ШБК 1.4.5

Книга 1, том 4, глава 5


Рыцарская любовь к богу

Как быть, если бог стал твоим врагом




ШБК 1.4.5.1

Книга 1, том 4, глава 5, статья 1

Недоумение из-за различных граней бога


.1. Философия бесполезна на самом деле. Когда пытаешься углубить понимание, ты только глубже запутываешься. Даже великие философы, не говоря обо мне, пребывают в недоумении относительно надежды объяснить логическими построениями Кришна-бхакти. Надо бы просто повторять рассказы и молиться, но не всё так просто. Нельзя свести жизнь до одного этого. Как быть со всем остальным? Приходится придавать всему остальному философскую основу того, как это можно связывать с Кришна-катхой. При сильных атаках майи, как связать это с Кришна-катхой, чтобы не смотря на это, человек продолжал молиться и слушать о Кришне? Обычно общество отбрасывает таких людей, оставляя на произвол Майи. Как их связать с Кришной? Как вернуть потерянное звено любви к богу?


.2. ШБ 1.9.16.

«О царь, никому не постичь замыслов Шри Кришны. Даже великие философы пребывают в недоумении, несмотря на свои глубокие исследования.»


.3. Тонны информации об этом пишу я, а так же есть множества рассуждений других гуру, где мы можем думать, что все сомнения рассеются. Но это не так на деле. Даже великие философы, даже полубоги не могут на самом деле избавиться от недоумения как же всё-таки правильнее выражать почтение Кришне. Нет одного пути. Нет стабильного процесса. Поэтому и недоумение. Точно так же как любому из нас сегодня интересно одно, а завтра другое, так и Кришне сегодня хочется одно служение, а завтра другое. Майя, или иллюзия в том, что мы думаем, будто всё может быть постоянно, требуя от всепривлекающего этого. Но всё меняется. Кришна всё меняет как ему хочется.


.4. Сначала было только благоговение к богу, всё поменялось с приходом Кришны. Полубоги и мудрецы не были к этому готовы и даже сражались с ним. Мы должны понять, что бог разносторонен. Кто-то из нас может думать, что он ищет нашего почтения, а кто-то может думать, что он ищет нашей дружбы. Все они правы, но не в одном и том же месте, не в одно и тоже время.


.5. В гуру-куле Кришна дружил с Судамой. Но когда Судама-випра пришёл к Кришне, когда тот был царём Двараки, Кришна стал выражать почтение ему. Так, в детстве они ходили за руку за хворостом, а став взрослыми, почитали друг друга. Кришна принимает и почтение и дружбу, но в своё время, в подходящих обстоятельствах. Если это не учитывать, возникает недоумение философов. Брахма, когда видел, как пастушки беззаботно ведут себя с Кришной, как раз попал в такое недоумение. Даже величайший мыслитель, Брахма сбивался с толку, когда видел разносторонность бога. Что мы можем в себе обнаружить, если даже в нём недоумение было? Мы должны быть готовы, что бог будет меняться и мы будем меняться.


.6. Если раньше была дружба, может сейчас уже не получится, а завтра будет что-то ещё. Раньше мы были слугами бхакт, а ныне может не получиться т.к. мы поднялись выше ради нынешних для нас чувств, сокровенных. Недоумевать по этому поводу не стоит. Лучше сыграть свою роль так, как суждено теперь. Прошлое не вернёшь, а будущее далеко. Всё, что у нас есть, это бог, которого мы видим сейчас, здесь, на своём алтаре или в сердце. Какой бы он нам не явился, он настоящий т.к. наш. Для других он не настоящий по одной простой причине. Просто такой грани бога, как у нас, более никому не дано.



ШБК 1.4.5.2

Кришна учит тебя, а не только святых


.1. Есть удивительные глупцы, которые думают, что слова сказанные Арджуне относятся только к нему, слова сказанные гопи, только к гопи и мы не вправе их принять к руководству.  Когда они слышат, что кто-то принял наставления Кришны, они говорят, что это всё было для Арджуны или для Уддхавы. Для нас же нужно что-то другое, наставления гуру. Они говорят, что т.к. гопи были освобождёнными душами, им было возможно принять такие наставления, но нам это не подходит. Так они оправдывают своё желание занять место Кришны.


.2. ШБ 1.9.17.ком.

«Известная поговорка гласит, что хозяйка дома учит свою невестку, поучая дочь. Так и всевышний учит мир, наставляя своего бхакту.»


.3. Не смотря на это, они говорят, что Кришна учил только Арджуну, а не нас. Нас должны учить они. Это - лишь поверхностный аргумент, как мы видим в данном случае. Точно так же, как невестка может поучиться, слушая, как хозяйка дома поучает дочь, так и все люди могут поучиться, слушая, как Кришна поучает любых своих бхакт. Иначе, какой смысл записывать и читать эти наставления, если они к нам не относятся никаким боком? Если это записано, значит это адресовано нам непосредственно. То, что нам бы не предназначено было бы, не писали бы и не распространяли бы в книгах.


.4. Странно… Если бы слова Кришны 5000 лет назад к нам не относились, мы тогда бы не почитали их. Но мы почитаем их за то, что они нам помогают и значит это как раз к нам относится. Присматриваясь к личности того бхакты, которому они были сказаны, мы можем обнаружить те же ситуации, те же сомнения, те же тенденции. Сказанное Арджуне на поле битвы, когда против него выступили его гуру – это то, что касается меня т.к. у меня та же ситуация. Я оставил гуру и принял убежище Кришны так же как и Арджуна.


.5. Выбор подходящего руководства, это – выбор подходящих нашей ситуации наставлений Кришны бхакт прошлого или настоящего. Мы выбираем слова Кришны к бхакте в определённой бхаве, которая наиболее сочетается с нашей природой и пытаемся этому следовать. Эти именно слова - наши писания. Этот бхакта - наш пример и лидер, но не повелитель.


.6. Часто гуру путается со словом повелитель. Но роль гуру не в том, чтобы быть повелителем, а в том, чтобы быть примером. Повелитель - Кришна. Другие могут вдохновлять нас к какой-то роли, но это не значит принимать слуг и навязывать слуге свою природу. Это неправильно. Так возникают накладки. Слуга может найти подходящие ему наставления Кришны, а гуру рассердится, видя, как это идёт в разрез с его природой. В прошлом описано много случаев, когда такие ученики шли поперёк гуру и доставляли удовольствие Кришне в своей именно расе, вопреки гуру. Это потому, что гуру не повелитель. Истинный гуру – это пример прошлого, предложенный ученику на выбор. Увидев варианты, как другие бхакты служат Кришне и доставляют ему удовольствие, человек может подобрать подходящее для себя. Найти гуру, или получить личные наставления духовной жизни, значит найти солидарность или однотипность с одним их спутников Кришны, если мы к Кришне стремимся. Ежели мы стремимся к мудрецам, то тогда следует искать гуру среди проповедников себя самое. Где почитаем, доселе и будем.



ШБК 1.4.5.3

Благословение проклятий


.1. Бывает, что бхакты поучают Кришну или даже бранят его. Это кажется странным, ведь бог должен быть всезнающим, а бхакта должен это понимать. Но нет. Если Кришна ест глину, мать Яшода наказывает его и отчитывает. В основе таких отношений лежит игра. Точно такая же игра лежит в основе поучений Кришной бхакт. Когда Кришна хочет насладиться, отчитывая кого-то за глупость, какой-то бхакта специально играет роль профана.


.2. ШБ 1.9.17.ком.

«Бхакте не нужно учиться у бога чему-то новому, так как всевышний всегда наставляет искреннего бхакту изнутри. Поэтому, когда бы ни разыгрывался спектакль обучения бхакты, как это было в случае с учением "Бхагавад-гиты", это делается, чтобы преподать урок людям небольшого разума. Поэтому долг бхакты - безропотно терпеть все страдания, посылаемые ему всевышним, и принимать их как его благословение.»


.3. Однажды великий Адвайта стал играть роль имперсоналиста и Кришна Чайтанья стал его ругать. Адвайта был очень счастлив благодаря особой форме бхакти, что вот, наконец-то, его стали считать подчинённым, а не учителем. Порой сложно разобрать спектакли, играемые бхактами и богом, но в этом нет зла. Если Кришна ругает бхакту, наверняка бхакта хотел что-то поменять, хотел почувствовать себя ближе. Арджуна хотел почувствовать себя подчинённым и потому Кришна его отчитывал перед битвой, хотя на самом деле они были друзьями.


.4. Я помню, как один из лидеров движения сознания Кришны покинул пост гуру. Я почувствовал, что он просто хотел чего-то более естественного, а не этого одностороннего положения гуру. Его стали критиковать кто только мог, но в конце концов он добился живого общения с последователями. Так называемое падение было просто игрой для улучшения отношений. Точно такое же падение у меня. Я решил что-то менять в отношениях и пусть я критикую гуру, я помогаю им стать проще и на самом деле оказываю служение всему обществу, заставляя избегнуть формализма.


.5. Люди небольшого разума привлекаются словами людей или полубогов по поводу Кришна-бхакти. Но те, кто привлекаются словами Кришны - наиболее разумны и сразу всё понимают. Юдхиштхира отказался внять словам Кришны. Он считал его несерьёзным. Точно так же считают многие гуру. Они считают, что следовать советам Кришны несерьёзно. Их последователи делают вид, что они умнее Кришны и требуют принятия их гуру.


.6. В битве Кришна пытался вынудить Юдхиштхиру солгать. Несомненно, после этого Юдхиштхира мог слушать только деда Бхишму, старейшего в семье, который всегда держал слово. Это восхищение в Юдхиштхиры Бхишмой было не случайным.


.7. Как и невежество Арджуны, невежество Юдхиштхиры вызвал сам Кришна. Он устроил так, чтобы оказать почтение своему бхакте, Бхишме. Все собрались возле умирающего Бхишмы именно из-за так называемого невежества Юдхиштхиры. Если бы не невежество Юдхиштхиры, Бхишма не увидел бы Кришну перед смертью. Так играет Кришна бхактами и им приходится терпеть своё впадение в невежество ради сцены Кришны для других.


.8. Чистый бхакта не может быть по настоящему чистым или по настоящему разумным, потому что тогда у Кришны не было бы повода играть, общаться с ним,  пересекаться с кем-то, с кем они по невежеству чувствуют связь. Несовершенства Кришна бхакт обычно являются поводом Кришна лилы, особых игр. Нельзя ожидать, что бхакта будет совершенен, в чистой благости или в монизме. Кришна может ввести его в невежество или в страсть, если есть необходимость. Как правило, ортодоксы не понимают этого и бранят.


.9. Всепривлекающий заставляет бхакт забыть об освобождении, потерять самообладание, просто потому, что у него есть цель, чтобы этот бхакта сделал что-то необычное. Поэтому, бхакта должен научится принимать даже невежество, как милость всевышнего, ожидая развязки в Кришна-бхакти. Бхакта впадает в иллюзию не просто так.


.10. Например, я покинул общество бхакт и пишу огромный комментарий к Бхагаватам. Если бы я оставался рядом с ними, я не смог бы сосредоточиться. Моё кажущееся невежество, на самом деле – условие для обретения истинного знания. Без одиночества, без сосредоточения, мне было бы невозможно исполнить возложенную на меня миссию, написать внимательный комментарий. Кришна устроил, что меня отстранили от всего, чтобы я мог писать. Атмосфера общения с бхактами выкачивала мою энергию вхолостую. Кришна пошёл на это, зная, что даже проклятия бхакт не заставят меня сойти с Кришна-бхакти. Нигде в прошлом не было так, чтобы проклятие уводило бхакту с пути Кришна-бхакти. Ни Джая и Виджая, ни Читракету, ни сестра Бали не ушли далеко. Хотя на мне проклятие забыть о бхакти, я забыл лишь о служении общинам, как они и хотели, но никогда не забуду о своём вечном служении Кришне. Они считают служением Кришне служение общинам и гуру. Прокляв меня, они добились этого. Я оставил это, перестал вообще воспринимать. Так Кришна исполнил их проклятия. Но т.к. я считаю служением Кришне личное обращение к нему, оно у меня остаётся. Они не могут затронуть вечное проклятием.


.11. В действительности это проклятие общины благословило меня на самостоятельное, независимое от них бхакти. Кунти деви просила Кришну, чтобы тот разрубил узы её привязанности к Пандавам, чтобы она могла сосредоточиться на Кришне. Мои узы привязанности к бхактам были разрублены этим проклятием и я стал свободно течь к Кришне, как и молилась Кунти для себя. Поэтому сейчас мне ничто не мешает думать о Кришне. Разыгранная Кришной драма, где гуру и община потеряли видение всего хорошего во мне и увидели только нечто плохое, это было то, что я просил у Кришны на самом деле, чтобы быть к нему ближе. Думаю, мало кто сможет понять это. Мне его не хватало и я просил о свободе любви. Вот она такова – потеря религиозной чести в общинах.



ШБК 1.4.5.4

Примите своё отличие


.1. Существуют разные аспекты бхавы, настроений бхакти. Значит, надо принять, что разным бхактам нужны разные условия для проявления этой бхавы. Нельзя со всех требовать того, что присуще Яшоде или, что присуще какому-то гуру. Мы должны внимательно определить свои аспекты, если гуру в этом профан и не собирается нам помогать себя понять. Чем сильнее проявляется экстаз, слёзы, дрожь и т.д., тем это более наш аспект. Следовательно, наш путь - создание условий для этого рода экстаза и избегание бхавабхасы, глумящихся над этим вкусов других бхакт.


.2. ШБ 1.9.19.ком.

«Шрила Вишванатха Чакраварти тхакур, один из великих ачарьев нашего времени, объясняет, что вначале бхакта ощущает анубхаву, величие всевышнего, впадая в экстаз. Этот экстаз проявляется в появлении испарины, дрожи, слез, сыпи на коже и т.д., и эти признаки проявляются тем сильнее, чем глубже человек осознает величие всевышнего. Яшода, которая связывала всепривлекающего веревками, испытывала в отношениях с ним иную бхаву, чем Арджуна, в ответ на любовь которого всепривлекающий взялся править его колесницей. Величие всепривлекающего проявляется в его подчинении своим любящим бхактам, и это еще один аспект его величия. Шукадева госвами и Кумары, хотя уже и занимали трансцендентное положение, превратились в чистых бхакт всевышнего благодаря другому аспекту бхавы.»


.3. Мы должны понять, что и в бхакти вкусы разные и потому нужно сосредоточиться на своих, на том, в чём мы сильны.  Тем, кто так сильно привержен к величию бога и благоговению, следовало бы знать, что верхом его величия является подчинение себя бхакте. Мать Яшода могла связать Кришну верёвкой любви. Кто-то должен помогать ему проявлять себя таким. Такой связанный любовью Кришна - величайшее проявление бытия бога и такая бхактин - самая благоговейная к такому аспекту величия Кришны душа.



ШБК 1.4.5.5

Разотождествляйся с двойственностью


.1. Сознание бхакты, понимающего истину о Кришне, становится уравновешенным. Вручая себя Кришне, мы перестаём думать о двойственности своих поступков, а так же чужих. Всё становится «фиолетово», не важно. Иллюзия в том, что мы переживаем за то, чего не делаем по своей духовной природе. Всё делают гуны природы.


.2. ШБ 1.9.21.

«Будучи абсолютной личностью бога, он пребывает в сердце каждого. Он одинаково добр ко всем и свободен от двойственности ложного эго. Поэтому все его поступки свободны от материальной скверны. Он всегда пребывает в равновесии.»


.3. Вручение Кришне, означает и понимание, что бог из сердца прекрасно осознаёт то, что мы ничего не совершаем, хотя тело движется и разговаривает и потому, мы тоже перестаём это связывать с собой. Потому это вручение себя не в формальных действиях, а в понимании. Майя может свести с ума этой иллюзией отождествления себя то с ребёнком, то со старым, то с животным, то с полубогом. Но что мы из себя на самом деле представляем? Если хотите понять, то займите позицию равновесия ко всему происходящему и свой вынужденный вздох не считайте своим и свой вынужденный вкус не считайте своим, вручая это Кришне, источнику этих всех проявлений.


.4. Обретя равновесие благодаря этому разотождествлению, можно почувствовать присутствие и жизнь бога в нас, который так же свободен от иллюзии двойственности понимания себя. Окрепнув в этом видении, можно странствовать куда угодно, не рискуя забыться.



ШБК 1.4.5.6

Кришна добр к тебе


.1. В этом тексте я рассею проклятие вайшнавов по поводу их оскорблений. Они распространяют проклятие, что нанеся оскорбление вайшнаву, мы потеряем любовь. Всё это определение рушиться, когда становится понятно, как сам Кришна оскорбляет своих бхакт и не теряет любви.


.2. ШБ 1.9.22.

«И все же, несмотря на то, что он одинаково добр ко всем, он милостиво явился предо мной, когда моя жизнь подходит к концу, так как я - его верный слуга.»


.3. Кришно даршанам агатах - Кришна явился из милости к Бхишме. Бхишма сражался против Арджуны, Кришна-бхакты, т.е. он совершал вайшнава апарадху против Бхишмы, а Бхишма против Арджуны. Но Бхишма ещё совершал оскорбление Кришны. Он так же пускал стрелы и в Кришну, из-за чего тот истекал кровью. Но, желая всем этим доставить удовольствие Кришне в рыцарской бхаве, Бхишма был его бхактой, и Кришна принял его таким, какой он был, запутавшимся, странным, но желающим прибежища в нём.


.4. Казалось бы, все должны были потерять любовь от оскорблений вайшнавов, Кришны, друг друга, но этого не произошло. И даже Кришна, попробовав бросить в Бхишму колесо от колесницы, так же не потерял ни к нему, ни к себе любви от оскорбления вайшнава.


.5. В конце жизни он появился перед ним, чтобы позволить себя созерцать в последний миг. Мы должны прочувствовать это, чтобы обрести надежду самим получить милость Кришны, не смотря на оскорбления вайшнавов, чем так пугают прабхупадисты, которые, кстати, неизбежны, если мы хотим любить Кришну. Они оскорбляются именно этим. Бхишма сражался на стороне дхармы кшатрия, против милости Кришны и против дружбы с Кришной Арджуны. Он пытался убить Арджуну.


.6. Есть оскорбления в уме.  Кто-то может думать о вайшнаве плохо. Есть оскорбления в речи. Кто-то может говорить о вайшнаве плохо. В кали-югу это неизбежно и это не принимается всерьёз Кришной. Но если кто-то ударит вайшнава, Кришна может вмешаться и покарать обидчика. И тем не менее, вопреки желаниям прабхупадистов обречь такую душу на вечные муки, отсутствие любви Кришны, Кришна не теряет своей любви к оскорбителю и данный пример как раз об этом. Он считает его праведником, даже если тот совершает отвратительные поступки из-за своей кармы. Мы должны это хорошо понять.


.7. Если даже сражаясь против Кришны и вайшнавов люди могут заслужить милость удивительнейшего Кришны каким-то чудом, то что говорить о тех, кто пытается выражать нежные чувства Кришне и его спутникам? Прабхупадисты объявляют эту нежность искажением, скверной сахаджией.  Но Кришна добр ко всем, даже к тем, кто к нему и его чистым бхактам порой недружелюбен. Это – совсем иной образ Кришны, чем рисовали прабхупадисты на своих лекциях. От такого Кришны, в мире, где царит отчаяние и неразбериха, есть надежда.



ШБК 1.4.5.7

Покинь отождествление с телом и будь счастлив


.1. Не только во время смерти можно освобождаться от пут кармы. Есть ещё один способ. Даже оставаясь в теле, бхакта освобождается от пут кармы внутренне. Просто поручив свой ум именам Кришны и его словам, рассказам, мы можем заметить, что обретаем внутреннее счастье, не сравнимое с материальным окружением или телом. Внешние поступки перестают вовлекать нас. Обладание таким счастьем делает бессмысленным совершение усилий в мирском счастье. Это замечают все бхакты.


.2. ШБ 1.9.23.

«Личность бога, появляющаяся в уме бхакты благодаря его сосредоточенной бхакти, медитации и воспеванию святого имени, освобождает бхакту из рабства кармической деятельности в тот момент, когда он покидает материальное тело.»


.3. За недоверие именам Кришны и его славе, живое существо наказывается мирской атмосферой, где оно вынуждено влачиться за иллюзиями чувств, оставляющими его в конце концов в пустыне Майи. Но от Кришна-катхи сочится влага, поящая оазис искреннего сердца. Мы можем быть в духовном мире, даже посреди пустыни материального мира. Просто нужна духовная энергия. Она приходит изнутри в воспевании, вача йан-нама киртайан.



ШБК 1.4.5.8

Не собираешься пока к Кришне – прими гуру


.1. Тот, кто поклоняется Кришне, будет жить с ним. Тот, кто поклоняется мудрецам, отправится к ним. Если мы выбираем какого-то бхакту своим гуру и фактически обожествляем, то мы получим рождение, связывающее нас с ним, но не с Кришной. Чтобы быть связанным с Кришной, нужно желать только его одного, не примешивая социальные роли к этому.


.2. ШБ 1.9.27.

«Затем он поочередно описал благотворительность, практическую деятельность царя и деятельность, ведущую к спасению. Далее он сначала кратко, а затем подробно описал обязанности женщин и бхакт.»


.3. Вьяса - означает подробно. Таким образом, Вьясадева, является воплощённой подробностью.

дана-дхарман раджа-дхарман  мокша-дхарман вибхагашах

стри-дхарман бхагавад-дхарман  самаса-вйаса-йогатах

Говорится, что таких воплощений подробностей Вед должно явиться двенадцать, воссоздавая Веды. Описывая всё, первый Вьяса создал Веды, Махабхарату, Пураны и Бхагаватам. Вьясадева присутствовал рядом с Бхишмой, но вместо Вьясы Юдхиштхира спрашивал о дхарме у Бхишмы, который был не в лучшей форме, лёжа на ложе из стрел. Кшатрию надо учится у кшатрия. Такой нужно усмотреть вывод.


.4. Наставления отрешённого мудреца могут сбить с толку того, кто собирался оставаться правителем. Иногда отшельники прямо призывали царя к отречению. Это было бы несколько неправильно, призывать сильного правителя к отречению. За ним могло и не быть ничего лучшего. А тут Бхишма описал различные виды социальной дхармы вместе с бхагавата-дхармой. Сразу оставить все дхармы и вручить себя Кришне не у всех получится. Поэтому, существуют учителя на разные уровни развития. Бхишма учил Юдхиштхиру, как быть правителем, как исполнять долг, куда направлять граждан. В тоже время он учил, как вручить себя Кришне в итоге.


.5. Юдхиштхира отказался слушать утешения Кришны. Фактически он отказался принять его в качестве гуру и принял Бхишмадева. Если бы Юдхиштхира хотел приблизиться к Кришне, он бы принял его слова за основу. Но т.к. он был поставлен перед необходимостью править, то он должен был принять гуру кшатрия их семьи, Бхишму. Арджуна же смог принять Кришну своим учителем. Поэтому из Пандавов именно Арджуна считается ближайшим бхактой. Мы должны это учитывать как-то. Принимать гуру кого-то ещё нужно лишь тогда, когда мы не верим Кришне полностью. Принимающие гуру нынешние прабхупадисты именно это и проявляют. Они не верят Кришне и тем, кто принимает его самого.


.6. Бхакты, которые могут принять слова Кришны - более близкие спутники Кришны, чем те, кто не могут. Но обычно те, кто не могут, считают тех, кто могут - несерьёзными в виду несерьёзности самого Кришны и за бхакт их не считают.  Таковы естественные недоразумения между бхактами.



ШБК 1.4.5.9

Учись освобождаться от всего, выходя на образ Кришны


.1. Я много пишу, всё время повторяя фактически одно и тоже с разными вариациями, чтобы выбить из головы код Прабхупады. Это нужно мне. Если все эти вариации свести к одной ноте и как-то выразить, то это сплошное созерцание Кришны в заботе о нём. Такова цель, которой всё служит. И не осквернённый прабхупадизмом человек может прямо приступить к этой практике.


.2. ШБ 1.9.30.

«Тогда этот человек, говоривший на тысячи разных тем и объяснявший тысячи различных смыслов своих рассказов, сражавшийся на тысячах полей сражений и защищавший тысячи людей, умолк и, освободившись от всех оков, отключил свой ум от всего постороннего и остановил взгляд своих широко раскрытых глаз на изначальной личности бога, Шри Кришне, который стоял перед ним, четырехрукий, облаченный в желтые ослепительно сверкающие одеяния.»


.3. Вимукта-сангам мана ади-пуруше – значит, освободил ум от всех и сосредоточил на изначальной личности. Таково чистое Кришна-бхакти. Если это - конечное прибежище, то какой смысл в тысячах слов и лиц до этого, тем более при таких ранах? Надо понять, что идеал - вимукта-сангам мана ади-пуруше, и по мере сил равняться на него. Это - созерцание Кришны. Так или иначе, мы должны созерцать Кришну. Ради этого нужно уметь отключаться от всего. В течении жизни нужно тренироваться в этом, чтобы в момент смерти справиться с тяжёлыми испытаниями, когда тело будет разваливаться.



ШБК 1.4.5.10

Избавься от всего неблагоприятного


.1. Всё, что не может связать нас с Кришной – неблагоприятно, даже, если это – Веды и гуру. Кришна-бхакта способен оставить общество бхакт, если то не может связать его с Кришной. Так поступила Шримати Радхарани. Видя, как на танце мадхурья-бхавы, она не получила того Кришну, какого желала, личного, она ушла. Так что я – не единственный, кто покидает общество бхакт ради Кришны. Мне есть с кого брать пример.


.2. ШБ 1.9.31.

«С помощью чистой медитации, глядя на Шри Кришну, он сразу же избавился от всего неблагоприятного, присущего материальному существованию, и освободился от боли, вызванной ранами от стрел. Таким образом, вся внешняя деятельность его чувств прекратилась, и, покидая материальное тело, он вознес трансцендентную молитву повелителю всех живых существ.»


.3. Всё неблагоприятное - это были не только стрелы, которыми Бхишма был утыкан. Это были ещё и всякие идеи дхармы, о которых он говорил. Кришна сказал оставить все дхармы и вручить себя ему одному, т.е. думать о нём без всяких там идей завоевания мира или установления какого-то строя. Для полубогов это завоевание важно, а Кришна смотрит на это, как на временные затеи. Бхишма смог достичь ощущения бессмысленности этого только при смерти. А до этого, его дхармы водили его так за нос, что он был вынужден даже сражаться против Кришны.


.4. Осознать что такое чистое сознание он смог только тогда, когда всё оставил, когда пришла смерть. Он оставлял тело и понимал, что вот-вот он станет не кшатрий, что диктовалось телом, и не нужно сохранять менталитет воина. Он переставал видеть смысл быть мерилом дхармы, когда вот-вот должен был распрощаться с этими доблестями тела и разума. Когда бхакта оставляет все виды дхарм, это тоже самое, что оставление тела. Отвязаться от них возможно только в свободе от отождествления себя с гунами некоего материального тела и ума. Взамен этого приходит изначальное мнение о себе, как о Кришна-бхакте, конечное прибежище.


.5. Точно также, продиктованное телом, возникало учение Прабхупады. Дхармы брахмана, саньяси, гуру. Но в конце концов, он старался думать о конечном прибежище. Те, кто прислушивались к этому его состоянию, а не дхармам, были чистыми Кришна-бхактами, а те, кто наоборот, становились прабхупадистами.


.6. Так, Бхишма сосредоточил ум на Кришне. Все остальные же, прислушиваясь к его наставлениям о дхарме, продолжат править царством и гоняться за призраком служения богу в косвенном пути религии, варнашраме, а затем так же будут вынуждены разочароваться, избитые стрелами грехов.


.7. Но прямой путь - это путь чистой медитации на Кришну, вишуддхайа дхаранайа и она хаташубхас, сводит на нет всё неблагоприятное. Вся другая дхарма - это война в материальной иллюзии. А Кришна-бхакти - это трансцендентальное созерцание Кришны и обмен с ним отношениями.



ШБК 1.4.5.11

Майя религии


.1. Чувства загрязнены дхармой, артхой, камой и мокшей. Когда нет непосредственно Кришны, душа склонна к ним и это естественно. За неимением лучшего. Но как только появляется Кришна и чистая медитация на него становится высшей практикой, всё неблагоприятное и запутывающее рассеивается, как тьма перед солнцем. Я видел это на практике. Когда я был занят божеством, мне было глубоко безразлично, о чём идёт лекция или буду ли я награждён освобождением, оставят ли мне прасад, буду ли я соответствовать варнашраме. Всё это имело значение лишь, когда я смешивался с толпой бхакт. Но когда я погружался в служение божествам, мне это всё казалось бредом.


.2. ШБ 1.9.31.ком.

«Всепривлекающий Кришна подобен солнцу, а иллюзорная внешняя энергия - тьме. При свете солнца нет места тьме. Поэтому при одном появлении Кришны вся материальная нечистота сразу же исчезла, и Бхишмадева смог достичь трансцендентного состояния, полностью прекратив деятельность загрязненных чувств, взаимодействующих с материей. Душа изначально чиста; так же чисты и чувства. Но из-за материального загрязнения чувства становятся несовершенными и нечистыми. Когда же связь с верховным чистым, Кришной, восстанавливается, чувства вновь освобождаются от материального загрязнения. Благодаря присутствию всепривлекающего, Бхишмадева достиг всех этих трансцендентных состояний еще до оставления материального тела.»


.3. В отличии от христианских логиков мы считаем, что душа изначально чиста и её чувства уже чисты, т.е. все их функции уготованы для служения Кришне. Рот, желудок, гениталии, уши, глаза, кожа, нос, руки, ноги, все функции предназначены для обмена энергиями в играх Кришны. Восстановив отношения с Кришной, очистившись от мирской дхармы, артхи, камы и мокши, чувства становятся духовными сами по себе, т.к. находят признание в играх Кришны.


.4. То, что дхарма - это нечистота, утверждается в этом тексте. Иначе бы не говорилось, что чистая медитация требовала отказа от разговора о дхарме. Бхишма замолчал и перестал обращать внимание на людей. Он целиком перешёл в сферу чувств к Кришне. Дхарма - это законы материального существования, соблюдая которые можно урегулировать его. А отношения с Кришной - это совершенно духовная вещь, одухотворяющая даже несовершенство тела. Изнутри зарождается огонь блаженства, который просто сжигает всю грязь, все последствия грехов, с которыми так долго боролась дхарма.


.5. Нет нужды бороться с грехами. Достаточно пребывать в полноценной любви к Кришне, чтобы всё неблагоприятное исчезало. Пока мы пытаемся делать это дхармой, мы только откладываем истинное освобождение. Урок Бхишмы в том, что когда бхакты от всего отрекаются и полностью замыкаются на Кришне, они избавляются от всего неблагоприятного, от чего пытались избавляться.


.6. Сложнее всего оставить общественный патриотизм, который политики используют, как элементарную религию, распаляя национальный интерес народа. Хотя никому не принадлежит та земля, на которой они родились, из патриотизма люди готовы умирать за неё в войне, свергать правительство. Бхишма умирал на поле боя именно за эту дхарму, поняв, в конце концов, что это была иллюзия, майя, которой бог водит за нос всех, кто не хочет целиком зависеть от него.



ШБК 1.4.5.12

Косвенное и прямое служение Кришне


.1. Бхишмадева прозрел и в отчаянии последних мгновений стал говорить абсолютную необходимость, отбросив все предписания и своё окружение, затеняющее Кришну расспросами о дхармах. Он разочаровался в их способности выпутаться и в своей способности выпутать их и целиком предался Кришне. Точно так же нужно поступить в кураторской системе между бхактами. Пока мы пытаемся говорить с людьми о понятиях, они упускают возможность просто видеть нашу собственную связь с Кришной. И что бы мы не говорили, для них это будет очередная формальность. Самая действенная  

проповедь – это доносить веру, живя ей самому, т.е. общаясь с Кришной.


.2. ШБ 1.9.32.

«Бхишмадева сказал: Пусть же все мои мысли, чувства и желания, которые так долго были заняты самыми разными предметами и предписанными обязанностями, будут поглощены всемогущим Шри Кришной. Он всегда самоудовлетворен, но как предводитель бхакт, он иногда получает трансцендентное наслаждение, нисходя в материальный мир, хотя материальный мир создан из него одного.»


.3. Бхакта, который оставляет правила и предписания не является негодяем и глупцом. Зачастую он это делает ради сосредоточенности на Кришне. Т.е. они являются препятствиями для того. Видя, как через это проходит Бхишма, мы можем понять, почему сахаджии это делают. Они поступают разумнее т.к. делают так, пока сильны и здоровы, а не на смертном одре. Они дарят нежные чувства Кришне пока всё благоприятствует этому, а не ждут, когда у них всё отнимется, чтобы нечем  и почти некогда было более выражать чувства, в последний момент.


.4. Для кшатрия такой момент, как правило, приходит на смертном одре. До этого он просто поставлен в жёсткие условия общественной дхармы, хотя бывают эпизоды, когда кшатрии отрекаются и уходят в лес. Тоже самое касается брахмана с его обязанностями. Они так же не являются Кришна-бхакти. Арджуна хотел стать не бхактой а просто брахманом в лесу. Кришна осуждал эту попытку Арджуны уйти в лес ради каких-то ягий и аскез. Есть варнашрама дхарма, которая заслоняет чистое Кришна-бхакти, если её стараются навязывать чистым душам в качестве правил духовной жизни. Это не так. Это – то, что требуется паритьяджа, отринуть чистому Кришна-бхакте, чтобы сосредоточиться на Кришне. И вот подтверждение этому…


.5. Юдхиштхира чувствовал беспокойства после своей дхармы. С позиции мирской морали, после войны  возникла большая вина в его сердце и Юдхиштхира чувствовал её, придя к Бхишме. Бхишма же продолжив его убеждать в том, чтобы продолжать это устройство кшатрийской религии, потом сам замолк и отключился от дхарм в чистом Кришна-бхакти. Он сказал, что материальный мир создан из него одного и что он получает от этого творения некие удовольствия, как предводитель бхакт.


.6. Он получает удовольствие либо от непосредственного вождения чувств бхакт, либо от косвенного вождения в дхарме кшатриев, которую тоже можно посвящать ему, хотя не так интенсивно и осознанно. Несомненно, кшатрии могут посчитать себя косвенной бхавой в бхакти из-за того, что им приходится больше думать о мирских делах.


.7. Например, Кришна Чайтанья не желал общаться с царём Пратапарудрой, хотя тот был искренним бхактой и умел посвятить какое-то время бхакти. Кшатрий ты или не кшатрий, если ты способен на время забыть своё положение и стать бхактой Кришны, несомненно, не будешь неким косвенным слугой потому что, погрузившись, ощутишь блаженство чистой любви. В этом суть Кришна-бхакти, что оно позволяет отключиться на время от мирского бытия и найти духовное блаженство. И кто его нашёл, то достиг совершенства. Не важно какого ты происхождения. Если ты нашёл блаженство Кришны, это не важно.



ШБК 1.4.5.13

Одухотворяйся обликом Кришны


.1. Бхишмадева сосредотачивается на форме Кришны. Это сосредоточение - есть чистое Кришна-бхакти. В ходе этого он осознаёт атрибуты Кришны, такие как узоры на лице, цвет тела, одежды, лицо и хочет чтобы сознание более не отрывалось от этих объектов. Кришна привлекателен для всех миров и получается странно, что имея такой объект, мы ищем что-то другое через какую-то дхарму, взираем на гуру, разгребаем текста, манипулируем материей. Несомненно, этот акцент на Кришне  - высшая цель, ради которой мы имеем право отречься от всех косвенных, тем более, если на самом деле разочарованы или разбиты, как Бхишма.


.2. ШБ 1.9.33.

«Шри Кришна - близкий друг Арджуны. Он явился на эту планету в своем трансцендентном теле, по цвету напоминающем синее тамаловое дерево. Его тело привлекает всех обитателей трех планетных систем [высших, средних и низших]. Да будет мое внимание приковано к его сияющим желтым одеждам и его лотосоподобному лику, покрытому узорами из сандаловой пасты, и пусть желание плодов кармической деятельности покинет меня.»


.3. Мы видим, что Бхишма был разочарован и разбит дхармами, которые он соблюдал и в последний миг он посвятил себя чистому Кришна-бхакти, как сахаджия, снискав этим немеркнущую славу. Просто как правитель, как воин, он не стал бы так знаменит. Но, став простым бхактой Кришны, он добился труднодостижимой цели йоги в одно мгновение. И это удивительно.


.4. Хотя он не был йогом, занимаясь суетой по царству, он достиг её цели за мгновение. Такова милость Кришны. Человеку нет нужды практиковать знание, отречение, йогу, карму. Просто по милости Кришны, в нужный момент мы достигнем всех этих целей, достигнув его, воплощения всего знания, отречения и богатства. Мы признаём его богатства и славу вместо того, чтобы накапливать их себе. Кришна очень добр к бхактам и просто из милости к ним, приносит духовное и материальное благополучие, достаточное, чтобы не сбивать с этой цели. Такова гармония для чистого Кришна-бхакты.


.5. Образ Кришны – это не тривиальная  внешность. Мы можем видеть сотни внешностей. Одни вызывают в нас добрые эмоции, другие страх или насмешку. Образ Кришны производит ощущение прибежища, взаимности, абсолютной красоты. То, на сколько это благотворно, я ощущаю как пуджари. Подходя к божествам, я могу видеть, на сколько отличается созерцание их от созерцания кого-нибудь другого. Я нахожу взаимность и прибежище. Если меня что-то беспокоит, это снимается несколькими минутами даршана божеств. Это очень благотворно. Именно поэтому Бхишмадева так воспевает облик Кришны. Он духовен и он одухотворяет человека. Это – факт.



ШБК 1.4.5.14

Мазохизм бога


.1. Здесь описывается рыцарская бхава отношений с Кришной. Бхишма наблюдал, как красив Кришна в битве, как он привлекателен, даже когда грязен и ранен. Такова особенность тела Кришны. Он очень привлекателен. Грязь смотрится как украшения на том, кто очень красив. Поэтому, как-то осквернить Кришну невозможно. Он всегда будет привлекателен для чистых бхакт. Как бы демоны не пытались испортить его образ, бхакты будут привязаны к нему.


.2. ШБ 1.9.34.

«На поле битвы [где Шри Кришна по дружбе сопровождал Арджуну] развевающиеся волосы Кришны стали пепельными от пыли, поднятой копытами лошадей. От напряжения его лицо покрылось испариной. И он наслаждался этими украшениями, к которым добавились раны от моих острых стрел. Пусть же мой ум устремится к Шри Кришне.»


.3. Т.к. Бхишмадева наслаждался этой сценой, можно понять, что некоторый мазохизм так же естественен и в отношениях духовного мира. В библейских рассказах тоже не трудно обнаружить мазохизм отношения верующих и бога. Бог послал своего сына на смерть, чтобы избавить людей от грехов, будто он не мог просто взять и простить. Будто зависел от некой системы банка, куда нужно было погашение кредита чувственных наслаждений вносить страданиями. Всё это просто – мазохизм богов.


.4. В этом мире люди могут наслаждаться, доставляя друг другу боль специально, глядя на мучения, на страх. В сексе, чтобы добавить остроты они избивают партнёра плёткой, удушают и наслаждаются властью. Даже в невинных, так сказать, в детях это проявлено. Чтобы выразить друг другу симпатию, им хочется толкаться и бороться. Этот вид наслаждения, мазохизм, Кришна подарил Бхишмадеве, но это не является чем-то нормальным.


.5. Как бхакта душой, он оказался на стороне противника лишь, чтобы почувствовать эту бхаву ранить Кришну, измазать его, напрячь его чем-то, заставить бояться. Если бы этого хобби не было в Кришне, откуда бы это взялось в людях? Кришна воплощает все бхавы отношений. Если даже такие отношения бхакты возможны, то что говорить о нежных и мягких отношениях? Мы можем всем сердцем желать принять Кришну так, как нам того хочется и эта цель будет достигнута по милости Кришны, а не по милости каких-то гуру.


.6. Бхишма восхищался, что даже ранив Кришну, он не испортил отношений с ним. Вот, он стоял перед ним при смерти, давая разглядеть своё умиротворённое лицо. Т.е. Кришна замечательно играл роль раненого и рассерженного колесничего для удовольствия Бхишмы. Поэтому, так удивительны отношения с Кришной, что в них можно укрыться навечно. Пусть же и мой ум устремится к моему Кришне после всего этого противоречивого сражения с прабхупадистами.


.7. Важно обратить внимание на то, что Кришна, бог, с которого обычные служители сдувают пыль и запрещают нечистым всяким прикасаться, был весь в пыли от копыт лошадей. Когда Кришна пас коров, он был в пыли поднятой их копытами. Когда он играл с друзьями, он мазался в их пыли. В отличии от обычных верующих в бога, сахаджии естественны и не отвергают природу бытия, способны любыми способами приблизиться к нему в играх. Даже животные получают это простое право. Но  прабхупадисты даже к бхактам применяют отторжение и брезгливость в своих учениях о Кришне. Поэтому у них есть понятие об осквернении божеств. У сахаджии такого безверия нет. Наоборот, Кришна очищает и украшает бесполезную пыль, любую пыль делает привлекательной. Бхакты любят кататься в пыли, по которой он ходил. Они верят в него, а прабхупадисты не верят в пыль с тела Кришны.


ШБК 1.4.5.15

Рыцарский Кришна-бхакта


.1. Розы имеют шипы и они могут ранить тело. Поменяв сознание, Бхишма считал свои стрелы подобными шипам роз, которыми он осыпал Кришну. Ему, несомненно, хотелось бы осыпать тело Кришны лепестками цветов, но как уважаемый мужчина в мирском обществе, он мог себе позволить лишь стрелы. Отношения с Кришной очень тонки и разглядеть в стрелах розы можно только в глубоком Кришна-бхакти.


.2. ШБ 1.9.34.ком.

«Шри Бхишмадева - великий бхакта всевышнего, находящийся с ним в отношениях слуги и повелителя. Поэтому то, что он пускал острые стрелы в трансцендентное тело всевышнего, практически равнозначно поклонению бхакты, осыпающего его нежными розами.»


.3. Не в состоянии выразить нежных чувств т.к. над ними смеются,  порой приходится выражать это, пуская свои стрелы в жестах борьбы и во время этого стараться чувствовать нежность. Я понимаю, что такие вещи возможны. Часто так поступал. Очевидно, что скованность в религиозной, дхармической среде и проявляет эти тенденции. Люди вынуждены выражать симпатию антипатией. Таким образом, многие проявляют свою любовь. Даже дети бхакт, если им кто-то нравится, они стараются ударить или подразнить. Это - естественно. Такая бхава существует в духовном мире, как средство скрыть истинные чувства.


.4. Кришна нередко пытался дразнить гопи и жён, чтобы насладиться их красотой во время гнева и бардака вокруг т.к. в ведической культуре любовь критикуема. Таковы тонкости любви. Кришна наслаждается супружескими отношениями даже в гневе. Это мало кому дано понять. Он ссорится с Радхарани и мирится, словно обычные люди. Однако, у обычных людей нет таких восторженных чувств от ссор, как у Кришны и Радхи. Радха Кришна тащатся от этого ещё сильнее. Они делают чувства острее благодаря ссорам. И так, как их тянет друг к другу, они вновь и вновь сближаются в блаженстве, считая колкости шипами роз.


.5. Только истинная любовь позволяет осыпать розами с шипами. Никто другой не сможет без любви так обращаться с Кришной. Несомненно, для остальных бхакт эти отношения выглядят кощунством, но в конце концов даже это кощунство прославляет Кришну. Например, Вишну поклонилась вся вселенная, когда он был ударен в грудь стопой Бхригу-муни. Такова мазохистская вира-бхава или рыцарство в Кришна-бхакти.



ШБК 1.4.5.16

Рыцарская любовь


.1. Кришна - не бесчувственный камень, которому мы обязаны предоставлять всё самое идеальное, без всяких приключений. Ему можно предложить и раны, которые можно сравнить с покусываниями невест. Как ни парадоксально, но в любви такое возможно и простительно и поэтому, Кришна пришёл после этого к смертному одру Бхишмы.


.2. ШБ 1.9.34.ком.

«Шри Вишванатха Чакраварти тхакур - великий ачарья и бхакта, находящийся с всевышним в отношениях супружеской любви, -  делает в связи с этим интересное замечание. Он говорит, что раны, нанесенные телу всепривлекающего острыми стрелами Бхишмадевы, доставляли всевышнему такое же наслаждение, как укусы невесты, движимой неодолимым любовным желанием. Такие укусы никогда не считаются признаком враждебности со стороны противоположного пола, даже если они оставляют на теле раны. Следовательно, этот поединок, как обмен трансцендентным наслаждением между всепривлекающим и его чистым бхактой Шри Бхишмадевой, не был материальным.»


.3. Интересен обет, который дал накануне Бхишма. Он сказал, что будет сражаться так, что либо убьёт Арджуну, либо заставит Кришну взяться за оружие. Таким образом, можно понять, что обращение к форме Кришны Бхишмой то и дело, всячески выражало его жажду общения с ним. Не смотря на то, что он не мог себе позволить отношений подобных отношениям Арджуны, он притягивался его так как мог, в битве. И когда Кришна выхватил колесо от колесницы, чтобы убить Бхишму, Бхишма опустил оружие, полностью довольный этим зрелищем. Он расцеловал Кришну своими стрелами, покусал его и полностью довольный этим, был готов к тому же со стороны Кришны. Но в этот момент прозвучал знак конца боя.


.4. Понять красоту этого или духовность таких отношений бхакте не в вира-бхаве невозможно. Чувства религиозного человека недостаточно просты, чтобы чувствовать такие особенности. Пытаясь это хоть как-то сделать понятным, не нахожу ничего подходящего кроме примера отношений с детьми. Очень часто они воспринимают за удовольствие или игру преследование их, борьбу, угрозы. Когда с ними так играешь, им весело. На самом деле ты выражаешь им свою любовь, но делаешь это притворной злостью. Смеясь, они разлетаются в разные стороны от твоей притворной злости. Так что рыцарская любовь к Кришне не является абсурдом. Это – вполне объяснимое понятие.



ШБК 1.4.5.17

Любовь к богу с болью


.1. Описывается причина, по которой Кришна, духовный по природе, у которого нет вен и костей в структуре тела, делает вид, что он обыкновенный. Это делается с одной стороны для бхакт, чтобы они забыли, что он бог и наслаждались простыми отношениями. А с другой стороны, это делается для того, чтобы осмелели демоны и, пытаясь его убить, смогли разбиться, как волны о скалу. Если бы Кришна не подавал иллюзии слабины, то демоны бы попрятались в норы пока бы он не ушёл. А таким образом, он разыгрывает для них иллюзию своей уязвимости. Так говорится в Бхагаватам.


.2. ШБ 1.9.34.ком.

«К тому же, поранить абсолютное тело невозможно, так как тело всепривлекающего тождественно ему самому. То, что казалось ранами от острых стрел, может ввести в заблуждение обыкновенного человека, однако тот, кто обладает хоть крупицей абсолютного знания, способен понять трансцендентные взаимоотношения в рыцарственной бхаве.»


.3. Описывается, что когда Кришна покидал планету, он был ранен стрелой охотника в палец стопы. Некоторые считают, что Кришна был в действительности пристрелен охотником. Так, конечно же, считают демоны, располагаясь лезть на рожон против его абсолютной власти. Хираньякашипу считал, что он может убить Вишну. Демоны считают, что каким-то образом можно убить бога, взять и ранить. Так они приближаются к нему и гибнут.


.4. Тело Кришны совершенно и не имеет ни грана скверны. Оно не способно доставлять боль Кришне. Оно доставляет ему удовольствие даже в таком состоянии, когда он якобы ранен. Поэтому, иногда бхакты не делают для Кришны всё почтительно и проявляют рыцарские чувства, чтобы сбросить ореол божественности. Если эта божественность мешает нормальному течению любовных чувств, бхакты впадают в рыцарство, но не перестают оставаться бхактами. Они делают это лишь для того чтобы очистить свои отношения с Кришной, сделать их острее и крепче. Обычно в семьях, если родственники ссорятся, то мирясь их отношения становятся крепче и проще т.к. они перестают притворяться и идут на общие уступки осознанно.


.5. В христианстве люди выражают почтение образу распятого Христа. Это – так же проявление некого рыцарского вкуса. Им не то чтобы нравится бог, покрытый ранами и страдающий. Это их как-то подстёгивает меньше грешить, взывает к их совести. Наши грехи нанесли Христу раны. Точно так же, привязанность Бхишмы к дхарме наносила раны Кришне. Аналогия весьма уместна. Христа распяли именно из-за религии, дхармы. Такова греховная сущность религии. Она всегда античеловечна, другая крайность атеизма.



ШБК 1.4.5.18

Сила взгляда Кришны


.1. Взглядом можно сократить жизнь и продлить её, если это - взгляд Кришны. Бхишма видел, как взгляд Кришны сократил жизни воинов в обеих лагерях. Всем им суждено было отдать свои жизни. Но он любой ценой защищал Арджуну и его братьев. Более того, он подчинялся их приказам. Такова сила любви. Поэтому, Бхишма хочет владеть этой силой.


.2. ШБ 1.9.35.

«Повинуясь приказанию своего друга, Шри Кришна вывел колесницу на поле битвы Курукшетра и остановился между воинами Арджуны и Дурйодханы. В этот момент своим милостивым взглядом он сократил жизнь тех, кто был во вражеском лагере. Он сделал это, просто бросив взгляд на врагов. Пусть же мой ум сосредоточится на этом образе Кришны.»


.3. Лёжа поверженным, он признаётся, что сила Арджуны в любви к Кришне. А Кришне достаточно взгляда, чтобы устранить врагов. Поэтому, для искреннего бхакты не существует другого друга, кроме него. Он не полагается ни на родственников, ни на гуру, ни на религию, ни на общество бхакт. Хотя так может показаться по стечению обстоятельств, бхакта принимает лишь самое необходимое от них, считая, что посылает это ему Кришна. Таким образом, он не склонен сражаться за ресурсы материального мира, раз он на них не полагается. Он прилагает минимум усилий и довольствуется только тем, что посылает Кришна.


.4. В случае Арджуны Васудева Кришна посылал ему царство и убеждал что это - его желание, чтобы он правил. Потому тот сражался. Сам он не хотел царства, но ради Кришны пошёл на войну. Считается, что в битве ему предстояло только делать вид, что он убивает врагов. На самом деле они умирали по воле времени, которое в руках Кришны. Кришна так и говорил Арджуне, что если тот откажется сражаться, все войны всё равно погибнут т.к. пришло время. Таким образом, совершившим уничтожение был не Арджуна. Арджуна был лишь формальным орудием в войне, чтобы все думали, что люди погибли по всем правилам войны, а не внезапно. Васудева Кришна мог бы  остановить и снова запустить сердца миллионов людей, но это было бы нечестно. Он дал им погибнуть в бою.


.5. Мы так же целиком зависим от взгляда Васудева Кришны. Одним взглядом он творит мир и, нахмурив брови, уничтожает. Таков бог. Он всемогущий. Поэтому, мы должны снискать улыбку Кришны, а не его нахмуренные брови. Человек обычно улыбается благосклонно, когда его нахваливают и понимают. Поэтому, нужно понять Кришну и научиться видеть множество хороших качеств у него и его близких бхакт. Кришна будет рад, если мы будем это понимать и прославлять их отношения. Если бы Дурьёдхана мог оценить Кришну, он принял бы его мнение, что трон нужно вернуть Юдхиштхире. Но Дурьёдхана счёл игры Кришны подделкой и чушью, а его отношения с бхактами убожеством. Таким образом, он был оскорбителен и накликал сам на себя падение. Так, то, что вводит в гордость и презрение к Кришне или его чистым бхактам, обращается против самих же махараджей. Даже Бхишма был повержен, хотя и был бхактой. Поэтому, лучше радовать Кришну более безопасным способом, как личный слуга, друг или как мать. Тогда точно не потеряешь себя.



ШБК 1.4.5.19

Кришна предпочитает религии бхакти


.1. Кришна не следует дхарме на самом деле. Он следует только любви. Если нужно выбирать между честью в религиозных кругах и радостью отношений с бхактами, Кришна выбирает второе. Он готов потерять честь, верхнюю одежду, только бы спасти своих бхакт.


.2. ШБ 1.9.37.

«Исполняя мое желание и жертвуя своим обещанием, он сошел с колесницы, схватил колесо от нее и кинулся ко мне, как лев, бросающийся на слона, чтобы убить его. На бегу он даже потерял верхнюю одежду.»


.3. Кришна обещал, что сам не станет сражаться. Этот случай произошёл так. Арджуна и Дурьёдхана пришли рано утром к кровати Кришны. Считалось, что первым обратится может с просьбой тот, кого Кришна увидит первым. Арджуна пришёл просить Кришну помочь себе, а Дурьёдхана себе. Для кшатриев естественно выполнять обещания первого обратившегося. Поэтому по этим законам могло выйти точно так же как с Бхишмой. Переманить на свою сторону Кришну означало победу. Дурьёдхана пришёл первый, но в отличии от Арджуны, стал сразу у головы Кришны, тогда как Арджуна смиренно стоял у стоп. Когда Кришна проснулся, Он посмотрел сразу на того, кто стоял у стоп.


.4. Таким образом, Дурьёдхана, пришедший первым, оказался последним. Это показывает, что Кришну привлекает настоящая любовь, а не правила дхармы, где важно быть лучшим и первым, ачарией или гуру, которые он ради своих бхакт всегда обходит. Он обязан был почтить желание Дурьёдханы, но сказал, что увидел Арджуну первым и потому ему отдал это право.


.5. На самом деле Дурьёдхане, как и классическим прабхупадистам, не нужен был Кришна. Он пришёл за его армией. Ему нужны были его бхакты для своего дела. Для пущего контраста Кришна сказал, что знает зачем они пришли и готов отдать свою армию тому, кто её попросит, а сам он не будет сражаться и будет лишь советчиком тому, кто откажется от армии. Такие он поставил условия. Дурьёдхана думал, что это конец, что Арджуна получит сейчас армию, людей подобных по силе которых не было. Все они были наделены шакти Кришны и могли сражаться с сотнями людей в одиночку.


.6. Но, Арджуна сказал, что ему нужен только Кришна, даже если тот не будет сражаться. Дурьёдхана знал о силе Кришны и, получив его армию, несомненно, ожидал от него соблюдения обещания чести в битве. Но Кришна нарушил кодекс чести, презрев его ради своего друга. Когда Арджуне грозила смерть от руки Бхишмы, Кришна взялся за оружие и готов был убить Бхишму, но протрубили конец боя. Не смотря на это, Кришна продолжал нестись на Бхишму и Арджуна схватил его за ноги, пытаясь удержать от нарушения других правил. В защите уже не было нужды. Так что Кришна вроде как готов был нарушить обещание, но не нарушил фактически. Многие приводят этот эпизод, желая унизить честь Кришны, но если мы хотим чести Кришне, то мы всегда его оправдаем, схватив за стопы. Именно поэтому Кришна любит общаться с бхактами, которые его просто любят. Для любящих, даже недостатки превращаются в достоинства.



Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz