ШБК 1.2.8

Книга 1, том 2, глава 8


Путь воплощения бога

Как душа достигает могущества бога и примеры этого


ШБК 1.2.8.1

Книга 1, том 2, глава 8, статья 1

Бог всё, но нам принять это невозможно


.1. Принять бога целиком может только он сам. Всевозможное существование проявлено в нём. Но мы не сможем принять в себя всё возможное. Обоснование этого навевается следующим фрагментом.


.2. ШБ 1.3.5

«Эта форма [второе проявление пуруши] -  источник и неуничтожимое семя многообразных воплощений всевышнего во вселенной. Из частей и частиц этой формы создаются различные живые существа: полубоги, люди и другие.»


.3. Первое проявление пуруши, как я понял, была форма элементов творения, состоящая из воды, земли, огня, воздуха и т.д.. Своеобразные текстуры. Второе проявление по описанию соответствует увиденному Арджуной на поле Курукшетра, когда Кришна показал вселенскую форму ему. Это - конструктор форм с реакциями между ними, сборник воплощений, полубогов, животных, людей и т.д., которые получаются более-менее уникальными из различных сочетаний текстур. Хотя, в комментарии Прабхупада и вовсе относит это на счёт Кширодакашайи Вишну, это не так. Он - не второй Вишну, а третий, после Гарбходакашайи Вишну и к тому же он не так выглядит, как описано тут, пребывая в сердце каждого. Он принимает индивидуальный облик.


.4. Ежели принять, что это - Гарбходакашайи Вишну и он создаёт это, то он тоже не выглядит как месиво форм. Тут нечто другое. Это - имперсональная идентификация с воплощениями бога всех элементов творения в состоянии биджа, семени. Она, конечно,  связана с формой Вишну, но это - нечто другое.


.5. Примечательно то, что вопреки всему, именно из этого конструктора создаются воплощения и обычные существа. В Бхагавад-Гите описано, как многие качества живых существ представляют бога. Например, талант, сила, разум и т.д. Всё это взято из второго воплощения пуруши и потому воплощает его частично. В сущности, и воплощение бога и воплощение качеств пуруши тождественны, т.к. взяты из единого источника. На этой основе, самоосознавший человек может выражать почтение каждому, как если бы встретил бога. Он выражает почтение этому конструктору, второму пуруше. Но на самом деле, за этим пурушей есть личность бога, Кришна и выражение почтения ему - есть выражение почтения всем пурушам во всех вселенных. Поэтому, можно пойти двумя путями. Частным, в этой вселенной и общим, над всеми вселенными.


.6. Не смотря на то, что пуруша - божественное проявление, это проявление для мятежных душ и поэтому такой особой ценности в том, чтобы выражать почтение такому, нет. Лучше выражать почтение блаженной форме Кришны. До этого и утверждалось, что бхакта  отвергает выражение почтения ужасным формам и сосредотачивает внимание на красивых. Арджуна ведь не смог такое долго созерцать и попросил Кришну вернуть себе облик прекрасного юноши. Это доказывает, что выражение почтения всем подряд, хотя и соответствует истине, не может быть качественно и искренне. Более совершенное выражение почтения - оставить все другие выражения почтения и вручить себя только форме Кришны.


.7. Для начала, человеку рекомендуется искусственно заменить грубое выражение почтения миру на выражение почтения божеству во всём, чем мы занимаемся. Когда человек достаточно очищается от гнева, зависти и прочего в таком видении всего единым со своим божеством, ему открывается доступ к более личностному, избранному пути, где он должен игнорировать всё лишнее ради воплощённого специально для него воплощения. Эту форму определяет обычно гуру, как говорят они же, но в наше время практически нет таких опытных душ, идущих на контакт со слушающим, чтобы найти для него индивидуальный подход. Поэтому, действуем сами.


.8. Определение нашей формы служения происходит во время Кришна-катхи, по признакам экстаза. Они могут быть достаточно широки или другими словами неопределимы от чего конкретно. Но могут быть и явственно заметны. Например, слушая об отношениях Кришны и Яшоды, может возникнуть дрожь, сорваться голос, потечь слёзы, пробежать волна блаженства. Мы заметим это. Надо отличать и запоминать эти проявления, чтобы затем точно выяснить нашу бхаву. Другой способ - повторять имена Кришны. К какому имени больше влечения, такой форме Кришны и нужно себя посвятить, оставив все другие. Например, Яшоматинандана, сын Яшоды.



ШБК 1.2.8.2

Бескорыстие только в свободе любить бога


.1. На самом деле богу ничего от нас не нужно. Он рад будет, если мы будем умиротворены и настроены к нему благосклонно. Это не так, что мы обязаны ему служить и служить строго очерченным образом. Если бы это было так, то не было бы духа бескорыстия, т.к. всё совершалось бы из страха нарушить обет, некую одну форму служения. Но форм служения превеликое множество. Не всегда обет следования одному типу служения благоприятен. Это видно по играм Кришны. Брахманы были привязаны к ведическим жертвоприношениям и потому отказались кормить Кришну, когда он попросил. Нужно быть готовым ко всему и особенно оставить ведические обеты ради любви к Кришне. Это является признаком бескорыстия.


.2. ШБ 1.3.8.

«В эпоху риши личность бога явилась как третье уполномоченное воплощение в образе деварши Нарады, великого мудреца среди полубогов. Он собрал объяснения Вед, касающиеся Кришна-бхакти и вдохновляющие на бескорыстную деятельность.»



.3. Я не один такой. По примеру Нарада муни, я так же перебираю писания и объясняю их с точки зрения чистого Кришна-бхакти. Похоже, что в прошлом я был посвящён Нарадой, ибо многие вещи, сказанные им, проявляются во мне сами собой, даже не ища их в писаниях. В этой жизни я пытаюсь принять каких-то гуру, которые не являются представителями Нарады и потому спорю с ними. Это естественно. Мне не хочется слушать Веды без связи с бхакти.


.4. У Нарады были противники, которые считали его глупцом. Как правило, это были демоны. Им не нравилось, что исповедуемое Нарадой учение не приносит никакой выгоды никому кроме бога. В результате его уровень выражения почтения нередко выставляли как сахаджию, просто сантименты, стараясь ради власти и денег запугивать людей обычным прабхупадизмом, выражением почтения махараджам. Не смотря на то, что они могли рядится в одежды вайшнавов, это им было необходимо только для дохода, что подтверждалось выступлениями против бескорыстного бхакти, где бхакта жаждал замкнуться на себе и боге, никому ничего не должный.  


.5. Истинное бескорыстие невозможно в благости т.к. религиозная честь не позволит принять динамику отношений с личностью бога. Привязанность к благости корыстна. И только свободный следовать или не следовать становится по настоящему бескорыстным бхактой. Например, часто говорят о бескорыстии гопи. Они трепетно относились к Кришне и в какой-то момент могли позволить себе гневаться на него. Почему? Потому что Кришна хотел наслаждаться, раздразнив их.


.6. Так же это делают с родителями дети, желая развлечься. Корыстные родители, следящие за своим статусом или честью, никогда не позволяют себе потерять лицо. Но те, кто любят детей, а не себя, с радостью делают вид рассерженных и гоняются за смеющимися довольными ребятами. В этом есть смысл. Разумеется, что привязанным к благости это трудно для понимания. Нарада как раз из тех, кто способен на бескорыстие и он очень тем неудобен для корыстных людей.



ШБК 1.2.8.3

Отвергни враждебную религию


.1. Несомненно, сейчас люди враждебно относятся к религиозным деятелям т.к. собственно те сами враждебно настроили их своей критикой, проклятиями, своеобразным предательством идеалов. Враждебности порой не избежать т.к. мы полны недостатков, но пытаемся себя идеализировать для всех и помочь нам может только своеобразный Будда, заключающийся в отвержении авторитета писаний вообще, во имя мира между нами. Авторитет писаний всё чаще употребляют для причинения вреда друг другу или самозащиты. Это – шастры, тонкое оружие.


.2. ШБ 1.3.24.

«Затем, в начале кали-юги, чтобы обмануть тех, кто враждебно относится к последователям религии, всевышний явится в провинции Гайа как Будда, сын Анджаны.»


.3. Сейчас даже вайшнавы враждебно относятся к верующим в Кришну чуть иначе. Даже внутри самой организации вайшнавов существует вражда и непонимание, основанное на удовлетворениях различных точек зрения одного гуру или разных. Не важно. Демагогия сплошная. Люди  не могут нормально привлекаться Кришна-бхакти в такой политике удовлетворения тех гуру или этих. Поэтому, моя миссия состоит в том, чтобы отвергнуть авторитет гуру и необходимость в них для общества. В своём комментарии я пытаюсь восстановить в уме читателя независимость и самостоятельный интерес к посланию бога. А стало быть любые наставления нужно воспринимать в рекомендательной форме, а так же уважать выбор человека.


.4. Подобно временам Будды, когда животных приносили в жертву неквалифицированные брахманы, сегодня неквалифицированные гуру приносят в жертву умы своих последователей. Разницы нет никакой. Прабхупада так и комментирует, что между убийством животного и обманом души нет никакой разницы.


.5. Вместо концентрации на Кришне, они уводят их на путь рабства кармической деятельности и философии в их организации, лишь символично касаясь бхакти, не позволяя углубиться. То, что они отклонились в душегубство, приняв позицию гуру так делово, словно это мирская работа менеджера или администратора, не делает им чести. Нельзя быть настоящим учителем, находясь на публике. Поэтому они все мошенники, играющие на мирских слабостях толпы. Они стараются подчинять святое, душу, которая на самом деле не обязана принадлежать никому кроме бога.


.6. Люди не постигают Кришны по милости этих короедов лианы бхакти. Этот короед, их гуру, изъедает их изнутри, но они на столько глупы, что убеждены помогать ему есть их личность, уверенные, что он хорошо позаботится о лиане бхакти. Он позаботится. Ему это и нужно, чтобы за вредителя его не считали. Влезая под кору, их очень трудно выковырять оттуда. Нужно быть настойчивым дятлом, чтобы помочь бхакте пожранному  жучками гуру.


.7. Поэтому, всевышний вдохновляет меня изнутри рассеять авторитет гуру, и открыть их норы людям, чтобы те могли стряхнуть со своей лианы этих жуков без всякого сомнения, чтобы продвигаться в Кришна-бхакти по-настоящему.


.8. Я - не Будда и моя миссия не предсказана книжниками. Хотя, я знаю, где я и кем предсказан. Мне этого признания вполне достаточно, даже если книжники мира этого нигде не найдут. Я предсказан и послан с этой именно миссией. Моя миссия укрепляется в моём сердце и резонирует по всему миру т.к. я настроился на прабхаву и даже если никто меня не будет читать физически, по всему миру будет резонанс и возникнут подобные движения.


.9. Я – не джагад-гуру и не воплощение бога. Это место уже занято богом. Я не из тех, кто станет называть себя богом. В любом случае, мне не нужно поклонения. Я хочу, чтобы не было другого выражения почтения для меня кроме прославления моего Кришны, что у меня пытаются так дерзко отнимать идиоты - прабхупадисты. И это – есть самое стоящее выражение почтения мне, просто не мешать мне выражать почтение Кришне. Никаких навязанных обрядов, ритуалов, философий. Только славословия в адрес Кришны и забота о его чувствах любви. Философия – это подобно китайским боевым искусствам. Ей не служат Кришне. Ей просто борются за выживание между школами.


.10. Обычно говорят, что сахаджии не ведут философских диспутов, что у них нет знаний. Однако, за нежеланием вести споры, кроется истинный разум тех, кому проще согласиться с религиозными олухами, чем забыть о Кришне ради постановки вопроса ребром. С глупцами лучше не спорить. Если нужно, разумом пользуются для того, чтобы составить обширные комментарии для своего узкого круга, т.к. по сути вещей сахаджия не может авторитизировать путь к богу. Нужен личностный подход. У гуру прабхупадистов его нет. Он авторитарен. Поэтому сознание Кришны с их подачи по всему миру внесено в список авторитарных сект. Это – факт.


.11. Помню, когда бывший гуру меня критиковал за глупость, я ему ответил, что просто не хочу использовать разум для победы над вайшнавами. Он видимо хотел добиться того, чтобы я увидел в его лице противника. И я отчётливо понял лицо этого противника. Сейчас так называемая им глупость сахаджии будет устремляться на взаимное унижение прабхупадического вайшнавизма. Все писания будут перекомментированы с учётом всех поправок традиционного вайшнавизма, коим по праву является сахаджия. Сарва дхарман паритьяджья мам экам шаранам враджа. Никто во Врадже не следовал тому, чего требуют сейчас прабхупадисты. Люди были проще, оставаясь бхактами. Во главе с Бхактисиддхантой нынешние учёные бхакти извратили весь дух бхакти.



ШБК 1.2.8.4

Неисчерпаемый источник воплощений


.1. Описать все воплощения невозможно. Они, как ручьи после дождя. Живые существа все – его частичные воплощения. Разве можно их все подсчитать и описать? Глупо на это надеяться и лучше смотреть на качества воплощающие бога частично даже тогда, когда это просто разум или талант. Говорят, искра божья. Это верно. И если это дано, нужно использовать это для того, чтобы служить Кришне, источнику всех благ, возвращая всё ему, а не считая себя повелителем.


.2. ШБ 1.3.26.

«О брахманы, воплощения всевышнего бесчисленны, подобно ручьям, текущим из неисчерпаемых источников.»


.3. Тот, кто является ручьём бога, прекрасно понимает, кому он принадлежит. Иногда из него пьют, а иногда в него вливаются мирские стёки. Материальные энергии могут испортить божественный вкус каждого такого ручейка. Но всё же, протекая через этот мир, он не совсем оскверняется. Он моет. Если он загрязняется сам при этом, такова его жертва. Так действуют бхакты Кришны и так действует отзывчивый Кришна. Ради своих бхакт он презрел свой престиж и до сих пор неудачники не могут понять значения.


.4. Они пишут, что Кришна чёрный, что он негодяй, что он разгильдяй какой-то. Но мало кто понимает того, что бог низошёл до этого ради низких и неспособных к нему приблизиться. Он их всех жалел и любил так, как те могли принять. Многие негодяи и глупцы в рясах никогда не поймут величия этого разгильдяя Кришны. Для них он лжепророк т.к. они имперсоналисты и в целом нетерпимы к личностям. Но для меня он – чистый ручей духовной любви. Я благодарен этому «лжепророку для имперсоналистов», что он утоляет мою жажду в отличии от так называемых пустых святых, которые не способны пожертвовать собой для самых нуждающихся и потому кажутся чистыми. Их вода неживая для меня. Они дистиллированные святые.


.5. Минералы человечности они считают для себя лишними. Если пить воду без минералов, можно заболеть.  От абсолютно чистой воды нет никакого толка. Я буду пить живую воду, с минералами человечности, в каком бы боге она не была. Утоляющую жажду и дарующую духовную силу воду невозможно не чувствовать. Я не знаю, как люди умудряются это не чувствовать. Если слушая Кришна-бхакту, вы утоляете свою жажду, вы пьёте божественный ручей. Не плюйте в него. Кришна-катха – это неисчерпаемый источник таких ручьёв и нам нужны миллионы интересных Кришна-бхакт, которые бы научились черпать божественные качества из источника и раздавать их жаждущим.


.6. Если источник неисчерпаем, неисчерпаемы и его ручьи. И сквозь меня бьёт неуёмный родник, утоляющий жажду других. Миллионы людей ищут возможности поделиться тем великим и удивительным, чем одарил их источник. Но выпить можно только несколько глотков. Наш удел течь ради других, далеко-далеко, в другие страны, через океаны, видоизменяться, окрашиваться незнакомыми берегами и всё-таки дарить жизнь. Мы – маленький родник Кришны, но вся вода нам не может принадлежать. Она Кришнина и предназначена для других. Его энергии ниспадают в этот мир ради нас, проходят через нас и идут далее. Мы не можем вобрать в себя этот поток. И только помня вкус, мы принимаем его снова и снова.



ШБК 1.2.8.5

Стань частью Кришна-бхакти и всё


.1. Воплощать бога, означает быть частью или частью части. Шакти-авеша, энергия бога может частично проявляться в нас, например, как талант. Кришна говорит: «Я – талант в человеке.» Многие выражают почтение таким кумирам. Почему? Потому что имперсонально они воплощают качества бога. Это нечто вроде материальной аналогии освобождения типа сарупья, саршти, когда тела похожи на тела бога и имеют те же дарования. Не смотря на это могущество и способности, они всё же не бог. Это надо различать. И потому говорится, что не стоит почитать полубогов на одном уровне с Кришной. Однако, они норовят свергнуть Кришну и занять его место.


.2. ШБ 1.3.28.

«Все перечисленные воплощения представляют собой либо полные части, либо части полных частей всевышнего, однако Шри Кришна - изначальная личность бога. Они нисходят на разные планеты, когда там по вине атеистов возникают беспорядки. Всевышний нисходит, чтобы защитить верующих.»


.3. Мы можем воплощать то или иное шакти бога, но мы остаёмся носителями энергий изначального Кришны, а не самими источниками. Поэтому, мы можем выражать друг другу почтение, лишь вспоминая об источнике всех воплощений. Это называется пракрита сахаджия, естественная природа. Русские люди всегда были природниками, простыми и естественными в отношениях. Они выражали почтение всему и казалось, что они поклоняются идолам. Христианские захватчики назвали их язычниками и принялись уничтожать, считая, что они отвергают бога. Однако, те, кто знал науку Вед, понимали, что язычники поклонялись богу и когда кланялись лесу, и когда кланялись земле. Кришна говорит в Бхагавад Гите, что аромат земли и вкус воды – это он. Выражать всюду почтение ему можно, просто зная это. Мы называем это третьей стадией сахаджии. Когда человек входит в транс видения Кришны повсюду, он может обнимать камень и чувствовать любовь к Кришне, отношения с ним. Так происходило с Кришной Чайтаньей. Гопи обнимали деревья, которые напоминали им о Кришне. А некоторые красивые и чистые люди ещё более могут напоминать о Кришне. Устанавливая божественные отношения друг с другом, сахаджии на третьей стадии живут в гармонии и поклоняются Кришне друг в друге. Пришедшие к русским прабхупадисты, так же, как в прошлом христианские захватчики, ненавидят сахаджию как и язычество. Эти неадекватные люди не понимают науку косвенных взаимоотношений со всевышним для совершенствования бхавы.  

Само собой мы выражаем восхищение талантами других, их красотой, силой и т.п. Но… Мы воспринимаем мир через призму знания об изначальном источнике таланта, красоты, мудрости и т.д., видя во всём частицы Кришны, но не на столько, чтобы искать вечное прибежище в таком почтении друг другу. Это невозможно. Не в этом бренном мире.


.4. Мы должны стремится обрести вечное прибежище в океане всех воплощений, содержащим все качества в необъятном количестве. Я есть в Кришне, ты есть в Кришне, все духовные частицы могут быть воспроизведены Кришной в полном соответствии, до мельчайших деталей, как он сделал с пастушками, которых украл у него Брахма. Это был сам Кришна, но в облике пастушков и даже телят. Поэтому я – часть Кришны. Моя роль – роль воспроизводимая Кришной. Т.к. Кришна необъятен, я не могу понимать или вмещать всё его разнообразие и что-то могу любить, а что-то нет. То, что я могу любить, составляет мою Рупа-виласу, изначальную обитель, окружение и форму. У гопи это был Вриндаван, их круг подружек и Гопал. Они не захотели жить в Двараке среди горожан и встречаться с Кришной-царём. Такова тонкость понимания. Мы божественны, но ограничены и составляем лишь искру Кришны для определённых отношений. Судить нас за то, что мы не можем принять всё в боге – это имперсонализм.


.5. Можете ли вы понять сахаджию воцарившуюся во Вриндаване во время этого? Вриджабаси стали любить своих детей, а коровы телят так же сильно, как и Кришну. Это было возможно до тех пор, пока Кришна поддерживал своей энергией эти экспансии. Это - удивительная вещь. Как вы собираетесь угадать во Вриндаване пастушок с вами разговаривает или сам Кришна, если вообще отмахиваетесь от любого намёка на сахаджию? Кришна часто принимал облик кого-то другого, играя со своими бхактами.  Нужно быть непосредственным и если чувствуешь энергию бога, не отказывать в ней даже собаке, когда та проявляет чувство бхакти. Такова сахаджия. Кришна сказал по этому поводу Уддхаве:


.6. ШБ 11.29. 16. Пренебрегая осмеянием своих товарищей, он должен оставить телесную концепцию и сопровождающее ее замешательство. Он должен предлагать поклоны всем - даже собакам, неприкасаемым, коровам и ослам - падая ниц перед ними, подобно палке.


.7.  ШБ 11.29. 17. До тех пор, пока человек полностью не развил способность видеть меня во всех живых существах, он должен выражать почтение мне посредством этого процесса деятельностью своей речи, ума и тела.


.8. Как не быть сахаджией, скажите мне, если Кришна сам призывает к ней, при чём в такой вот радикальной форме? Мои противники, прабхупадисты, заявляют, что я не почитаю бхакт  как Кришну. Но это – чушь. Я почитаю простых бхакт, почитаю даже не бхакт. Я не почитаю тех, кто отделяет меня от Кришны т.к. отделяет от Кришны только невежество. Невежество животных для меня предпочтительней невежеству проповедующих против чувств Кришна-бхакти. Этих парадоксальных людей, не способных понять любви, но учащих ей методом предписаний, я остерегаюсь всеми силами, о чём так же предупреждал Кришна Уддхаву.


.9. ШБ 11.29. 30. Ты не должен делиться этим наставлением с тем, кто является лицемерным, атеистичным или бесчестным, или с тем, кто не будет охотно слушать, кто не является бхактой, или кто просто не является смиренным.


.10.  ШБ 11.29. 31. Это знание должно передаваться тому, кто свободен от этих плохих качеств, кто посвящает свои богатства брахманам, и кто является добродушно предрасположенным, святым и чистым. И если обычные рабочие или женщины обнаруживают стремление стать бхактами всевышнего, они также должны восприниматься, как квалифицированные слушатели.


.11. Обратите внимание на то, что шудр и женщин Кришна считает более достойными слушать о сахаджие, чем бесчестных лицемеров, что не редки в религий т.к. именно в системе религии требуется слепое выполнение догмата, игнорируя что угодно, даже если перед тобой бог. Если тот не по уставу, то разумеется такая машина религии его сомнёт, что было и с Христом и с Харидасом и с другими посланниками веры. То, что многие духовные лидеры нередко насмехаются на чувствами к богу простых людей, над чувствами их между собой, это очевидно. Я не слышал ни одного доброго слова от лидеров движения сознания Кришны о тех, кто видит Кришну в обычных отношениях между собой. Они употребляют слово скверная пракрита сахаджия в качестве порицания, совершенно не понимая, что это – один из методов развития Кришна-бхакти.


.12. Да, можно учиться почитать Кришну на окружающих, оказывая им почтение, как частичкам Кришны, но если в результате мы не обретаем прибежища Кришны и связи с ним, с высшим, этого ощущения сахаджии, выражать почтение его экспансиям даже не стоит. Гуру выражать почтение не стоит, который блокирует непосредственную связь и видение Кришны. Он лицемер. Он отвергает очевидное ради сухой догмы. Кришна сказал не раскрываться перед такими людьми. Лучше почитать собаку, чем такого гуру.


.13. Несомненно, когда люди слишком погружаются в относительное выражение почтения друг другу, истинное направление им указывает сам всевышний, возвращая к изначальным отношениям. Чтобы защитить чистых бхакт всевышний может пойти на отвержение запутывающих людей писаний и на отвержение гуру, возомнивших себя конечной инстанцией в жизни бхакт, но не приносящих счастья. Так он делал не раз. Например, посрамил Брахму и Индру, которые, являясь вместилищем шакти бога, возгордились. С одной стороны мы должны почитать творца в Брахме и в тоже время, если тот препятствует любви, нужно понимать, что есть другое, высшее прибежище.


.14. Что это за субстанция такая, вобрав которую живое существо может воплощать бога, стать шакти-авеша-аватарой? Это - биополе или особенность сознания создавать биополе и влиять им на всё вокруг. Поле бога огромно и его мистическая способность перетекает на того, кто думает о нём, связан с ним теснее всего. Таков авторитетный вывод. Все мистические силы основаны на концентрации на нём с примесью тех или иных желаний. Эта практика развивает силу. Т.е. вбирать в себя нужно Кришна-бхакти.  У кого больше всего Кришна-бхакти – тот достиг уровня Кришны и помогает в его играх. Например, Баларама.


.15. Нужно думать о Кришне и тогда мы так же как он будем блаженны и освобождены по крайней мере. Ежели мы будем думать о его частях или частях частей или вообще просто друг о друге не видя связи с Кришной ни их, ни себя, то мы не разовьём всего могущества йоги. Почему? Описано ниже.



ШБК 1.2.8.6

Наполнение богом


.1. Множество качеств, используемых в должное время и в должном месте, по отношению к должной личности, могут быть признаком божественности. Использовать все их совершенно может лишь Кришна. Менее божественные существа могут развить способность использовать их частично. Совершенствовать способность применять эти качества совершенно, значит уподобляться богу. Ближайшие воплощения бога находятся на этом уровне. Полубоги уровнем ниже, а обычные люди гораздо меньше способны толково распорядиться своими качествами.


.2. ШБ 1.3.28.ком.

«Кришна обладает шестьюдесятью четырьмя основными свойствами. Экспансии, или категории всевышнего, лишь частично проявляют эти свойства. Полностью же ими обладает только Шри Кришна. Все его личные экспансии: свайам-пракаша, тад-экатма и т.д. вплоть до категории аватар, являются вишну-таттвами и имеют до девяноста трех процентов этих трансцендентных свойств. Шива - не аватара, не авеша и не нечто промежуточное – обладает этими свойствами почти на восемьдесят четыре процента. А дживы, то есть индивидуальные живые существа, занимающие различные положения, обладают не более, чем семьюдесятью восьмью процентами этих свойств. Находясь в материально обусловленном состоянии, живое существо обладает этими свойствами лишь в очень незначительной степени - в зависимости от того, насколько оно благочестиво. Самое совершенное из живых существ - Брахма, главный управляющий данной вселенной. Ему присущи семьдесят восемь процентов этих свойств в полном объеме. Остальные полубоги обладают этими же свойствами, но в меньшей степени, а люди обладают лишь очень незначительной долей этих свойств. Идеал совершенства человека - полностью развить в себе все семьдесят восемь процентов этих свойств. Живое существо никогда не может обладать теми же свойствами, что и Шива, Вишну или всевышний Кришна. В полной мере развив семьдесят восемь процентов трансцендентных качеств, живое существо может стать божественным, но никогда - богом, подобным Шиве, Вишну или Кришне, хотя со временем оно может стать Брахмой. Все божественные живые существа - вечные спутники бога, населяющие различные духовные планеты, которые называются Хари-дхама и Mахеша-дхама. А над всеми духовными планетами находится обитель Кришны - Кришналока, или Голока Вриндавана. Совершенные живые существа, полностью развившие семьдесят восемь процентов упомянутых качеств, оставив нынешнее материальное тело, могут попасть на Кришналоку.»


.3. 64 качества Кришны перечислены в "Бхакти расамрита синдху" или "Нектаре бхакти". Я приведу выдержку.

Изучив различные писания, Шрила Рупа госвами дает следующий перечень трансцендентных качеств всевышнего:

1) у него прекрасная внешность;

2) на его теле можно обнаружить все благоприятные знаки;

3) его вид радует глаз;

4) он излучает сияние;

5) он силен;

6) вечно юн;

7) замечательный знаток языков;

8) правдив;

9) приятный собеседник;

10) красноречив;

11) высоко образован;

12) очень разумен;

13) гениален;

14) артистичен;

15) необычайно ловок;

16) искусен в делах;

17) благодарен;

18) непреклонен;

19) в совершенстве знает, как поступать согласно времени и обстоятельствам;

20) на все смотрит сквозь призму Вед (авторитетных писаний);

21) чист;

22) владеет собой;

23) решителен;

24) терпелив;

25) снисходителен;

26) непроницаем;

27) самодостаточен;

28) беспристрастен;

29) щедр;

30) религиозен;

31) отважен;

32) сострадателен;

33) почтителен;

34) учтив;

35) терпим;

36) застенчив;

37) защитник вручивших себя ему душ;

38) счастлив;

39) добр к своим бхактам;

40) им руководит любовь;

41) он всеблагой;

42) самый могущественный;

43) самый знаменитый;

44) всеобщий любимец;

45) питает пристрастие к своим бхактам;

46) очень притягателен для всех женщин;

47) объект всеобщего выражения почтения;

48) обладает всеми достояниями;

49) почитаем всеми;

50) верховный повелитель.


.4. Верховная личность бога обладает всеми пятьюдесятью трансцендентными качествами во всей их полноте, по глубине сравнимой лишь с океаном. Иначе говоря, степень проявления в нем этих качеств непостижима.

Как неотъемлемые составные частицы верховного всепривлекающего, индивидуальные живые существа тоже, в незначительной степени, могут проявлять все эти качества, когда становятся его чистыми Кришна-бхактами. Иначе говоря, посвящённые Кришне до какой-то степени могут обладать перечисленными трансцендентными качествами, но полностью эти качества присутствуют только в верховной личности бога.


.5. Помимо упомянутых пятидесяти, Кришна обладает еще пятью трансцендентными качествами, которые иногда частично присущи таким личностям, как Брахма или Шива:

51) он неизменен;

52) всеведущ;

53) вечно обновляется;

54) сач-чид-ананда (обладает вечным исполненным блаженства телом);

55) обладает всеми мистическими совершенствами.


.6. Кроме того у Кришны есть еще пять качеств, проявленных в теле Нараяны:

56) он обладает непостижимыми энергиями;

57) бесчисленные вселенные исходят из его тела;

58) он является изначальным источником всех воплощений;

59) убивая своих врагов, он дает им освобождение;

60) он привлекает к себе освобожденные души.

Все эти трансцендентные качества чудесным образом проявляются в личности Кришны как ипостась Нараяны.


.7.  Помимо названных шестидесяти трансцендентных качеств, Кришне присущи еще четыре, которых нет даже у его экспансий Нараяны, не говоря уже о полубогах и живых существах:

61) Он являет разнообразные чудесные игры (особенно в детстве);

62) всегда окружен бхактами, питающими необыкновенную любовь к богу;

63) своей игрой на флейте способен привлекать все живые существа во всех вселенных;

64) обладает необыкновенной красотой, с которой не может сравниться ничто во всем творении.


.8. Из этого описания мы можем видеть, что из особых свойств сознания мы можем источать некоторые из  этих качеств до некоторой степени, вплоть до уровня Брахмы, до 55-го уровня. Прабхупада пишет, что обладание этими качествами уровня Брахмы в полной мере приводит к доступу на Кришналоку. Т.е. это на столько же ответственно, как быть Брахмой. Хотя, разница некоторая есть. Брахма может и не быть чистым Кришна-бхактой. Поэтому, бхакты Кришны, всё-таки, даже не имея всех этих качеств, но обладая чистой бхакти Кришне, тоже могут быть достойны Кришналоки.


.9. Из этого анализа мы должны понять, что делает нас воплощающими качества бога. Пусть интенсивность проявления этих качеств мы не сможем повторить, но в какой-то мере это возможно и сделает нас частичными воплощениями бога. Эти качества могут проявиться сами собой от общения с Кришной. С кем поведёшься, от того и наберёшься. Поэтому, всё, что нам нужно сделать, так это стать его чистыми Кришна-бхактами. И чтобы не возгордиться, нужно сохранять эту чистую бхакти, не смотря на всё своё могущество и способности.  Бхактивинода тхакур говорил, что если нет чувств к Кришне, то он не желает быть Брахмой. Следовательно, достоинства Брахмы ещё не являются билетом на Кришналоку. Отнюдь, Кришна при встрече с Брахмой оказался отстранённым. Ему были более дороги друзья, чем возгордившийся божок этой вселенной пусть и со всеми 55-ю качествами. Т.е. нужно стремиться не к положению бога, а к дружбе с ним и дружбе с другими. Поэтому Кришна, в отличии от многих его экспансий, стремится именно к простой дружбе, а не к положению бога. Это и создаёт сложность в многобожии. Не каждый способен понять простоту Кришны, как проявление высшего могущества.


.10. Например, Брихаспати, мудрец полубогов, когда увидел, что Вишну предпочёл почтить его не смотря на явное оскорбление чести, он понял, что он выше Брахмы и Шивы, которые были раздражены даже в менее вызывающих акциях. Это очень тонкие эмоции. Мы принимаем прибежище лишь тех, кто способен нас прощать и поправить любовью. Вроде как Вишну унизился перед Брихаспати и это может быть поводом для того, чтобы считать Брихаспати богом над Вишну, но это ведь не так. Материальными глазами нельзя постичь истину о боге. Нужны тонкие духовные реализации подобного рода. Обычные же люди, видя нечто подобное, стараются выражать почтение сильнейшему, совершенно не задумываясь о жертвах, на которые способен бог.


.11. С одним из выводов Прабхупады я готов поспорить, это на счёт того, что стать Шивой или даже Вишну невозможно. Не было бы разных воплощений, если бы это было так. В процессе комментирования я не раз буду обращать на это внимание. Это не значит, что вот сейчас на этом уровне мы вдруг захотели и стали Шивой или Вишну. Этот путь не такой дешёвый и именно на него и требуются аскезы и следование Ведам. Люди обретают сарупья-мукти, тело подобное телу Вишну или Шивы или саршти-мукти, обладание одинаковым могуществом. Зачем? Расширять царство бога. Они становятся центрами новых вселенных. Но этому предшествует положение Брахмы. И всевышний сознательно испытывает Брахму на то, готов ли он к такой роли. Поэтому бывает очень серьёзная путаница.


.12. Положению Брахмы предшествует сотня жизней в идеальной святости. Желающие стать таким богом-творцом, должны строго следовать Ведам, быть благочестивыми, сдать экзамен на терпение и только после этого им дадут власть представлять бога его полноценными энергиями. Но чистому Кришна-бхакте всё это движение во власть не нужно. Поэтому он и способен отвергать Веды.


.13. Пока мы с человеческого уровня пытаемся, не совершая толком ничего божественно святого, выдавать себя за полное проявление бога, мы только оскорбляем божественные энергии. Мы уже частица бога. На нас может быть его благословение его энергией, но всё же мы – не конечные хозяева этого всего. Не стоит относиться к этому так. Даже Брахма сознаёт, что всё потеряет в конце концов при смерти. Он молится: «Говиндам ади пурушам там ахам бхаджами» Он поклоняется изначальной личности от которой получил положение. Шива так же признаётся в третей или четвёртой песне Бхагаватам, что достиг своего положения после жизни Брахмой и в следующем существовании достигнет роли Вишну. Этот перевод мы будем разбирать позже. А пока оставим эту сложную тему.


Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz