ШБК 1.2.3

Книга 1, том 2, глава 3


Достоинство читателей Бхагаватам

Когда объект самосознания не грубое и тонкое тело



ШБК 1.2.3.1

Книга 1, том 2, глава 3, статья 1

Купите Бхагаватам не на деньги престижа


.1. В Индии принято проводить чтения Бхагаватам. Возможно, собирается аудитория в каких-то залах, которые нужно оплачивать, как-то организовывать уход за этими слушателями и, несомненно, за это берутся деньги. Даже если в счёт билета входит и само чтение Бхагаватам, разве не положено вознаграждать священников за их время, тем более тех, кто доносит слушателям Бхагаватам? Я бы согласился заплатить за такую возможность профессионалу, нежели тем, кто несерьёзно относится к делу, прикрываясь монополией из жадности, как Прабхупада.


.2. ШБ 1.1.3.ком.

«Профессиональный чтец, зарабатывающий на чтении "Бхагаватам", не имея на то права, безусловно, не является представителем Шукадевы госвами. Единственная забота такого человека - заработать себе на жизнь. Поэтому нужно избегать лекций подобных профессионалов. Обычно такие люди обращаются к самой сокровенной части произведения, минуя процесс постепенного постижения этого серьезного предмета. Как правило, они берутся за описание танца мадхурья-бхавы Кришны, неверно понимаемого недалекими людьми. Некоторые считают его безнравственным, другие же пытаются скрыть его суть за собственными глупыми толкованиями. Они не хотят следовать по стопам Шрилы Шукадевы госвами.»


.3. Кстати, не за Прабхупады ли книги столько много денег надо заплатить? Цена на комплект Шримад Бхагаватам – около трёхсот долларов. При этом профессиональный чтец берёт за чтение Бхагаватам в течении семи дней гораздо меньше. В деревне же не богачи живут. Они его кормят просто и может, дают какую-то одежду. Может, сбросятся всем миром на небольшой подарок для него. Даже если он обойдёт десяток деревень за сезон и то навряд ли, он проест больше, чем заработает. Но Прабхупада с Бхагаватам собрал миллионы долларов. Кто более за деньги тут Бхагаватам читал, это ещё нужно хорошенько подумать. Для жадного Прабхупады это вполне естественно, чтобы не видеть своего хамства.


.4. Есть немало примеров, когда даже слушая имперсоналиста за чтением Бхагаватам, бхакта достигший уровня парамахамсы, испытывал экстаз. Эта критичность к себе подобным слугам Бхагаватам вызвана жадным до денег соперничеством между школами, так или иначе религиозным влиянием, приносящим немалый доход в Индии. Возможно, популярность таких самостоятельных деятелей не давала шансов проявить себя философам школы Бхактисиддханты и потому, вполне понятно, почему Бхактиведанта свами критиковал их. За конкуренцию. Но Прабхупада прав в одном. Вникать в игры Кришны лучше частным образом, а не через мирское сообщество. Обязательно будут политические завистники.


.5. Естественная реакция, когда ты слышишь о своём боге всякие нежности в кругу непосвящённых и незнакомых, ясно, что это порождает глум извращённого впечатления, некую неловкость в их умах. Прабхупада пишет, что некоторым это кажется безнравственным, когда другие рассказывают о Кришне самое сокровенное, а другие трактуют всё мистически, пытаясь скрыть эти чувственные качества Кришны. В грубом обществе неизбежно приходится трактовать всё и буквально сцеживать по капле бхаву, скупо. Восторгаться негой не принято. Считается, что лучше восторгаться сплошным негативом. Это религиознее, чем восторгаться негой. Все завидуют друг другу, опошляют и ревнуют Кришну.


.6. Представляю, что чувствует Кришна, когда мы глумимся над его играми, описывая их нежелающим стать бхактами. А ведь за деньги эти книги о сокровенной любви Кришны ходят по миру открыто. Их разрешается купить себе, как проститутку, но просто так витать в их тематике в обществе запрещается. Будет опасная сахаджия… Каково лицемерие...


.7. Кришна ведь сказал, что скрывает себя завесой иллюзии от тех, кто склонен глумиться. Т.е. их глум и есть эта иллюзия. Слушание бхакты отличается от слушания не бхакты тем, что бхакта трепетно воспринимает игры Кришны, а не бхакта с сарказмом, гневом, удивлением и страхом, что это навредит его репутации. Так игры Кришны сами скрывают себя и глумящиеся люди быстро теряют интерес к данной теме, когда вдоволь постебались.


.8. Словом, как и описывалось выше, без пяти изначальных проявлений любви, почтительности, желания служить, оберегать, дружить и влюбляться, будут косвенные эмоции глума. И они будут до тех пор, пока важен материальный престиж. Помните, мы изучали это на графике? Поэтому зачастую гуру не продвигаются в Кришна-бхакти. Они поставлены в положение престижа и обязаны, вторя мирским людям, глумиться над рагануга-бхактами. Продвигаются только плевавшие на мирскую мораль и этику Кришна-бхакты. Теряя это, они обретают духовную нежность.


.9. В слушании Бхагаватам мы должны впитывать в себя желания по отношению к Кришне, чтобы он раскрылся нам и не нарушать эти прямые проявления бхавы публичностью, т.к. это выдержать не каждому дано.


.10. Так как такие отношения носят индивидуальный характер, мы не должны это пропагандировать абы кому, кто меряет всё по тому, на сколько престижно это будет в миру. Возможно так же не стоит обсуждать многое с близкими т.к. они станут из-за этого дальними, отвернувшись от вас, поскольку вряд ли не нуждаются в престиже. Должно оставаться нечто, что только для Кришны. Разве Кришны не достаточно, чтобы приютить нашу жажду делиться и принимать общение? И разве это не прекрасно, иметь тайну отношений вопреки всему публичному миру? Чтобы люди не могли проникнуть в эту тайну, бхакта делает вид материалиста.


.11. Кришна-бхакта должен научиться распознавать в себе заведомо стрёмное для развития любви желание показаться великим святым на мировой сцене и отказаться от соблазнов выдавать свои успехи в общении с Кришной глумящейся толпе. Всё равно окружающие не способны будут присмотреться к вашим откровениям. Они живут своими безумствами. Держите сокровенное при себе. Следует читать публично только то, что не вызывает извращённого мнения чувств данной аудитории. Что-то о дасье, о ватсалье и сакхье бхавах. Не всё, но что-то общедоступное и классическое. Но для себя открывать самое сокровенное в тайне, глубоко в сердце, как предписано учителями. Поскольку аудитория разношёрстная, на публике гуру никогда не будут откровенничать о Кришне, даже если в аудитории есть и понимающие Кришна-бхакты. Нужно быть свободным от престижа, чтобы позволить себе говорить о Кришне, не взирая ни на кого. Фактически, нужно быть способным выйти на публику голым и при этом не обращать внимания на то, что та подумает. На столько нужно не зависеть от престижа. Таких бесстрашных людей редко можно встретить. Но разъезжающим гуру нужен престиж даруемый обществом мирской этики. Иначе его не примут неофиты. Понимаете?


.12. Мы должны развить и уберечь свои чувства, не дав никому их изгадить и ещё более материлизовать этим. А гадят обычно там, где ищут славы, устраивая шоу из своих религиозных продвинутостей. Мы сами виноваты, что лезем в подобные места. Научившись, что любовь в этом мире не ценится, нужно целиком направить её на личную духовную жизнь. Некоторое смирение и безразличие пригодится для того, чтобы защитить себя от положения любвиобильного козла спасения мира. Ясно, что от мира будет козлу отпущения. Неблагодарность. А потом сделают пугалом на алтаре в качестве благодарности.  Не стоит ради них стараться расшибаться.


.13. Я - конечно же раскрылся, как мишень для стрел критики, но лишь для того, чтобы доказать нечто разумным людям и предостеречь. Я то вынесу эту пытку критики и не потеряю веру, а другие лучше бы воспользовались моим советом и практиковали своё бхакти независимо от публики, особенно вайшнавской.



ШБК 1.2.3.2

Оставьте парампару их игре престижа и уйдите в игры Кришны


.1. Это было вступление в Шримад Бхагаватам. Мы поняли на сколько это - особенная вещь. Теперь мы должны последовательно изучать его шаг за шагом, следуя по стопам Шукадевы госвами, чтобы выйти на стадию трепетного отношения к десятой песни. Если у нас нет трепетных чувств, мы должны следовать постепенному пути развития их. С самого начала мы ознакомимся со всеми выводами Веданты и будем полностью квалифицированными в противостоянии  ведическому обману чувств к концу произведения. На нас более не смогут оказывать влияния религиозные догматы, блокирующие любовь. Это всё, что нам достаточно знать, чтобы её восстанавливать.


.2. Бывают случаи, когда отношение уже трепетное к чтению игр Кришны. В таком случае даже вредно читать что-то другое. Нужно продолжать снова и снова наслаждаться играми Кришны, пробуждая чистые бхавы и не заниматься ни архивной, ни философской работой по изучению писаний. Т.е. нужно оставаться сахаджией. Если есть такая возможность, организуйтесь так. А если тяга к этому не велика, то мы должны ещё глубже что-то переосмыслить и понять рассказы и философию, описанную здесь, в Бхагаватам, с самого начала. Даже если так, мы придём к выводу о необходимости ограничиться самадхи по Кришна-лиле к концу чтения, ибо это - цель этого произведения, зацепить ум и увести его к лотосным стопам Кришны непосредственно.


.3. ШБ 1.1.3.ком.

«Из вышесказанного следует, что тот, кто серьезно изучает бхаву, должен принять послание "Бхагаватам" по цепи ученической преемственности, идущей от Шрилы Шукадевы госвами, который излагает "Бхагаватам" с самого начала, а не произвольно, желая угодить обывателям, имеющим ничтожные познания в науке о трансцендентном. "Шримад-Бхагаватам" преподносится так бережно, что искренний и серьезный человек может сразу же насладиться зрелым плодом ведического знания, просто вкушая нектарный сок, исходящий из уст Шукадевы госвами или его истинного представителя.»


.4. Ещё одним аргументом, чисто для себя, я принял, что мне нужно удостовериться, что привязанность к Кришне - вывод Шримад Бхагаватам, а стало быть и Веданта-сутры и всех Вед. Я не могу защитить этот дух, не зная выводов писаний. Когда я смогу в них ориентироваться, то смогу представлять Кришна-бхакти, опираясь на фундамент.


.5. Ученическая преемственность более ориентировалась в последнее время на мирское общественное мнение и стала мирской религиозностью. Постигать Кришна-бхакти по их материализму и бхавафобии бессмысленно. Множество фактов тому подтверждение. Лицемерие, царящее в их кругу, не позволяет им даже друг с другом нормально общаться, не то, что с богом, общение с которым они отбрасывают, как проявления устрашающей их сахаджии. Они объясняют это тем, что бережны… Ничего себе бережность… Выгнали друг друга из Кришна-бхакти, хамят на чувства и теперь по разным углам практикуются в этом. Бережные передатчики, ничего не скажешь. Привыкли ради вещи или идеологии унижать любовь людей. Кому они передали бережно? Таким же бережливым хамам? И хотят от них затем чистой бхакти. Странные люди.


.6. Нужно воспользоваться их избранными фрагментами усилий, отфильтровать религиозную политику активирующуюся деньгами или авторитарной властью, а не истиной. Нужно спокойно читать Бхагаватам,  уже не влезая в их моральный гадюшник тех или иных частных проблем, выражаемых в комментариях. У Прабхупады была проблема – желание быть богом над бхактами и потому он критиковал Кришна-бхакти тех, кто непосредственно обращается к Кришне. Вот, не за чем читать его книги, если мы хотим быть Кришна-бхактами и не собираемся поклоняться другим, как богу.



ШБК 1.2.3.3

Привейте себя к жизни Кришны


.1. Эта идея о корне весьма обнадёживает. Казалось бы, можно посвятить себя только Кришне, как корню всего и забыть все недостатки. Зачем тратить время на полив частей дерева, если достаточно поливать корень? Наверняка, многие задаются таким вопросом. Зачем всё-таки выражать почтение сильным мира сего, если достаточно выражать почтение Кришне? Так, Кришна отвратил от выражения почтения Индре пастухов Вриндавана. Вместо этого он сам принял форму холма Говардхана и стал принимать выражение почтения. Т.е. если и извлекать пользу из полива корня, то нечего выражать почтение ветвям. Впрочем, Индра пытался отомстить и не был доволен таким оборотом дела. Здесь сказано, что такое поведение характерно для тех, кто отрезан от корня. И это - тест. Мы видим, что даже призванные служить богу полубоги оказываются отрезанными от него. Что говорить о гуру?


.2. ШБ 1.1.4.ком.

«Бог Вишну подобен великому дереву, полубоги же, люди, сиддхи, чараны, видьядхары и другие живые существа - ветвям, побегам и листьям на нем. Если поливать корень дерева, то все остальные его части также насытятся водой. Лишь отрезанные ветви и листья не будут при этом удовлетворены. Со временем они засохнут, сколько бы их ни поливали. Человеческое общество, оторванное от личности бога, подобно отрезанным ветвям и листьям, и тот, кто пытается их орошать, напрасно тратит энергию и средства.»


.3. Если нашим выражением почтения корню всех живых существ недовольны некоторые Индры, это значит, что они отрезаны от него гордостью, хотя и создана видимость наместника бога, гуру. Мы должны понимать к чему ведёт нас необходимость выражать почтение таким отрезанным ветвям, завидующим абсолютному положению Кришны. С этого ничего не вырастет. Мы станем засыхать. Наши ощущения бхавы станут мизерными и извращёнными. Заметив такие признаки, следует стать ближе к корню милости Кришны и отвергнуть любых отсохших его горе-представителей. Нужно уставиться на Кришну, как это сделали все вриджабаси и семь дней пить этот нектар, чтобы спастись от духовной дистрофии и снова привиться к древу бхакти Кришне.


.4. Только это может нас спасти. Корень может принять нас обратно, если мы проявим чистую бхакти к нему, а не будем тупо ждать влаги от ссохшегося в мирской проповеди материалистам гуру. Общество бхакт, в котором не культивируются такие реабилитации  это - общества сухих дров, а не лианы бхакти. Держась за таких, как много временной бхавы могут дать нам их отвлекающие от Кришны речи? Как долго будут защищать нас наши семьи и гуру, стеснённые тем, что живые существа склонны нуждаться в любви, а не в их проповедях? Если мы не чувствуем вкус Кришна-бхакти, мы засохнем рядом с такими существами. Следует оставить такое место, где невозможно утвердить свою связь с этим корнем любви и пить нектар от него.


.5. С другой стороны, Кришна говорит в Бхагавад Гите, что всё покоится на нём подобно жемчужинам на нити. Кришна утверждает, что нет ничего, что было бы отрезано от него. Что имеется в виду в словах, что только отрезанные ветви не будут удовлетворены?


.6. Невозможно быть отрезанным от бога. Создаётся иллюзия отрезанности от бога, временная иллюзия. Даже материя не может быть не связана с Кришной. Кришна говорит, что она действует под его управлением. Эта иллюзия, то, чего нет, т.е. то, что существует лишь временно. Она заслоняет Кришну невежеством, подобно тучам солнце. Между нами и Кришной облако махат-таттвы, облако материального глума над играми Кришны, и мы связаны с ним лишь неким слабым лучом, просачивающимся через это облако.

Поэтому, мы можем не быть уверены, есть ли Кришна вообще, а если Кришна удовлетворён, можем не чувствовать ничего. Мы просто это не воспринимаем благодаря слоям невежества в уме. Но, тем не менее, мы имеем вечную связь в реальности. Иначе в понятии вечной связи нет смысла.


.7. Если какая-то ветвь дерева засохла, вернуть туда сок невозможно. Садоводы знают это и просто отпиливают такие ветви. Связь с богом не может быть подобной этому. Мы всегда связаны с ним, но думаем, что не связаны. Находясь в этой иллюзии мы страдаем. Следовательно, прабхупадисты, которые пытаются доказать, что мы не связаны с Кришной и для этой связи существуют они, являются просто дураками. Мы всегда связаны, вечно связаны с Кришной. Стоит только отмести иллюзию и это становится очевидно.



ШБК 1.2.3.4

Учите не на кресле, а на деле


.1. Вьясадева является воплощением литературного дара бога, которое уполномочено составить такие писания для блага всех живых существ. Создав Веданта-сутру, он не был удовлетворён и только создав Бхагаватам он остался доволен.


.2. ШБ 1.1.6.ком.

«"Шримад-Бхагаватам" представляет собой естественный комментарий к "Брахма-сутрам", или "Бадарайани Веданта-сутрам". Этот комментарий называется естественным, потому что автором и "Веданта-сутр", и "Шримад-Бхагаватам" - квинтэссенции всех ведических писаний - является Вьясадева. Есть и другие мудрецы помимо Вьясадевы, авторы шести различных философских систем: Гаутама, Канада, Капила, Патанджали, Джаимини и Аштавакра. В "Веданта-сутре" содержится полное объяснение теизма, тогда как в спекулятивных философствованиях прочих систем практически не упоминается изначальная причина всех причин. Садиться на вьясаасану может только тот, кто знаком со всеми философскими системами и, развенчивая остальные учения, способен совершенным образом представить теистические идеи "Бхагаватам". Шрила Сута госвами был истинным учителем, и мудрецы Наимишараньи предложили ему занять место на вьясаасане. Шрила Вьясадева назван здесь личностью бога, ибо он является его воплощением, наделенным специальными полномочиями.»


.3. Капила в этом списке - не воплощение бога Капила, а просто однофамилец, который составил некую философскую школу. Эти шесть школ, созданные шестью мудрецами, представляют из себя большое теоретизирование без прославления личности бога. Сам же аватар Капила проповедовал чистое Кришна-бхакти. Учение Вьясадевы тоже отличается большим вниманием к личности бога, в частности в Бхагаватам.


.4. Естественно, как сказано в начале Бхагаватам, Вьяса отверг всё остальное. Он отказался от своих старых, упрямых учеников и принял только Бхагаватам и новую жизнь духовного знания. Тот, кто не в состоянии поступить подобным образом не может садиться на вьясаасану и представлять Вьясадеву. Это не логично. Автор отверг другие школы, а тут находится якобы последователь занимающийся всеми теми разделами Вед, которые были отвергнуты.


.5. Мы должны помнить, что Вьяса был расстроен Ведами и более того, Нарада, его вдохновляющий воспевающий славу Кришны был недоволен этим занятием ученика. Только Бхагаватам выправил ситуацию, поскольку он имеет прямое отношение к личности бога. Т.е. это - ода его различным воплощениям.


.6. Чтобы быть опытным в развенчивании всех шести философских систем, затеняющих суть Бхагаватам, нужно либо их неплохо знать, либо быть неплохо уверенным в том, что Бхагаватам достаточно т.к. эффективно решает все проблемы. Таких удовлетворённых людей не переубедить.


.7. Охватить всё мы не способны. Поэтому, глядя на то, что Сута госвами, опытный во всех школах того времени тоже стал сторонником Вьясадевы и Бхагаватам, мы можем быть уверены, что мы эффективны. Сута госвами изучил все писания и был знаком со всеми этими школами шести мудрецов. Такой опыт очень ценен для сравнения, и он играет свою роль в описании Бхагаватам. Разумный человек может смекнуть, что это - высшая мудрость и незачем искать в других местах нечто большее, если такой мудрец нашёл это лучшим. Большего опыта просто не может быть.


.8. Что касается вьясаасаны, то это – небольшая ценность. Должен или не должен садится куда-то на широкое кресло кто-то или нет, если он никого не может сделать счастливым, то это просто – шоу. А за шоу или профанацию Баларама однажды убил гуру прямо на вьясаасане. Это был отец Суты госвами. Он был имперсоналистичен и считал, что он равен богу и потому не должен ему выразить почтение, встав с кресла. Не трудно понять, что гуру, которые объясняют, что к ним нужно относиться на равнее с богом, ходят по краю обрыва. Они так и говорят, что их путь подобен ходьбе по лезвию бритвы.


.9. Я бы не стремился к этому положению, на всякий случай. Если я всё-таки заблуждаюсь, ведь я не всезнающий, Баларама не убьёт меня за наглость сидеть на вьясаасане и принимать выражение почтения доверчивой публики. Быть величественным гуру не по мне. Говорить с трибуны мне кажется глупым т.к. ты говоришь не впопад для разных людей. Я сторонник личного общения.  И именно с глазу на глаз и возможно отмести все личные сомнения в нашем многомерном мире и говорить эффективно.



ШБК 1.2.3.5

Когда догма душит образование


.1. Несомненно, важно, чтобы старший Кришна-бхакта, помогающий нам, благословлял нас и был позитивно настроен. Кто-то должен верить в ученика, иначе он ничего не добьётся. Не захочет проявить себя. Не будет ради кого и ради чего. Вера поспособствует. Воспевающий славу Кришны должен подбадривать, но не как ныне принято у гуру, измываясь над недостатками учеников.


.2. ШБ 1.1.8.ком.

«Секрет успеха в духовной жизни заключается в том, чтобы доставить удовлетворение духовному учителю, и таким образом можно получить его искренние благословения. Шрила Вишванатха Чакраварти тхакур воспел духовного учителя в своих знаменитых восьми строфах: "Я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам моего духовного учителя. Доставить удовольствие личности бога можно, только удовлетворив своего духовного учителя. Если же он недоволен, ученик, идущий путем духовного осознания, терпит крах". Следовательно, чрезвычайно важно, чтобы ученик был послушным и безоговорочно подчинялся истинному духовному учителю. Шрила Сута госвами как ученик удовлетворял всем этим требованиям, поэтому его сведущие, осознавшие себя духовные учителя, среди которых были Шрила Вьясадева и другие, сполна одарили его своей милостью. Мудрецы Наимишараньи были уверены, что Шрила Сута госвами - истинный духовный учитель, и потому жаждали услышать его.»


.3. Не смотря на эту важность, положение гуру не столь абсолютно в духовной жизни, как навязывается. Порой гуру нехотя сковывает ученика, который ему не подходит и просто всё разрушает в его духовной жизни, нанося вайшнава апарадху. Люди обычно думают, что гуру наносится апарадха, если есть нестыковка, но мало кто понимает, что и ученику наносится апарадха, когда его пытаются эксплуатировать. В такой связке духовная жизнь обоих бывает разрушена, подкрепляемая упрямой догматикой, которой так называемый ачария должен прививать своим последователям.


.4. Несомненно, только довольный нами гуру может поделиться важными секретами Кришна-бхакти, но он же может и задушить своей заботой. Например, Шукрачария был излишне требователен к Бали махараджу и тот отказался от гуру в пользу Ваманадевы, в пользу вышестоящего. Это - проблемы гуру, если тот становится на этом пути между учеником и всепривлекающим, загораживая доступ и пресекая желание служить богу лично.


.5. Всевышний подобен корню всех вдохновителей и если гуру проповедуют удовлетворения друг друга вместо удовлетворения бога, то это - отсохшие гуру, подобные Шукрачарии. В чём-то они правы, но никак не в персонализме. Эта позиция, что если гуру не доволен то и бога не удовлетворить - чисто имперсональная теория из зависти к верховному положению бога. Даже без служения гуру, милость Кришны может прийти к человеку поскольку тот – его вечная частичка. Достаточно услышать о нём, как это может удовлетворить всерадующего. А что касается гуру, то подчас его удовлетворить, слушая о Кришне, невозможно, т.к. он лично ничего не наваривает на этом деле. Бхактисиддханта так и говорит: «Если вы проповедовали и не привели человека к нам, то вы зря проповедовали.» Что ему с того, что люди послушают и ничего не отдадут за это, ни денег, ни себя? При этом он лихо орудует догматикой, чтобы манипулировать в свою пользу учениками. Такое общество чуждо вайшнаву, подобному Бали махарадже. Он хоть и выходец из демонов, но толк в Кришна-бхакти понимает получше всяких полубогов и гуру.


.6. Первейшая обязанность истинного учителя Кришна-бхакти - привязать ученика к Кришне. Всякие требования до этого момента, не происходящие сами из привязанности - просто мирские мотивы, не затрагивающие духовно нашу сущность. Искусственным способом невозможно развить любовь к богу. Это всегда личный контакт с ним и попытка пойти наперекор старшим, завистникам на этом пути.  


.7. Старшие всегда склонны считать нас желторотыми школьниками. Это - естественная обусловленность. У меня нет никакого почтения к подобной теории, где стараются убить личное мнение молодого человека и заставить слепо повиноваться системе, сами не зная, что из этого получится.


.8. Что касается знаменитых молитв Гурваштаки, то там в каждом тексте описывается, как учитель сам погружён в  именно Кришна-бхакти, а не философствование и занимает в таком же поклонении своих учеников. Таких удовлетворить можно, не отвлекаясь от Кришны. Он не занимает учеников в служении себе.  Он этой близостью к Хари, прозрачностью, заслуживает всё уважение. А удовлетворить того, кто свои чувства превратил в идола для бхакт, невозможно.


.9. Как правило, гуру, вообще не понимают, что значит быть вдохновителями. Они думают, что это даст им власть над учениками и требуют незаслуженного выражения почтения себе словесными, устрашающими в апарадхах утверждениями. Они - просто имперсоналисты или демоны в одеждах садху. Равана занимался тем же самым, что и они. Он принял форму садху, чтобы похитить у Рамы его энергию бхакти, Ситу. Вот, гуру именно такие. Равана апи Сита чора.


.10. Говорится, что слушать имперсональные теории очень опасно для бхакты, но Сута госвами прослушал все возможные теории и был способен парировать их. Более того, он стал ачарией. Значит, не так страшен чёрт, как его малюют, если у тебя есть такая способность вести спор. Подобного же рода мудрец оказался учителем Уддхавы - Майтрейя муни. Тоже искушённый во всём. Кришна сам отправил своего близкого бхакту к нему, хотя тот не имел опыта личного общения с Кришной. Эта ситуация поразительна. Так примерно и получается, что гуру - не самое высокое положение. Бывает, что ученики спасают своих гуру от заблуждений. Они не абсолютны. Абсолютен лишь бог. Так что в этой системе нужно установить равенство. На это ещё Рамануджа обращал внимание. Он говорил: "Если все мы – брахмаджиотти, трансцендентный дух, то почему бы гуру тоже не выражать почтение ученику?" Хороший ученик - это точно такая же милость Кришны, как хороший гуру.


.11. Сута госвами был способным учеником философов монистов и помыкание им означало помыкание и тем Сутой, которому в будущем бы кланялись мудрецы Наимишараньи. Учителя, помыкающие своими учениками несомненно ставят себя в будущем в неловкое положение. Они словно пытаются разбить сосуд, перед тем, как налить в него знания. И, как правило, такая ненависть старших не проходит бесследно и трещины дают о себе знать потом следующему поколению.


.12. Поэтому, нужно внимательно выбирать воспевающего славу Кришны и никогда не давать ему повода командовать. Лишь смиренно просить, если удаётся донести понимание. Дурацкий опыт командного и придирчивого гуру я получил сполна и знаю, куда это ведёт. В школе, когда преподаватель недолюбливала меня, я стал плохо учиться. Но когда мои родители заступились за меня и преподаватель стала проявлять милость к моим незначительным успехам и ободрять, я стал успевать и подтянулся. Поэтому, не правы те гуру, которые проповедуют методом догматического недовольства учениками. Они ничего не добиваются в дальнейшем от своих учеников.



Том 1 2 3 4 5 6

Hosted by uCoz