ШБК 1.4

Книга 1, том 4


Конец битвы на Курукшетре


После ухода Нарады, Вьяса погрузился в составление нового писания, которое бы включало рассказы о явлении, уходе и деяниях воплощений бога с обоснованиями бхакти, как наиболее простой и тем не менее высшей духовной деятельности. В попытках привести ум читателя от жёсткой ведической концепции освобождения к лояльному бхакти, Вьяса не смог напрямую начать со сладостных игр, любовных игр Кришны с бхактами. Он начал с описания войн и ухода Кришны, описания жизни внука Арджуны, спутника Кришны, оставшегося править после ухода Пандавов. Как мы увидим в процессе повествования, попытки бхакт править приводили их к конфликтам с ведическими системами религий и как правило, проклятые они отрекались, посвящая себя целиком Кришне. Описание ухода Кришны и битвы на Курукшетре – тому свидетельства. Узнав об уходе Кришны, победившие в этой битве Пандавы, отреклись от царства и покинули этот мир. Прежде могущественные, они стали слабыми без Кришны. Описывая, как они сражались, Сута госвами показывает, что их защищал сам Кришна. Так, он защитил Пандавов от брахмастры, ядерного оружия брахманов. Молитвы, которые те возносили ему были прямым свидетельством его абсолютной роли в жизни бхакты. Никто другой не мог бы спасти или облагодетельствовать бхакту. Один из брахманов убил спящих детей Арджуны и намеревался убить внука, как Кришна спас его. Это был Парикшит, которому суждено было стать символом спасения при помощи Шримад-Бхагаватам. Оставшиеся в живых Пандавы собрались у смертного одра своего деда Бхишмы, изо всех сил пытавшегося поддержать религиозные правила Вед и лишь на последнем дыхании провозгласившего, что конечным спасением является Кришна. Сосредоточив на нём взор, сражавшийся против него и его бхакт, Бхишма, наконец, принял чистое Кришна-бхакти. Милость Кришны, его улыбающееся лицо было важнее правил и предписаний на поверку, в момент смерти.



ШБК 1.4.1

Книга 1, том 4, глава 1


При развитии Кришна-бхакти

Качества и поведение




ШБК 1.4.1.1

Книга 1, том 4, глава 1, статья 1

Степень гуру зависит от доступа Кришна-катхи


.1. Нам надо поверить, что никаких проволочек больше быть не должно. Нужно сосредоточиться на боге без всяких посредников. Гуру или посредники не могут всем помочь.Их не так много и они малоэффективны в доступе к живым существам. Что делать всем остальным миллиардам людей? Им нужно воспевать Харе Кришна и не обращать внимания на формальность принятия гуру. Воплощая в себе принципы Кришна-бхакти, мы сами можем стать частичным воплощением бога, т.е. гуру сами себе. Кришна-бхакти пробуждает видение бога и он получается гуру всех гуру, способный проявиться в каждом. Даже в ребёнке или в грешнике можно порой обнаружить временные проявления этого гуру. Тот, кто может занять себя Кришна-бхакти как-то, тот непосредственно в связи с богом, даже если никогда не видел гуру.


.2. ШБ 1.7.6.

«Связующий процесс Кришна-бхакти может непосредственно облегчить все материальные страдания живого существа, которые чужды его природе. Но люди в большинстве своем не знают этого. Потому мудрец Вьясадева составил это ведическое писание, которое связано с высшей истиной.»


.3. Анартхи, т.е. всё нежелательное уменьшается непосредственным Кришна-бхакти всевышнему, сакшад  бхакти-йогам адхокшадже. Это возможно для всех локасьяджанато, и так установлено, видвамш чакре, самым учёным мудрецом в этом духовном писании для святых, саттвата-самхитам.

анартхопашамам сакшад  бхакти-йогам адхокшадже

локасйаджанато видвамш  чакре сатвата-самхитам


.4. Физическое принятие гуру основано на страхе быть не как все, на неуверенности в духовности проявления разума в Кришна-бхакти. Но причин для неуверенности более быть не должно, т.к. цель и средство определены окончательно для всех и самыми разумными мудрецами, не только Вьясадевой. Нужно рассказывать и петь о Кришне, что и есть квинтесенция всех объяснений гуру. Это можно делать когда угодно, кому угодно и где угодно. Должно распространяться это восхитительное занятие читать повествования о боге, а не кастинг гуру сам по себе.


.5. Читать эти повествования и потому временно обретать качества воплощения бога, может каждый. Каждый должен стать воплощающим Кришна-бхакти, пересказывая из сборника рассказов лилы Кришны. И если ваше удовольствие этого кто-то оценит, этот вкус тоже может стать поддержкой и примером ведомости духовной энергией. Духовная энергия – истинный принцип гуру, а не вы становитесь учителем кого-то. Вы так же нуждаетесь в её ведомости. Нам нужно лишь воплотить эту энергию в бхакти, пробудить гуру для самих себя, черпая радость в бхакти. Остальное сделает духовная энергия наслаждения, Хладини.


.6. Не надо никому ничего проповедовать или учить. Нужно рассказывать себе о Кришне и этим тешиться постоянно. Это очень трудно, хотя прабхупадисты считают это дешёвкой. Пусть попробуют преодолеть проклятия этого занятия ими же самими… Я уже бросал вызов, что никто не сможет оставить гьяну и достичь нужного эффекта автономии в одной Кришна-катхе. Это – не какой-то детский сантимент. Это – высшее достижение самоосознания.


.7. Наше служение должно быть сакшад, сокровенное, близкое. Разговаривать только словами прославляющими Кришну - это состояние сакшад-харитвена и этого типа бхакт прославляют как гуру все писания, самасташастраир. Посмотрите, в Бхагаватам полно прославления состояния Кришна-катхи. Невозможно стать сакшад-харитвена, сбивая себя посторонними словами и сбивая других ими. Уж лучше смиренно молчать или в уме прославлять Кришну, чем проповедовать снова и снова то, что не окрашивается нашим духовным удовольствием общения с личностью бога. Всем людям сразу понятно, когда человек наслаждается, описывая что-то. Если они увидят поглощённость любимым Кришной, они поймут всё без томов книг. Поэтому я и говорю, что мои комментарии бесполезны. Нужно выбросить их как можно раньше и заняться чтением об играх Кришны с полной верой в их совершенство.


.8. То, что вы до сих пор читаете мои доказательства, означает, что веры вам недостаёт. Как же ещё вас убеждать, если самое сконцентрированное начало Бхагаватам с этими выводами не принесло уверенности и вы не поглощены Кришна-катхой в том виде, в котором это рекомендуется чистому Кришна-бхакте? Без примесей даже наставлений. А может у вас просто нет разума? Вы просто читаете, чтобы просто читать абы что, не делая выводов? Прошу вас. Может быть это - самое разумное, что я смогу написать. Пожалуйста, начните читать, слушать и пересказывать игры Кришны, а не мои рассуждения. В моих рассуждениях не будет никакого смысла, если оставив их, вы не станете заниматься Кришна-катхой до конца своих дней.


.9. Поскольку люди не знают об этом, различные воплощения бога, такие как Нарада и Вьяса вынуждены составлять писания, рекомендующие это снова и снова под разными предлогами, превозмогая разные политики, но мало кто способен отделить примеси этих предлогов от самой цели. Тому, кто принял единственным средством одухотворения Кришна-катху, тот принял их наставления по-настоящему. Кришна катха подразделяется на четыре типа. Из них Вапу-Кришна-катха – самая лучшая. Там описывается чистая игровая деятельность Кришны, пробуждающая такие бхавы как ватсалья, сакхья и мадхурья. Она плавно соприкасается с Вапу-Кришна-катхопетой, т.е. описанием игр бхакт с ним.


.10. Чистые Кришна-бхакты любят слушать именно эту часть Кришна –катхи не потому, что они сентиментальны, как толкует Прабхупада. Они предпочитают прямые чувства любви, а не косвенные, в чём от Кришны исходит бхава даинья, и даже раудра, когда он убивает демонов и защищает нуждающихся. Это - так же имеет место быть, но не для обычной, нормальной практики, так же как и описания страданий Христа, его второго пришествия – это раудра-бхава для тех, кто не достиг чистой любви к нему. Я бы не стал на это медитировать изо дня в день. Тот, кто по настоящему любит кого-то, предпочитает говорить о его деяниях, в которых ему служат с любовью без всякой религии. Как только во всё это вписывается даинья и раудра, мотивы любви становятся нечестны. Нуждающийся и грешный будет почитать и бояться бога, как раб, не потому что он его любит, а потому что нуждается и боится.  



ШБК 1.4.1.2

Гашение скорби, иллюзии и страха Кришна-катхой


.1. Когда человеку плохо, он пытается заглушить боль выпивкой или наркотиками. Но существует иной метод, духовный. Нужно начать слушать и повторять рассказы о Кришне. Эти рассказы обладают могуществом рассеять негативные энергии и воцарить любовное настроение, приносящее счастье.


.2. ШБ 1.7.7.

«В человеке, который просто слушает ведические писания, тотчас же пробуждается влечение к любовному Кришна-бхакти всепривлекающему Кришне, верховной личности бога, которое гасит в нем пламя скорби, иллюзии и страха.»


.3. Нужно слушать не просто какие-то ведические писания, а именно это, единственное достаточное писание об играх Кришны, саттвата-самхиту.

йасйам ваи шруйаманайам  Кришне парама-пуруше

бхактир утпадйате пумсах  шока-моха-бхайапаха

Ваи - несомненно, когда мы просто обратим свой слух – шруйаманайам кришне, к Кришне, парама пуруше - верховной личности бога, а не к чему - либо ещё, тогда чувства бхакти прорастёт - бхактир утпадьяте, и оно укроет пумсах - живое существо от скорби, иллюзии и страха - шока-моха-бхайапаха.


.4. Апаха, значит веер, который так же является и тенью при ослепительном солнце. В древности, над царями держали опахала, чтобы укрыть от солнца и, помахивая ими, создавали некоторую прохладу. Но бедняки прятались под раскидистые деревья. Мы как бедняки, которым не от куда ждать, что кто-то будет держать над нами опахала, укрывающее нас от страха, от скорби, от лжи. Но если вырастут деревья веры вдоль нашего пути, они защитят нас. Древо Бхагаватам очень раскидистое, и наша лиана бхакти может укрыться в нём. Несомненно, что оно прорастёт, если мы начнём лаконично слушать о Кришне из Бхагаватам, не отвлекаясь. Со временем в сени этого занятия сможем укрыться не только мы, но и все, кто рядом, т.к. дерево это похоже на Баньян.


.5. Перевод Прабхупадой слова «апахала», как гасящее пламя, может быть весьма странным. Обычно опахало только раздувает пламя. Какой смысл в духовной практике, если она не гасит нам зной страха, лжи и скорби? Где найти приют и отдохновение тогда? Но от слушания о Кришне вырастает такое опахало, которое создаёт прохладную тень в зной. Тогда пожар от солнца под ней не может возникнуть. Если слушать о Кришне с трепетом и привязанностью, опахало появится над нами и защитит нас немедленно. Но слушая о других трансцендентных темах, этого не произойдёт и то, что было, зачахнет постепенно от атак шока-моха-бхайя, скорби, лжи и страха. Только беспримесное Кришна-бхакти может защитить от натиска страданий и не только. Оно может дать то, что не может дать трансцендентальное знание. Оно может дать блаженство чистой любви к Кришне.    



ШБК 1.4.1.3

Вместо «изма» нужна любовь


.1. Люди вступают в различные партии и толкают там различные "измы", но не чувствуют конца и края страху, скорби и в такой иллюзии всё равно продолжают жёваное, даже если прикрываются божественными лозунгами. Разумный человек должен найти наиболее действенное средство, чем ненадёжно скрепленные связи с людьми. Он должен связаться с Кришной через слушание о нём. В собраниях политиков и социологов невозможно наслушаться о Кришне. Они проводят в жизнь свои "измы", за которыми не видно истинного утешителя, Кришны. Даже лекции так называемых гуру, которые должны лишь пересказывать о Кришне лучше всех, звучит философия, далеко отводящая ум от образа Кришны в сторону имперсонального познания или социальной организации.


.2. ШБ 1.7.7.ком.

«Даже на самой высокой ступени развития человеческой жизни преобладает та же иллюзия, принимающая форму различных "измов"; она разрывает любовные отношения между живым существом и всепривлекающим, тем самым препятствуя и установлению любовных отношений между людьми. Слушание "Шримад-Бхагаватам" уничтожает эти ложные представления материализма, и в обществе воцаряется подлинный мир, которого так рьяно добиваются политики во всевозможных политических ситуациях.»


.3. Из-за недостатка слушания о Кришне, как требуется в обществах прабхупадистов, любовные отношения между бхактами рушатся. Те или иные разногласия поражают общество Кришна-бхакти и оно дробится от недостатка роли Кришна-катхи в качестве профилактики чистых бхав. Почему это происходит? Ум уводят не туда. Нужно слушать рассказы о Кришне гораздо больше, чрезмерно больше, чем есть. На самом деле, в основе лекций должен лежать один рассказ о Кришне, а не тексты по философии, которые практически не запоминаются обычными людьми. Без слушания рассказов о Кришне, целенаправленного, неуклонного слушания, атмосфера даже в коллективе бхакт будет омрачена кармой или гьяной. Любой ушедший в сторону от достаточного слушания о Кришне будет проявлять характерные эмоции - шока-моха-бхайя, скорбеть о своих недостатках, бояться презрения людей и терять время напрасно, пытаясь всё это улучшить. Не нужно всем этим заниматься, предавшись Кришна-катхе. Нужно избавиться от страха, иллюзии и скорби одним махом, просто начав усиленно слушать о Кришне.


.4. В этой связи уместно сказать, что различные гуру, в том числе и я, нередко впадают в различные «измы», пытаясь что-то предпринять в попытках переобъяснить очевидное для чистых душ, но тем самым часто уводя ум нечистого читателя от прямого обращения к Кришне. Существует противоборство между желанием что-то одухотворить, поправить из этих «измов» и чистым Кришна-бхакти, выражаемым одной Кришна-катхой в наш век. Нам нужно понять, что всё, кроме Кришна-катхи в наш век будет осквернено. Нет эффективнее средства, чем рассказ о Кришне и воспевания таким образом его имени, формы и сопутствующего ему окружения.


.5. По этому фрагменту легко представить плоды деятельности нынешних гуру. Поскольку они мало беседуют о Кришне, предпочитая этому различные теории и их опровержения, то они препятствуют установлению любовных отношений между людьми. В период девяностых, Кришна-катха была в центре практики и бхакты проявляли дружественность и взаимовыручку. Но с приходом язвительности в сторону этого занятия управленцев общества, а так же других политических группировок вайшнавизма, стремящихся во власть, это всё было отравлено и бхакты стали разбегаться. Для того чтобы всех вернуть, должна вернуться сахаджия Кришна-катхи, вера в неё. Что просто слушания и рассказа о Кришне достаточно, чтобы бхакта достиг очищения и обрёл служение.



ШБК 1.4.1.4

Кому важно доказать Кришна-катху


.1. Желая отделить западное значение слова «Бог», вызывающее даинью или раудру, страх или благоговение, от определения Кришны богом, я обращаюсь к нему с маленькой буквы, не примешивая к этому косвенных бхав. Я пишу: «Кришна – мой бог» Это не потому что я не уважаю его, как подумали бы поверхностные люди, наоборот, я по настоящему понимаю, что заботиться о ком-то невозможно, боясь обратиться на ты или забыв титул написать с большой буквы. Точно так же, записывая титулы вайшнавов с маленькой буквы, я проявляю понимание, что они лишь люди и не требую от них идеализма. Т.е. я ставлю себя по-человечески к ним и помогаю им оставаться простыми ради их же блага.


.2. ШБ 1.7.9.

«Шри Шаунака спросил Суту госвами: Шри Шукадева госвами уже шел путем самоосознания и, следовательно, обрел удовлетворение в себе самом. Почему же тогда он взял на себя труд изучения такого объемного произведения?»


.3. Здесь ещё существует намёк на то, что если мы уже убеждены, нам незачем читать наставления. Нам нужно практиковать самоосознание, эту медитацию на свою сиддха-деха или как я называю, Рупа-виласу, какую-то специфическую атмосферу и форму духовной жизни. Отличие Бхагаватам от многих других писаний в том, что в нём есть подробные описания личности бога и внимательных отношений с ним не в качестве бога, а в качестве друга, сына, покровителя или возлюбленного.


.4. Для меня Кришна – близкий и потому почтение к нему у меня не в даинье, где я бы писал слово бог с большой буквы, как нуждающийся в благословениях и потому льстящий. Я пишу слово «бог» в дасье, где положение повелителя – само собой разумеется, даже если при этом царит ватсалья. Сын всегда остаётся повелителем своего родителя, не смотря на то, что кажется, что родители лидируют. Они служат детям. И я не знаю, каким нужно быть идиотом, чтобы слово папа и мама писать с большой буквы. Если это существует, и человек называет близких на «Вы», с больших букв пишет «Бог», на мой взгляд, человек ещё не понял, каким близким он является богу.  


.5. Возможно, он ещё боится его или не доверяет. Меня долго учили не доверять богу в движении сознания Кришны Прабхупады. И теперь я желаю делать всё наоборот. И первое в этом перевоспитании – написание многих слов, которые требуют писать с большой буквы, с маленькой. Это не из неуважения. Это из человечности. Я так обращаюсь только с близкими. С теми, кто вызывает во мне страх и благоговение, я держусь на расстоянии и называю на «Вы». Они чужие мне. Я не хочу к богу относится, как к чужим.


.6. Бхагаватам постепенно пытается привить отношение к богу как к милому человеку. Это не случайно и не из сентиментальных манипуляций любвеобильными людьми. Это – дорога к бескорыстию. Даинья и раудра-бхава считаются корыстными мотивами. Потому люди, практикующие их через различные религиозные системы, из жадности не могут позволить другим другие взгляды.  Они никак не могут взять в толк, что для кого-то их бог – обычный друг или ребёнок. Сталкиваясь с этим, они стараются навязать другим свой страх перед богом, своё недоверие ему, составляя тома правил и описания возможных оскорблений, на что их бог мог бы сердиться. Это естественно, что если нет близких отношений, придётся составлять такие тома. Для близких же таких правил нет. Поэтому, довольно странно, что Шукадева госвами, достигший самореализации, стал пересказывать Бхагаватам и по мере этого описывать множества понятий и определений, которые и так естественны любому любящему человеку. Когда кого-то сильно любишь, о том поёшь и рассказываешь, повторяешь имена, стараешься думать об образе и служить ему. Ты становишься целомудренным просто в самой любви, узнавая, что нравится возлюбленному, а что нет. Какие ещё нужны объяснения? Шримад Бхагаватам описывает что нравится Кришне, а что нет, просто в различных играх.


.7. Читающий об этом, несомненно, медитирует, т.е. практикует самосознание. Будем мы это делать ничего не делая, перебирая в памяти или же в книге или в реальных отношениях с божеством, нет особенной разницы, т.к. всё ориентируется на самосознание любви, то, как и кем мы себя чувствуем, стараясь другому доставить удовольствие. Тот, кто уже понял, что надо просто чувствовать себя духовным образом, в искренней и естественной любви, тот может более ничего не читать, особенно, если это блокирует эти чувства.


.8. Здесь важно отметить, что Шукадева был сарватропекшако муних, т.е. во всех отношениях безразличный мудрец, отвергающий всё и вся не напоминающее о Кришне. Он даже с Вьясадевой при рождении не остался, удачно вынужденный слушать Бхагаватам, находясь во чреве матери. Шаунаку очень заинтриговало то, что Шукадеву привлёк достаточно обширный и разносторонний Бхагаватам на столько, что тот его всё-таки пересказал, не смотря на удовлетворённость своим внутренним миром. Ведь с него невозможно было вытянуть и слова в этом мире. Он ничего не хотел в нём делать, считая иллюзией, майей.


.9. Чем же Бхагаватам особенным был для Шукадевы? Такое обширное произведение пересказывать - большой труд. Мне комментировать его и править составляет львиную долю свободного времени, которого по милости Кришны мне вполне достаточно. Я бы мог вместо этого просто служить божествам или читать Кришна-катху, в которых я чувствую больше пользы.  Но такой освобождённый мудрец как Шукадева взялся за это дело потому, что в то время это был единственный способ доказать выводы чистой бхакти ведантистскому, жестокосердно-кастовому обществу. Всё это обширное произведение доказывает выводы чистой бхакти запутавшимся вайшнавам.


.10. Рассказы о Кришне, конечно, придают энергии снова и снова слушать их и находить новый вкус. Таково удивительное свойство духовной энергии. Но, как известно, без веры всё это не может принести никакого блага. Эту веру нужно отстаивать. Шукадева обратил внимание на это духовное воздействие на благо тех, кому недостаёт веры и поэтому взялся за труд пересказать и доказать. Так же поступил Вьяса. Так же делаю и я. Я доказываю Кришна-бхакти.


.11. Этот процесс или последовательное изучение Бхагаватам с его различными теориями необходимо в двух случаях. Доказать истину себе и другим. Этим можно укрепить расшатанную веру, как в случае с Парикшитом и Шукадевой пришедшим ему на помощь. Или, если мы запутались сами и не особенно ценим саму по себе Кришна-катху, мы можем как Вьяса, постепенно составить цепочку доказательств и вернуть высшее значение этого занятия.


.12. Вьяса не особенно верил в цельность сентиментальных рассказов о Кришне, и стал доказывать это сам себе и другим обширно философствуя о социологии во вкраплённом в Бхагаватам комментарии к Веданта-сутре. Точно так же как я это делаю в своём комментарии к Бхагаватам, однако призывая просто перейти к рассказам о Кришне.


.13. В обоих случаях необходимости обширного Бхагаватам они в конце концов приходили к описанию десятой песни. Вьяса рассказывал Шукадеве сокращённый вариант Бхагаватам, а именно сами рассказы о воплощениях бога и десятую песнь. Шукадева доработал эти рассказы, а его ученик Сута развил подробнее эти теории. Прабхупада закомментировал, сумев таки выделить основы, но запутался в ведизме.  Я расставляю акценты и где-то поправляю так, чтобы цель Бхагаватам не терялась под комментариями. Ведь по сути всё это комментирование как по кругу снова возвращает к запутанности Вед, которую вначале кали-юги сбросил Вьяса, снова пытаясь просто описывать игры Кришны с небольшими выводами. Это как снежный ком нарастает, расширяется, создаются другие комментарии. Всё становится непостижимо огромным, особенно для человека живущего всё меньше и меньше в эпоху кали. Можно забыть, что  возможно быть структурированным в вере по всем этим многочисленным писаниям. И даже весь Бхагаватам осилить слишком сложно обычному человеку, не то чтобы написать к нему комментарий. Но есть основы, которых достаточно.  


.14. Итак, если мы не собираемся быть великим гуру и чётко понимаем сейчас к чему всё это, то нам нет никакой нужды застревать на этом доказательстве всех этих комментариев.  Нужно просто любить Кришну.    



ШБК 1.4.1.5

Святые падки на Кришна-катху


.1. Святость ещё не значит быть абсолютно идеальным. Идеальность для всех не существует. Святой для одних будет грешным для других. Это – закон дхармы. Даже если материальными примерами объяснить, получается, что святой шудра, честно выполняющий работу - это осёл для брахмана, т.к. его дхарма есть образование. Точно так же одна душа другой, в зависимости от сварупы, может казаться святой или дурацкой. И это неизбежно. Поэтому искать одобрения всех – это утопия. Этого не будет никогда. Т.е. удовлетворение публичных гуру – это лже-религия т.к. гуру в конечном счёте хочет видеть свою природу в нас, а мы индивидуумы. Черпать удовлетворение нужно только в своей любви к богу.


.2. ШБ 1.7.10.

«Все различные атмарамы [те, кто черпает наслаждение в атме, духовном "я"], особенно те из них, кто утвердился на пути самоосознания, желают нести беспримесное Кришна-бхакти личности бога, несмотря на то, что уже освободились от всех материальных пут. Это означает, что всепривлекающий и всерадующий обладает трансцендентными качествами и поэтому привлекает всех, в том числе и освобожденные души.»


.3. «Удовлетворённые душой мудрецы безразличны ко всем путам, ОДНАКО совершают беспримесное Кришна-бхакти величайшему в деяниях Хари, наслаждаясь его качествами.»

сута увача

атмарамаш ча мунайо  ниргрантха апй урукраме

курвантй ахаитуким бхактим  иттхам-бхута-гуно харих


.4. Этот текст можно комментировать по-разному и Кришна Чайтанья это показывал Санатане госвами. У каждого слова может быть множество трактовок и весь смысл меняется. Трактовок может быть бесчисленное множество, в которых можно черпать различные качества служения Кришне. Это отнюдь не является спекуляциями или жонглированием словами, как любят определять прабхупадисты. Следуя их логике спекулятором является и Гауранга, давший различные толкования этому тексту. Но т.к. Гауранга бог, они не рискуют его так определять. Я приведу лишь три трактовки, зависящие от значения слова апи. Первая уже была, а вторая и третья получается такой:


.5. «Удовлетворённые душой мудрецы безразличны ко всем путам, Т.К. совершают беспримесное Кришна-бхакти величайшему в деяниях Хари, наслаждаясь его качествами.»


.6. «Удовлетворённые душой мудрецы безразличны ко всем путам И ПОЭТОМУ совершают беспримесное Кришна-бхакти величайшему в деяниях Хари, наслаждаясь его качествами.»


.7. В первой трактовке смысл в том, что Кришна всех привлекает и от этого не спастись даже атмарамам. Естественно, что они будут падки на Кришна-катху. Во второй трактовке смысл в том, что служения Кришне достаточно, чтобы победить все отвлекающие соблазны. Если оно полноценное, прикрывает все потребности взаимоотношений с кем-либо, ничто не сможет повлиять на бхакту, который полностью счастлив. А в третьей трактовке смысл в том, что занять себя Кришна-бхакти можно только отринув все путы специально. Таким образом,  в зависимости от значения одного слова апи, Кришна-бхакти и цель и средство и трансцендентный козырь даже для неказистых людей. Этот текст комментируют десятками разных способов, беря пример с Кришны Чайтаньи и это говорит, что догматика должна быть разносторонней, а не авторитарной.


.8. Мирская пустота тебя побуждает искать Кришну или Кришна-катха отвращает от мирских идей, не важно. Три пути приемлемы. Кришна сказал об этом Уддхаве. Для страдающих, привлечение к Кришне происходит через гьяну и отречение, после чего они начинают собранно практиковать Кришна-катху, становясь чистыми Кришна-бхактами. Для наслаждающихся, это происходит через погружение в храмовые дела. Получая свою выгоду в отношениях варнашрамы, они так же находят стимул слушать о Кришне и становятся чистыми Кришна-бхактами. А чистые Кришна-бхакты, которые и в крахе и в выгоде находят значение Кришна-катхе – всегда чистые Кришна-бхакты, давно пройдя все колебания двойственности.



ШБК 1.4.1.6

Духовная жизнь в миру


.1. Прабхупада говорит, что есть Кришна-бхакти в материальной сфере, а есть в духовной. В материальной сфере оно проходит в восемьдесят одном социальном качестве подобных скромности, смирению, отказа от насилия и т.д., т.е. качествах непосредственно не обращённых на форму Кришны. Эти качества обращены на окружающих. С этого начинается опыт служения богу. Т.е. это – сахаджия в дасья-бхаве. На социальном уровне мы учимся служить другим почтительно. Мы делаем это для того, чтобы приблизиться к нему и понять его.


.2. ШБ 1.7.10.ком.

«Беспримесное Кришна-бхакти проходит в своем развитии несколько стадий. Кришна-бхакти в материальной сфере имеет восемьдесят одно качество, а выше него стоит трансцендентная практика Кришна-бхакти, которая едина и называется садхана-бхакти.»


.3. Люди встречаются на своих службах и учатся прощать друг друга, заботится, изучать писания, исполнять долг и т.д. Всё это – служение в материальной сфере. Не имея в сознании соответствия Рупа-виласе, лелеемому образу Кришны и уровню отношений с ним, это служение является препятствием развития бхакти, остаётся на материальном уровне и как бы совершается без веры, формально. Нужно стараться достичь соответствия наших отношений с окружающими, обращения к Кришне и его спутникам. Это – сахаджия практика. Мы предлагаем в спутники Кришны наше окружение и взращиваем необходимые духовные чувства, готовясь перенестись в духовный мир, заполненный этими составляющими.  


.4. Ортодоксами считается, что если адепт служит самому Кришне или сейчас мнит его рядом с собой, то он поганый сахаджия, материалист, а тот, кто служит его окружению (а более конкретно им, ортодоксам), тот на самом деле ему служит. Но мы здесь у Прабхупады видим, что всё это может совершаться в материальной сфере, если нет отношений с Кришной.


.5. Унять это противоречие способна только сахаджия. На третьей стадии сахаджии, человек начинает служить окружающим, считая их близкими спутниками Кришны. На свою жену человек учится смотреть, как на гопи, на детей, как на друзей Кришны. В некоторых случаях он начинает относится к ним даже так же как Кришне. Но видя это, ортодоксы снова не довольны. Они снова называют нас презрительно материалистичными, даже когда мы научились чтить бхакт на том же уровне, как и бога, как они и просили.


.6. На самом деле им более приятно видеть даинья и раудра-бхаву между бхактами. Дело не в нашей неправоте. Они ограничены бхавой. Им невыносимо видеть, как они обмениваются «телячьими нежностями». Подобная зависть столкнула их с Голоки. Если мы это превозмогаем и не отказываемся от нежности к Кришне и его бхактам в бхакта-ватсалье по крайней мере, мы достойны Голоки.


.7. На Голоке даинья и раудра – бхава – это дорога на границу и далее в материальный мир. Мы сейчас должны притягивать к себе ватсалью, сакхью, мадхурью или хотя бы нормальную дасью, без самоуничижения, присущего более даинье. Когда этого не хватает, появляется потребность в косвенных бхавах и живое существо перемещается в обители бога, ища удовлетворения тем или иным набором чувств и атмосферой. В конце концов, спускаясь в миры подобные Раураве, где от гнева некуда деваться. Не важно, по религиозным соображениям или нет, если мы всё время в гневе, мы движемся в ад. И не важно, по религиозным соображениям или нет, если мы в нормальной ватсалье или в сакхье, мы движемся в центр Голоки. Именно поэтому, сахаджии, направившие эти чувства друг на друга, если это естественно, являются практиками Кришна-бхакти.


.8. Цель всего – удовлетворить Кришну. Кришна – личность, а не догматик. Поэтому, в один момент ему может нравится личное, а в другой общественное служение. Поэтому нельзя однозначно сказать, что вот это было твоё сахаджийское материалистичное служение, а то было бы духовное, где бы ты отверг мирское общество. Кришна может оказаться доволен даже тем, что мы увидели его в туче. Поскольку он находится в сердце, он видит какое воодушевление мы черпаем, глядя на тёмную тучу, напоминающую его цвет кожи.


.9. Кто-то может посмеяться, не знакомый с тонкими высшими эмоциями, но раз состояние сахаджии наступает даже при виде тучи, то что говорить о сверхестественных чувствах сахаджии при виде людей, напоминающих нам об общении с Кришной? Разве пересмешники способны это понять? Они грубы. И разум грубых людей скуп к эмоциям. Он их не оценивает. В духовном мире им нечего делать, т.к. там всё соткано из ценных эмоций.


.10. Ещё вопрос в том, на сколько мы сами чувствуем духовную связь и близость, практикуя сахаджию. Соответствует ли это поведение нашей Рупа-виласе, заключающей в себе образ бога, его качества, имя, обитель и окружение? Ясно, что соответственное служение для нас будет особенным и Кришна в нашем сердце будет очень счастлив его видеть, проявляя обитель и себя в других, раскрываясь и наполняя собой атмосферу. Мы должны быть в контакте с этой формой бога. Если в сердце маленький Кришна, нужно практиковать сахаджию, заботясь о кротких и простых людях. Если там Кришна-учитель, нужно почитать старшего, гуру. Если для нас близок Кришна – друг, то нужно общаться в сахаджие с теми, кто любит равные отношения. Мы должны быть избирательны и соответствовать своей роли и природе...  


.11. Чтобы пойти в духовную сферу близости к богу, мы должны начать со служения непосредственно этой Рупа-виласе Кришны, следя за эффектом, при Кришна-катхе и арчане, не застревая в пустых для нас вещах, на отношениях не подходящих предназначению нашей души. А уже затем, укрепившись, нужно переносить свою любовь на окружающих. Вначале нужно совершать садхана-бхакти, т.е. заниматься девятью формами чистого Кришна-бхакти исполняемыми регулярно. Слушать, прославлять, помнить, молить, выражать почтение, совершать службы, прислуживать, дружить и вручать себя Кришне через его образ и рассказы о нём. Эта практика считается основой, потому что не распыляясь на другие живые существа, можно всё же служить им всем, т.к. бог – их объект служения. Но достигнув определённого умения владеть бхавами, мы можем поделиться ими с подходящими живыми существами.


.12. Кришна - корень всех душ и потому, служение ему означает служение всем живым существам. В садхана-бхакти мы обязываем по началу себя утром и вечером слушать о Кришне и прославлять его. Например, читая по одному рассказу и напевая Харе Кришна какое-то время. Это начнёт нас сильно одухотворять и начнут пробуждаться духовные чувства. Все, кто будут видеть это простое занятие, будут приобщаться к чистой бхакти вне всяческих нюансов религиозного мира. Ватсалья или сакхья бхава не может быть индуистской, христианской или мусульманской. Если бхава чиста, кто может сказать, русская эта любовь, индийская, верная или неверная? Матери Прахлада махараджа и Дхрувы махараджа просто любили своих детей, посвящённых богу. Эта привязанность стала чистым обменом бхавой и так они получили свой путь к богу, даже не прибегая к религиозной практике. Просто любя своих детей чистой материнской любовью, они достигли духовного мира, который и существует для этих красивых чувств.


ШБК 1.4.1.7

Ступени развития любви


.1. В садхана-бхакти начинают пробуждаться чувства проходя девять стадий.

1)влечение,

2)любовь,

3)привязанность,

4)сильное чувство,

5)близость,

6)верность,

7)следование всепривлекающему,

8)экстаз,

9)острое чувство разлуки.


.2. ШБ 1.7.10.ком.

«Когда беспримесная садхана-бхакти, созревая, превращается в трансцендентную любовь

ко всепривлекающему, начинается трансцендентное любовное служение ему, последовательно проходящее через девять стадий любовного служения: влечение, любовь, привязанность, сильное чувство, близость, верность, следование всепривлекающему, экстаз и острое чувство разлуки.»


.3. Т.е. при правильном слушании у нас возникнет влечение снова слушать о Кришне. Кришна - всепривлекающий. Поэтому, нужно ожидать влечения к нему, если мы затронем рассказы о нём. Мы должны это почувствовать, т.к. это - подтверждение того, что всё работает правильно и мы слушаем из правильного источника. Например, когда Кришна Чайтанья пел Харе Кришна, влечение чувствовали все. Их привлекала его любовь.


.4. Поэтому слушать нужно от человека испытывающего любовь к Кришне или мы сами должны её испытывать, слушая такое воспевание. Тогда нам начнёт передаваться некоторое влечение служить и в конце концов эта любовь углубится воспеванием. Нам захочется выражать Кришне любовь. Любовь, это когда возлюбленные обмениваются выражениями чувств, наслаждаясь этим. Таким образом, в процессе развития Кришна-катхи, мы ощутим взаимоотношения с Кришной, его ответ, порождающий влюблённость, а затем почувствуем настоящую любовь.


.5. Разумеется, что это выражение и получение чувств станет спонтанной привычкой и мы привяжемся снова и снова чествоваться Кришна-катхой и Кришна-севой. Наши чувства будут усиливаться до состояния близости к Кришне. Ощущая эту близость, мы захотим хранить ему верность. Далее просто откажемся его покидать и будем следовать за ним лично по пятам. Чувства перерастут в приливы экстаза, такого как слёзы, дрожь тела, срывающийся голос и достигнут своей остроты в состоянии разлуки от потери Кришны из вида, от которой живое существо как пуля вылетает из материального мира. Острое чувство разлуки – порох для пули. Некоторые люди в разлуке стреляют себе в висок, не могут жить без возлюбленных. Наша разлука так же стреляет, но не пулей, а сама душа вырывается из тела через макушку головы. Она как ракета, а тело – пусковая установка. Разлука – это горючее, достаточное количество слёз по Кришне.


.6. Когда пуля или ракета вылетает, их подталкивает огромное давление. От них отстыковывается по мере движения различные части, ступени. Точно так же, наша разлука отшвыривает различные ступени, чтобы сама душа добралась до атмосферы Голоки Вриндаваны.



ШБК 1.4.1.8

Садхана отношений с Кришной


.1. Стадии развития любви - не что иное, как достижения различных оттенков отношений с Кришной. Поэтому в садхана-бхакти нужно развивать именно эти впечатления от отношений. Нужно созерцать Кришну, затем желать сделать для него что-то, как слуги, затем как родители, как друзья и как возлюбленные. Высчитать своё развитие отношений  в данный момент очень просто по характеру служения. Если там пассивное наблюдение, то там шанта-бхава. Если там возникла верность наставлениям, то там дасья-бхава.


.2. ШБ 1.7.10.ком.

«Влечение пассивного бхакты в своем развитии может дойти до стадии трансцендентной любви к богу. Влечение же активного слуги может развиться до ступени верности, а если бхакта находится в дружеских отношениях со всепривлекающим, он может достичь стадии следования ему. Этой же стадии достигают бхакты, находящиеся в родительских отношениях с ним. Экстаз бхакт, находящихся со всепривлекающим в любовных супружеских отношениях, может развиться вплоть до стадии, на которой они испытывают острое чувство разлуки. Таковы некоторые из качеств беспримесного Кришна-бхакти.»


.3. Становится понятно откуда тяга следовать за Кришной, бегать за ним, удерживать подле себя. Это - стадия развития характерная для сакхья и ватсалья-бхавы. Кто виноват в такой наглости? Никто. Это – естественное развитие отношений. Но гуру обвиняют меня в том, что я не бхакта именно по этой причине, потому, что развиваясь привязался к Кришне лично. Странные гуру, хотят развития и запрещают его. Благодаря этому противоречию я впадаю в острое чувство разлуки, стесняясь общения с Кришной на виду, поднимающее меня ещё выше в любви до стадии паракийя-бхавы или запретной любви. Так меня готовят. То, что даже ватсалья и сакхья запретна теми, кто стоит на уровне дасьи, толкает чувства в более острые формы любви. Таково значение этого противоречия... Любовь проходит через состояние разлуки только в присутствии всяческих дасов, отнимающих Кришну.


.4. Достижения экстаза естественно для моего киртана. Это приносит ощущение очищения и приближения к богу. Такой экстаз так же не признаётся бхактами за настоящее, что ещё более отдаляет меня в их обществе от Кришны и усиливает экстаз разлуки. Поэтому, я не могу сказать точно, к каким отношениям я теперь сформирован, видя все эти стадии в себе в разных обстоятельствах. На эти стадии я бы тоже не вешал вечного ярлыка. Всё в развитии и преобразовании. Кто-то останавливается на конкретной бхаве, а кто-то нет.


.5. Я принадлежу к той категории живых существ, которые могут менять бхавы вместе с формой согласно настроениям Кришны, как это делает Баларама. Он брат и в тоже время старший наставник и у него есть форма манджари. Мне присущи разные состояния бхавы. То, что служение божествам моё больше напоминает ватсалья-бхаву, ещё не значит, что дасья-бхавы вообще нет. Куда же девается в высших бхавах другое служение, дасья и шанта? Они развиваются в служение в лучшем качестве. Быть другом или родителем не значит не служить. Это значит служить теснее, довереннее. Так что предыдущие достижения не утрачиваются, а улучшаются.



ШБК 1.4.1.9

Всё в Кришне нематериально


.1. Личностной формы Кришны достаточно для совершенствования в духовной жизни. Если мы не можем этого себе позволить, тогда наша сфера станет материальное служение в каком - либо обществе, вдали от Кришны, мельком относящеяся к нему. Постепенно мы должны добиться садханы отношений с Кришной самим и через неё развить чувства любви. Это чувство - признак достижения совершенства.


.2. ШБ 1.7.10.ком.

«Личностная форма Шри Кришны настолько привлекательна, что в ней заключена вся привлекательность, все блаженство и все вкусы настроений (бхавы). Она так привлекательна, что никто не захочет променять ее ни на какие материальные наслаждения, мистические силы и освобождение. Это утверждение не нуждается ни в каких логических доказательствах. Живое существо привлекают качества Шри Кришны, это заложено в самой природе живого существа. Следует твердо усвоить, что качества всепривлекающего не имеют ничего общего с материальными качествами. Все они исполнены блаженства, знания и вечности. Качества Кришны бесчисленны, и кого-то привлекает одно из них, а кого-то - другое.»


.3. Следует твёрдо усвоить, что привлечение качествами Кришны не носит материальный характер. Материально, значит поверхностно. Многие гуру часто путают с мирскими чувствами, чувства к Кришне. Но это не так. Чувства к Кришне заложены в самой нашей глубинной природе и потому, их спонтанное проявление - есть влияние духа, а не материи. Человек не может просто привлекаться к картине и любить её, если она не наполнена духом. Невозможно любить нечто мёртвое. Это отражение некоторой грани духовной энергии в нас.


.4. Если бхакта питает чувства, значит чувствует общество Кришны. Это - его реальность. Кто-то чувствует одно чувство, кто-то другое по отношению к Кришне. Они не обязательно смогут понимать друг друга, как следует из практики. Но следует принять, что качества бога бесчисленны. Нужно сосредоточиться на том, что важно именно для нас, полагая, что все остальные тоже при деле, на своей стадии развития и обретения значения.



ШБК 1.4.1.10

Как чистый бхакта обязан потерять привязанность к религии


.1. Нам обязательно нужна сильная привязанность к кому-то яркому и привлекательному. Как говорят: «Красота спасёт мир.» Поэтому, Кришна спасёт нас. Если мы погрузим ум в его качества, нам хватит всего наслаждения на столько, что мы оставим все низшие вещи и все проблемы уйдут. Такова эта сила привлекательности. Не стоит от неё отмахиваться из гордости, т.к. она для нашего блага. Привязаться к красоте Кришны не является слабостью и чувственным наслаждением. Скорее наоборот. Это является высшим достижением в контроле чувств. Без этого мы не откажемся от низшего. От этого и зависит, противостояние низшему, материальному уровню чувственной деятельности, где отторжение Кришны ведёт к материальным, поверхностным чувственным наслаждениям. Поскольку прабхупадисты противостоят такой сахаджие, их адепты лицемерят.


.2. ШБ 1.7.10.ком.

«Личные свойства и трансцендентные качества всепривлекающего поглощают все мысли и чувства чистого Кришна-бхакты. Такова сила привлекательности Кришны. Она настолько велика, что чистый бхакта полностью освобождается от стремления следовать любому из четырех принципов религии. Такова привлекательность трансцендентных качеств Кришны.»


.3. Разобравшись, какая разница между мирским и духовным уровнями чувств, мы несомненно захотим сохранять духовный, глубинный уровень наслаждений и это возможно только сильно привязавшись быть с Кришной постоянно. Эта привязанность такова, что даже религия перестаёт волновать. Обычные люди не понимают какова разница между религией и любовью к богу. А разница в том, что религия оставляет чувства в материальной сфере, а любовь к богу направляет все чувства на избранное, на него лично с тем, чтобы развивались отношения вплоть до состояния возлюбленных, хотя это непосвящённым кажется утопией. Именно в таком состоянии все чувства сильно поглощены объектом любви, и почитание бога становится высшим. Бог не только может, но и очень хочет быть таким похитителем всех чувств, Хари.


.4. Бог у каждого свой, т.е. его ипостась для каждого индивидуальна через их сердца и потому незачем завидовать близости другого или ревновать это, считая вызовом своему божеству. Именно таким личным образом он общается со всеми, в зависимости от степени веры.

Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz