ШБК 1.3.10

Книга 1, том 3, глава 10


Обоснование личности в вере

Конфликт с традиционностью



ШБК 1.3.10.1

Книга 1, том 3, глава 10, статья 1

Проявленность бога


.1. Мы уже говорили, что воспевание игр и качеств Кришны приводит в совершенном духовном теле к ощущению его присутствия постоянно. И пока наше тонкое тело не способно это выдерживать, мы будем довольствоваться лишь небольшими визитами Кришны. Не смотря на это, нужно продолжать слушать и пересказывать самые сокровенные, гухьянам, повествования, приводящие в дрожь тело. Мы должны чувствовать этот нектар присутствия Кришны.


.2. ШБ 1.6.33.ком.

«Так, как он абсолютен, он может появиться в образе, прославляющем его, ибо этот образ неотличен от самого всепривлекающего. Шрила Нарада воспевает славу всевышнего не ради личной выгоды, а потому, что его прославление тождественно самому всевышнему. Для Нарады муни трансцендентное пение - это способ ощутить присутствие всепривлекающего.»


.3. Служение Кришне всегда на благо тому, кто служит. Кришна так милостив, что когда ему служат, он принимает это и возвращает больше и могущественнее служение нам. Например, мы предлагаем ему обыкновенную подчас еду, а Кришна предлагает нам трансцендентный прасад. Еда не просто остаётся, а становится трансцендентной, могущественной милостью Кришны. Мы принимает остатки пищи Кришны, в которой заключено могущество его чувств и эмоций, пробуждающих душу.


.4. Любить Кришну, вкушая его пищу, становится гораздо легче. Это сильно сближает. Так что, когда мы поём славу Кришны с любовью, Кришна присутствует и вкушает её, оставляя нам остатки своих эмоций. Чем искреннее мы прославляем его, тем сильнее он наслаждается и эти звуки оказывают на нас экстатический эффект.


.5. Экстаз или личное наслаждение проявляется от прямого воздействия общения Кришны, в котором он наслаждается. Он присутствует рядом, сильно удовлетворённым, и от того эмоции становятся проникновенно экстатичными. Когда мы будем заняты привлекательными для Кришны вещами, мы будем ощущать, что он доволен и наоборот. Бывает так, что по писаниям заняв себя, мы чувствуем угрюмость, Кришна неудовлетворён. Так было с Вьясадевой.


.6. Но бывает так, что нарушая все заветы писаний, мы чувствуем экстаз просто слушая о Кришне в отчаянной бхакти. Так делали гопи. Это от того, что любовность бхакти имеет большее значение, чем правила писаний. Там, где нет любви, там нет бога и там существуют лишь правила ритуала, даже вопреки предпочтениям бога. А где есть любовь, никаких правил быть не может, всё основано на экстатических переживаниях и потому спонтанно. Тех, кого мы любим, мы любим не по правилам. Мы их просто любим.


ШБК 1.3.10.2

На маленьком плоту любви к Кришне


.1. Нарада продолжает восхищаться воздействием воспевания славы Кришны. Заняв себя этим позитивным образом и не делая ничего другого, можно как на лодке пересечь океан материального существования. Мы должны избрать одну лодку. Мы не можем одновременно поплыть на нескольких лодках. Если мы избрали лодку повествований о Кришне, то нужно плыть на ней уверенно. Нарада сам подтверждает, что переплыл все трудности благодаря этому. А что мешает нам?


.2. ШБ 1.6.34.

«На собственном опыте я убедился, что те, кто не знает покоя из-за желания соединить чувства с их объектами, могут пересечь океан невежества на самом подходящем для этого судне, которым является постоянное воспевание трансцендентных деяний личности бога.»


.3. Мы попадаем на причал, на котором стоят сотни мошенников, предлагая нам различного типа лодки. Кто-то предлагает «Титаник», присоединиться к большой организации. Кто-то моторную лодку, катер механической практики. Кто-то вызывается капитаном дальнего плавания, набирая матросами на тяжёлый труд глупых людей обязанных ловить для него рыбу. Но только лодка, на которой можно плыть, слушая и прославляя Кришну, доставит нас на берег Кришналоки, сразу же создавая атмосферу места предназначения. Таким путём приплыл Нарада. Однако он воспевал более Вишну, чем Кришну и потому сделал остановку в границах миров Кришны и Вишну.


.4. Он не встревал в организации и не строил храмов, не занимался механическими ритуалами. Он просто произносил речи прославляющие Вишну и пел песни собственного сочинения, описывающие бога. Это и была духовная лодка. Чтобы не происходило, как бы не качало волнами эту лодку, Нарада продолжал произносить слова во славу всевышнего и петь о нём. Он твёрдо верил в эту лодку. И действительно, все волны она выдерживает и доставляет к месту назначения. Никакие акулы и рифы не могут уничтожить эту непотопляемую лодку. Она отскакивает от зубов акул философии, от выступов скал, оскалов религии, и несёт всё дальше и дальше через океан материального существования, полный опасностей, к берегам настоящей жизни.


.5. Многие помнят песню Юрия Лозы «Мой плот».  Смысл её очень хороший.

«На маленьком плоту сквозь бури дождь и грозы… я тихо уплыву…

Я не от тех бегу кто беды мне пророчит…а рифмами наполнить мир, в котором я живу.

Но мой плот, свитый из песен и слов, всем моим бедам на зло вовсе не так уж плох…»


.6. Пение о Кришне это такой же проект. Мы хотим наполнить эмоциями, рифмами наш внутренний мир. Многие, глядя на это, пророчат нам беды. И действительно, вокруг штормит. Не всё гладко. Но, мы можем наполнить себя непотопляемым творчеством души и плыть всему вопреки... Наш плот не так уж плох. Он волшебный для тех, кто верит в него.


ШБК 1.3.10.3

Театр о Кришне


.1. Несомненно, если нам не хватает чувств и впечатлений, мы будем всматриваться в игру актёров. Так или иначе, нам нужно какое-то особенное чувство и мы будем о нём думать, искать этого вкуса. Мы не сможем себе изменить в своей жажде. Заставить перестать чувствовать, действовать и желать живое существо не может по определению. Видя это, Прабхупада говорит, что вместо того, чтобы смотреть игру актёров, лучше обращать внимание на игры Кришны и занять свои чувства этим. Причём, он не просто это говорит, а выводит смысл из законной природы живого существа действовать, чувствовать и желать. Т.е. если человеку запретить или ограничить чувственное восприятие Кришны, он будет вынужден искать чувственного восприятия в миру.


.2. ШБ 1.6.34.ком.

«Никто не в силах остановить умственную деятельность живого существа, заставить его перестать ощущать, желать или действовать. Но если человек хочет обрести истинное счастье, он должен всего лишь изменить содержание этой деятельности. Вместо того чтобы рассуждать о политической деятельности какого-нибудь смертного человека, можно обсуждать политическую деятельность самого всевышнего. Вместо того чтобы упиваться игрой киноактеров, можно направить свое внимание на деяния всевышнего и таких его вечных спутников, как гопи и лакшми.»


.3. Всё вроде как понятно… Но поощряет ли это официозное движение сознания Кришны? Совсем нет. Они называют тех, кто обращает свою чувственность на игры Кришны, вероотступниками. Это – очень интересное явление человеческого лицемерия. Хотя им заведомо известно, что занять людей может лишь переключение с материальной чувственной деятельности на духовную чувственную деятельность, когда люди принимают эту идею, они становятся крайне недовольны, критикуя их за это т.к. тем остаётся интересно и мирское… Пока им недостаёт общения с Кришной, они восполняют его в мирском, косвенным служением ему. Гуру их критикуют за это. И тогда разочарованные неофиты оставляют игры Кришны и обращаются просто к играм актёров т.к. те вполне рады вниманию и почитанию, в отличии от версии гуру о Кришне.


.4. Безумные проповедники снова их критикуют, призывая направить чувства на Кришну, а не прозябать в майе. Те доверяются в последний китайский раз и, получив снова ненависть к их духовной чувственности, становятся нигилистами, последователями философии пустоты и безразличия к любым чувствам, желаниям и деятельности. В обществе прабхупадистов подавляющее большинство людей представляются с убитыми духовными чувствами и подавленной духовной личностью, близкие к самоубийству или уничтожению своей индивидуальности. Они очень раздражительны из-за этого. Это то, чего наразвивали под управлением  полоумных гуру, отклонившихся от чистого Кришна-бхакти. И то и то им неказисто т.к. они имперсоналисты. Таков мой вердикт.


.5. Мы пойдём другим путём, путём сахаджии, извлекая духовную пользу даже из материи, благодаря Кришна-бхакти. Вместо того, чтобы желать и чувствовать материальные объекты, нужно чувствовать и желать Кришну даже через материальные объекты. Нужно вложить в это свою веру так, чтобы это было Кришна-бхакти. Если нет качеств, которые нам нужны, чтобы поверить в Кришну таким образом, нужно их найти, пробудить, создать и так или иначе приковать сознание к ощущению Кришны в разных жизненных ситуациях. Одно из значений имени Кришны – высшее наслаждение.


.6. Различные проявления бытия, привлекающие нас высшим наслаждением, являются яркой искрой Кришны. Мы не привлекались бы этим, если бы это не было косвенное проявление Кришны. Богатство, мудрость, сила слава, красота, отречение, это основные качества, к которым нас влечёт на основании того, что всё это есть в Кришне. Умение видеть олицетворение своего влечения вечным источником наслаждения, идя даже к бренному богатству, к красоте, к мудрости и т.д., есть преманджана чхурита бхакти вилочанена, увлажнение глаз бальзамом любви к богу.


.7. Будем мы читать об играх Кришны, ухаживать непосредственно за божествами или так же мнить, что та или иная ситуация происходящая с нами уже символизирует наши отношения с Кришной, во всех этих стадиях духовного развития мы должны посвящать свою изначальную чувственность и желания Кришне, а не отбрасывать их. Если в сердце есть вера в то, что божество – Кришна, мы будем получать нужный эффект духовной жизни, общение.


.8. Божество  сделано из обычного металла, дерева, камня, т.е. неперсонифицированной материи, но глядя на него глазами любви, мы одухотворяем это своей Рупа-виласой из нашего сердца и так обретаем эффект общения с богом. Точно так же, на высшей стадии духовного развития, человек может увидеть бога в любви к ближнему, согласно своей изначальной чувственной бхавы. Обретя это качество, следует практиковать сахаджию и обучаться служению Кришне на частичном воплощении нашей Рупа-виласы в материи. Образ Кришны, который наиболее желанен, мы должны притягивать своей верой в частичные персонификации его сначала в Кришна-катхе, затем в божествах и, наконец, в избранных людях.


.9. Мы должны понимать, что учимся почитать Кришну на символах, которые он нам предоставляет. В отличии от искусственной системы гуру, где навязывается символ Кришны моральным давлением, дедовщиной, мы должны делать свой выбор человека, который нам помогает обрести этот символ отношений с Кришной, через нашу настоящую потребность в бхавах. Например, для меня совершенно очевидно, что таким символом отношений с Кришной я могу воцарять лишь пробуждающих ватсалья-бхаву. В общем, те, кто умудряются вызвать мою ватсалья-бхаву, те становятся атрибутами, параферналиями моего обучения служению Кришне. И с этим я ничего не могу поделать. А что касается гуру, то т.к. моя бхава-ватсалья, то когда я к ним приближаюсь, я начинаю вести себя как старший, что их сильно смущает, моя бхава не может найти приюта. Понимаете? В зависимости от коренной бхавы, персонификация Рупа-виласы в ближних может быть реализована только избирательно.


.10. Может показаться, что дело в возрастных ограничениях, что я чувствую игры Кришны в детях и не чувствую этого в гуру. Но когда Кришне было даже 120 лет, он умудрялся вызывать ватсалью у своих родителей. Дело не в возрасте. Нитьянанда был огромного роста и в годах, когда был принят с огромной ватсальей Малини, как её ребёнок. Тут совершенно дело не в размере тела или в возрасте. Тут дело в сознании ребёнка… Кротость Кришны и почтительность к старшим, желавшим заботится о нём, вызывали у Яшоды приливы материнской любви…


.11. Бывает и наоборот, ребёнок может вести себя как взрослый, отталкивая материнские чувства отчуждённостью, непочтительностью, неприятием заботы и ласки. Это – сильный удар по ватсалье. Например, я получил удар по ватсалье к божествам в храме, когда руководство решило, что я божествам не подхожу. Более не было кротости. Находиться в другой бхаве я не смог больше. Держа ранее в руках стопы божеств, я не мог спокойно проходить мимо. Я не мог просто тупо работать. Сердце постоянно требовало мою Рупу-виласу. И в конце концов я купил свои божества. Чувства к ним пытался осквернять мой бывший гуру, стараясь заставить меня выражать почтение им, как он того желал, с некими тупыми мантрами и жестами. Я же не мог быть в дасье. Я мог видеть в божествах только своих детей, которым нужно не служение, как богам, а простая забота. Такова реальность духовной жизни под покровом Йогомайи. Так я перестал появляться перед гуру и вообще перед прабхупадистами со своими dietis – божествами-детьми.


.12. Точно так же, я избегаю проецировать свою Рупа-виласу в их обществе на кого бы то ни было, т.к. они неизбежно оскверняют чувства, сбивают высшие бхавы на даинью или даже раудру. Никто не учил их бхавам. И если кто-то пытается их учить, они считают это скверной. Нередко можно слышать от прабхупадистов, что их смущает, когда взрослый человек ведёт себя как ребёнок. Это означает, что если бы они увидели Нитьянанду и никто им не сказал, что это бог, они бы сочли его просто вероотступником и недоразвитым. Это – очень глупые существа и не зря Кришна сказал, что от глумящихся над его человечностью он скрыт завесой глума. Пока те глумятся над его играми с бхактами, они сами себе закрывают возможность ощутить любовь.


.13. Нитай был так прост, что нередко ходил без одежды, как трёхлетний деревенский мальчик. Его ничто не смущало так бродить по улицам. При этом, окружающие его бхакты прекрасно подстраивались под его лилы, стараясь заботиться о нём, опекать и одевать. Он капризничал, но видя чистую ватсалью или сакхью, он соглашался одеваться. Он подчинялся только любви и ничему больше. Множество брахманов и мирских религиозников – прабхупадистов, корчилось от гнева при виде его. Им казалось, что тот нарушает религиозные принципы точно так же, как Брахме казалось это, когда тот наблюдал за детскими играми Кришны. Нитай не обращал на них никакого внимания и постоянно находился в блаженстве.


.14. В нашем случае, Кришна-бхактам не прощают не то, что попытки до такой степени впасть в безалаберное детство, а даже намёк на наивность, непосредственность чувств. Начинают порицать. Называют презренно большими детьми, совершенно не понимая, что для тех, у кого Рупа-виласа в ватсалья-бхаве, они – представители милосердия Кришны. Прабхупадисты все, как правило, имеют Рупа-виласу в дасье, даинье или бибхатсе, хотя их подлизы хотят выдать, что их сварупа – в мадхурье. Они не могут адекватно воспринимать более близкие отношения между бхактами. Что говорить о боге? Поэтому в обществе они называют друг друга прабху, господами. Но даже это для них абсурд т.к. если они называют других прабху, то почему не учатся уважать желания таких прабху? Они даже дасья-бхаву как следуют не практикуют, искажая опыт для своей бхакти. Чаще всего они практикуют раудра расу на человечность Кришны и его бхакт. Ни о какой мадхурье в их сварупе не может быть и речи судя по их вкусу презирать её в других. Она на столько им презрительна, что даже ватсалью и сакхья бхаву к Кришне они считают сексуальными извращениями. Их легко вычислить по манере смеяться и опошлять чистые чувства к Кришне. Они их считают во первых материальными, а во вторых пошлыми. Как демоны, они считают, что у бхакт, как и у всего мира нет никакого другого основания, кроме вожделения. Их легко вычислить разумному человеку, даже если те одеты в вайшнавские одежды и жонглируют словами о религии. Не сомневаюсь даже, что желая поработить меня, они будут измываться над моими потребностями в обмене чувствами с Кришной. Лучшие эмоции ими будут выставляемы самыми отвратительными. Поэтому, я не скуплюсь на критику их идеалов. Она совершенно заслуженная для людей данной идеологии. Они не в состоянии терпеть человеческие чувства не только к Кришне, но и к другим, к кому мы испытываем родительские или дружеские чувства, совершенствуя свою бхаву отношений с Кришной.


.15. Может возникнуть вопрос, можно ли так поступать вообще, проецируя свои чувства к Кришне на других? Ответ мы находим в рассказах о Яшоде. Когда она встречала тех, кто напоминал ей о Кришне, она относилась к ним как мать, с той же любовью. Например, к Уддхаве и даже к девочке, Шримати Радхарани. Она говорила Радхарани, что чувствует к ней такую же любовь, как к Кришне и называла дочкой т.к. та очень сильно любила её сына. Мы должны хорошо понять эти принципы перепосвящения бхавы тем, кто напоминает нам о Кришне и сочетается с ним. Мы должны позволить себе учиться на косвенных признаках экстатической любви, что называется практикой випраламбха-севы. Эта тема вызывает множество нареканий от непосвящённых, так называемых прабхупадистов, но она является реальностью духовной жизни бхакт и мы должны её понимать. Я касаюсь её дозировано сейчас, но к десятой песне я всё обосную более ясно.


.16. Многие пишут романы с особой влюблённостью. Не все могут это полностью разделить, но всё же, те, чья Рупа-виласа имеет схожую структуру, те склонны считать это своим кумиром, снова и снова обращаясь в мир этого романа или фильма.  Это естественно. Роман о Кришне, где бы воспевалось бы то уникальное наше чувство любви и близости к нему, множество удивительных ощущений, был бы прекрасным способом совершенствовать нашу духовную жизнь. Если попробовать писать такой романчик для себя, легко найти настоящее счастье. К тому же это будет замечательной медитацией на бхавы Кришна-бхакти, развивающей духовные чувства.


.17. Хотя, то, что записано в писаниях так же увлекательно, все эти рассказы о гопи, разве можно описать всё во всех спектрах? Мы имеем право описать в своём спектре для себя что-то ещё и открыть свой, индивидуальный мир, новую вселенную развлечений Кришны, отличную от той, что известна большинству. И это будет наша идеальная планета Кришна-катхи, Кришна-лока.


.18. Возможно, многие Кришна-бхакты обескуражены ударом имперсонализма по их Кришна-бхакти и Кришна им кажется осквернённым различными философиями, недосягаемым, противоречивым идолом. Я предлагаю излечить себя от этого, занявшись составлением собственного романа о Кришне, поиском собственного связующего звена с ним в виде интуитивных символов. Последуйте интуиции и она вернёт вам ваш духовный иммунитет, сформирует надёжно ваш духовный образ и реальность высшего порядка.  Если мы будем в неё верить, мы попадём именно туда, в нашу прекрасную реальность. По вере вашей да будет вам.


.19. Гопа Кумар даже на Вайкунтхе умудрялся видеть, в её четырёхруких жителях,  мальчиков-пастушков, гопи и Гопала. Он учился. Его Рупа-виласа вела его на Кришналоку. Был ли он материалистичным сахаджией, стремящимся наслаждаться Кришной, вместо того, чтобы служить как прабхупадист, с благоговением? Прабхупадисты скажут, что я всё понапридумывал и увожу людей с пути истинного. Но тогда все жители Враджа тоже уводят в иллюзию, т.к. йогомайя заставляет их видеть Кришну даже там, где образа нет. В состоянии разлуки они грезят, что видят Кришну друг в друге, повторяя игры… Прабхупадисты никогда не смогут получить посвящения в это таинство, поскольку они сами себе в этом отказывают, идя на поводу материалистов-гуру.


ШБК 1.3.10.4

Гармония выше аскез


.1. Итак, здесь мы можем выявить истинный смысл религиозной практики ограничений, где особое место уделяется постам, аскезам, обетам, послушанию, ритуалам. Постараемся запомнить, что всё это совершается лишь для того, чтобы освободиться от беспокойств, причиняемых желаниями и особенно похотью. Замечательно необходимость этого проиллюстрировано в Бхагаватам на примере птицы, которая несёт в клюве добычу и её из чёрной зависти атакуют другие птицы до тех пор, пока она не бросит добычу. Йога – это значит скрытно обходиться малым, бросить слишком страстно желаемую окружающими добычу, избавиться от беспокойств, которые они причиняют, завидуя другим. Если бы они не причиняли беспокойств, то необходимость ограничений естественно отпадала бы.


.2. ШБ 1.6.35.

«Обуздав чувства с помощью практики йоги, несомненно, можно освободиться от беспокойств, причиняемых желаниями и похотью, но этого еще недостаточно, чтобы принести удовлетворение душе, так как его [удовлетворение] приносит только Кришна-бхакти личности бога.»


.3. Например, совершенно естественно отвергать половую жизнь в обществе, но это не значит, что есть необходимость её отвергать в семье при достаточных условиях, при достойных обстоятельствах, где нет беспокойств, навязываемых обществом, завистью. Вокруг красивой женщины, слоняющейся в свободном доступе, полно мужчин, которые могут её домогаться, близких к тому, чтобы убить соперников или как-то навредить репутации. Они вроде галантны, но при случае сразу же превращаются в едких преследователей, создавая невыносимые условия, как для себя, так и для этой женщины. Например, звёзды шоу бизнеса. Их личная жизнь терзаема журналистами. В результате зависти их популярности, им часто не удаётся жить нормальной жизнью. Их всюду преследуют завистники, эксплуататоры их сексуальности и личности.


.4. Не поддаваться чарам общественно доступной женщины или мужчины, за которыми тоже есть ажиотаж, есть принцип вхождения в йогу или умиротворение. Тоже самое касается чрезмерно популярного Кришны. Если вы предпочитаете принять версию прабхупадистов о Кришне, вы никогда не войдёте в транс, где нет страха потерять объект любви. Важна  индивидуальность объекта чувств или то, что мы называем бхакти своей Рупа-виласе Кришны. Всё это делается для того, чтобы избавиться от беспокойств вызываемых соперничеством, ревностью, неопределённостью веры, сильно раздуваемой соперниками. Если возможно создать сокровенные условия и сфокусироваться на них, то в объектах чувств бхакти нет вреда. Прабхупадисты избегают обращения своих чувств прямо на Кришну т.к. хорошо знают природу своего окружения, зависть. Они знают, что соперничая друг с другом за правообладание Кришной, они будут мешать друг другу. Избегая этого, они отказываются от медитации на чувства Кришны и предпочитают найти себе его представителя, гуру, что по сути – формальный прототип Рупа-виласа принципа. Если бы у каждого была Рупа-виласа Кришны в нужной форме, соперничества, лишающее прямого общения с Кришной, можно было бы избежать. Поэтому, я ввожу термин Рупа-виласа воплощения Кришны. Если всё это становится объектами беспокойств, то следует отстраниться от них и найти скрытный объект бхакти в своей Рупа-виласе.


.5. Поэтому я призываю людей выражать почтение богу в своём сердце, считая его проявления божественного, так называемую кумирню, своим персональным Кришной, не претендуя на то, что экспансируется Кришной для других. Кришна, танцуя танец мадхурья-бхавы, для каждой гопи создал свою экспансию и, тем не менее, поскольку Радхарани видела все экспансии, она сильно обиделась на неверность Кришны и покинула танец. Т.е. публичность не может быть приемлемым условием умиротворения от объектов чувств, даже в духовном обществе. Публичность заставляет даже Радхарани страдать в своём сообществе во Вриндаване. Она страдает от потери чести в миру, если открывает чувства. Их глубину мало кто может понять. Так зачем различные поверхностные отношения нужны бхакте? За временное и поверхностное признание обществом столько неудобств и боли пренебрежения самым важным, что есть в душе. Зачем?


.6. Мы должны понимать, что наш Кришна только с нами одними и никогда нам не изменяет, не предаёт. Нам незачем знать что-то ещё, для нашей же безопасности. Точно так же Кришна всех тех гопи так же никогда им не изменяет, потому что он проявлялся из их персональной Рупа-виласы. Он – вечный, верный возлюбленный каждого. Он никогда не предаёт бхакт. Он часто так и говорит: «Я всегда буду с вами.» Но ему не верят, не понимая, что он имеет в виду. Только иллюзия заставляет думать, что его распространения – изменники. Когда Йогомайя застилает бхактам глаза, они теряют спокойствие и соперничают друг с другом, придавая играм Кришны остроты и нередко проклинают друг друга ни за что.


.7. Джатила и Кутила постоянно критиковали Кришну за его приставания к Радхарани, хотя та – его энергия любви. Мы должны понимать, что даже Кришна подвергается подавлению его желаний окружающими спутниками, становящимися свидетелями его сокровенных отношений с кем-либо другим. Но могут ли они подавить его влечение и веру в сокровенную связь с ним его бхакт? Конечно, нет. Подавлять чувства нет нужды. Нужно их регулировать так, чтобы они не приносили беспокойства, т.е. избегать завистливых людей, публичного проявления своих чувств. Чувства приветствуются, но только рядом с теми, кто по-настоящему нас понимает. Даже половое влечение…


.8. Возможно ли подавить половое влечение? Даётся совет меньше есть, меньше оставаться без дела, избегать созерцания объектов чувств и т.д. Однако, как бы человек не старался это сделать, он лишь приводит себя к состоянию дисбаланса, затем готовый броситься на кого угодно случайным образом, что показала практика целибата повсюду в мире. В движении Кришна-бхакти это проявилось в том, что в какой-то период критики сексуальных отношений все фанатики резко стали падать и поспешно заводить семьи. Дальнейшее лицемерие не имело смысла. Порой дело доходило до однополых развлечений или ранней половой жизни. Очень часто именно ярые критики страсти более всего становятся подвержены ей. Почему?


.9. Ответ мы находим в следующей части разбираемого фрагмента текста. Человек будет неудовлетворён и это будет беспокоить его не меньше, чем попытки удовлетворяться в среде опасности конкуренции и зависти.


.10. И крайнее отречение и крайняя распущенность нам не подходят. Кришна сказал об этом в Бхагавад-Гите. Только соблюдая режим своей разнообразной деятельности, мы можем облегчить свои страдания. Т.е. не следует есть слишком мало или слишком много, спать слишком мало или слишком много, работать слишком мало или слишком много и т.д. Сдерживать крайности – это основная проблема, а не сами чувства. Чувства должны быть, но в своё время и место, чтобы ум оставался спокойным и искренним, что так важно для Кришна-бхакти.


.11. Если сдерживать вообще своё дыхание, питание, выделение, то в какой-то момент организм будет уничтожать сам себя. Это – простая формула. Всякие попытки контролировать это неправильным образом и остановить вообще – просто причинение себе не меньших беспокойств, чем проблемы способов удовлетворения. Какой же тогда смысл в нашем чрезмерном подавлении чувств, этой религии?  Бхагаватам так и говорит:


.12. «ШБ 11.23. 46. Если ум человека совершенно зафиксирован и умиротворен, то затем, скажите мне, какая нужда совершать ему ритуальную милостыню и другие благочестивые ритуалы? И если ум человека остается неуправляемым, заблудившимся в невежестве, то что проку для него во всех этих занятиях?»


.13. Кришна в Бхагавад-Гите говорил, что слишком мало есть или спать или слишком много, причиняя страдания становится вредно для йоги. Практически, нам достаточно убедиться в том, что сон избавил нас от сонливости, а еда от алчности и т.д.. В этом смысл регуляций, но зачастую этот контроль чувств доводят до абсурда, до самоуничтожения.


.14. Беспокойства от недоедания или недосыпания могут принести большой вред. Например, у человека может быть заболевание желудка и ему обязательно нужно что-то съесть, иначе обострится болезнь. Если его заставлять поститься, то это – преступление, а не Кришна-бхакти. Есть исключения, когда чувства запрещать противопоказано и фанатизм только всё усугубляет.


.15. Если сдерживать, например, дефекацию, то на сколько человеку хватит силёнок его ануса перед давлением испражнений? Не испражняясь регулярно, можно закупорить кишечник и произвести в нём при дефекации язвочки, которые развиваясь приведут к геморою. У старых людей запоры представляют угрозу, т.к. кишечник нерегулярно работает. Какой такой особый смысл в этом искусственном, чрезмерном воздержании от туалета в молодости, чтобы потом в старости страдать от различных последствий этого? Цивилизованный смысл воздержания для ануса, это уйти от крайностей детского недержания и старческой закупорки и прийти к регулярному пользованию туалетом, а не прекращению испражнений вовсе. Тот, кто пытается иначе делать, тот просто сошёл с ума, чувственный имперсоналист. Он не понимает и не хочет понимать природу чувств и вообще природу всего, с чем имеет дело.  Вместо того, чтобы сдерживать испражнения, нужно сдерживать их публичную дефекацию, являющуюся действительным камнем преткновения для умиротворения. Точно так же это касательно половой жизни. Нужно содержать её регулярной, без крайностей и избегать всеядности. Должны быть целомудренные половые отношения.


.16. Сексуальная энергия так же имеет чреватые последствия, когда её сдерживаешь слишком долго. Кришна говорил, что тот, кто не соблюдает ритм для чувств, то не может стать йогом. Может развиться простатит или нервные отклонения, фригидность, повышенная раздражительность. Часто на раздражительного человека говорят, что у него давно не было секса. Это правда. Получается, что воздержанность производит злых и завистливых людей, которые непримиримо борются, как собаки, со всеми, кто на них не так посмотрит. В этом плане, и в армии и в религии важно запретить людям секс для направления их агрессии на нужное им дело. Воздерживаясь, они станут агрессивнее утверждать принятую уставом философию или идеологию страны, что бы это ни было.


.17. Кришна утверждает, что он является камой, если она приводит к религиозному эффекту, т.е. к умиротворению. Мы разбирали ранее, что состояние камы, если ведёт в крайности, делает человека нерелигиозным, отвергающим бога. Но если состояние камы урегулировано, тогда оно делает человека религиозным и благодарным богу. Соблюдая режим, человек может быть йогом… Запомните это. Только неконтролируемые крайности мешают этому в виду беспокойств ума. Если секс организован разумно, он не беспокоит ума. Быть йогом, не значит перестать чувствовать и желать. Не нужно впадать в крайнее отречение и распущенность, чтобы не беспокоить ум. Вот и всё.


.18. Можно возразить, что если бы была соответствующая практика Кришна-бхакти, то компромисса с чувствами не понадобилось бы вовсе. Я согласен. Если бы мы нашли сильное воодушевление, то несомненно, многие бы мирские вещи сами собой отпали или сошли к минимуму. Поначалу, пока я был новичком, мне это удавалось, но затем наступила истерика от противоречий данной философии, от неопределённости пути. Мне стали запрещать моё воодушевление под предлогом очищения. И из-за этого я резко ослаб и забросил вдохновляющую практику, стесняясь её. Являясь впечатлительным человеком, мне очень тяжело оказалось в обществе бхакт сохранить воодушевление. В результате такого очищения, я уходил из общества и не раз. Теперь же мне совсем не хочется в него возвращаться. Сколько бы времени не прошло, люди не становятся менее завистливыми и сбитыми с толка, поскольку атмосфера публичности даже в Кришна-бхакти – не то место, где будет умиротворение.


.19. В реальности воодушевление может и удаётся одному из тысяч бхакт ненадолго, пока тот в самадхи. На самом же деле, незанятые нормально чувства превращаются в истерику и заставляют человека теряться от занятий отречением. Я старался изо всех сил найти увлечение в бхакти, но наткнулся на расстройства, несовместимые со здоровым образом жизни. Сами бхакты на столько презирали друг друга, на столько критиковали различные способы погружаться в Кришна-бхакти, что мне становилось не по себе.


.20. Ранее такого дисбаланса не было. Бхакты могли обходиться без всего в неком воодушевлении веры. Но затем, когда веру смяли сомнения и внутренние противопоставления, все стали падать, погружаться в свои хлопоты и уходить из активной бхакти. Некоторые решали лицемерить и зарабатывать на своём целибате, устраивая шоу великих проповедников. Может быть, им удаётся развести несмышлёных неофитов, но опытным участникам движения Кришна-бхакти известны все факты показухи и они более не стремятся наблюдать как люди фанатеют на словах, а на практике не могут позволить себе умиротворения.    


.21. Здесь Нарада муни раскрывает дефекты практики йоги, т.е. говорит об обмане души контролем чувств. Предназначение йоги в контроле чувств и желаний механическим способом. Но если чувства не умиротворены, то в этом нет прока. С помощью упражнений, специального дыхания и концентрации, человек может противостоять беспокойным чувствам. Глубоким дыханием можно успокоиться. Зная законы действия чувств можно стать их хозяином.


.22. Например, очень трудно остановить чихание, но зная определённые точки и технику воздействия, это возможно. С помощью каких-то препаратов из трав возможно остановить кашель и жар. Точно так же возможно остановить крайний гнев, вожделение, жадность, гордость очищая жизненную энергию. Этому сопутствуют различные техники очищения организма. Несомненно, очистив живот и лёгкие от токсинов, раздражительность и вожделение уходят. Это называют жизнью в гуне благости. Чтобы успокоиться предписывают глубоко дышать, выходить на свежий воздух и есть свежие продукты.


.23. Но есть ли в полном избавлении от вожделения и гнева такой уж смысл? Я представил, что как только я доведу себя до полного очищения, прекратив есть или дышать, я просто стану безразличным и пустым. Это меня ужаснуло. Лучше было бы сохранять некоторую иллюзию, чем очищаться до такой степени крайности, делающей человека пустым. Пустота показалась мне адом худшим, чем ад гнева и вожделения. Безразличие хуже во много раз. Поэтому, если и избавляться от вожделения и гнева, то только от их крайностей. Гнев и вожделение – признаки души, которая чего-то желает и охраняет. Когда душа покидает тело, то оно более не гневается и не вожделеет ни к чему. Поэтому, полное истребление вожделения и гнева – это смерть и это не является целью бхакты.


.24. Чувства должны оставаться. Мы по-прежнему должны чувствовать, даже если это вожделение и гнев, но фокусировать их на благо. Т.е. выход этим чувствам где-то должен оставаться т.к. они составляют основу жизнедеятельности организма в целом, баланс его иммунной системы и условий вокруг этой иммунной системы. Например, гнев может очистить условия существования, если направить его на грязь в доме. Разгневался на неё и, преодолев поэтому лень, безразличие и другие обстоятельства, пошёл делать генеральную уборку и контролировать гневом чистоту далее. Мне часто приходилось кричать на мальчишек, забрасывающих камнями храм, который я строю для своих божеств. Я давал выход гневу затем, чтобы они боялись следующий раз играть в этом районе и вредить. За множество лет стройки они разбили не одно окно, проломали не один лист шифера, выломали двери.


.25. Как без гнева можно содержать некие условия и их развитие? Пока не напугаешь, ничего не сможешь делать с царящим хаосом в мире. Точно так же и с глупцами любящими ломать и разбивать структуру твоей веры.  Пока на них не вызверишься, они будут вредить, думая, что это терпимо. На сей случай есть замечательный пример того, как Нарада муни обучал змею держаться. Он советовал ей проявлять напускной гнев, раздувать капюшон и шипеть, чтобы глупцы не обижали её, видя, как она старается никому не причинять вреда. Вот в таком мире мы живём. Если ты полностью откажешься от гнева, тебе просто не дадут житья.


.26. Нужно уметь демонстративно гневаться так, чтобы условия твоего существования, микроклимат, иммунитет имел своё место, давал тебе прибежище и в тоже время не посягая на территорию других. Скажем, я это усвоил, когда пошёл к родителям шкодливых мальчишек, разбираться. Мой гнев там смотрелся уже как угроза семье, а не как защита своих прав. Понимаете? Я ничего не добился. Все они возле своих домов защищали свой микроклимат. Не важно, нашкодили их дети или нет, они их защищали, а не принимали мои обвинения. Можно вспомнить, как тоже самое делала Яшода, когда гопи приходили жаловаться на проказы Кришны. Т.е. гнев достаточно сфокусировать в пределах твоей среды обитания. Если гнать обидчиков в их среду обитания, то не надо там тоже им создавать угроз, чтобы они не могли себе найти места. Иначе будет война.


.27. Вы можете себе представить, чтобы кошка, защищая котят, загнала бы вас в ваш дом и ломилась бы туда, царапая окна? Нет. Такого не бывает. Она не отойдёт от котят, пускай и ради того, чтобы подальше вас отогнать. Увлёкшись гневом, она может потерять то, ради чего она гневается. Она защищает микроклимат котят.


.28. Недавно я видел это. На чердаке чья-то кошка вывела котят. Она сидела тихо, пока я туда не забрался по делам. И как только я приблизился к котятам, она стала угрожать мне. Вроде как дом мой, но я не живу на чердаке. Бог выделил его этой кошке и заодно, чтобы она ловила там мышей. Так что мы с ней прекрасно поделили обязанности. Я не стал её беспокоить, а она согласилась гонять мышей. С кем-то мы можем быть в неком содружестве, с кем-то нет и должны чётко требовать дистанции. Гнев оправдан, когда мы требуем дистанции для своего выживания и самовыражения. Даже маленькие зверьки, порой, пытаются противостоять огромным, для их мерок, людям, вторгающихся в их временный оплот. Поэтому, какими бы ни были угрозы нашему оплоту, мы должны защищать себя и требовать соблюдения взаимоприемлемых условий, компромисса, если это наше место обитания. Если условия и взаимные интересы не соблюдаются, нужно ясно давать понять нарушителям, что в этих местах нашего существования они встретят профилактический гнев и неприязнь, пока не уберутся на свою территорию.


.29. Отказаться от гнева в этом мирке – это дорога к самоубийству. Даже моральное нарушение границ человека может так довести, что он потеряется. И это – хуже самоубийства. Нужно без комплексов считаться с необходимостью показывать бестактным людям, привыкшим ломать структуры себе в угоду, свой гнев, программировать их опасения следующий раз нарушать эти границы. Гневом нужно пользоваться, как хирург скальпелем. Если это для нас благоприятно, гнев не является грехом, когда он защищает жизнь. Гнев для защиты себя и ближнего, зависящего от тебя – это подвиг в рамках твоей непосредственно жизни. Нам нужно быть готовыми к таким подвигам в повседневности, обучая других видеть наши границы. Ничто их не научит, кроме гнева т.к. нарушители зачастую очень глупы. Предупреждай, не предупреждай, нормальным голосом они не могут воспринимать то, что им рисуют границы. Нужно вкладывать в свои требования гнев. Только такой посыл, они способны услышать.


.30. Я и раньше так полагал о гневе, по аналогии с тем, что в пустом аквариуме, в чистой воде не выживет ни одна рыбка. Ей надо водоросли, надо ил, надо корм, надо воздух, надо много чего подчас в примеси к воде. Точно так же, может быть и полезно с какой-то точки зрения быть прочищенным от гнева, но так можно и умереть от идеалов. Например, от частого использования промывки желудка, вымывается его микрофлора и организм перестаёт переваривать пищу. Если вовремя не остановиться, то может пойти обезвоживание. Просто от солёной воды, которой проводят промывку, стенки желудка защищаются и не впитывают её. А период переключения может быть таким, что организм сойдёт в режим самоуничтожения раньше, чем мы спохватимся. Так что делать это не рекомендуется чаще раза в месяц. В этом - дефект механической йоги. Это лишает нормальных ритмов обмена веществ и это может стоить жизни при неумелом руководстве. Поэтому, когда глупцы ударяются в йогу, они становятся замечательным пугалом, которое любят затем использовать сектоведы.


.31. Нарада муни говорит, что подобная крайность в контроле чувств не приносит удовлетворения душе, которая в теле подобна рыбе в аквариуме. Скорее всего, это вечно доходит до краха, что можно увидеть на примере Будды. Он оставил свой аскетизм, когда понял это. Не всякий мог понять, что понял он. Но суть именно в гармонии, а не в самих аскезах. Сохранение гармонии с самим собой – самая трудная, но насущная аскеза.


.32. Можно почистить своё существование, выровнять берега реки нашей жизни, но тогда как у рыбы не остаётся условий её существования. Поэтому, Нарада говорит, что такая практика бесполезна, намекая Вьясадеве, что делать упор на контроль чувств в описании веры Кришны не стоит. Он говорит, что Кришна-бхакти богу гораздо эффективнее, чем самоубийственный контроль чувств.


.33. Бхакти включает два её положения обмена чувствами, даяние и приятие, т.е. и отречение и привязанность. И то и другое может служить Кришне, является бхакти. «Что бы ты ни делал, чтобы ты не принимал или отдавал, делай это как подношение Вишну.» Так говорится в Бхагавад Гите. Т.е., если и отвергать нечто, то ради Кришны. Мы гневаемся и отвергаем прабхупадистов ради Кришны в нашей жизни. Этот гнев оправдан так же, как критика Радхарани Кришны, что он уходит к другим. Каждый борется за своё счастье, даже величайшие бхакты иногда так делают, не выдерживая его отсутствия.


.34. Кришне нравится давать милость и если бхакта считает бхакти только самому давать что-то Кришне, то этим он отказывает Кришне в удовольствии что-то отдавать. Нельзя так классифицировать отношения бхакти, однобоко. Бхакти заключается так же и в приятии и во взаимообмене, чтобы демонстративно для Кришны удовлетворять свои чувства тем, что он позволил и наслаждаться этой милостью совершенным экстазом. Кришна хочет видеть себя полезным, любимым и нужным. Если это - любовные чувства, Кришна их разделяет с удовольствием.


.35. Особенно это ощутимо в творчестве. Если зрительный зал не принимает музыку артиста, то артист не наслаждается концертом. Даяние может быть иллюзорно и неправильно, если не выражается благодарность и удовольствие. И дающий и принимающий должны наслаждаться. Так даже дружеское удовольствие, панибратство выражаемое Кришне и другим, часто приносит личностное удовольствие и потому становится под определение трансцендентального исключения из правил, что панибратские отношения разрушительны. Служить кому-то, не получая от этого удовольствия - не слишком ценно для повелителя. Но повелителю приятно, когда ему служат, получая радость от этих занятий. Тогда они не требуют что-то взамен, какую-то услугу. Радость от служения – символ бескорыстия. Так повелитель тоже получает удовольствие быть слугам полезным и угодным объектом служения. Это – тоже чувственное потакание. Если бы он только принимал, это лишало бы его этого ощущения быть потакающим другим. Так что слуга может просить у Кришны даже потакания его чувствам, если он хочет доставить удовольствие богу. Бог получает удовольствие и от удовольствия тех, кому он любит потакать, тех, кто его понимает.


ШБК 1.3.10.5

Бхакти без примесей гьяны и кармы


.1. Смешав с бхактой любовным служением Кришне дхарму, йогу, карму и гьяну, учителя нанесли ему большой ущерб, лишив трансцендентального удовлетворения душу. Только беспримесное любовное служение может полностью удовлетворить как Кришну, так и душу. Хотя, Нарада предостерёг Вьясадеву от этого, Вьяса всё равно вписал в Шримад Бхагаватам основные выводы этих систем. Он последовательно опишет эти второстепенные системы. Но суть достижения успеха не в том, что к ним и надо прислушаться, раз Вьяса их описывает, а в избавлении от них. Он и описывает для избавления от этого и об этом говорят многие выводы Бхагаватам. Просто они использованы для убеждения ведантистов в выводах Бхагаватам.


.2. ШБ 1.6.35.ком.

«Смысл этого стиха заключается в том, что без Кришна-бхакти ни система йоги, ни сухое спекулятивное философствование никогда не принесут успеха.

Чистое Кришна-бхакти без примеси кармической деятельности, мистической йоги или спекулятивной философии - основной способ достижения самоосознания. Такое чистое Кришна-бхакти трансцендентно по своей природе, а системы йоги и гьяны подчинены ему. Когда к трансцендентному Кришна-бхакти примешиваются эти второстепенные процессы, оно утрачивает свой трансцендентный характер и называется смешанным Кришна-бхакти. Шрила Вьясадева - автор "Шримад-Бхагаватам" - в данной работе последовательно описывает все эти системы трансцендентного самоосознания.»


.3. Сухое спекулятивное философствование особенно неблагоприятно сказывается на огне любви. Наслушавшись подобных рассуждений можно вовсе потерять энергию стремиться к Кришне. Пока бхакты мало читали философии, они были очень искренними. Но стоило им запутаться в хитросплетениях Вед, как утратилось единство и все разбрелись по углам.


.4. Это философствование пытается убить не только мирские чувства, но и заодно с ними и трансцендентные, лишая удовлетворения душу. Наслаждение Кришной, называемое любовью - нематериальное занятие. Наслаждение прасадом нематериально. Это - духовное чувственное наслаждение. Когда стали докапываться, что наслаждение прасадом может быть материальным, если человек не возвышен, то представления о нём стали оскверняться сомнениями. Если раньше мы глубоко верили, что свинья, сожравшая прасад, получит в следующей жизни возможность стать бхактой, то сейчас даже человек, вкушающий прасад без должного почтения для многих из нас – это оскорбитель бхакти, который попадёт в ад. Чему же верить среди разных подходов и целей? Вера в трансцендентную природу бхакти может быть поколеблена относительной гьяной, дхармой, йогой и кармой. Даже величайшие мудрецы запутываются.  Я помню, как писал, что есть прасад, как свинья – дорога в ад. И в тоже время я вижу, что для свиньи – это благо. Возникают колебания.


.5. Сухое умствование противоречит природе развития безоглядной жажды милости  Кришны, производящую благодарность или любовь. И слушать такое подавление чувств хлоркой гьяны, неблагоприятно. Рыбка может погибнуть в чистой воде. Если там нет микрофлоры, то она не будет там развиваться и жить. Со своим стремлением очистить божественное от человеческого, прабхупадисты перешли именно этот рубеж и потому эти организации обречены на вырождение просто в сухие, мирские организации, прикрывающиеся именами богов.


.6. Сейчас положение такое, что проявления чувств контролируются гьяной и кармой, но это неправильно. Бхакти должна контролировать гьяну и карму. Без бхакти, эти вещи умирают. Но если они душат бхакти, что с ними происходит? Они душат сами себя. И человек, который пытается гьяной и кармой унижать значение бхакти - сам себя обрекает на духовную дистрофию, подобную той, что произошла между олицетворениями этих систем. Описано, что олицетворённая Гьяна, Йога и Карма стали дистрофиками в кали-югу и Бхакти выходила их, т.е. спасла. Без Бхакти, Гьяна, Карма и Йога - просто мёртвые занятия. Если они и получают значение, то лишь когда используются во благо проявления Бхакти, когда служат Бхакти, а не командуют ей искусственно. Сейчас всё наоборот. Ради гьяны и кармы бхакты готовы долбать бхакти друг друга. И следует оставить такое общение, где подвергается сомнению трансцендентальное достоинство бхакти. К сожалению это долбление бхакти – общество сознания Кришны сегодня, вчера и в будущем ничего не изменится т.к. по закону кармы, долбящий сам задолбается и ему помогут. Кришна говоря об оставлении всех религий, несомненно имел в виду и общество гуру, прабхупадистов, в котором религия ставится выше Кришны. Кришна сказал вручить себя ему одному, а в общества так называемого Кришна-бхакти теперь всех вербуют в слуги гур. И стоит кому-то отказаться от них в пользу Кришны, его тут же объявляют вероотступником. Т.е. всё наоборот. Они не Кришна-бхакты, а мошенники, гьяни и карми.


ШБК 1.3.10.6

Свободу вайшнавам!


.1. Итак, сам Прабхупада признаёт, что следования правилам не гарантируют достижения успеха. Тогда зачем строго следовать?  Бхакти, как он здесь пишет сам, по понятным причинам, не означает полного подчинения богу. Он хочет  использовать Кришна-бхакти других для служения себе, причём называя это истинной свободой… Свободой от кого? От бога, видимо… Да, вместо бога выбирая гуру, можно стать свободным от обязанности служить богу. Посмотрите…


.2. ШБ 1.6.37.ком.

«Трансцендентная система Кришна-бхакти основана на свободе. Даже если человек тщательнейшим образом следует всем предписаниям, Кришна-бхакти может развиться в нем, а может и не развиться. Подобно этому, общение с бхактами также свободно. Человеку может выпасть удача познакомиться с ними, но этого может и не произойти, какие бы усилия он к тому ни прилагал. Таким образом, свобода является центральной осью во всех сферах Кришна-бхакти. Без свободы не может быть Кришна-бхакти. Если человек отдает свою свободу всепривлекающему, это не означает, что он становится целиком зависимым от него. Вручить себя всевышнему через прозрачное посредство духовного учителя - значит обрести полную свободу.»


.3. Перечить Кришне и создавать своих кумиров, таких как Радхарани, Баларама и т.д. - тоже проявление свободы в бхакти, если Кришна что-то хитрит. В духовном мире играют в такие игры. Так поступали гопи. Кришна свободен хитрить и развлекаться. Бхакты не должны обманываться, подчиняясь Кришне во всём т.к. у них есть свобода. Так ему было бы неинтересно. Нередко он старался раззадорить бхакт, чтобы ему отказали, выговорили ему. Полное подчинение ему было бы не совсем то, что он хотел бы, т.е. было бы просто обществом андроидов, выполняющих команды. Но ему хочется, чтобы бхакты были свободны ему отказать и были личностью. Он предоставляет свободу любить его через прозрачное посредничество кого-то другого. Однако, наиболее разумные, проходят эти проверки Кришны, не пытаясь искать его в искрах.  


.4. Скорее нас должна вести чистая любовь к Кришне, чем сам Кришна, который иногда сильно мутит воду во Врадже. Это своё чувство любви мы не должны давать в обиду даже Кришне, не то, что гуру. И защищать это личное чувство – есть проявление настоящей свободы в бхакти, а не подчинённость гуру.


.5. Прабхупада считает свободу осью любви к богу. Когда человеку проповедуют, как правило, его запугивают или приманивают благами. Это не является осью вокруг, которой может развиваться чистая бхакти. Подчиняться богу из страха или из желания разбогатеть - не лучшее положение. Это не принесёт полного удовлетворения душе. Знать, что Кришна - бог и на основании этого стремиться к нему, тоже не является свободным, чистым влечением. Считается свободой только чистое Кришна-бхакти, на которое ничто не давит.  


.6. Желание получить что-то взамен от Кришны, отличное от него самого - это признак несвободы от чего-либо. Например, получить одобрение гуру или рекомендацию на инициацию - это несвобода бхакти. Бхакти в такой ситуации не разовьётся. Поэтому, бхакты, которые желают только Кришну, а не инициацию, остаются свободны и ни от кого не зависят. Т.е. они не позволяют никому затуманивать их уровень Кришна-бхакти. Если они хотят выражать Кришна-бхакти так, то так они и будут его выражать, а не поддаваться манипуляциям общественного мнения гьяни и карми. Только в таком независимом положении возможно правильное духовное развитие. Любому растению нужна свобода, чтобы цвести. В этой связи давление гуру вообще не подходит и препятствует как самому гуру, так и ученику лишней нагрузкой от их разной обусловленности.


.7. Прабхупада, возможно, имеет в виду прозрачную среду духовного учителя, как свободу. Прозрачность, значит ненавязчивость своей обусловленности другому. Т.е. гуру рассказывает о Кришне, занимает учеников служением божествам, воспеванием и учитывает их природу. Это называется быть истинным гуру. Но когда гуру пытается ученика переделать, из сентиментального сделать строгого и наоборот, то это не только тщетно, но и лишает бхакти. Как правило, нормальных гуру нет. Это – большая редкость. Мы должны готовиться к худшему, когда ищем гуру. Как правило, настоящий гуру не принимает учеников, т.к. он не хочет им навредить и целиком прозрачен, полагается на Кришну, что Кришна всех ведёт, а не он. Вот и делайте выводы кто нынешние гуру…


ШБК 1.3.10.7

Воплощение бога наслаждается бхакти Кришне


.1. Нарада муни считается воплощением бога в форме чистого Кришна-бхакты среди полубогов. Например, в Бхагавад Гите говорится о нём так: «Из всех деревьев я – дерево баньян, а из мудрецов среди полубогов я – Нарада. Среди гандхарвов я – Читраратха, а среди совершенных живых существ – мудрец Капила.» Так можно понять назначаемую  природу воплощений бога.


.2. ШБ 1.6.38.

«Слава и удача Шриле Нараде муни, ибо он прославляет деяния личности бога, получая от этого радость сам и воодушевляя все страждущие души вселенной!»


.3. На сколько мы уже разбирали предыдущую жизнь Нарады, то воплощением он стал будучи обычным живым существом в прошлом. Точно так же как и Брахма, за определённые заслуги можно получить освобождение близкое к сарупья, обладанию формой тела такой же, как у всепривлекающего.  Поэтому, выражение почтения Нараде, это не выражение почтения тому существу, которое в прошлой жизни было сыном служанки. Это выражение почтения его нынешней форме с полномочиями бога. Он же но в теле сына служанки не был так почитаем. Соответственно, его боготворят только из-за тела. Это представление сочетается с принципом йоги, где нужно почитать присутствие бога в теле всех живых существ. Все живые существа в разной степени наделены полномочиями бога. Как следует из Бхагавад Гиты, среди деревьев, птиц, животных, людей, их определённых качеств, существуют образы воплощающие бога. Именно поэтому определённая группа людей склонна выражать почтение тотемам животных. Это имеет место быть и бог принимает это выражение почтения от тех, кто имеет сварупу животных. Кришна говорит, что выражение почтения ему может происходить на разных уровнях, косвенно для одних и прямо для других. Мы должны выбирать свой путь.


.4. Чистое Кришна-бхакти, это то служение, которое соответствует природе данного существа. Возможно, в основе этого будет тотем животного для кого-то, а для кого-то образ гуру. Как правило, большинство предпочитает непрямое выражение почтения богу, а через представительства. Но, всё же, чистое Кришна-бхакти близких спутников Кришны будет ориентироваться на его личную форму. Такой бхакта не склонен выражать почтение людям, животным, полубогам или мудрецам т.к его сварупа не связана с этими формами.


.5. Гуру это - обычное живое существо, но наделённое некоторыми способностями  воплощающими Кришну. Если он чистый бхакта, он помнит, что истинным объектом почитания является Кришна, если нет, то пытается устроить почитание себя как источника всего. Эти способности отличиться, выдают в нём воплощение бога. Каждый способен в той или иной мере на это, отличаясь силой, славой, мудростью, красотой и т.д., но настоящий гуру сам наслаждается служением Кришне и желает этим  принести наслаждение другим. Другого способа служения не нужно. Достаточно наслаждаться общением с Кришной, рассказывая о его играх или воспевая его имена. Нужно наслаждаться, служа ему как можно личностнее. Всё это - прекрасные позитивные чувства, если к ним не примешивается гьяна или карма.


.6. Просто сами по себе рассказики о Кришне полны наслаждения, которое рамайате, оживляет душу. Даже это чтение первой песни Бхагаватам не может сравниться с тем, что есть в десятой песни, где каждое слово именно и прославляет деяния Кришны. Лучше всего, поняв вывод писания прямо сейчас, приступить к повторению этих рассказов и не отвлекаться на то, что Вьясадева написал ещё. Тем, кто не может, тем даются подобные комментарии, расстраивающие в конце концов пристальный интерес к гьяне и карме.





Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz