. тот этого добивается своими выходками. Мать Яшода может гневаться на Кришну, когда ватсалья-бхава нарушается сакхьей, озорными выходками.


.4. То, что обычно считают демонизмом, со стороны Яшоды – особенности родительской любви в обществе. Так что не может быть чистой от гнева любви к богу в обществе. Не может такого быть. Не может. Только нелюбящий имперсоналист может оставаться в спокойствии. Если бы не положение матери, гнев Яшоды на Кришну считался бы бестактным. Она связывала его верёвками. Змей Калийя тоже пытался связать Кришну своими кольцами. Но Яшоду мы называем бхактой, а Калийю демоном.


.5. Эта путаница усугубляется, когда Кришна антибхактам даёт место бхакт, когда их убивает, освобождая от всех грехов, а бхакт оставляет томиться. Например, он сделал так с Путаной. Мама Яшода кормила его грудью, и Путана. Обе сейчас матери Кришны, хотя вторая пыталась его убить.


.6. Восприятие Кришны очень необычное. Если даже пытаясь его убить, можно стать бхактой, то что говорить о тех, кто уже питает к нему любовь? Прабхупадисты не знают о таком Кришна-бхакти и потому постоянно оскорбляют милость Кришны к другим. Они думают, что демоны могут Кришну заставить страдать. Нет. Он их делает бхактами и наслаждается ими. Таков бог. А так называемые святые проклинают его бхакт так, что те становятся демонами. Это затем Кришна так их спасает от брахманических проклятий. Он не чурается того, что те стали демонами и спасает их. В отличии от святых, которые могут лишь изгонять падших душ и вредить им, Кришна меняет их природу, хотя для этого приходится убивать многих упрямых демонов. Теряя свою дурную силу, они сами ищут прибежища Кришны и их рыцарская бхава на этом заканчивается.


.7. Прямое Кришна-бхакти существует в пяти бхавах, а косвенное в семи дополнительных, среди которых есть рыцарство. Мальчишки, играя, нередко распаляют свой интерес игры в войнушку, вызывая друг друга на бой, сражаясь на мечах или стреляя игрушечными стрелами. В центре Голоки нет таких занятий. Это возможно на границе и зачастую для переферичных воплощений Кришны. Эта игра в войнушку бога и была битва на Курукшетре. Правда проделывал всё это Васудева Кришна, а не Гопал.


.8. Теорию подмены Кришны мы ещё будем изучать. Если вкратце, то изначальный Кришна не проявляет настоящего насилия. Он играет с друзьями пастушками и балуется как ребёнок. Но его воплощение Васудевы, по его желанию, перехватывают инициативу, когда нужно наказать, убить некоторых демонов. Т.е. для демонов он показывает своё могущество, а бхакт старается скрыть. Покинув Вриндаван, роль Кришны на мировой арене уже играл не изначальный Кришна, а его двойник Васудева, т.е. Вишну, чтобы умерить гордыню демонов дхармы.


.9. Некоторые обвиняют, Гопала Кришну в том, что при всей своей любвеобильности он проявлял и невероятное насилие. Это неправда. Во-первых в битве на Курукшетре он кроме колеса от колесницы не держал никакого оружия. И то он не бросил этим колесом в Бхишму. Во-вторых, он уговаривал Дурьёдхану отказаться от битвы и выдать Юдхиштхире хотя бы несколько деревень. Дурьёдхана жаждал крови, а не Кришна. В-третьих, если Кришна и участвовал во всём этом, то не изначальный, а Васудева. Изначальный Кришна наслаждается прямыми бхавами с бхактами. Ему ни к чему вообще общаться с демонами. И он не утруждает себя этим. За него это делают его помощники, ограждая его от бхавабхасы.



ШБК 1.4.6.2

Бхакта демон


.1. Однажды одна девочка, прислуживающая пуджари, связав гирлянду, примерила на себя, т.к. была одного роста с божеством. Пуджари заметил и отругал её, а гирлянду выбросил. Божество обиделось и потребовало поношенную гирлянду. Пуджари был ошеломлён. Потом эта девочка взошла на алтарь и обняла божество, как супруга. Разумеется, ни пуджари, ни люди ничего не поняли и, считая кощунством, причитали. Но эта девочка вошла в тело божества и исчезла. С тех пор её стали считать воплощением его супруги Лакшми.


.2. ШБ 1.9.38.ком.

«Самое поразительное в этих отношениях то, что бхакта может удовлетворить всепривлекающего, играя роль его врага. Поскольку бог абсолютен, он может принять служение от своего чистого Кришна-бхакты, даже если тот играет роль его врага. У верховного всепривлекающего не может быть никаких врагов, а так называемые враги не могут причинить ему никакого вреда, так как он - аджита, непобедимый. И все же он получает удовольствие, когда его чистый бхакта наносит ему удары, как врагу, или упрекает его, считая себя выше него, хотя никто не может быть выше всевышнего. Таковы некоторые формы трансцендентных взаимоотношений между бхактами и всепривлекающим. И те, кто ничего не знает о чистом бхакти, не способны проникнуть в тайну таких отношений.»


.3. Поэтому, мы не можем адекватно судить о бхактах бога, о сахаджиях. Это всегда невежество с нашей стороны и тем не менее, мы как заведённые проявляем его. Прабхупадисты ругают сахаджий, мы их т.к. наше сотрудничество невозможно.


.4. Нужно понять, что бхакты, благодаря любви к богу нарушают все логические правила и живут по зову сердца. Вот Бхишма - тоже бхакта, но служил Кришне, сражаясь с ним. Разве можно это понять? Оставляя религию, они становятся чистыми.


.5. Когда мы Кришна-бхакти оборачиваем в религию, она становится препятствием для таких непонятных, чистых бхакт. Именно поэтому Кришна сказал не строить никакие религии, но идти к нему какие есть, чтобы он сам защищал нас от недоразумений. Эта девочка так и сделала. Она не обращала внимания на мнение толпы и её гуру-пуджари. Её сердце подсказывало ей, что нужно поступить для Кришны так и она достигла его, а пуджари и эта толпа нет, т.к. те практиковали религию, а не любовь.


.6. С Бхишмой та же картина. Он был бхактой Васудева Кришны, но играл роль его врага. Бхишма был одним из Васу, таких полубогов, которые были прокляты родиться на нашей планете. Васудева был богом этих Васу. Он не поклонялся изначальной форме Кришны.


.7. Четырёхрукий Васудева был его божеством и в момент смерти Бхишмы, Васудева Кришна проявил эту форму Рупа-виласа и стоял перед ним.  Бог всегда проявляет перед бхактой ту форму, которая ему подходит. Бхишма медитировал на бога-воина, с которым он имел честь как-то сражаться, как-то вызывать.


.8. Если присмотреться, то некогда проклятые Джая и Виджая, упав с Вайкунтхи стали враждовать с бхактами и Вишну. Им было положено три жизни практиковать самрамха-йогена, бхакти в гневе.  Это – косвенное Кришна-бхакти, хотя и отвратительное. В Бхагаватам говорится, что служение богу с насилием – это служение в гуне невежества. В этом есть своя польза.  Если полубоги начинают гордиться и притеснять обычных живых существ, обретают силу демоны и выправляют гордость полубогов их поражениями. И наоборот. Если демоны захватывают всю вселенную, что было не раз, Вишну приходит, чтобы умерить их гордость и многие из них получают освобождение. Таким образом, служение в невежестве носит хирургический характер. Вырезается надменность и старания занять место бога в таком настроении.


.9. Васудева любит посражаться с якобы отступниками. Для пущей правдоподобности он позволяет им погрузиться в иллюзию так, что они не помнят себя бхактами. Это состояние провоцируется проклятиями возгордившихся святош. Но вырезав их болезнь, эти проклятия, он обнимает их в духовном мире. Так, даже самый грешный из всех грешников, может быть бхактой Кришны. И только он знает, как его спасти и кого этот падший по его воле наказывает.


.10. Это желание наказывать кого-то так же проявляется и в каждом из нас. Так мы как родители порой наказываем своих детей или так устраиваем споры с друзьями, соревнуемся. Такова неотъемлемая часть нашей сложной жизни. Можем ли мы требовать от бога, создавшего нас такими неизменяемыми, быть другим? Он тоже наказывает, тоже соревнуется и спорит, считая это своей жизнью.  



ШБК 1.4.6.3

Приятная злоба


.1. Гнев может расстроить человека, но если человек в слегка необычном состоянии, то гнев может его развлекать. Например, каратисты рады хорошему спарринг-партнёру. Когда воины сражаются, они чувствуют наслаждение от участия в борьбе друг друга. Это состояние сознания называется вира-бхава. Если у человека есть такой вкус борьбы, не дружбы, не родительства, а противостояния, то это – вира-бхава.


.2. ШБ 1.9.38.ком.

«Всепривлекающий был в таком гневе, что Арджуна даже удерживал его, но, несмотря на это, он рвался к Бхишмадеве, словно влюбленный, который стремится к своей возлюбленной, не обращая внимания ни на какие препятствия. Могло показаться, что он решил убить Бхишмадеву, но на самом деле он хотел доставить удовольствие своему великому бхакте.»


.3. Если сравнивать эти отношения со страстью мазохистов, то Кришна сильно перевозбудился на стрелах Бхишмы. Он насладился ранами и готов был придать телу Бхишмы хорошую трёпку. Всё это есть в духовном бытии и если мы сильно хотим получить трёпку от Кришны, мы должны бросить ему вызов и победить, например гуру, что я и делаю.


.4. Адвайта проповедовал имперсонализм, чтобы получить милость Кришны Чайтаньи, который буквально заставил его валяться у него в ногах, что ранее было нереально из-за его почтительности и скромности. Просто иначе его не привлечь похоже… Кришна является защитить праведников и уничтожить злодеев. Когда он явится снова, мне не важно будет кто я, праведник или злодей. Главное, что я увижу его и обрету драгоценность небезразличия. Может быть и такой финал. Как Кришне будет угодно. Но я мечтаю быть утешенным, а не уничтоженным. Желать утешения через наказание – это уже полное отчаяние бхакты.



ШБК 1.4.6.4

Если видел Кришну, можешь не рождаться снова


.1. Когда Парикшиту во чреве матери угрожала опасность от брахмастры, всевышний явился перед ним. Хотя явление бога очищает от всего неблагоприятного и он защитил Парикшита от смерти, он не защитил от рождения и смерти, которая предстояла позже. Как правило, жизнь в которой бог является душе, последняя. Уже за нее у души есть право более не рождаться т.к. у неё развивается вкус любви к богу.


.2. ШБ 1.9.39.

«Пусть в момент смерти меня привлекает только Шри Кришна, личность бога. Я сосредоточиваю свой ум на колесничем Арджуны, который стоял с кнутом в правой руке и вожжами в левой и тщательно следил за тем, чтобы любой ценой уберечь колесницу Арджуны. Те, кто видел его на поле битвы Курукшетра, обрели после смерти свою изначальную форму.»


.3. Вообще, с этого надо было и начинать разговор с Пандавами. Но Бхишма теоритезировал по дхармам пока не пришёл час сказать о высшей цели. То, что Бхишма поддерживает дхарму - естественно. Так, Брахма поддерживает дхарму. И любые правители следуют. Почему? Потому что нужно плодить вселенную. Если бы Брахма проповедовал истину, то все стали бы как четыре Кумара или Нарада и не плодились бы. Поэтому существует некоторая дхарма, которая является больше служением Брахме или Васудеве, чем Кришне на Голоке. Не зря варнашрама считается брахманизмом. Отдав долг Брахме, Бхишма сосредоточил ум на Кришне и это - его истинное послание. «Пусть привлекает нас только Кришна.»



ШБК 1.4.6.5

Перебирай игры Кришны и молись


.1. Таким образом, перечисляя забавы Кришны и его деяния, Бхишма вводит ум в состояние медитации. Эта форма медитации сочетает в себе и молитву и прославление. Перечисляя игры Кришны, мы прославляем Кришну, а делая вывод или своё отношение, ванданам - молимся. Подобные бхаджаны очень привлекательны. Нужно действовать подобным образом. Например.


.2. ШБ 1.9.40.

«Пусть же мой ум сосредоточится на Шри Кришне. Его движения и взгляды, полные любви, привлекли девушек Враджа-дхамы [гопи]. Девушки подражали характерным движениям всепривлекающего [после того, как он исчез во время танца мадхурья-бхавы].»


.3. Молиться естественно. "Всепривлекающий Кришна был столь милостив, что дал прибежище Путане, пытавшейся отравить его. Пусть же он спасёт меня так же, как и Путану из трясины проклятий." Мы должны пытаться связать игры Кришны с обращением к нему в молитве. "Кришна поднял Говардхан и спас всех жителей своей деревни. Пусть же Кришна считает нас своими и защитит от океана майи, подняв Говардхану снова." Таких молитв можно сочинить тысячи. Но мы всякий раз должны, прославляя Кришну, выражать какие-то просьбы и пожелания о милости. Кришна добр и исполняет чистые желания бхакт.


.4. Можно представить себе Кришну, чей взгляд и движения привлекали девушек во Вриндаване, гопи. Это привело их к тому, что в разлуке они начали подражать ему, играя друг для дружки Кришну. Таким образом, сахаджия, это помощь друг другу помнить Кришну, но не догмат, навязываемый толпе. Гопи скрашивали разлуку в этом экстазе, а не следовали предписанию. Хотя они не были Кришной, они разыгрывали это, желая помнить его близость постоянно. Они не могли ждать. За неимением Кришны, они сами становились Кришной и подражали ему. Эта особая практика запрещена в официальных кругах, но Кришна-бхакты всё равно это проявляют, хотя бы играя в спектаклях, если не в жизни, считая кого-то для себя Кришной, кого-то пастушками. Это условно и является сахаджией третьей стадии развития.



ШБК 1.4.6.6

Кришне не важна помпезность


.1. Если кто-то пытается спорить и осмеивать Кришну, то мы говорим обычно, что пять тысяч лет назад все религиозные лидеры и все цари поклонялись Кришне, как лучшему из лучших. На совете все единодушно приняли решение, что Кришна - самая достойная личность. Все, кроме Шишупалы. Шишупала сто раз посмеялся над Кришной и лишился головы за недостойное поведение. Кришна и так был слишком терпелив, позволяя ему одному портить всем настроение.


.2. ШБ 1.9.41.

«На раджасуйа-ягье [жертвоприношении], которую устроил махараджа Юдхиштхира, собрался весь цвет ученых и царей со всего мира. На этом великом собрании все поклонялись Шри Кришне как высшей личности бога. Я присутствовал при этом и вспоминаю об этом событии, чтобы сосредоточить свой ум на всевышнем.»


.3. То, что   представители всех религий того времени приняли Кришну единодушно, то, что все цари не стали заниматься патриотизмом и приняли Кришну - доказывает, что Кришна был в высшей степени достоин. Поэтому, желающие оспорить величие Кришны - просто неучи.


.4. Мы должны гордиться, как Бхишма, что нам удалось познакомиться с Кришной, которого почитал весь мир более 5000 лет назад. Раджасуйя означает, что император пускал императорских коней по всему миру и тот, кто хотел бросить вызов, останавливали его и происходило сражение. Такие кони обежали все направления и все царства этой планеты. К царю Юдхиштхире таким образом присоединились все правители. Юдхиштхира же поклонялся Кришне. Он был воплощённой религией. Чем-то напоминает царя-философа Соломона из Библии. Т.е. представители морали и власти того времени высоко отзывались о Кришне и только невежественные люди могли не понимать значения Кришны.


.5. Таким образом, наши оппоненты в спорах о положении Кришны - просто идиоты, которым просто хочется самим занять место бога. Ими движет злоба на то, что они рылом не вышли быть богом. Желательно не встревать в спор с невежественными людьми, т.к. их аргументация основана на этом, а не на здравости рассудка. Им не хватает ума оценить значение древней фигуры, которую боготворило не одно поколение всей планеты тысячи лет. Думаете, им хватит ума понять какие-то аргументы любви всего человечества?  


.6. В противовес этому они предлагают своих лидеров, запугивая адом или подкупая деньгами. Юдхиштхира и Вьясадева, Бхишма, Нарада и прочие великие лидеры приняли лидером Кришну по любви, а не страшась ада. И в этом на самом деле величие. Там присутствовали не только цари, но и отшельники. Уж если царей можно было застращать, то отшельники не могли быть мотивированы насильно и все разом. Они могли пойти на смерть, аскезу и плевать хотели бы на угрозы, если бы кто-то давил на них принять Кришну. Все приняли Кришну, кроме Шишупалы. И тому было позволено высказать всё. И как Кришна просто пастух и что не держит слов и что не печётся о религии и не слишком рьяно чтит полубогов и всех брахманов. На его место Шишупала предлагал каких-либо достойных людей, гуру и полубогов. Это непосредственно указывает на подчерк Шишупалы в учениях нынешних ачариев в движении сознания Кришны. Какое-то время Кришна это терпел из уважения к матери Шишупалы, но затем снёс ему голову. Так же и нынешний гуруизм лишится высшего положения от определённого движения Кришны. Он приходит, чтобы восстановить свои личные отношения с бхактами и наказать препятствующих этому. Бхактам препятствуют авторитарные гуру, брахманы, различные фанатики насильственной власти. Нередко те угрожают оружием или проклинают бхакт, лишают ресурсов и места, если те не подчиняются.


.7. Христианская религия выжила благодаря страху ада, которым пугали людей, а для пущего страха казнили прилюдно. Так распространяли веру в церковь. Их много пугали и не давали понять сути свободы любви к богу. Истинная любовь не может быть построена на страхе и подавлении индивидуальности обществом, что не раз демонстрировала организованная религия, устраивая гонения на инакомыслящих. Этим никогда не занималась сахаджия.  Выражение почтения Кришне не терпит подавления личности. Во времена Кришны все могли высказываться против него, если считали нужным. И Шушупала, как оппозиционер, привлёк на свою сторону лишь несколько человек. Т.к. он создавал проблемы для большинства, Кришна потерпев его выпады сто раз, снёс ему голову.


.8. Множество отважных демонов и правителей нападали на него ещё в детстве. Но т.к. Кришна - не обычный ребёнок, он побеждал их. Поэтому, чрезвычайно глупо считать его пустым человеком или того хуже, считать воплощением зла. Он не был злом даже для тех, кто сеял зло. Убив злодеев, он давал им освобождение от всех грехов и даже духовное бытие.


.9. К сожалению, многие христиане, называя Кришну злом, не все понимают что творят, как обычно. Например, они сами ведь вели крестовые походы, где каждый убитый получал типа искупление. А теперь они обвиняют Кришну в насилии, в котором тот видел искупление, в убийстве типа невинных демонов они видят злобного Кришну. Просто неучи. Это всё, что я могу о таких недоразвитых идиотах сказать. Они не видят никакого оскорбления чувств верующих в выставлении Кришны злом и мы не должны стараться тешить их самолюбие дипломатией. Я говорю о них, как о сраных идиотах.


.10. Даже если принять их точку зрения, что Кришна не бог, они всё равно должны с уважением относится к тому, кто был самым выдающимся на планете пять тысяч лет назад. Точно так же, как мы с уважением относимся ко Христу, называя его достойным духовным учителем.


.11. Христос сам не называл себя богом. Это придумали его последователи. Мы ведь тоже можем оспаривать его божественное происхождение. Но зачем нам это нужно? Разве это не будет беспокоить всех его бхакт? Для бхакт их кумиры – выше любого бога. Такова особенность чистой бхакти. Гнобить эти чувства любви на основании того, что это – иллюзия есть просто кощунство. Но для тех, кто не является бхактой Христа, он не является высшим. Они тоже не должны нас гнобить за это.


.12. Даже если всё придумано, если это помогает верить и любить, разве нужно это обличать этим людям? Кришна называет это глупостью. Он говорит в Бхагавад-Гите, что не стоит смущать умы привязанных к чему-то неправильному людей. Лучше вдохнуть дух любви во всё это. Любовь – наибольшая из вер среди всех религий. Поэтому эти взаимоотношения понимания и уважения хоть кого-то - ценнее истинности той или иной персоны в качестве бога, того или иного догмата.  


.13. Конечно, противно, когда кто-то объявляет себя лидером и авторитетом в определённой области. Это всегда вызывает расстройство у всех остальных, словно их нравственность и авторитет перестаёт значить. И скорее всего именно это чувство движет теми, кто выступает против Кришны, задетое самолюбие. Все мы любим себя любимых и мы хотим выражать СВОИ чувства, СВОЁ мнение. Всякие авторитеты и лидеры порой просто зажимают в угол наше собственное я. И что тогда остаётся, кроме того, чтобы сражаться со всеми авторитетами, за небо над головой. Так поступил и Шишупала, действительно не понимавший за что так почитать Кришну.


.14. Чтобы не плодить Шишупализма, просто не нужно объявлять раджасуйю Кришны. В этот век раджасуйю никто не сможет совершить. Это - слишком дорогостоящая процедура, требующая поддержки всего мира. А в мире царит зависть. Нет такого единства, чтобы какая-то нация объявила своего лидера человеком мира и все бы согласились. Это сейчас невозможно.


.15. Вместо раджасуйи, подтверждающей божественность Кришны, нужно описывать другие качества Кришны, как деревенского жителя, на что и обращал внимание Шишупала. Тогда он выкрикивал: "Этот ваш Кришна - деревня! Зачем вы ему поклоняетесь?" Самое интересное, что Шишупала даже не понимал, что прославляет Кришну Вриндавана, понося Кришну Двараки. Ведь не смотря на то, что он, казалось, был из деревни, ему поклонялись горожане.


.16. Его деревенские развлечения, которые Шишупала критиковал, наиболее ценны, ценнее его божественной сущности. Именно так эта божественная суть, милость, дружественность и любовь в нём наиболее проявились. Так что если и постигать Кришну, то не считая его великим царём или великим богом богов. Это не так важно. Может быть, это важно для кшатриев, подобных Юдхиштхире, которые не могли терпеть оскорблений Кришны Шишупалой, но для простых людей достаточно Кришны - деревенского друга и из-за того, что Кришна – пастух, они не перестают его уважать и любить, как горожане.


.17. Однажды пастухи стали ему кланяться, на что Кришна обиделся и заплакал. Ему не хотелось портить чистых доверительных отношений с ними. Он считал, что считая его богом они начнут его бояться и перестанут выражать искренние чувства, которые на самом деле у них есть. Так что Кришна не стремится к трону, не требует признания себя богом. Гопалу не нужна раджасуйя. Она нужна была Юдхиштхире и Васудева Кришне.


.18. Эта помпезность - низшие положения в духовном битии. Высшее положение, которое есть у Кришны в духовном мире - это быть возлюбленным, сыном и другом бхакт. Поэтому, даже если христиане или другие кто-либо смогут доказать, что Кришна - не бог, мы не перестанем ему симпатизировать. Он источает любовь и никаким моралистам не понять нашей свободы выбора, никакими адами и общественным порицанием не испугать сердце, в которое поселился Кришна.



ШБК 1.4.6.7

Отклонение в истину


.1. Солнце одно в нашей вселенной. И мы можем представить поэтому совершенно ясно, что бог один. Достаточно поиграть с этой моделью вселенной в воображении. Одна планета освещает все остальные, благодаря чему на них есть жизнь.


.2. ШБ 1.9.42.

«Теперь я могу с глубокой сосредоточенностью медитировать на него - единственного всевышнего, Шри Кришну, который стоит передо мной, ибо я уже поднялся над ложными представлениями о двойственности, осознав, что он пребывает в сердце каждого, даже в сердцах спекулятивных мыслителей. Он - в сердце каждого. Можно по-разному видеть солнце, но оно одно.»


.3. Когда на небе есть тучи, мы не видим солнца, но заметив свет, можем сказать, что солнце где-то есть наверху. Точно так же мы говорим, что видим бога, что он есть, хотя на самом деле не видели его воочию. Это происходит потому, что сквозь материю просачиваются искры великолепия бога. Кришна и говорит, что многое представляет его искры. Талант, красота, разум, сила, богатства, отречение, многое изумительное. По этим вещам мы можем судить, что породивший это - куда более ярок и прекрасен, хотя мы не способны его увидеть.


.4. Подняться над иллюзорными представлениями о жизни, значит увидеть эту единую природу всего прекрасного живого и неживого, это лучи солнца покрытые тучами материи. Именно это стоит за всеми изумительными вещами, т.е. бог. Хотя он один, он становится множествами в разных концентрациях и вариациях. Что-то полностью воплощает его качества, что-то частично, урывками. Реализация уровня брахмаджиотти такова, что человек перестаёт делить всё на нечто отдельное. Он видит всё призмами солнца или бога. И святого и грешного он видит как яркий и тусклый свет бога. Не смотря на эту разницу, он одинаково выражает им почтение, поклоняясь их источнику, солнцу.


.5. Другая стадия, следующая за уровнем брахмаджиотти открывает верховного управляющего и контролирующего в сердцах каждого живого существа и в каждом атоме, сверхдушу или Рупа-виласу, являющуюся частичным воплощением Кришны. Сверхдуша или вселенский разум, сознаёт всё прошлое, настоящее и будущее. Из неё черпают знания и спекулятивные мыслители и чистые Кришна-бхакты и материалисты и животные согласно своей Рупа-виласе. Она даёт разум каждому в соответствии с их способностями. Если человек не пользуется своим духовным разумом, Рупа-виласа переселяет эту душу в животное, пока оно не начнёт желать стать образованным человеком. Так всё справедливо эволюционирует.


.6. Сверхдушу называют ещё Хришикешой, т.е. хозяйкой чувств. Наши ощущения целиком зависят от сверхдуши. Она даёт память и забвение. По сути, это - электричество или нечто подобное. Именно электричество может либо прояснять память, либо погружать в сон. Электромагнитные волны разной частоты - это энергия, которая может влиять на сознание и чувства. У каждого чувства свои частоты благодаря которым они активируются. Если мы думаем определённым образом, мы активируем необходимые резервы организма. Точно так же, разум или сознание сверхдуши активирует в целом нашу жизненную силу. Когда сверхдуша перестаёт это делать, тело погибает.


.7. Видя, как всё в руках сознающей сверхдуши, каждое движение, святой человек обращает своё внимание на неё во всех телах. Он внимательно читает её указания по всем признакам и тенденциям вокруг себя. Если кто-то его ругает, он благодарит сверхдушу, что она пытается уберечь от чего-то неблагоприятного и меняет направление. Если кто-то хвалит, он благодарит сверхдушу, что она нами вполне довольна. Таков уровень понимания сверхдуши.


.8. Именно к этому уровню принадлежат люди, которые выражают почтение гуру, считая его внешним проявлением сверхдуши. Однако на самом деле, полная реализация уровня сверхдуши - считать всех её проявлением, всех считать гуру, даже проституток и собак, кланяясь им. Они же почитают избранно только сверхдушу в выбранном человеке, кто по их мнению наиболее сверхдуша. Тем не менее, она же и во всех других телах, что те отметают. Понявший это Раманаджачария предложил своему гуру выражать почтение ученикам, на что тот обиделся. Понимание Рамануджи было более высокой стадией постижения сверхдуши.


.9. Что касается уровня бхагавана, то он выражается в желании медитировать на сам образ Кришны и на него самого, его игры, имена. Это выражается в желании служить ему развивая чувства любви, любовной привязанности, отношений. Этот уровень вступает в противоречие со всеми остальными, с реализацией брахмаджиотти, с философией гьяни или спекулятивных мыслителей. А так же противоречит уровню сверхдуши или йоге. Почему? Этого требует концентрация бхакти. Она не может распыляться и она требует собственной иллюзорной реальности, где возможны отношения с Кришной на равных или как с младшим.


.10. Например, когда Уддхава стал проповедовать йогу Нанде махараджу, Нанда отругал его. Для чистого Кришна-бхакты естественно это. Гопи так же критиковали самого Кришну, когда тот проповедовал им йогу и гьяну. Чистым бхактам приходится выступать против первоначальных стадий духовного развития. Это - не есть отклонение от истины. Это - отклонение в истину. Поскольку она существует лишь для избранных, то большинству кажется падением. На самом деле это возвышение, что становится ясным только на этом уровне.



ШБК 1.4.6.8

Почему бхакты избирательны


.1. Для чистого Кришна-бхакты есть разница между брахманом и бхагаваном. Для гьяни, т.е. имперсонального логика -  нет разницы. По этому признаку можно различить их. Бхакта не стремится стать мудрецом поэтому. Он предпочитает личное общение с Кришной, а не как с вселенским разумом или с сиянием. Разница в том, что это - не те объекты, с которыми возможны любовные отношения. Мы разбирали это уже. У формы Кришны есть несколько особенностей, которых нет даже у первой экспансии - Баларамы, не говоря уже о Параматме, являющейся частью части Баларамы.


.2. ШБ 1.9.42.ком.

«В "Брахма-самхите" говорится, что брахмаджиотти – сияние его личности. Следовательно, между ним и его сиянием (брахмаджиотти), а также его полными частями в форме сверхдуши  нет разницы. Не слишком разумные люди, не знающие этого, считают, что брахмаджиотти и параматма отличаются от Шри Кришны. Ум Бхишмадевы полностью освободился от этой ошибочной концепции двойственности, и он был вполне удовлетворен, понимая, что именно всепривлекающий Шри Кришна есть все, и нет ничего кроме него.»


.3. Бог есть всё и в тоже время не всё именно бхагаван. Здесь говорится, что бог есть всё, но брахмаджиотти не параматма, а параматма не бхагаван. Это – лишь частичное проявление бхагавана. Если опустить процентовку концентрации Кришны в различных его проявлениях, то всё есть бог, действительно подобное, тождественное. С тем же успехом можно считать, что все люди одинаковые, т.к. состоят из воды, земли и т.д. Однако, все они различные. Кто-то лучше, кто-то хуже.


.4. Мы должны понимать то, что делает Кришну Кришной и не путать это с множественными его воплощениями. Хотя они и подобны, в них нет изначальной особенности Кришны. А в Кришне есть это всё. Для гьяни-имперсоналистов несомненно всё есть некий усреднённый Кришна-брахмаджиотти. Но для бхакты Кришна - это сконцентрировавший всё лучшее одиночный объект. Т.е. нет нужды во всём остальном тождестве.


.5. Ни брахман, ни нейтральная, всеобщая сверхдуша бхакт не интересуют. Если Кришна источник брахмана и параматмы, то зачем на них отвлекаться, когда есть Кришна? Это всё равно, что остановить машину, выйти и идти здороваться с фарами, чтобы обратиться к водителю.



ШБК 1.4.6.9

Отличие Кришны от Кришны


.1. На самом деле бхакте не нужно объяснять чем Кришна отличается от Кришны.  Он это чувствует сам. Например, Шримати Радхарани, увидевшись с Кришной на Курукшетре, не захотела с ним оставаться. Она поняла, что ей нужен другой Кришна, тот, который будет не принцем и воином, а простым деревенским парнем. Что говорить об отличиях брахмаджиотти или аспекта сверхдуши от проявления бхагавана?  Но бывают вот такие объяснения…


.2. ШБ 1.9.42.ком.

«Иногда не очень разумные ученые допускают ошибку, полагая, что Кришна Вриндавана и Кришна, участвовавший в битве на Курукшетре, -  разные личности. Но Бхишмадева был полностью свободен от этой ложной концепции. Даже целью, к которой стремится имперсоналист, является Кришна в форме безличного джиотти, и цель йогов - параматма - это тоже Кришна. Кришна – это и брахмаджиотти, и распределённая сверхдуша, но в аспекте сверхдуши или в брахмаджиотти нет Кришны или сладостных взаимоотношений с ним.»


.3. Опять слова «не очень разумные люди» в обвинениях Прабхупады. Утверждение, что Кришна и есть сверхдуша, сплошь и рядом. Так же встречается утверждение, что Кришна есть всё.

"ШБ 11.16. 37. Я - форма, вкус, аромат, прикосновение и звук; ложное эго; махат-таттва; земля, вода, огонь, воздух и эфир; живое существо; материальная природа; гуны благости, страсти и невежества; и трансцендентальный всевышний. Все эти вещи вместе со знанием их индивидуальных отличительных признаков и устойчивым убеждением, что приходит из этого знания, представляют меня."


.4. Эти все вещи только представляют Кришну частично, в том числе и сверхдуша. Однако, говорят, что в сердце бхакты сам Кришна, а не сверхдуша. Просто способности любви бхакты позволяют личное общение и потому, через сверхдушу бхакта видит Кришну всюду. Но, чтобы сверхдуша стала проявлять Кришну, нужно, чтобы был определённый образ Рупа-виласа качеств в сердце, а не абстракция всего и вся. И вот почему…


.5. "ШБ 7.14. 38. О царь Юдхиштхира, сверхдуша в каждом теле дает разум индивидуальной душе в соответствии с его способностями к пониманию. Поэтому сверхдуша является хозяином в теле. Сверхдуша проявляется для индивидуальной души в соответствии с его индивидуальным развитием знания, аскетизма, покаяния и так далее."


.6. Поэтому, сверхдуша, в основном, не действует как Кришна, а совсем наоборот, как майя. Она даёт забвение о индивидуальных отношениях с Кришной.


.7. "ШБ 11.3. 4. Сверхдуша входит в материальные тела сотворенных существ, деятельность ума и чувств, и таким образом заставляет обусловленные души приближаться к трем гунам материальной природы для кармических наслаждений."


.8. Поэтому, по качеству влияния мы можем различать, где в сердце  Кришна, а где его представители, предназначенные для совсем других функций. Скорее, при помощи сверхдуха Кришна всё тестирует и к тем, кто готов, открывается больше, уже как Рупа-виласа, игровое воплощение. Чтобы проиллюстрировать отношение к сверхдуше бхакт во Врадже, можно вспомнить, как Кришна принял форму Вишну, желая подшутить над гопи. Они поклонились ему и спросили, где Кришна.


.9. Кришна-бхакты не хотят заострять внимание на других проявлениях Кришны. Они целиком примыкают к определённой его форме, даже если это некий возраст одного и того же воплощения и может показаться, что им безразличны все остальные. Однако это не так. Просто никто не может вместить всё, что есть Кришна. Это невозможно. От чего-то надо отмежёвываться ради качества того, что нам действительно суждено и доступно для понимания. Так Кришна для нас может отличаться от Кришны для других. Бог один, но он разный для разных.


.10. Итак, Кришна тождественен параматме, но она не функционирует как Кришна при обычных условиях. Следовательно, это может быть и не Кришна. Интересно, что мнение о том, что Кришна во Вриндаване был один, а в Двараке другой, представлено в самом Бхагаватам. Эта подмена произошла с ним, когда Акрура остановился у Ямуны и Кришна вошёл искупаться. Точно так же Васудева нёс Кришну после его рождения и Кришна осуществил замену на Вриндаванского Кришну в Ямуне. Эти подробности есть  в произведениях Рупы госвами и Бхактивинода тхакура. Раньше я этого не понимал, но теперь ясно, что имеется в виду.


.11. Форма тела влияет ведь на его функции. Например, очевидно, что во взрослом теле ты не станешь бегать и озорничать, как маленький. Хотя, в детстве мы были именно такими, во взрослом состоянии, мы можем сказать, что это - две разные жизни одного и того же человека. Сложно такое понять, но в жизни каждого бывает момент, когда ты вспоминаешь детство и думаешь: "Неужели это был я?"


.12. По своим функциям в детстве и сейчас мы сильно отличаемся. Я в детстве не мог бы так рассуждать и вообще интересоваться всем этим. Теперь я  не могу долго играть и развлекаться. Это - какой-то другой я. Другая форма. Это очевидно. Она работает по- другому. Я, перевоплотился в новое тело. Точно так же и с Кришной. Хотя он тот же в любом случае, он снижает процентовку себя в Двараке или Матхуре. Это - считается другим воплощением. Все эти рассуждения сводятся к одному. Кришна хоть и является всем, у него свои личные особенности и бхакта имеет право не особо признавать другие проявления, если ему дороги эти особенности Кришны.


.13. Итак, существует два объяснения. Одно утверждает, что форма тела всевышнего изменилась, а Кришна был тем же, только вынужденный действовать по другому. И тогда это намекает на переселение душ, которому подвергается Кришна. А второе утверждает, что все экспансии и формы существуют вечно, появляясь в нужный момент по желанию Кришны. Одна экспансия танцует, а другая наказывает демонов, одна маленькая, а другая взрослая... Для нас эти подмены незаметны. Я более склонен ко второй, вопреки мнению Прабхупады. Т.е. явленный на нашей планете Кришна, как минимум был с двойником, а как максимум подключал тысячи других Кришн из других миров.



ШБК 1.4.6.10

Чтение Гиты – личное общение с богом


.1. Повествования о боге не отличны от него, но не для всех. Кришна может открыть себя в них, а может не открыть. Один может читать и воспылать любовью к богу, а другой нет. Один может видеть в воображении картины одним образом, а другой другим. Даже само присутствие Кришны не могло очистить Дурьёдхану, а бхакту очищает один звук имени Кришны. Для этого нужны развитые духовные чувства, тончайшая бхава. Она и открывает бога.


.2. ШБ 1.9.43.ком.

«Уникального положения Бхишмадевы в момент смерти можно достичь, даже если Кришна не будет присутствовать лично. Его слова в "Бхагавад-гите" или "Шримад-Бхагаватам" тождественны ему. Они - воплощение всепривлекающего в звуке, и человек вполне может воспользоваться ими, чтобы получить право достичь уровня Шри Бхишмадевы, который был одним из восьми Васу.»


.3. Мы уже описывали, что чувства постепенно развиваются в процессе слушания и прославления Кришны или другого служения ему лично. Эти чувства оживляют Кришна-бхакти. Личное общение с Кришной - это личное общение с ним или ощущение этого общения благодаря такой бхаве, развитому восприятию. Просто бесчувственное повторение повествований - это шанс общения, но не само общение, если бхава не развита. Иначе это было бы доступно всем. Но в эту сферу проникают только развитые в чувствах люди.


.4. Другой момент в том, что порой люди с неразвитой бхавой дают наставления людям с развитой бхавой, объявляя, что их уверенность, будто они напрямую получают наставления Кришны читая Бхагавад-гиту,  есть фикция. Но те действительно благодаря бхаве это чувствуют. В этом фрагменте Прабхупада сам говорит, что слова Кришны в Бхагавад-гите тождественны ему самому.


.5. Слова Кришны переведены на множество языков. Это уже не те звуки и даже порой не тот порядок слов и не тот смысл. Однако сама по себе природа веры в Кришну постепенно выправляет это недоразумение и приводит к истинному пониманию слов Кришны. Это и есть изучение слов  Кришны тождественное личному общению с ним. Т.е. бхакта получает понимание из сердца. Он лично общается с Кришной читая Бхагавад-Гиту пусть и записанную давно, но объясняемую сейчас в его сердце Кришной.



ШБК 1.4.6.11

Зачем вежливость к ведическим гимнам


.1. В Бхагавад-Гите 15.15 говорится, что Кришна - составитель Вед и их знаток.

"Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от меня исходят память, знание и забвение. Цель всех Вед – познать меня. Я – истинный составитель Веданты и знаток всех Вед."


.2. ШБ 1.9.47.ком.

«Все мудрецы, возглавляемые Вьясадевой, были бхактами всевышнего, и потому после погребальной церемонии они воспели ведические гимны, чтобы доставить удовольствие ему, лично присутствовавшему там. Все ведические гимны поются для того, чтобы доставить удовольствие Кришне. Это подтверждается и в "Бхагавад-гите" (15.15). Все Веды, Упанишады, "Веданта" и другие произведения направлены только на поиск его, и все гимны прославляют только его. Поэтому мудрецы сделали именно то, что было нужно для достижения этой цели, и, счастливые, возвратились  в свои обители.»


.3. Раз память, знание и забвение исходят от него, то с тем же успехом Кришна - составитель всех других произведений и в том числе мирских. Но Веды отличаются от мирских тем, что в них можно выудить Кришну, Кришна-катха-удая. Но не все тексты Вед прямо предназначены для удовольствия Кришны. Они прославляют различные его части и части частей. И о таких фрагментах Кришна говорит, что цветистый язык Вед уводит ум человека от него на экономическое развитие и мистические силы получаемые от мудрецов и полубогов.


.4. БГ 2.43 "Людей со скудным запасом знаний манит к себе цветистый язык Вед, который рекомендует заниматься различными видами кармической деятельности, с тем, чтобы подняться на райские планеты, родиться в богатой, аристократической семье, обрести силы (власть) и т. д. Желая чувственных удовольствий и стремясь жить в роскоши, они говорят, что превыше этого нет ничего."


.5. Мы все помним, что Вьясадева остался неудовлетворённым, составив Веды, Пураны, Упанишады и даже Махабхарату. На самом деле для него самого, как для составителя Вед там не было удовольствия. Как же может быть такое, что каждый стих прославляет его? Этого быть не может, т.к. даже Нарада сказал, что там недостаточно этого. Там просто поощрения кармической деятельности.


.6. Веды не являются критерием бхакти богу. Поэтому многие противники бхакти критикуют бхакт, что те не следуют Ведам. Веды, это критерий дела Брахмы по развитию вселенной, где только самые разумные могут отделить молоко Кришна-катхи от воды.


.7. Кришна не чувствует удовольствия от воспевания гимнов Вед. Когда он был маленьким, брахманы исполняли благоприятные гимны и он засыпал на коленях Яшоды. Ему больше нравится слушать упрёки матери, чем гимны Вед. Скорее, делая вид удовольствия, Кришна хочет доставить удовольствие тем, кто привязан к Ведам. Все эти мудрецы почувствовали себя нужными Кришне и счастливые возвратились в свои обители. Правило гостеприимства.


.8. Кришна имеет необычайные качества завоёвывать любовь. И не смотря на то, что ему не особо нравится слушать гимны Вед, он это делает, чтобы хоть как-то воодушевить гьяни. Он и им помогает стать лучше. Все мы знаем, что Бхригу-муни оскорбил Вишну, ткнув ногой его в грудь. На что Вишну покорил всю вселенную, оказав ему почести. Точно такие почести он склонен оказывать различным философам и гуру, но не как факт, что всем нужно это делать и принимать гуру или эти почести отдавать. У нас нет такой ценности, как у Кришны и наше примыкание к кому-либо не значит ничего. Каждого может удовлетворить только Кришна. Он - единственный повелитель, учитель, божество,  сын, друг или возлюбленный.

Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz